Учебно-методическое пособие." Интегрированный урок. Родной язык и технология."
учебно-методическое пособие (5 класс) по теме

Оюн Лола Игоревна

учебно-методическое пособие "Интегрированный урок Родной язык и литература"                                          Интегрированный урок. Родной язык и технология.

Цели:

  1. Ознакомить со стихотворением И.Иргит «Тыва оомге», историей возникновения валяния войлока и видами валяния.
  2. Изучить стиль тувинского народного творчества.Изучить лечебные и технологические свойства войлока.
  3. Научить подбирать гармоничные цветовые сочетания.
  4. Работать с войлоком, выполнять основные приёмы, закрепить практические знания и умения.
  5. Формирование и развитие познавательного интереса к родному языку, рукоделию, развитию самостоятельности.
  6. Формирование навыков культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов. Развитие устной речи у учащихся
  7. Привить любовь к родному языку и уважению к истории народа.

Задачи:

Познавательные:

  • систематизировать и обобщить теоретические знания по родному языку, закрепить практические умения по разделу "Валяние из войлока";
  • научить учащихся применять полученные ранее знания при решении смысловых и технологических задач.

Развивающие:

  • развивать коммуникативные умения через групповую деятельность;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе решения смысловых технологических задач;
  • способствовать развитию творческих способностей и эстетического вкуса учащихся;
  • уметь анализировать, делать выводы

Воспитательные:

  • способствовать формированию толерантного отношения друг к другу;
  • развивать умения и навыки, необходимые для групповой работы.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи:родной язык-знание о тувинских писателях, технология-умение изготовления  войлока,история – сведения о культуре и традициях наших предков, черчение – работа с чертежными инструментами, понятия эскиза; изо– цветовое решение изделия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lola_salchak_urok.docx1015.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Интегрированный урок. Родной язык и технология.

Разработала: Салчак Лола Игоревна, учитель родного языка и литературы

Место работы: МБОУ СОШ с.Сосновка Тандинского кожууна

Не губи ты жизнь бездельем,
Занимайся рукодельем!
Результат – на радость нам,
Нашим близким и друзьям!

Цели:

  1. Ознакомить со стихотворением И.Иргит «Тыва оомге», историей возникновения валяния войлока и видами валяния.
  2. Изучить стиль тувинского народного творчества .Изучить лечебные и технологические свойства войлока.
  3. Научить подбирать гармоничные цветовые сочетания.
  4. Работать с войлоком, выполнять основные приёмы, закрепить практические знания и умения.
  5. Формирование и развитие познавательного интереса к родному языку, рукоделию, развитию самостоятельности.
  6. Формирование навыков культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов. Развитие устной речи у учащихся
  7. Привить любовь к родному языку и уважению к истории народа.

Задачи:

Познавательные:

  • систематизировать и обобщить теоретические знания по родному языку, закрепить практические умения по разделу "Валяние из войлока";
  • научить учащихся применять полученные ранее знания при решении смысловых и технологических задач.

Развивающие:

  • развивать коммуникативные умения через групповую деятельность;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе решения смысловых технологических задач;
  • способствовать развитию творческих способностей и эстетического вкуса учащихся;
  • уметь анализировать, делать выводы

Воспитательные:

  • способствовать формированию толерантного отношения друг к другу;
  • развивать умения и навыки, необходимые для групповой работы.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи: родной язык-знание о тувинских писателях, технология-умение изготовления  войлока, история – сведения о культуре и традициях наших предков, черчение – работа с чертежными инструментами, понятия эскиза; изо – цветовое решение изделия.

Оборудование урока и материалы:

Инструменты и принадлежности для работы:

  • Образцы изделий.
  • Шерсть для валяния
  • Иглы для валяния, иглопробивное  устройство
  • Губка
  • Цветная бумага и картон
  • Ножницы, линейка, клей
  • Технологические карты
  • Компьютер
  • Проектор
  • Учебник
  • словарь

                                                                                Ход урока

I. Организационный момент. 

Здравствуйте, я рада приветствовать вас на нашем интегрированном уроке по теме  «Открытка из войлока». Сегодня мы с вами познакомимся с новым стихотворением И.Иргита «Огге йорээл»,также с  историей возникновения валяния, выполним открытку из шерсти способом сухого валяния . Ты входишь в мир, как в двери мастерской. Ты можешь сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А радость твоего творения обязательно почувствуют те, кто будет это творение смотреть. Современные дизайнеры одежды, аксессуаров, игрушек с большим интересом обратились в последнее время к войлоку, дающему огромные возможности для создания креативных и практичных предметов. Войлок – особого рода полотно, получающееся путем спутывания между собой волокон шерсти. О технике фальцевания (холодном, сухом способе валяния) наш сегодняшний урок.

