Конспект урока литературы на тему: "Картины природы в поэме А.С. Пушкина «Полтава»"
план-конспект урока (7 класс) на тему

Наталья Николаевна Бронникова

Урок литературы в 7 классе. Урок закрепления пройденного материала, нацеленный на развитие у обучающихся умений и навыков анализа, сравнения и обобщения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartiny_prirody_v_poeme_a.pushkina.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Картины природы в поэме А.С. Пушкина «Полтава»

Цель: 1)проанализировать картины природы в поэме Пушкина «Полтава»; определить, с помощью каких выразительных средств автор достигает образности картины;

        2) развивать умения и навыки анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал;

        3) воспитывать любовь к творчеству поэта, интерес к истории, культуре родины, гордость за свою родину

 Оборудование, наглядность: репродукции и иллюстрации к поэме «Полтава», тексты поэмы, информационные технологии, рабочие листы к уроку

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

Тест

  1. А.С. Пушкин жил:

А) в 1799-1837 гг.    Б) 1800-1825 гг.       В) 1789-1835 гг.

2. По описанию определите название произведения  А.С. Пушкина.

        Произведение, посвященное национально-историческому гению Петра I, утверждающее святость служения родине и осуждающее предательство. Произведение носит характер историко-героической и социально-психологической  поэмы.

А) «Медный всадник»     Б) «Полтава»   В) «Капитанская дочка»        

        3. Выбрать имя литературного персонажа, не являющегося действующим лицом поэмы «Полтава».

А) Мазепа   Б) Алеко  В) Мария   Г) Кочубей   Д) Петр I

III. Тема и цель урока

- Картины природы в поэме А.С. Пушкина «Полтава» как…

- В конце урока мы должны сформулировать тему урока

IV. Слово учителя о поэте

        Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал – как человек и как художник – символом русской духовной жизни.

При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном  поэте… Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет.

 Н.В. Гоголь

«Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернётся и расходится, что ничем его не уймёшь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины»

Мария Алексеевна Ганнибал

Шесть лет Пушкин провёл в Царскосельском лицее, открытом 19 октября 1811 года.

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Анна Ахматова, 1911

Поэт  периодически приезжал в Михайловское, чтобы отдохнуть от рассеянной жизни и чтобы писать на свободе.

Поместья мирного незримый покровитель, 

Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой
И скромную семьи моей обитель...

А.С. Пушкин

        Каждое новое поколение, каждая эпоха утверждают свое понимание  поэта, видя в нем современника. Пушкина изучают, о нем спорят, его боготворят или отвергают. Он давно уже вышел за пределы литературы, сделавшись фактом русского общественного сознания. Эту особенность национального гения видели критики В.Г. Белинский и А.А. Григорьев, писатели Ф.М. Достоевский и И.С. Тургенев, философы В.С. Соловьев и Д.С. Мережковский. По словам Аполлона Григорьева, «Пушкин – наше все; Пушкин – представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности…»

        Гений Пушкина универсален. Но первая «тропа» к Пушкину, первая ступень познания его как «чрезвычайного явления русского духа» пролегает через литературу. Пушкин, названный В.Ф. Одоевским «солнцем нашей поэзии», - создатель «солнечной системы» русской литературы.

V. Работа с текстом

Поэма «Полтава», 1828-1829

…Полки увидели Петра.

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой.

Он поле пожирал очами

Пушкина всегда интересовала история, с помощью ее «уроков» он во многом прогнозировал будущее.

О значении войн петровской эпохи и, в частности, о роли Полтавской битвы в развитии России Пушкин образно писал: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, а европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы».

Картины природы в поэме

Сравнение описаний картин боя со словесным изображением тихой украинской ночи

1) Подвиг Полтавского сражения служил примером во время Отечественной войны 1812 года. В приказе по армии Александра I от 27 июня 1812 года говорилось: «Нынешний день, ознаменованный Полтавскою победою, да послужит вам примером! Память победоносных предков да возбудит к славнейшим подвигам!»

Попробуем с помощью Пушкина перенестись в те далекие времена и почувствовать и прелесть украинской ночи, и контрастирующий с ней грохот, огонь и дым Полтавского боя.

2)Выразительное чтение наизусть отрывков

Богат и славен Кочубей.

Его луга необозримы;

Там табуны его коней

Пасутся вольны, нехранимы.

Кругом Полтавы хутора

Окружены его садами…

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы.

