Осетинские нормы поведения
методическая разработка на тему

Осетинские нормы поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osetinskie_normy_povedeniya.pptx908.21 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Осетинские традиции и обычаи уходят своими корнями в глубь веков, многие – в скифско-аланские времена. Среди народов Северного Кавказа, приверженных старому патриархальному укладу жизни, осетины в достаточной степени смогли сохранить свои язык, культуру, религию, традиции почти в первозданном виде. Во многом этому способствовала длительная изоляция народа в горах после опустошительных набегов монголо-татар и орд Тимура. И хотя, территориальная близость и крепкие связи с соседними народами не могли не оставить свой след, осетины и сегодня в пределах возможного, бережно хранят Фарн предков и их духовно-нравственное наследие. Когда заходит речь о наших традициях и обычаях, почему-то всегда начинают с описания народных праздников, элементов застолья и др . Несомненно, они важны. Но есть и другая составляющая нашего бытия, которая на сегодняшний день гораздо более актуальна и важна. Это – духовно-нравственный мир осетина, нормы его поведения и правила взаимоотношений с окружающим обществом. С них мы и начнем. Итак... Осетинские нормы поведения

Слайд 2

Традиционные нормы поведения осетина (осетинки) в обществе и в семье. Как известно, государственно-правовые институты и светские законы пришли в нашу осетинскую жизнь сравнительно недавно – пару сотен лет назад. А если быть точнее, то они и сегодня не воспринимаются народом в такой степени, как, скажем, в странах Западной Европы. На протяжении многих веков для горцев незыблемы были другие законы – неписанные нормы поведения, эдакий своеобразный кодекс чести. Адаты, как их принято называть в русскоязычной среде, были отработаны веками и удивительно действенны. Они также не были лишены элементов демократизма и социальной справедливости. В каждом горном обществе (селении, ущелье) действовал совет старейшин – Ныхас (букв. – «слово, разговор»). Для разрешения спорных вопросов собирался народный суд – Таерхон , где вершили справедливость наиболее мудрые, уважаемые и взвешенные люди.

Слайд 3

«Осетин проявлял живой интерес ко всему, относящемуся к обществу, членом которого он был. Если кто-нибудь нападал на данное общество, все мужчины, способные носить оружие, считали священной обязанностью выступить в защиту интересов своего общества. Ни один взрослый мужчина во время общественной тревоги –“ фаедис ”- не оставался безучастным. Каждый мужчина, схватив оружие, скакал на Ныхас и, не сходя с коня, спрашивал: « Цирдома фадес ?» («В каком направлении враги?») Получив ответ от старшего Ныхаса , он скакал на врага, ворвавшегося со злодейскими целями в пределы данного рода. В общественной жизни осетин с древнейших времен ныхас играл важ¬ную роль. Термин « ныхас » в буквальном смысле значит «разговор»... В каждом осетинском ауле имеется определенное место, обычно в центре аула, для сборища стариков, которое тоже называется « ныхасом ». Старики на « ныхасе » сидели на больших камнях, которые от долгого употребления не только отшлифовались, но даже приняли форму человеческого таза... На « ныхасе » старики занимали места строго по старшинству

Слайд 4

Традиции осетинского застолья Осетины, наряду с существеным обществено-политическим развитием, сумели сохранить и довольно сильные патриархально-родовые связи, традиции и обычаи своих предков. Одним из самых интересных и значимых составляющих этих традиций является осетинский застольный этикет, со многими его «можно–нельзя», « принято-не принято». Причём, традиции могут несколько меняться в зависимости от ущельского происхождения данной общины, а иногда даже между соседними сёлами. Но основа у них одна, уходящая корнями в глубь веков, раскрывающая характер и внутренний мир древнего народа.

