Технологическая карта к уроку «Изложение рассказа «Из детских лет В.П.Чкалова» с изменением лица. 8 класс." (Изложение с грамматическим заданием).
план-конспект урока (8 класс) по теме

Охотина Зульфия Расуловна

Данная технологическая карта  к уроку "Изложение рассказа "Из детских лет В.П.Чкалова" с изменением лица в 8 классе коррекционной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья помогает развивать учащимся логическое мышление, способность осмысленно воспринимать окружающую действительность, выделять из общего частное, синтезировать явления, сравнивать, выделять главное, выражать суждения. Именно изложения с грамматическим заданием (изменить лицо, от которого ведется рассказ) вызывает наибольшее затруднение у учащихся с умственной отсталостью. Задача учителя – помочь учащимся выяснить, кто является рассказчиком, выделить в тексте главную мысль, тогда форма изложения (передача от 1-го или от 3-го лица) не затруднит учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_uroka.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта к уроку «Изложение рассказа «Из детских лет В.П.Чкалова» с изменением лица.

8 класс. (2 часа).

Учитель: Охотина З.Р.

Тип урока: урок развития речи (изложение с грамматическим заданием).        

Цель: сформировать навыки письменного пересказа текста.

Задачи: образовательные: формировать навыки работы над конструкцией предложения, правильно употреблять местоимения, пользоваться синонимами; развивающие: коррекция и развитие письменной связной речи, логического мышления, активизация словаря; воспитательные: воспитание интереса к истории своей Родины, ее людям, вызвать чувство восхищения выдающимся летчиком.

Этап урока.

Время.

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

Формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности (1 мин).

Проверка готовности учащихся к уроку, их настроя на работу

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Словесный

Фронтальная

Актуализация знаний. Объявление новой темы. Постановка темы и цели урока (3 мин.)

Объявление темы урока. Подведение детей к формулирова нию темы и постановке задач урока.

Озвучивает тему, цели и задачи урока.  Вступительное слово учителя о летчике Валерии Павловиче Чкалове. В 1937 г. экипаж в составе Чкалова, Байдукова, Белякова первыми в мире осуществил беспосадочный перелет через Северный полюс в Америку. Весь мир восхищался героическим полётом экипажа самолета, возглавляемого Чкаловым.

Слушают учителя.  Записывают тему урока в тетрадь

Наблюде-

ние

Фронтальная, индивидуаль- ная

Освоение нового материала (5 мин.)

Знакомство с текстом рассказа, восприятие, осмысление

Чтение учителем рассказа.

             О моём детстве.

Детство моё прошло в небольшом селе Василёво на берегу Волги. В селе был небольшой завод, на котором ремонтировались пароходы. Мой отец работал на заводе котельщиком.

        На том же заводе начал работать и я, когда мне исполнилось тринадцать лет. Помню, что я очень обрадовался, когда отец повёл меня первый раз на работу. Я ходил в старом отцовском пиджаке и в отцовских валенках. Лицо моё и руки обычно были покрыты густым слоем копоти. Семья жила бедно, но я всегда был весел. Был я мальчиком здоровым, задорным. Вместе со мной работали и другие ребята. Я был первым среди них и в работе, и во время отдыха. Никто не мог так быстро, как я переплыть Волгу, так поднырнуть под плоты или уцепиться за руль идущей полным ходом баржи.

        Вместе с приятелями я уезжал рыбачить на лодках, зимой катался на лыжах и санках. К четырнадцати годам я был сильным и храбрым.

Текст рассказа у учащихся на индивидуальных карточках  

Передача и усвоение знаний

Фронтальная, индивидуаль- ная

Первичное закрепление нового материала (8 мин.)

Обсуждение содержания текста, осмысление  

Анализ текста. Задаёт вопросы.

Как можно назвать одним словом описание чьей-нибудь жизни?

Кто рассказывает о своих детских годах? Где прошло детство Валерия Павловича Чкалова? С каких лет начал работать Чкалов? Где? Каким он был в детстве? Чем он выделялся среди своих товарищей? Помогли ли ему в жизни смелость, выносливость?

Отвечают на вопросы.

  (Биография; В.Чкалов; в селе Василёво на берегу Волги и т.д.)

Выполне-ние практи- ческих действий учащими- ся

Дифференци-

рованно-групповая, индивидуаль-

ная

Словарно-орфографическая работа. (5 мин.)

Выявление новых слов

Учащимся предлагается прочитать рассказ еще раз и отметить трудные и требующие разъяснения слова. Учитель записывает эти слова на доске. Что означают слова котельщик, копоть, баржа?

Читают вслух слова,записанные на доске, разби-рают их право-писание и выяс-няют смысловое значение.

Исследо-вание и осмысление

Индивидуаль- ная, групповая

Физминутка.  (2 мин.)

Обеспечение активного отдыха, психоэмоци-нальной разгрузки

Нам пора передохнуть.

Потянуться и вздохнуть. (Вдох и выдох). Прочь прогоним лень и скуку,
Разомнём сначала руки.

Покрутили головой и усталость вся долой. (Разминка рук, попеременно правую, левую, вверх,  вниз).

Проговаривают стихотворение и выполняют физкультурные упражнения. Гимнастика для глаз.

