Н.В.Гоголь. Сведения о жизни и творчестве писателя, его связь с Украиной.
план-конспект урока (7 класс) на тему

Школа Наталья Викторовна

урок в 8 классе (VII вида)План урока.

1. Детство Н. В. Гоголя. Учение в Полтавском уездном училище.

2. Годы учения в Нежинской гимназии высших наук.

3. Творческие этапы в жизни Н. В. Гоголя.

    1-й этап (1828-1835гг.)

         издание произведения « Ганц Кюхельгартен»;

         знакомство с А. С. Пушкиным;

         издание сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»;

         издание сб. «Миргород», «Арабески».

    2 - й этап (1835 - 1842гг.)

         создание и постановка комедии « Ревизор»;

         создание 1 тома поэмы « Мертвые души».

   3-й этап (1842-1852гг.)

         Работа над вторым томом «Мертвых душ».

         1847г. – публикация книги «Выбранные места из переписки с друзьями».

         1852г.- сожжение 2 тома «Мертвых душ» и личных бумаг.

Смерть Н.В Гоголя 4 марта (по н. ст.) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 8 классе VII вида

Тема. Н.В.Гоголь. Сведения о жизни и творчестве писателя, его связь с Украиной.

Цель: познакомить учащихся с биографией Гоголя, рассказать о его связях с Украиной;

            развивать навыки работы  с кроссвордом, с таблицей;

            воспитывать интерес к личности и творчеству Гоголя.

Тип  урока: урок изучения новой темы.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности.

    Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с известным русским и одновременно с украинским писателем , по произведениям которого снято немало увлекательных, интересных, захватывающих фильмов. Например, «Вечера на хуторе близ Диканьки». Он был знаком с А.С.Пушкиным,  Жуковским, Белинским и другими известными и талантливыми деятелями того времени. Кто же это? Да это Н.В.Гоголь. А какие произведения мы уже изучали в предыдущих классах?

II. Восприятие нового материала.

Слайд1

План урока.

1. Детство Н. В. Гоголя. Учение в Полтавском уездном училище.

2. Годы учения в Нежинской гимназии высших наук.

3. Творческие этапы в жизни Н. В. Гоголя.

    1-й этап (1828-1835гг.)

         издание произведения « Ганц Кюхельгартен»;

         знакомство с А. С. Пушкиным;

         издание сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»;

         издание сб. «Миргород», «Арабески».

    2 - й этап (1835 - 1842гг.)

         создание и постановка комедии « Ревизор»;

         создание 1 тома поэмы « Мертвые души».

   3-й этап (1842-1852гг.)

         Работа над вторым томом «Мертвых душ».

         1847г. – публикация книги «Выбранные места из переписки с друзьями».

         1852г.- сожжение 2 тома «Мертвых душ» и личных бумаг.

Смерть Н.В Гоголя 4 марта (по н. ст.)

  1. Детство Н. В. Гоголя. Учение в Полтавском уездном училище. Слайд2

       Отец Гоголя, Василий Афанасьевич Яновский-Гоголь, служил при Малороссийском почтамте, откуда уволился в чине коллежского асессора. Служил секретарем у дальнего родственника, бывшего министра, уездного представителя дворянства, Д.П.Трощинского. 

Василий Афанасьевич любил искусство, сам писал стихи и комедии на украинском языке.

      По преданию (информация не подтверждена), вторую часть фамилии - Гоголь - добавил к своей (Яновский) дед Николая Васильевича. Это было сделано, чтобы доказать происхождение рода от полковника Остапа Гоголя, прославившегося на Украине в XVII веке.

     Мать Гоголя, Мария Ивановна, урожденная Косяровская, была, по преданию, первой красавицей на Полтавщине. Происходила из семьи помещиков. Замуж на Яновского-Гоголя вышла в 14 лет, родила шестерых детей.

     Писатель родился 20 марта 1809года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Мальчик был необыкновенно слаб и худ, но выжил.

     В благодарность Богу… По семейному преданию Василий Афанасьевич и Мария Ивановна в благодарность Богу за рождение сына построили церковь и назвали мальчика в честь Николая Чудотворца, перед чьей иконой молилась мать.