II. Изучение нового материала.

  1. Словесно-иллюстрационный рассказ.
  2. Стихотворение И.Иргит «Тыва оомге».

Игорь Иргит «Тыва оомге».

Шаг шаа-биле оскерлиш чок

Чангыс черге кайын турар.

Ынчалза-даа элдеп чуве:

Ынааларлыг,хараачалыг,баганалыг,

Олбук,кудус,ширтектерлиг тыва оовус

Ол-ла хевээр,бурун олчаан туруп калган.

Бажын-балгат тыва огну солупканда,

Багай оовус уттундуруп чидер часты.

«Эрги шагнын артыышкыны-

Элбер-самдар кидис огнун кончуун!»-дижип,

Бодувус-ла чурттап келген тоогувусту

Бодал чокка куду коруп турдувус чоп.

Ам кээп богун частырыывыс миннир-дир бис:

«Аа богда,ол дег коя чуве кайдал!».

-Уруглар,богун кичээлге И.Иргиттин шулууннун сайгарылгазын кылып корээлинер.

-Шулуктун темазын тодарадып корээлинер.Чунун дугайында-дыр?

-Шулуктун темазы:тыва огнун дугайында.

-Идеязы чунун дугайында-дыр?

-Тыва огнун дугайында.Тыва ог шаандан тура бистин огбелеривистин чурттап чораан оран-савазы-дыр.Ол чунун-биле онзагайлыгыл?

--Тыва ог чурттааарынга дыка таарымчалыг кылдыр кылдынган бооп турар.Тывалар шаандан тура кошкун амыдыралдыг чораан болгаш,огну база кожуп хонарынга таарымчалыг кылдыр чогааткан.Ону дургени-биле чыыптар,дургени-биле чыып тургузуптар.

-Бо шулукте кошкун амыдыралдан сууржун чуртталгаже шилчээш,хой кезии кижилер ону уттуп,бажыннарга чурттап чанчыга бергеннер.Олар огбелеринин чагыын уттуп бар чытканнар. «Огну эрги шагнын артыышкыны –элбер-самдар кидис огну кончуун»-деп чугаалап турганнар.Ынчалза-даа уе кижини ооредир дээни ышкаш,тыва ог тыва кижинин амыдыралынга эн чугула кол черни ээлеп турар деп чуул амгы шагнын кижилеринин мээ-медерелинге чедип келген деп чуулду бо шулукту ооренип коргеш,ылап тода чугаалап болур-дур бис.

-Бо шулукте силерге утказы билдинмейн баар хире состер таварышкан боор.Оларнын кыска утказын сайгарып коруптээлинерем.

-Шаг-уе

-Ынаа(улун)-хана биле хараачаны тудуштурар узун ыяштар.

-Хараача-огнун устунде тогерик кезээ,ынаалар сугар уттерлиг болур.

-Багана-хараачаны быжыглаар усту адыр ыяш.

-Олбук-кидистен кылган олут.

-Кудус-хой дугунден кылган чадыг(шывыг).

-Ширтек-огнун адаанга черинге салыр чадыг.

(состернин кыска сайгарылгазын кылыр).

-Ынчангаштын огнун дерилгези болгаш огнун бодун кылган материалынын дугайында чугаалажыптаалынар.

-Кудус,ширтек,олбук база ог кандыг материалдан кылдынганыл?

-Кидистен.

-Шын-дыр.Кидис кылдынган.

-Ам биче кадында кидис дугайында чугаалажыптаалыптаалынар.Кидисти чуден кылырыл?

-Дуктен.Хойнун дугунден.

-Шын-дыр.Ам кидистин кижинин кадыынга кандыг эки салдар чедирип турарынын дугайында чугаадан кылыптаалынар.

-Баштай кидистен чуну кылырыл?

-Кидис идик,огнун дериг-херекселдери (кудус,ширтек.олбук),аъттын эзер-чонаа,эр болгаш херээжен улустун идик-хеви …

-Ам кидистин шынарларынын дугайында чуну чугаалап болур силер?

О свойствах и пользе войлока.

Войлок-это натуральный материал,подаренный нам природой.О полезных свойствах войлока люди узнали уже давно.Сегодня у войлока второе рождение,т.к.ценители экологичных и натуральных материалов все чаще обращаются к этому уникальному материалу.

Свойство войлока:

1.ВОЗДУХОПРОНИЦАЕМ.Натуральная овчинная шерсть из которой получается войлок,имеет между ворсинками миллионы воздушных пузырьков,что приводит к свободной циркуляции воздуха и исключает перегревание и переохлаждение организма-сохраняется только температура тела человека,предупреждая тем самым возникновение простудных заболеваний.