Выполне-ние упражнений

Фронтальная

Коллективное составление плана. (4 мин.)

Творческая практическая деятельность по реализации построеного проекта

Учитель задает учащимся вопросы по содержанию каждой части. Затем коллективно придумываются заголовки к каждой части, в результате чего и получается план.

Учащиеся читают рассказ по частям (3 части). План записывают в тетрадях. План.

  1. Василёво.
  2. Работа на заводе.
  3. Первый среди первых.

Составле-ние плана, осмысление содержания текста по микротемам

Дифференци-

рованно-групповая, индивидуаль-

ная

Коллективная работа по замене в рассказе 1-го лица 3-м. (4 мин.)

Выявление затруднений при работе с заменой местоимений

Учитель еще раз подчеркивает, что Чкалов, рассказывая о себе, о своем детстве, употребляет местоимения я, мне, меня, со мной, моё, мой. В изло-жении, повествуя о детстве Чкалова, необходимо заменить некоторые слова, например: местоимение 1-го лица местоимением 3-го лица или существительным.

- Как будет выглядеть ваш рассказ, если вы замените только местоимения 1-го лица  местоимениями 3-го лица?

- Что нужно сделать, чтобы избежать этой ошибки?

- Какие существительные и словосочетания можно использовать в рассказе вместо местоимений моё, мой, я, мне, меня, со мной?

- Можно ли оставить старый заголовок? Как его нужно изменить?

Учениками ведется коллективная работа с каждым предложением.

(Ответы учащихся: рассказ будет непонятным;

также заменять местоимения 1-го лица существи-тельными (напри-мер, будущий лётчик, Валерий Павлович, отец Валерия Чкалова, мальчик); «Из детских лет В.П.Чкалова»)

Выполнен-ие практи- ческих действий учащими- ся

Дифференци-

рованно-групповая, индивидуаль-

ная

Чтение рассказа тремя-четырь-мя учащимися (с заменой 1 лица 3-им).   (4 мин.)

Освоение способа проверки задания

Слушает, контролирует, помогает учащимся.

Ученики читают рассказ

Метод контроля деятельнос- ти учащихся

Групповая, индивидуаль-ная

Пересказ содержания рассказа по плану (также с заменой лица). (4 мин.)

Самоконт-роль

Контролирует пересказ учащихся и помогает при необходимости  

Пересказывают содержание по плану

Метод стимулирования и мотивации деятельнос-ти учеников

Написание изложения   (2-ой час)

Обощение и систематиза-ция знаний и формирова-ние способов применения их на практике

Со слабыми учащимися организуется индивидуальная работа. Учащиеся получают карточки с деформированным текстом. Они должны, руководствуясь планом, переставить части рассказа, чтобы получился связный текст. Выделенные в тексте и в заголовке слова нужно заменить местоимением 3-го лица или словами Валерий Павлович, отец Валерия Чкалова, мальчик, будущий лётчик.

Самостоятельное письменное изложение (на это отводится второй урок).

Выполне-ние практичес-ких письменных действия учащихся

Индивидуаль-ная, дифферен-цированно-групповая

Рефлексия. Подведение итогов урока (в конце 2 часа 2 мин.)

Мобилиза-ция учащихся на рефлексию. Соотнесение поставлен-ных задач с достигнутым результатом

- Чем занимались на уроке?

- Чем отличается изложение, которое писали на уроке от обычных изложений?

- Заслуживает ли восхищения Валерий Чкалов?

(Писали изложение; тем, что нужно было заменить местоимения 1-го лица 3-им лицом и  существитель-ными; В.Чкалов заслуживает восхищения)

Прием «побужде-ние к открытому диалогу». Анализ собствен-ной деятель-ности

Фронтальная, дифференцир-ованно-групповая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока «Обучающее изложение от другого лица (по тексту «Хитрая кошка») 5 класс.

Технологическая карта урока русского языка для учащихся 5 класса «Обучающее изложение от другого лица (по тексту «Хитрая кошка»). ...

Технологическая карта открытого урока "Пишем рассказ"

Урок открытия нового знания. Цели: Образовательная - расширение и отработка словарного запаса для написания рассказа; Деятельностная - формирование умения написания рассказа....

Технологическая карта открытого урока с детьми с ОВЗ по теме :"Сезонные изменения в природе".

Мною было проведено открытое занятие в рамках методической недели для детей с ОВЗ по теме "Сезонные изменения в природе"....

Технологическая карта к уроку по рассказу Куприна "Чудесный доктор"

Технологическая карта к уроку по рассказу Куприна "Чудесный доктор"...

Технологическая карта открытого урока по рассказу С. Василенко «Суслик». Конспект урока.11 класс.

Класс: 11Предмет: ЛитератураТема: «Мир, в котором я живу…» (по рассказу Светланы Владимировны Василенко «Суслик»).Время проведения: 1 урокТип урока: комби...

Технологическая карта к уроку на тему "Ведение мяча с изменением направления"

Овладеть основными приемами техники ведения мяча в баскетболе.                                    ...

Технологическая карта к уроку по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор" 6 класс

Использование приёмов цифровой технологии в обучении смысловому чтению....