Слайд 6

Традиционное застолье никогда не было для осетин только местом принятия пищи, питья и общения. Оно тесно связано с их верой, укладом жизни и нормами общественного поведения. Для того, кто прежде не сталкивался с осетинским застольным этикетом, наличие многих неписанных правил и ограничений, которых в Осетии до сих пор придерживаются за официальным столом, может показаться непривычно-странным и излишне-строгим. Но для осетина эти нормы – часть его бытия и мировозрения , часть его духовно-нравственного наследия. Так как официальные религии утвердились в Осетии сравнительно недавно, именно за столом осетины чаще всего молились Богу и святым покровителям. Отсюда и место застолья « Фынг » (дословно – «стол») также являлось как бы святым местом, за которым не допускались вольности или же недостойное поведение. Когда-то давно, ныне покойный, известный в стране осетинский артист театра и кино Бибо Ватаев ( рухсаг уад ), сидя за старшего наставлял нас, молодых: не мало важную роль в застолье осетин играли тацы !!!

Слайд 7

Второй тост за осетинским праздничным столом всегда произносится за покровителя мужчин, путников и воинов Уастырджи . С приходом в Осетию христианства этот образ часто стал олицетворяться с образом Св.Георгия. Уастырджи является самым почитаемым среди осетин святым. Тост за него обычно произносят и пьют стоя. У Уастырджи просят, чтобы в Осетии никогда не переводились настоящие мужчины, чтобы в дальней дороге их ожидала удача и верные друзья, чтобы родная Осетия жила в мире и благополучии, обойдённая невзгодами, и чтобы у нашей молодёжи были сила, отвага и мужество для защиты родной земли. Этот и все последующие тосты, произнесённые старшим, проходят через весь стол также, как и первый. Третий тост « хистар » произносит за тот повод, по которому собралось застолье (за благосклонность того святого, в честь которого праздник, за счастливый брак молодых, за благополучное возвращение из армии, за новорожденного, за юбиляра, и т.д.). Этот тост также произносится стоя (из уважения к семье, к старшим этого рода и значимости самого события). Во время любых торжеств, если тост произносится стоя и пить полагается только стоя. На поминках же наоборот - даже если человек высказался стоя, выпить он должен сидя. После третьего тоста, старший, из соображений народной демократии и уважения к присутствующим, может предоставить слово второму старшему. На этом месте обычно сидит представитель принимающего рода-фамилии (« фысым »), поэтому чаще всего своим тостом он произносит заздравную всем гостям торжества, благодарит их за оказанную своим присутствием честь этому дому и всему роду. При этом от имени хозяина дома или старших своей фамилии он может преподнести всем присутствующим за столом гостям почётные бокалы.

Слайд 8

Так как танец с кинжалами был наиболее популярным мальчики достигшие совершеннолетия исполняли его на застольях чтобы удоволетворить ныхас Танец с кинжалами бытовал в народе до 80-х годов ХIX столетия. Позднее этот сложный танец, требующий виртуозного искусства фехтования несколькими кинжалами и мастерского исполнения движений на носках, перешел на сцену и сейчас существует только в виде сценического зрелищного искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правила и нормы поведения в обществе»

Урок дает представление обучающимся 6 класса о системе правил и норм поведения людей в обществе....

Правила и нормы поведения в обществе.

Презентация к уроку по обществознанию в 6 кл....

«Формирование нравственных и морально- этических норм поведения, обучающихся на ступени начального общего образования»

Бюджетное учреждение среднего профессионального образования            Ханты –Мансийского автономного округа – Югры...

Типы семейных отношений и семейного воспитания лежащие в основе отклоняющегося от нормы поведения детей

Документ содержит информацию о типах семейных отношений и семейного воспитания лежащие в основе отклоняющегося от нормы поведения детей...

Нормы поведения

Презентация по обществознанию 7 класс...

В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Сострадание, сочувствие всему живому. Доброта как естественная норма поведения человека.

Работа над идейно-художественным анализом стихотворения позволяет ученикам осмыслить содержание произведения, понять  особенности поэзии Маяковского, роль авторских неологизмов в стихотворении....