     Хутор Купчинский или Яновщина, позже Васильевка – родное гнездо, имение родителей Гоголя.  Из их 12 детей выживут только 5: Николай и 4 сестры: Мария, Елизавета, Анна и Ольга. Из сыновей дольше всех прожил Иван, он был на год моложе Николая. Андрей и Дмитрий умерли младенцами.

     Семья Гоголей была очень религиозная, что, несомненно, наложило свой отпечаток на мировоззрение будущего писателя. Особое внимание духовному воспитанию детей уделяла мать.

     Отец Гоголя увлекался театром. В имении Трощинского для этого специально было построено здание. Василий Афанасьевич играл в пьесах, оформлял спектакли, помогал в шитье костюмов. Вместе с ним на подмостки сцены поднималась и Мария Ивановна. После отца Гоголя остались две комедии, он писал и стихи.

     В 1818 году отец отвёз сыновей: Николая и Ивана в Полтаву, в поветовое училище. За всякую провинность там жестоко наказывали.  1818 - 1819 годы - Николай Гоголь, вместе с братом Иваном, учатся в Полтавском уездном училище.

2. Годы учения в Нежинской гимназии высших наук. Слайд3

1821 – 1828 гг. – учеба в Нежинской гимназии высших наук. Увлечение театром, живописью. Первые литературные опыты.

После смерти Ивана отец забрал Николая домой: родители боялись за его здоровье.

 В 1821 году его определили в Нежин, в гимназию высших наук, которую ещё называли лицеем. Оттуда вышло много замечательных людей.

    Появление Гоголя в  в гимназии запомнилось однокашникам как комическое зрелище: новичок был укутан в шубы, свитки. Одеяла. Их долго развязывали, а когда, наконец, развязали, глазам предстал невзрачный мальчик с длинным носом, пугливо озирающийся по сторонам.  Из его ушей торчала вата. Дисциплина у Гоголя хромала……..стр.178

      Практически с первых дней учёбы он занимался сочинительством.

3. Творческие этапы в жизни Н. В. Гоголя. Слайд4.

    1-й этап (1828-1835гг.)

         издание произведения « Ганц Кюхельгартен»;

         знакомство с А. С. Пушкиным;

         издание сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»;

         издание сб. «Миргород», «Арабески».

  Ещё в Нежинской гимназии Гоголь мечтает о дальней дороге в Петербург, куда он и приезжает в 1828 году (накануне Нового года). Из - за Пушкина, из желания жить рядом с ним и ехал он в столицу,  так же намереваясь поступить на госслужбу. Город разочаровал Гоголя. Бесконечные поиски хорошего места службы Гоголь совмещает с литературной деятельностью. Он написал стихотворение «Италия» и отправил его анонимно в журнал «Сын отечества». (1829г) Это было первое напечатанное произведение писателя.

  Вслед за стихотворением вышла поэма «Ганц Кюхельгартен». Боясь  критики, писатель опубликовал её под псевдонимом  В.Алов. Критика встретила произведение насмешками. Расстроенный  Гоголь забрал из книжных лавок все экземпляры и сжёг их.

     20.05.2831 г. – встреча с А.С.Пушкиным Критики утверждают, что именно Александр Сергеевич дал Гоголю идеи для таких произведений, как «Ревизор» и «Мертвые души».  

     1831 - 1832 годы - написаны и опубликованы «Вечера на хуторе близ Диканьки». Именно это произведение принесло Гоголю настоящую популярность.

    Через 3 года в 1935году были опубликованы сборники «Миргород» и «Арабески». Авторитетный  критик Белинский оценил произведения писателя чрезвычайно высоко

Физминутка

 

 2 - й этап (1835 - 1842гг.)

         создание и постановка комедии « Ревизор»; 1935г

         создание 1 тома поэмы « Мертвые души».

    В 1936 г. Н.В. уехал за границу, где пробыл около 10 лет, изредка приезжая в Россию. Он жил в Германии, Швейцарии, Франции и Италии, которая ему полюбилась особенно.

   В столице Италии Риме Гоголь создал свой великий роман «Мертвые души». Первый том, которого был издан в 1842г.

3-й этап (1842-1852гг.)

         Работа над вторым томом «Мертвых душ».

         1847г. – публикация книги «Выбранные места из переписки с друзьями». (результат релег.раздумий)

         1852г.- сожжение 2 тома «Мертвых душ» и личных бумаг.

