«Секреты хорошей речи» (методическая разработка элективного курса для учащихся 8 классов)
календарно-тематическое планирование (8 класс) на тему

Лузянина Антонина Григорьевна

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его мировоззрения, его коммуникативных способностей. Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Поэтому владению речью важно  формировать в школьные годы.

Элективный курс «Секреты хорошей речи» – воспитание элементарной культуры речи на основе научных разработок литературно-языковых норм. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_khoroshey_rechi_luzyanina.docx34.95 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2088 «ГРАЙВОРОНОВО»

Адрес: 109518, Москва, Волжский бульвар, д. 6, корп. 3             Е-mail: shkola2088@yandex.ru

 Тел.  8 (499) 177-5692, 8 (499) 177-5688                        ОГРН 1137746894086, ИНН 7722820502 /КПП 772201001

«Секреты хорошей речи»

(методическая разработка элективного курса для учащихся 8 классов)

Составитель:

Лузянина Антонина Григорьевна

учитель русского языка и литературы


Москва,

2014 год

Пояснительная записка

 Персидский поэт и мыслитель XII века Саади сказал:

                                Умен ты или глуп,

                                Велик ты или мал,

                                Не знаем мы, пока

                                Ты слово не сказал!

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его мировоззрения, его коммуникативных способностей. Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Поэтому владению речью важно  формировать в школьные годы.

Элективный курс «Секреты хорошей речи» – воспитание элементарной культуры речи на основе научных разработок литературно-языковых норм. В центре внимания оказывается культура речи — лингвистическая дисциплина, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения максимальной эффективности общения.

Первая часть этой задачи – субъективная: в виде освоения норм языка, выработки правильности речи как условия приобщения к культурным ценностям свободного цивилизованного мира

Конечная цель курса состоит в освоении приёмов оптимального построения высказываний, в овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи — устной и письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.

Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи.

Настоящий курс составлен для учащихся 8 классов. По мнению ведущих педагогов и психологов, подростки очень сильно нуждаются в общении. Ещё В.А. Сухомлинский в своей работе «Общение личности с обществом» писал об общении,  как о важном этапе развития личности в подростковом возрасте: «Каким станет человек, зависит от того, каков он в общении с другими людьми, какие мысли вызывает у него это общение, и к чему это направляет его волю. Человеческое общение – это чрезвычайно широкое, многогранное удовлетворение потребности человека в человеке».

  Программа элективного курса «Секреты хорошей речи»  является модифицированной, составлена на основе учебного пособия А.Г.Петряковой “Культура речи”, Г.Н.Ивановой-Лукьяновой “Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм”, Л.А.Введенской, Л.Г.Павловой, Е.Ю. Кашаевой “Русский язык и культура речи”, рекомендованных для студентов вузов.

   Программа рассчитана на 34 часа (из расчёта 1 час в неделю).

Возможные виды деятельности учащихся: анализ, конструирование, написание, редактирование собственного высказывания или речи, ролевые игры, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией, составление таблиц, изготовление наглядных пособий – памяток, участие в работе школьного пресс-центра, научного общества учащихся.

Итоги работы подводятся на итоговом семинаре или конференции.

                                       

Цель и задачи элективного курса

Цель работы:

 Систематизировать, закрепить и углубить знания обучающихся о культуре речи, полученные на уроках русского языка в 5-7 классах.

Для реализации этой цели важно решить следующие задачи:

  • дать общие сведения о языке в соответствии с «Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования»;
  • обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по русскому языку»;
  • обеспечить практическое использование знаний и умений по культуре речи на уроках по другим предметам;
  • способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся.

Перечень формируемых знаний и умений

Учащиеся должны знать: основные нормы литературного языка, основные понятия курса, жанры общения; приемы их создания, специфику их использования в реальной деятельности, нормы речевого поведения.

Учащиеся должны иметь представления: о правилах и нормах общения, о требованиях к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях; об особенностях  коммуникативно-речевых ситуаций.

