Конспект урока внеклассного чтения на тему: « О, как много мне дано » по сказке Г.Х.Андерсена « Ромашка »
план-конспект урока на тему

Игнатович Елена Анатольевна

технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_romashka.docx46.46 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивация к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне

Включение в деловой ритм

Подготовка класса к уроку

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2. Актуализация и пробное учебное действие («вызов»)

Цель: актуализация знаний учащихся, выявление самостоятельного круга чтения, необходимого для  « открытия  нового знания»

Выявляет уровень знаний, субъективный опыт учащихся, определяет типичные недостатки.

Звучит музыка из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»- «Вальс цветов».Зачитываю текст.(см. приложение)

1.Фронтальный опрос.

-Почему так старался сказочник, работая в своём саду?

 -Кого из удивительных сказочников вам напомнил садовник? Почему?

 (Предположения детей. В первую очередь вспоминается Г.Х. Андерсен. Он называл родной остров Фюн «садом всего Датского королевства»)

2.Беседа об авторе и его произведениях.

-Что вы знаете о Г.Х.Андерсене?

- Какие произведения Г.Х.Андерсена  вы читали?

3.Рождение сказок в душе автора.

- Ребята, а как вы думаете, откуда же приходили сказки к Андерсену (В результате рассуждений появляется схема сказки: плод фантазии -перевод- из народных сказок- из жизни автора)

Отвечают на вопросы          

Использование различных источников информации (Л)

Подбор аргументов для подтверждения собственной позиции (М)

3. Постановка темы урока

Цель:  обеспечение восприятия, осмысление новой темы.

Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Андерсена и обратимся к его сказке «Ромашка».

-Над чем призывает нас задуматься автор в этой сказке?

 -Ребята, важно ли для человека уметь радоваться жизни?

-А важна ли свобода для человека?

 - Какими словами ромашки можно обозначить тему нашего урока, если мы говорим о свободе, о необходимости радоваться жизни и ценить её?

-Итак, тему нашего урока можно обозначить так : «О, как много мне дано!»

(проговорить еще раз, что именно дано)

Учащиеся высказывают свои предположения

Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока, работают с текстом

Целеполагание

( Р)

Постановка вопросов ( К)

Самостоятельное формулирование цели (П)

Постановка учебной задачи

-В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. 

Зоркими глазами Андерсен пристально всматривался в мир, замечая многое, ускользавшее от других. Видимо, так и появилась сказка, которую мы проанализируем.

 Нам предстоит разобраться в том, что же увидел автор? Что заметил?

Что хотел пробудить в сердцах сказкой, которую придумал сам?

Ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла (М)

Извлечение информации . осуществление мыслительных операций анализа и синтеза (П)

 

4.«Осмысление содержания»

5. Работа с текстом

Учитель устанавливает осознанность восприятия.

- Вы прочитали сказку. Что можете сказать об этой истории? ( Это очень грустная история)

-Кто главный герой сказки? (Простой цветочек у канавы )

-Почему именно о ней написана сказка, а не о тех пышных и важных цветах?

-Давайте обратимся к тексту и проанализируем его.

-Какой вы увидели ромашку? (Она простой скромный цветок, её не заботило, что она такой простенький бедненький цветочек). 

-Нравилась ли ромашке её жизнь? Прочитайте, что она думает о себе, своих ощущениях в саду. (« Я ведь вижу и слышу всё! Солнышко меня ласкает, ветерок целует! Как я счастлива!») 

-Какими  были другие садовые цветы?( Они были очень гордыми, считали себя лучше всех и не замечали маленькую  простую ромашку).

-Не показалось ли вам, что цветы в сказках Андерсена - это люди?

-Какие слова и выражения из сказки подтверждают эту мысль?

(« Важничали, раздували щёки, покраснели от досады»)

-А как она относилась к окружающим её цветам?

(Она любовалась ими, радовалась за них, никогда никому не завидовала)

-Как называется такой приём в литературе, когда неодушевленные предметы наделяются живыми качествами?(Олицетворение)

-Как вы думаете, почему жаворонок спустился не к знатным цветам, а к скромной ромашке? Это было случайно?

( Нет, т.к ромашка-простой верный друг, открытая, жизнерадостная, добрая девочка с золотым сердечком)

-Прочитайте, какая реакция на это была у других цветов.(Они завидовали ромашке, не понимали, как птичка прилетела к такому незаметному цветку)

 ромашке было жалко тюльпаны, которые срезала хозяйка.

-Вы обратили внимание на противопоставление ромашки гордым и пышным садовым цветам? Обратите внимание на позицию автора. Вы ощущаете его присутствие? ( Да, в сказке всё время слышится голос писателя: он любуется ромашкой, восхищается её добрым сердцем, насмешливо относится в пионам)

-Автор не просто наблюдает за происходящим, а даёт всему оценку. Поэтому сказка  является литературной.

-Когда судьба снова сводит ромашку с жаворонком?

(это была печальная и последняя встреча. Жаворонок  попадает в западню, ромашка хочет помочь птичке)

Обратимся к тексту

(Выразительное чтение по ролям отрывка от слов «Утром цветок опять расправил лепестки…»)

 -О чем думает ромашка, очутившись в клетке с жаворонком? (Она думает не о себе, а о нём)

- А другие цветы? ( Они были заняты собой, что ничего не заметили.  Андерсен даже не стал писать о них)

-Какова участь ромашки, жаворонка, садовых цветов в сказке?