     Вскоре писатель принялся за работу над вторым томом, однако она не шла. Гоголь мучился сомнениями, удастся ли ему хорошо передать замысел произведения.

   Летом 1945г он пережил тяжёлый душевный кризис. В результате, которого он сжигает 2 том.

    В надежде найти выход из душевного тупика он отправляется в Иерусалим – поклонится христианским святыням. Однако поездка не принесла облегчения.

     После паломничества он возвращается в Россию, где принялся за 2 том. И по-прежнему он ему не давался. 1852г душевное и физическое состояние резко ухудшилось Он снова сжигает 2 том.

21 февраля 4 марта (по н. ст.) 1852г Гоголя не стало. В официальном документе о смерти коллежского асессора Гоголя было написано, что он умер от простуды. Другие считали, что это тиф. Кто-то полагал, что у него воспаление кишечника. Иные подозревали у него умственное расстройство. Терялись в догадках и врачи, лечившие Гоголя или пытавшиеся его лечить. Душа Гоголя устала бороться с собой, со слабостью телесных сил, не позволявших ему закончить титаническую работу над «Мёртвыми душами».

     Гоголь отчаянно боялся умереть, а ещё больше - быть похороненным заживо. В 20 годы обратили внимание на плачевное состояние могилы великого писателя и решили перенести его прах от стен Даниловского монастыря. Была организована специальная комиссия по перезахоронению останков Гоголя. Внутренняя обшивка гроба оказалась изодранной в клочья. Несчастного и впрямь погребли в состоянии литаргического сна! Очнувшись, он пытался выбраться из гроба, но напрасно. Настоящий конец наступил из-за недостатка воздуха. Хотя писатель неоднократно просил не хоронить его, пока у трупа не появятся признаки разложения, тело поспешили опустить в могилу.

     Члены комиссии по перезахоронению захотели что-нибудь оставить себе на память о великом Гоголе. Один взял неплохо сохранившийся жилет, а затем хвастался книгой «Мёртвые души», переплёт которой был изготовлен из жилета писателя. Кому-то захотелось взять на память сапоги покойника. Но по ночам стали мучить кошмары: приходил Гоголь и требовал сапоги. Пришлось обратиться за разрешением захоронить сапоги. После захоронения кошмары ушли. Но самое кощунственное было в том, что кое-кто из учёных мужей решил оставить череп писателя, и долго ходил слух, что Гоголя похоронили без головы.   

    Гоголь очень любил свою родину – Малороссию. Всю жизнь чувствовал неразрывную связь с ней, хорошо говорил по-украински. Он часто навещал имение своих родителей в Васильевке.

IV Применение знаний, умений и навыков.

Разгадывание кроссворда. Слайд5

V Д/З  Прочитать комедию «Ревизор» гл. I-II


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

Жизнь и творчество писателя А.С. Грина/ Анализ рассказа А.С. Грина «Зелёная лампа»

Урок литературы с элементами мастерской "Путь к Александру Грину".Цель: обращать внимание учащихся на многозначность отдельных слов, словосочетаний, предложений, содержащихся в тексте, подве...

Урок литературы в 10 классе. М.Е.Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества писателя.

Урок литературы в 10 классе.Учитель:Халфина Ребия Аджиметовна Тема: М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества писателя.Цель:·        Рассказать об обществе...

Задания для самостоятельной работы пятиклассников над статьями о жизни и творчестве писателей.

Задания для самостоятельной работы по учебнику для 5 классов под редакцией В.Я.Коровиной ....

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество писателя

Урок литературы для учащихся 10 класса по теме "И. С. Тургенев. Жизнь и творчество писателя"....

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «Краткие сведения о Н.В. Гоголе. Малороссия в жизни и судьбе писателя».

Технологическая карта урока, составленная в соответсвии с ФГОС ООО. Содержит материалы для сообщений о жизни  Н.В.Гоголя. В урок включены задания, позволяющие развивать умение выделять в тексте г...

Вальтер Скотт. Сведения о жизни и творчестве английского писателя. Исторический роман «Айвенго».

                  Русская литература лишь одна ветвь мировой культуры, и ее нужно изучать в тесной связи с зарубежной литературой. Поэтому произведе...