Луна спокойно с высоты

Над Белой Церковью сияет

И пышных гетманов сады

И старый замок озаряет.

3)Беседа по вопросам (сравнение, обобщение)

- С помощью каких средств художественной выразительности автор создает пейзаж и передает переживания Кочубея и Мазепы?

- Какова роль этих описаний в поэме? Рассмотрите на слайде репродукцию картины Архипа Ивановича Куинджи «Украинская ночь». Чем перекликается этот пейзаж со строками А.С. Пушкина?

- С помощью каких средств художественной выразительности передает поэт напряжение боя и его стремительность? Как звукопись помогает «услышать» гул сражения? Почему в поэме центральное место занимает описание Полтавской битвы?

VI. Определение жанра «Полтавы»

Поэма – это лиро-эпическое произведение, в котором развивается некий сюжет. Существует много жанровых разновидностей поэмы: героическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная, в том числе ирои-комическая, поэма с романтическим сюжетом, лирико-драматическая.

Сходство поэмы и стихотворения как жанров: ритмическая стихотворная форма, выражение чувств. Отличия: поэма, как правило, имеет большой объем, изображает события, часто очень масштабные («Полтава» - о великой победе над шведами).

Словарная работа – запись определения в тетрадь.

- Как вы понимаете словосочетание «лиро-эпический жанр»?

- В чем сходство и различие стихотворения и поэмы как жанров?

- Вернемся к теме нашего урока, дополним ее: КАРТИНЫ ПРИРОДЫ В ПОЭМЕ А.С. ПУШКИНА «ПОЛТАВА» КАК… СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

VII. Значение личности А.С. Пушкина. Итоги

Александр Сергеевич Пушкин имеет репутацию великого или величайшего русского поэта, в частности, так его именует Энциклопедия «Кругосвет»[3], «Русский биографический словарь» и «Литературная энциклопедия». В филологии Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка (см. например, работы В. В. Виноградова), а «Краткая литературная энциклопедия» (автор статьи С. С. Аверинцев) говорит об эталонности его сочинений, подобно произведениям Данте в Италии или Гёте в Германии. Д. С. Лихачёв писал о Пушкине как о «нашем величайшем национальном достоянии».

VIII. Рефлексия

Рабочие листы к уроку

Рабочий лист к уроку, 7 класс

  1. Подумайте, что было главным для вас на уроке:

- я научился__________________________________________________

- узнал______________________________________________________

- понял______________________________________________________

Что вас заинтересовало больше всего:

- необычная форма урока____________

- учитель__________________________

- творчество А.С. Пушкина________________________________

- красота русского языка__________________________________

  1. Поставьте себе оценку за урок_____________________________

СПАСИБО!

IX. Домашнее задание

Подготовиться к классному сочинению, подобрать рабочие материалы.

Темы выбрать в учебнике на странице 162, можно добавить тему «Пейзаж как средство художественной выразительности в поэме «Полтава»»

Те, кто выберет темы «Судьба Кочубея», «Вероломный гетман», «Герой Полтавы», нужно перечитать статью о характере литературного героя на стр.112-114

Словарь к уроку

Поэма (греч. Poieimа - творение) – большая форма лиро-эпического жанра, стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией.

Метафора (греч. Metafora - перенесение) – перенесение с рода на вид, с вида на род, или с вида на вид, или по аналогии. В основе метафоры лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов. Например: идет дождь, потерял голову, встает солнце, горячее сердце, тяжелый характер.

Эпитет (от греч. приложение) – образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительного метафорического прилагательного.

Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета.

Олицетворение – художественное определение, состоящее в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Методическая разработка урока литературы по теме: «Образ Мазепы в поэме А. С. Пушкина «Полтава»

Методическая разработка урока литературы по теме:  «Образ Мазепы в поэме А. С. Пушкина «Полтава»...

Конспект урока литературы в классе "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" с презентацией

Урок литературы в  8 классе по теме "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" преследует следующую цель:понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества...

Конспект урока литературы "Подготовка к написанию сочинения по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Конспект урока по литературе 8 класс. "Подготовка к написанию сочинения на литературную тему"...

План-конспект урока по литературе на тему: "Картины родной природы в произведениях писателей, художников, композиторов XIX века"

(интегрированный урок литературы, музыки, изобразительного искусства) Цели урока:Развивающая и коррекционная цель урока:Развивать речь, интеллектуальную культуру, творчество, умение высказывать с...