- Чья судьба более трагична?

-Прочитайте последние два абзаца сказки. В чём поучительный смысл слов автора, описывающего горе мальчиков после смерти жаворонка?

-Можем ли мы считать сказку пищей для ума? (Возникают мысли о мальчиках, которые погубили жаворонка, хочется посмотреть на себя со стороны, так ли я всё делаю, хочется защищать всё прекрасное вокруг)

-Кто выбросил дерн на пыльную дорогу? (любой: может, мальчики, их родители, служанка)

-А что случилось с ромашкой? (погибла)

-Но у  Андерсена мы не видим ее мертвой. Почему?( Он хотел дарить людям радость)

-Какой вы запомнили ромашку? (Любящей! Она думает не о себе, а о  жаворонке)

-Не смотря ни на что у сказки светлый конец, ибо любовь всегда светла!

Анализируют.

Делают выводы.

Работают с словарной статьёй.

Проявляют творческий потенциал.

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство выдвижение гипотез и их обоснование

П- моделирование

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Устанавливают рабочие отношения. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие(К)

Осуществляют

поиск и

выделение

необходимой

информации.

Применяют

методы

информацион-

го поиска (П)

Закрепление:

выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции

Подводит итог работы.

Организует деятельность учащихся по первичному закреплению .

-Вернёмся к теме нашего урока. Как вы думаете, почему ромашке и жаворонку

было «многое дано»?

- Что же хотел донести до нас автор? Что мы вынесли  для себя из этой истории?

(Андерсен хотел, чтобы ромашка была примером для всех, чтобы люди стремились быть добрыми, заботливыми, отзывчивыми, а не такими, как синьоры цветы, чтобы «ромашка была для каждого из нас светлым и чудесным миром благородства»)

Обсуждают проблемный вопрос, связанный с темой урока.

Учащиеся высказывают свои предположения

Оценивают  достигнутый  результат. Определяют последователь-

ность промежуточных целей с учетом конечного результата (Р).

Коррекция (Р)

6. Рефлексия деятельности

Организует рефлексию

- Заканчивается наш урок, и я попрошу вас написать на лепестках ромашки то главное, что вы увидели, почувствовали на уроке. Оцените свою работу.

Сегодня на уроке мы…

Материал урока был…

Я узнал, что…

Сказки Андерсена учат….

Мне захотелось…

Я работал…

Оценивают урок, свою работу , работу одноклассников, составляют  ромашку , подводя итоги .

Умение структурировать знания (П –общеучебные)

Управление поведением (К)

Умение выражать свои мысли (К) 

        

ПРИЛОЖЕНИЕ

Давным-давно жил на свете один удивительный сказочник. Свои сказки он не придумывал, не записывал чернилами на бумажных полях. Нет… эти очень красивые сказки росли у него в саду. И каждое утро вставало солнце, и вода в колодце становилась легкой и розовой, старик брал лейку и поливал розовой водой Восхода свои пока ещё маленькие сказочки. А потом весь день, не разгибая спины, он вырывал злые колючки. И нельзя было иначе. Ведь если только одна колючка тронет красивую сказку, она вырастет колючей и злой. Но, а кому нужна красивая, но злая сказка? Вот потому так и старался сказочный садовник от самого восхода до самого захода солнца. А сказки росли, росли… пускали листочки, цвели нежными цветами. И однажды, созрев, они начинали шептать: «Пора, пора, мой добрый сказочник!» И тут сказочник открывал ворота своего сада и звал всех детей города собирать сказочный урожай. (О.Дриз)

2. Литература 5 класс. Поурочное планирование. Система уроков по учебнику В.Я. Коровиной. Издательство: Учитель, 2013.

3. Программа по литературе 5 класс. К УМК В.Я. Коровиной и др. ФГОС. Трунцева Т.М.М: ВАКО, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника.

Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника....

Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 5 классе по сказке В.М. Гаршина "Attalea princeps"

Конспект урока внеклассного чтения "Любовь к жизни" по сказке В.М. Гаршина "Attalea princeps"....

Конспект урока внеклассного чтения в 7 – ом классе специальной (коррекционной) школы по теме: "В гостях у сказки".

закрепление полученных на уроках знаний, умений и навыков; проверить знания текста, оценить знания учащихся;Коррекционно - развивающие:способствовать развитию познавательных возможностей учащихся, вни...

Конспект урока внеклассного чтения в 7 классе по приключенческой сказке Светланы Лавровой "Куда скачет петушиная лошадь?"

Цель урока: способствовать воспитанию чувства ответственности за будущее планеты, патриотизма, интернационализма, отзывчивости посредством знакомства с приключенческой сказкой Светланы Лавровой «...

План-конспект урока внеклассного чтения в 5 классе УРОК-ИГРА «Вспоминая сказки Андерсена»

Данныйурок  внеклассногочтения  расширитяет знания детей о сказках Г.Х. Андерсена, развивает  интерес к его творчеству; воспитывает у учащихся чувство коллективизма, сплоченности, умени...

Конспект урока внеклассного чтения «Сказки народов мира»

Конспект урока внеклассного чтения «Сказки народов мира» (коррекционная школа)...