ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД ПРЕПОДАВАНИЯ МОКШАНСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛАХ С РУССКИМ ИЛИ СМЕШАННЫМ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ СОСТАВУ КОНТИНГЕНТОМ ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья на тему

Танеева Галина Андреевна

 

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД ПРЕПОДАВАНИЯ МОКШАНСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛАХ С РУССКИМ ИЛИ СМЕШАННЫМ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ СОСТАВУ КОНТИНГЕНТОМ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

   УДК                                                                                                         Танеева Г. А.
                                                                     МОУ «Средняя школа №27», г. Саранск

 devyataikina.galina@yandex.ru

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД ПРЕПОДАВАНИЯ МОКШАНСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛАХ С РУССКИМ ИЛИ СМЕШАННЫМ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ СОСТАВУ КОНТИНГЕНТОМ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Труд учителя – это ежедневная подготовка к проведению уроков, подбор интересного материала, увлеченность своим предметом, дополнительные знания, умение донести их до детей. Учитель несет добро, вселяет в души учащихся уверенность в завтрашнем дне. Учитель – это пример, образец, эталон!

Учитель мокшанского языка должен ставить перед собой следующую цель обучения – пробудить у детей интерес и стремление к общению на мокшанском языке, воспитать уважение к мордовскому народу, его истории и культуре.

У каждого учителя возникает вопрос «Как заинтересовать ученика?». Это очень не просто, потому что все дети  разные, у каждого свой характер, каждый учащийся индивидуален и требует особого подхода. Поэтому, нужно искать ответ к этому вопросу в самих детях.

Учитель мокшанского языка, прежде всего, должен не забывать, что национальный язык для многих детей, точнее для подавляющего, к сожалению, большинства «иностранный».  Очень не просто начиная со второго класса изучать сразу несколько иностранных языков – это большая проблема. Но тем ни менее, нужно стараться помочь ребёнку получить знания, научить его понимать национальный язык, и в дальнейшем на нём свободно разговаривать. 

Не зря выдающийся педагог-новатор В. Сухомлинский говорил: «Только тот сможет стать настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком».

Ученик – это, в первую очередь ребёнок, с которым с самых первых дней играли родители, веселили его, с помощью познавательных игр обучали его произносить буквы, читать, считать.  А учитель – это тоже своего рода  родитель, который должен «играть», тем самым обучать ребёнка грамоте. Поэтому в своей работе учитель должен стараться больше использовать увлекательные задания в игровой форме, например: «Кто больше знает мокшанских слов?» (учитель делит класс на две команды и каждой из них даёт определённую тему).

Для того, чтобы дети быстро научились считать можно использовать считалки:

Фкя, кафта – пилькнень ладяйть тяфта.

Колма, ниле, вете – кяттнень вяри кепотть.

Ниле, веете, кота,– фкя аськолкста потак.

Сисем, кафкса, вейхкса – цяпайть кяттнень вельхкссот.

– Фкя, кафта – комотнеда тяфта.

Эта считалка, подходит и для проведения физкультминутки [1, с. 75].

Во время занятий очень хорошо прослушивать национальные песни, чтобы поддержать национальную атмосферу, читать мордовские сказки. Всё это, для того, чтобы ученик заинтересовался, и стремился изучать язык своей Республики. Хорошо, когда педагог имеет чувство стиля, меры, юмора, владеет техническими средствами и технологиями.

Использование ИКТ на уроках мокшанского языка помогают учителю разнообразить урок. Когда дети видят на экране схемы, примеры, упражнения, игровые слайды, они полностью вникают в урок, потому что наглядность – это очень эффективный метод в обучении. Когда учитель показывает на уроке презентацию, он экономит «драгоценное» время, потому что не нужно ничего писать на доске, а можно просто включить слайд и сразу преступить к объяснению. Разнообразен выбор мультимедийных технологий, большинство учителей демонстрируют свои проекты созданные в программе Microsoft Power Point, которая ограничена только в просмотре и прослушивании. Конечно, для современного учителя национального языка этого мало. Для более плодотворной работы следует использовать многофункциональную интерактивную доску, которая позволяет детям самим передвигать на экране слова, картинки, предметы и т.д.

Учитель не должен ограничиваться уроками, есть много видов деятельности для того, чтобы учить детей и учиться самой. Например: организовать различные кружки где дети могут шить национальный орнамент, различные поделки; или студии, где можно создать школьный мордовский ансамбль, который, очень даже возможно, будет колесить по всей стране и много-много других видов деятельности. Ведь педагог – это не только «источник знаний и умений», но и советчик, помощник, друг.

Во всех школах нашей Республики должен быть музей национальной (мордовской) культуры, который пополнялся бы различными предметами быта, утварью, одеждой. Чтобы дети  видели не только на картинках эти экспонаты, но и в своём школьном музее на экскурсии. Тем самым дети будут знать фольклор, культуру, обычаи, занятия своего родного народа.

Все эти методы помогут учителю национального языка решить следующие задачи обучения:

- научить школьников воспринимать и понимать мокшанскую речь на слух, говорить и читать по-мокшански в пределах доступной им тематики, предусмотренной программой;

- формировать у детей навыки коммуникативного общения с учетом программного речевого материала;

- ознакомить учащихся с устно-поэтическим творчеством мордовского народа, с его традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством, культурой [1, с. 4].

Языковая, а значит, и культурная интеграция – путь единения российского общества на основе единого самосознания с сохранением культур и языков [2, с. 3].

         

Литература

  1. Исайкина, А. И. Программы и методические рекомендации по изучению мокшанского языка во 2-4 классах школ с русским или смешанном по национальному составу контингентом обучающихся / А. И. Исайкина. – Ковылкино, 2006. – 108 с.

2. Рогожина, В.Ф. Программа по изучению мокшанского языка в школах с русским или смешанном по национальному составу контингентом обучающихся (пятый год обучения – 6 класс) / В.Ф. Рогожина, В.П. Гришунина. –  Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2012. – 23 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Мой взгляд на преподавание английского языка в школе"

Эссе затрагивает вопросы формирования у учащихся способности эффективно участвовать в межкультурной коммуникации. Как учить английскому языку в школе, учитывая мнообразие новых педагогических технолог...

Место страноведения в преподавании иностранного языка в школе

Известно, что язык, будучи одним из основных признаков нации, выражает культуру народа, который на нем говорит, т.е. национальную культуру. Поэтому преподаватель призван воспитывать у своих...

Театр и школа. Статья по проблеме эффективного преподавания иностранного языка в школе

В настоящее время проблема преподавания иностранного языка в школе является актуальной.  Ниже представлен и обобщен педагогический опыт по улучшению преподавания иностранного языка.  Д...

Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка.

Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка....

Создание условий для обучения учащихся иностранному языку как средству общения. Дифференцированный подход преподавании иностранного языка.

Презентация к выступлению на РМО по теме :Создание условий для обучения учащихся иностранному языку как средству общения. Дифференцированный подход преподавании иностранного языка. В презентации рассм...

“ Творческий подход к преподаванию английского языка в школе”

Эту тему мне подсказала брошюра, найденная мной на одном из сайтов: «Creativity in the English  language classroom»....