Учащиеся должны уметь: соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет, следить за чистотой, точностью речи, свободно, грамотно высказываться на заданные темы, добиваясь выразительности речи за счет тропов и стилистических фигур, ориентироваться в ситуации общения.

  1. Учебно - тематический план

№ п/п

Содержание

Кол-во

часов

Вид работы

Образовательный продукт

1

Введение. Значение культуры речи в жизни общества. Социальный опрос.

1

Лекция с элементами беседы

Конспект

2

Информационная насыщенность речи. Выбор тем исследовательских работ.

1

Самостоятельное составление текста с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя

Текст художественного стиля

3

Логичность речи

1

Работа по редактированию текста

Отредактированный текст

4

Точность, ясность и простота речи

1

Практическая работа под руководством учителя

Алгоритм высказывания

Простота речи – 7 часов

5

Многообразие значений слова

1

Лекция с элементами беседы

Развернутый план - конспект

6

Слова одинаковые, но разные

1

Ролевая игра

Синквейн

7

Синонимическое богатство русского языка.

Контрастные слова.

Созвучные слова

1

Работа в группах

Исследовательский проект

8

Разнообразие способов словообразования

1

Подготовка презентации проекта

Проект таблица способов словообразования

9

Стилистические различия формообразования имён и глаголов

1

Лекция

Конспект

10

Многообразие синтаксических конструкций

1

Практикум

Таблица

11

Зачётная работа «Этот занимательный синтаксис».

1

Групповое конструирование текстов разных стилей

Тексты разных стилей

12

Чистота речи

1

Лекция с элементами беседы, создание собственного высказывания на определенную тему (работа в парах)

Собственное высказывание на заданную тему

13

Умеренность речи

1

Сбор, обработка, анализ и систематизация информации

Синквейн

Правильность речи – 12 часов

14

Правильный выбор слова.  «Ты» и «Вы» в речевом этикете

1

Анализ художественного текста, написание по образцу

Мини -сочинение

15

Как правильно употреблять части речи.

Параллельные формы имён существительных.

Разные формы имён прилагательных

1

Анализ художественного текста, написание по образцу

Эссе

16

Как используются имена числительные

1

Создание текстов с использованием числительных

Собственные тексты с числительными

17

Секреты местоимений

1

Конструирование текста с местоимениями с опорой на словарик поэзии А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова

Синквейн

18

Особенности употребления глаголов

1

Конструирование текста с опорой на словарик поэзии А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова

Синквейн

19

Чему учит синтаксис. Порядок слов в предложении.

Согласование сказуемого с подлежащим

1

Анализ художественного текста

Конспект

20

Как согласуются определения и предложения

1

Лекция

Конспект

21

Формы управления. Обособленные обороты

1

Редактирование чужого и написание собственного текста

Текст

22

Правила употребления сложных предложений

1

Лекция, конспектирование материала в виде таблицы

Таблица

23

Трудности произношения

1

Практическая работа

Таблица - схема

24

Орфоэпические нормы

1

Лекция

Конспект, составление таблицы

25

Проверочная работа. Тестирование «Умею ли я правильно говорить».

1

Практическая работа

Тестирование

Образность речи – 5 часов

26

Какую речь называют образной

1

Анализ художественного текста

Алгоритм выполнения анализа

27

Эпитеты. Сравнения. Метафоры

1

Практическая работа

Эссе

28

Метонимия. Синекдоха. Олицетворение

1

Лекция, практическая работа

Эссе

29

Гипербола. Литота. Аллегория

1

Комплексный анализ художественного текста

Анализ прозаического произведения

30

Сочинение - рассуждение по стихотворению В.Солоухина «Здравствуйте!».

1

Самостоятельная работа

Сочинение - миниатюра

31

Урок-диспут: «Русский язык гибнет или проходит путь своего естественного развития?»

1

Комплексный анализ художественного текста

Анализ лирического произведения

32

Благозвучие речи

1

Комплексный анализ художественного текста

Анализ лирического произведения

33-34

Итоговая конференция. Защита проектов. Выступление агитбригады.

