Технологическая карта урока «Обучающее изложение от другого лица (по тексту «Хитрая кошка») 5 класс.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Гайнутдинова Гульнара Зуфаровна

Технологическая карта урока русского языка для учащихся 5 класса «Обучающее изложение от другого лица (по тексту «Хитрая кошка»).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass._izlozhenie_hitraya_koshka.docx20.31 КБ
Файл hitraya_koshka.pptx649.4 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка.

Тема «Обучающее изложение от другого лица (по тексту «Хитрая кошка»,  с.134-135)»

Класс 5 Б

Цель: Совершенствование речевых умений учащихся в написании обучающего изложения от другого лица.

Задачи урока

1. Образовательные:

- развитие памяти, речь, логического и образного мышления;

- совершенствование умения раскрывать тему и основную мысль текста;

- формирование навыка написания изложения;

- повторение оформления прямой и диалогической речи;

- развитие умения использовать в письменной речи вводные слова и обращения;

- совершенствование орфографических и пунктуационных умений.

2. Развивающие:

-  развитие памяти, речи, логического и образного мышления;

- развитие внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

-  развитие творческих, речевых способностей учащихся;

- формирование логических умений;

- развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

а) воспитание интереса и уважения к русскому языку;

б) воспитание ценностного отношения к слову;

в) развитие коммуникативных УУД:

г) создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности,

уважения и сотрудничества;

д) взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения

друг к другу.

Методы обучения: частично-поисковый, словесный, практический.

Приемы развивающего обучения

Используемые технологии: ИКТ, проблемное обучение

Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

УУД:

Личностные: установление связи между художественным текстом и тексом, созданным учащимися в процессе пересказа.

Регулятивные: самостоятельная постановка учащимися целей и формулировка задач; составление плана и последовательности действий при изложении исходного текста; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия, а также в продукт действия) - оценка своих достижений на уроке (выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение нужной информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осмысление цели изложения - извлечение необходимой информации из прочитанного текста;

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Планируемые результаты

Предметные:

Уметь излагать текст; составлять план текста.

Личностные: самостоятельно достигать планируемые результаты – создавать свой текст.
Метапредметные: поиск и извлечение необходимой информации из своей памяти в соответствии с накопленным жизненным опытом

Ресурсы:

Учебник «Русский язык» под ред. Е.А. Быстровой.

Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний.

3. Открытие нового знания.

4. Развитие эмпатии.

5. Физминутка

6. Построение проекта выхода из затруднения. 5. Реализация построенного проекта

7. Первичное закрепление

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

9. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Дидактическая структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивация к учебной деятельности

Приветствие учителя.

Желаю всем хорошего настроения и хорошей работоспособности на сегодняшнем уроке.

Вовлекаются в деятельность на уроке.

2. Актуализация знаний.

- Посмотрите на слайды, найдите слово, которое повторяется в каждом из трех предложений:

Главное  достоинство учебников должно состоять в простом и ясном изложении предмета. (В.Г.Белинский)

Афоризмы - едва ли не лучшая форма для изложения философских суждений. (Л.Н.Толстой)

Нехлюдов занялся изложением на бумаге своего проекта. ( Л.Н. Толстой «Воскресение»)

- случайно ли повторение этого слова? Может ли оно быть связано с тем, что мы будем делать на уроке?

- Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Это слово «изложение».

Мы будем писать изложение.

Написать изложение, совершенствуя речь.

3.Открытие нового знания.

Первое прочтение текста изложения.

Проверяет первичное восприятие текста:

- Какова тема текста?

- Работая в парах, определите тип речи.

- Почему текст назван «Хитрая кошка»?

Слушают текст.

Определяют тему текста «Умение благодаря находчивости выйти из трудной ситуации».

Повествование, определяют в парах композиционные элементы текста (завязку, кульминацию, развязку).

Автор иронизирует над кошкой, которую дважды провела мышь.

4. Развитие эмпатии.

Предлагает ребятам представить себя кошкой или мышкой, перевоплотиться в выбранного героя и передать содержание текста от их лица.

Демонстрируют 2-3 пересказа.

5. Физкультминутка.

Представьте, что вы мышка, и на цыпочках сделайте 3 шага вперед и 3 шага назад.

Представьте, что вы кошка, и сладко, со вкусом потянитесь.

Выполняют разминку.

6.Построение проекта выхода из затруднения.  

- Предлагает в группах в результате совместного чтения составить план текста.

 Предлагает поработать по принципу:

- девочки находят в тексте  и выписывают вводные слова;

- мальчики находят пример прямой речи и диалога.

Составляют в группах план текста.

  1. Первая встреча.
  2. Вторая встреча.
  3. Обхитрила.

Пожалуйста, может, выходит, ладно, значит, конечно.

7.Реализация построения проекта.

Каждый ученик самостоятельно пишет изложение от лица Мышки или Кошки (по выбору обучающегся).

8. Рефлексия  учебной деятельности

- Что было трудным в работе над изложением?

- Чему научил этот текст?

Трудно сформулировать свою мысль.

Самонадеянность  и глупость  - враги умного человека.

9. Домашнее задание.

Переписать изложение в тетрадь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Главное достоинство учебников должно состоять в простом и ясном изложении предмета. (В.Г.Белинский) Афоризмы - едва ли не лучшая форма для изложения философских суждений. (Л.Н.Толстой) Нехлюдов занялся изложением на бумаге своего проекта. (Л.Н . Толстой «Воскресение»)

Слайд 2

Тема урока: «Обучающее изложение»

Слайд 3

Цель : Совершенствование речевых умений учащихся в написании обучающего изложения от другого лица.

Слайд 4

«Хитрая кошка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока развития речи по теме "Работа над текстом"

Данный урок с использованием технологии развития критического мышления помогает усовершенствовать работу над текстом....

Технологическая карта урока обучающегося на дистанционном обучении. Тема: Плоское зеркало

Технологическая карта урока обучающегося на дистанционном обучении. Тема: Плоское зеркало.  В данную карту включена ссылка на видеоурок по теме, указание на работу с учебником, и контрольная рабо...

Технологическая карта урока обучающегося на дистанционном обучении. Решение задач по теме : Энергия . Работа. КПД простых механизмов. 7 класс.

Технологическая карта урока обучающегося на дистанционном обучении. Тема: Решение задач-Энергия. Работа. КПД механизмов.  В данную карту включена ссылка на видеоурок по теме, указание на работу с...

Технологическая карта урока обучающегося на дистанционном обучении. Тема: Наша галактика-Млечный путь

Технологическая карта урока обучающегося на дистанционном обучении. Тема:  Наша галактика-Млечный путь.  В данную карту включена ссылка на видеоурок по теме, указание на работу с учебником, ...

Технологическая карта урока обучающегося на дистанционном обучении. Тема: Астрономия. Планеты-гиганты.

Технологическая карта урока обучающегося на дистанционном обучении. Тема:  Астрономия. Планеты-гиганты.   В данную карту включена ссылка на видеоурок по теме, указание на работу с учебн...

Технологическая карта урока по русскому языку "Роль наречий в тексте"

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе (проектно - исследовательская деятельность)...

Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему "Представление текстов. Сжатие текстов."

Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему "Представление текстов. Сжатие текстов."....