2.МИКРОМАССАЖ. Шерсть нежно массажируют нервные окончания тела человека на капиллярном уровне,что улучшает кровообращение и нормализирует давление.

3.ШЕРСТЬ ГИДРОСКОПИЧНА.

Шерсть способна впитывать влагу до 33% от собсвенного веса и пропускать ее через себя в атмосферу,оставаясь на ощупь сухой.


Литература:

1.Г.Д. «Мир детства кочевой Азии».Кызыл-2009.

2.М.С.Байыр-оол «Тывалар».Кызыл-2010.

3.М.Кенин-Лопсан «Тыва чанчыл».

4.Ч.Чульдум «Улусчу педагогиканын ужук достери».Кызыл-2002.

5.К.О.Шактаржык,В.А.Биче-оол «Тыва дугайында чугаалар».

6.Журнал «Башкы».Кызыл-2004. №4.


4.ШЕРСТЬ НЕЙТРАЛИЗУЕТ ЯДОВИТЫЕ ВЕЩЕСТВА.

Уже век назад знаменитый исследователь    свойств шерсти,профессор Йегер,установил,что шерсть может нейтрализовать кожные испарения.Шерсть-это натуральный, гидрофобный белок т.е. каждая шерстинка неподмачиваема водой.Этот белок состоит из аминокислот,имеющих свойства нейтрализовать одной частью углекислоту,другой аммиачные соединения-ядовитые вещества.Сегодняшние исследования гигиены сна могут подтвердить,что овечья шерсть,состриженная с живого животного,нейтрализует ядовитые вещества.

Приложение1.

image002

 

image001

Рис. 1

 

Рис. 2

.

image004   image005 Resize_of_Rotation_of_DSC06614

    (рис 3)                                                             (рис 4)                                       (рис 5)

2. Ознакомление учащихся с выставкой вещей, выполненных в технике сухого и мокрого валяния. 

3. Ознакомление учащихся с материалами и инструментами, используемыми при валянии. 

Существуют два способа валяния: сухое и мокрое. При сухом валянии используют специальные иглы. Иглы имеют специальные насечки, благодаря которым они подцепляют и смешивают (спутывают) волокна шерсти (рис. 6). Все насечки на игле расположены в одном направлении, противоположном направлению втыкания, благодаря этому иглу можно легко вынуть из шерсти.

Валяние - процесс получения из непряденых шерстяных волокон спрессованной массы, используемой для производства таких материалов, как войлок и фетр. В ручном валянии применяется шерсть в мотках, изготовленная в фабричных условиях путем камвольного прядения шерсти мериносовой овцы и шелка, а также пряжа из ангоры и кашемира. В магазинах для рукоделия широко представлен ассортимент различных сортов мериносовой шерсти. Рекомендации по выбору материала можно давать лишь условно, так как требования, предъявляемые к готовой работе, отличаются. Процесс ручного валяния успешно осуществляется с помощью мыльного раствора.

Можно комбинировать различные виды шерсти, но только при условии, что речь идет о 100%-й шерсти высокого качества. Не рекомендуется смешивать шерсть с
микроволокном или полиамидом.

Рассказ учителя сопровождается показом образцов пряжи, игл, иглопробивного устройства.

image011  image010   (400x281, 13Kb)

Две необходимые и достаточные для сухого валяния вещи – шерсть и иглы. Техника очень простая и состоит в том, что непряденую шерсть многократно протыкают специальными иглами с зазубринами, волокна спутываются (сваливаются), формируя необходимый объем.

В процессе валяния используются специальные иглы с зазубринами различных размеров. Помимо размера иглы различаются длиной лезвия: иглы с удлиненным лезвием – №70, 50; иглы с коротким лезвием – №90, 75, 60, 45.

image006

 

image007

Рис. 6

Чтобы не испортить поверхность стола, на котором вы будете сваливать шерсть, используйте кусок плотного поролона. Подойдет и большая автомобильная губка, чем плотнее она будет, тем дольше прослужит.