2

Тестирование, защита творческих работ

Творческий отчет, презентация творческих работ

Содержание программы

Введение

Значение культуры речи в жизни общества.

Освоение норм языка, выработка правильности речи как условие приобщения к культурным ценностям свободного цивилизованного мира.

Исследование факторов, разрушающих нормы литературного языка, с целью их сохранения, поддержания и пропаганды.

Информативная насыщенность речи

Главное назначение речи – быть средством общения, передавать нужную информацию. Многословие (речевая избыточность) и пустословие.

Плеоназм (излишество) и его разновидность тавтология.

Лексические повторы. Речь пространная и лаконичная.

                                                 Логичность речи

Логичность как важнейшее условие речи.

Законы логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Типы логических ошибок.

Точность, ясность и простота речи

Причины неясности высказывания. Редактирование текста.

Богатство речи

Количество слов, используемых в речи, - критерий ее богатства и бедности.

Многообразие значений слов. Значения основное (прямое, первичное, главное) и производное от него (неосновное, переносное, вторичное).

Слова одинаковые, но разные. Многозначность слов и омонимия. Омоформы.  Омофоны.  Омографы. Игра слов. Каламбур.

Синонимическое богатство русского языка. Градация. Контрастные слова- антонимы. Оксюморон.  Антифразис. Созвучные слова – паронимы.

Разнообразие способов словообразования. Богатство суффиксов в русском языке. Разговорные и просторечные словообразовательные модели.

Стилистические различия в формообразовании имен и глаголов. Многообразие и гибкость системы русского склонения, спряжения. Варианты окончаний существительных.

Многообразие синтаксических конструкций. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

Чистота речи

Засорение речи в результате употребления без надобности диалектизмов, профессионализмов, просторечных слов, вульгаризмов, речевых штампов, иноязычных слов, канцеляризмов, «слов-паразитов».

Уместность речи

Ситуация высказывания. Цели и задачи общения. Необходимость установления контакта между говорящим (пишущим) и слушающим (читающим). Принцип дихотомии (уместно – неуместно) при выборе стиля.

Правильность речи

Понятие нормы литературного языка. Требования лексической сочетаемости. Употребление частей речи. Параллельные формы имен существительных. Форма рода. Особенности в склонении некоторых существительных. Разные формы имен прилагательных. Использование в речи имен числительных. Секреты местоимений. Особенности употребления глаголов.

Синтаксические нормы

Особенности построения простых предложений. Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим. Правила употребления сложных предложений.

Орфоэпические нормы

Правила произношения безударных гласных звуков, согласных звуков, иностранных слов, имен и отчеств.

Образность речи

Тропы. Художественные определения - эпитеты.

Образные сравнения. Метафорические образы. Метафоры мертвые, сухие, бытовые, поэтические, индивидуально-авторские, развернутые. Симфора. Метонимия. Синекдоха. Антономазия. Олицетворение. Персонификация как вид олицетворения. Гипербола и литота. Аллегория. Ирония. Перифраз.

  1. Благозвучие речи

Неповторимая индивидуальность фонетической системы русского языка. Признаки неблагозвучия. Звукопись. Аллитерация и ассонанс. Ономатопея.

Формы контроля

    Для  того  чтобы  сделать  занятия  интересными  и  личностно значимыми для учащихся, при выборе форм и методов обучения  руководствовались следующими положениями:

- смысловая целостность занятий;

- включение методик, допускающих разновариативное отношение к результатам и обсуждаемым вопросам;

- динамичность, увлекательность упражнений и методик;

 - разнообразие форм работы.

Тематика индивидуальных работ обучающихся:

I. Рефераты

  1. Пути и судьбы ораторского искусства.
  2. Вечные идеи античных риторов (Корас, Горий, Сократ, Платон, Аристотель, Демосфен).
  3. Учение о коммуникативных качествах речи.
  4. Жизнь без языка.
  5. «Магическая звука власть…»

II. Творческие работы

  1. Конкурс риторов «Интонация – душа звучащей речи»
  2. Сочинения – рассуждения, эссе: «Язык очей и говор жеста», «Сердечное слово до сердца доходит», «Литературно-языковые нормы – регуляторы речевого поведения».
  3. Инсценирование отрывков из художественных произведений.