0001_9328     

Шерсть для валяния

Шерсть для валяния представлена в следующем ассортименте
(
здесь можно более подробно рассмотреть цвета)

Черный

Белый

Хаки

Синий

Темно-синий

Темно-зеленый

Светло-розовый

Винно-красный

5360001
черный

5360002
белый

5360005
хаки

5360009
синий

5360008
темно-синий

5360013
темно-зеленый

5360016
светло-розовый

5360019
винно-красный

Желтый

Серый

Зеленый

Оранжевый

Красно-пурпурный

Бледно-лиловый

Светло-зеленый

5360020
желтый

5360025
серый

5360029
зеленый

5360034
оранжевый

5360038
красно-пурпурный

5360039
светло-лиловый

5360079
светло-зеленый

Сухим способом обычно делают объемные вещи: игрушки, броши, бусы

сухое в  0001_9335 busy

orn416  3

Мокрое валяние 

Это классический способ. Основная хитрость состоит в том, что для облегчения перемешивания и взаимопроникновения волокон шерсти используют мыльный раствор, который значительно уменьшает трение между волосками, и под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски располагаются в толще материала так, как их ни за что не удалось бы расположить в слое войлока в сухом состоянии.

Помимо этого в горячей воде волоски шерсти значительно удлиняются – таково природное свойство шерсти. После валяния изделие нужно тщательно прополоскать и просушить, при этом, по мере высыхания, волоски пытаются принять первоначальную длину, но поскольку их концы перепутаны в процессе валяния, смазка в виде мыльного раствора удалена, то вышеупомянутые "замочки" их крепко держат, что и позволяют войлоку сохранять приданную в ходе валяния форму. Уваливать изделия надо не менее 40 раз. Таким образом изготавливаются и плоские войлочные изделия (ковры, панно, картины, ткани для одежды), и полуобъемные войлочные изделия, изготавливаемые с применением плоских форм-макетов (очёчники, сумки, обувь).

  img_0727-497241565C8DEC3E   с

   b      felting_2

4. Изучение санитарно-гигиенических требований и правил охраны труда при валянии 

  • На рабочем столе ножницы располагают справа, с сомкнутыми лезвиями.
  • Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди
  • Иглы для валяния нельзя накалывать на одежду и брать в рот.
  • Сломанные иглы не оставлять на рабочем месте.
  •  

Соблюдать осторожность со специальными иглами для валяния, так как они очень острые

III. Практическая работа

Задание 1. По предложенным картинкам и технологической карте подобрать цветовую гамму шерсти, выложить фон картины и элементов открытки

Учитель делает целевые обходы, следя на первом этапе и корректируя выбор цвета и правильность выполнения работы.

Рассмотрим основные этапы работы на примере валяния. Волокна шерсти для работы не режутся ножницами, а отрываются очень маленькими прядками.

1. Первоначальное заваливание объема осуществляется иглами №60 или №70.

2. Когда игла в процессе работы начнет пробивать шерсть с сильным напряжением, а лезвие угрожающе изгибаться, необходимо перейти на более тонкие иглы №50.

3. При втыкании иглы в одно и то же место, шерсть уплотняется и вдавливается вовнутрь; этот прием используется для придания заготовке желаемой формы.

4. На последнем этапе используется самая тонкая игла №45, с коротким лезвием. С ее помощью поверхность выравнивается, заглаживается и уплотняется.

5. Удары иглой наносятся под прямым углом к поверхности и лишь иногда под более острым, в зависимости от конкретно стоящей задачи.

 Скоро праздник матери. И мы решили сделать мамам подарки.  Кроме всех этих красивых  и нужных вещей можно из войлока самим сделать маме открытку. Используем сухое валяние. Для этого нам нужны : иглы для валяния, поролон или губки, цветная бумага, ножницы, шерсть цветная, клей и немного фантазии.  Вот примерно такой она будет

Технологическая карта

1.приготовить основу для открытки из цветной бумаги или картона.(размер13x20).

2.вырезать окошечко(7x6)

3свалять фон рисунка и далее основной рисунок

4.готовый рисунок приклеить к окошечку.

5.свнутренней стороны наклеить цветную бумагу в размер открытки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русский язык + образовательная технология «ИнтеллекТ» по теме «Повторение и обобщение по теме: «Союз» (7 класс)

   Образовательными целями урока является  уточнение и расширение представлений по теме «Союз»; формирование умений определять роль союзов в предложении; закрепление навыков пра...

Интегрированный урок английского языка и технологии

Интегрированный урок для 6 класса по теме "Разговор о здоровом питинии"...

Интегрированный урок английского языка и технологии

Разработка интегрированного урока для 6 класса по теме "Разговор о здоровом питании"...

Интегрированный урок «Английский язык и Технология» Тема: «The birthday party of Magadan» класс 4

Интегрированный урок "Английский язык и Технология", посвященный юбилею города Магадана...

Интегрированный урок родного языка и родной литературы "Золото, золото, сердце народное"

. Собранный материал неоднократно использовался как на уроках русского языка, литературы, так и во внеурочной деятельности. Классный час, разработанный на основе этих документов, стал победителем реги...