III. Проекты

  1. Сущность и функции языка.
  2. Нормы поведения и правила общения.
  3. Деловые бумаги в школе.

IV. Исследовательские работы

  1. Крылатые слова и менталитет народа.
  2. Использование иноязычных слов в средствах массовой информации.
  3. Функции русского языка в современном мире.
  4. Грубые нарушения норм литературного языка на радио (на телевидении, в рекламе, на эстраде).
  5. Употребление в художественных произведениях местоимений «ты» и «вы».

Список литературы для учащихся

  1. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 1993.-175с.
  2. Голуб, И. Б., Розенталь, Д. Э. Книга о хорошей речи. – М., 1997. -306с.
  3. Голуб, И. Б. Статьи об основах красноречия // Народное образование. - №3,7,8. – 2000; №1 – 2001.-214с.
  4. Чуковенков А.Ю., Янковая В.Ф. Деловая корреспонденция. М., 2004.-156с.
  5. Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет / Н. И. Формановская. — М., 2005.-302с.

Список литературы для  учителя

  1. Колтунова М.В. Деловое письмо: что нужно знать составителю. М., 2000.- 321с.
  2. Львова, С. И. Позвольте пригласить вас…, или Речевой этикет / С. И. Львова. — М., 2005. – 241с.
  3. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.-168с.
  4. Открытые уроки по курсу «Русский язык»: 5-11 класс/ Сост. Е.В.Васильева, Т.И.Канина, О.Е.Жиренко. – М.: 5 за знания, 2008. – 128с. – (Методическая библиотека).
  5. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И.Максимова. М., 2004.- 263с.                    
  6. Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М., 2004.-186с.
  7. Чуковенков А.Ю., Янковая В.Ф. Деловая корреспонденция. М., 2004.-327с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка элективного курса "Особенности делового общения"для 9 классов

Методическая разработка элективного курса " Особенности делового общения"для 9 классов  Предлагаемая программа элективного курса предпрофильной подготовки «Особенности делового общения » составле...

Методическая разработка элективного курса по русскому языку для 11-го класса "Речеведение".

Методическая разработка элективного курса для 11 класса "Речеведение". Учитель-языковед может использовать при подготовке к ЕГЭ и для уроков в 9-11 классах при работе с текстами и с художественно-выра...

Методическая разработка элективного курса «РЕШЕНИЕ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ВПИСАННЫЕ И ОПИСАННЫЕ ОКРУЖНОСТИ» по геометрии для учащихся 9 класса

Статистические данные анализа результатов проведения ЕГЭ говорят о том, что наименьший процент верных ответов традиционно дается учащимися на геометрические задачи. Задачи по планиметрии, включаемые в...

Разработка элективного курса для 9 класса "Развитие навыков устной речи на основе моделированных ситуаций и ролевой игры"

Материал содержит пояснительную записку к курсу, учебно-тематический план, содержание программы элективного курса, разработку занятий к программе элективного курса, приложение, дидактический инструмен...

Методическая разработка элективного курса "Знатоки английского языка"для 9-х классов.

Методическая разработка элективного курса " Знатоки английского языка"для 9-х классов....

Разработка программно-методического сопровождения элективного курса для предпрофильных классов по теме "Международные экономические отношения"

Элективный курс для 9-х предпрофильных классов  расширяет рамки знаний по географии, поможет учителю в работе....

Методическая разработка Элективный курс по физической культуре «Физиологические основы физических упражнений. Баскетбол - как вид нестандартных физических упражнений» (для учащихся 10-11 классов)

Содержание данного курса актуально, так как содействует не только формированию у учащихся  представления о баскетболе как виде спорта, но и помогает полнее понять физиологические процессы, происх...