Татар теленнән сыйныфтан тыш эшне оештыру тәҗрибәсеннән (рус телендә).
методическая разработка по теме

Мусина Гөлназ Шәриф кызы

Татар теленнән сыйныфтан тыш эшләрне оештыру системасы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы по организации внеклассной работы по татарскому языку и литературе

Мусина Г.Ш.- учитель татарского языка и

литературы высшей категории

Моя методическая тема -

  • стимулирование интереса русскоязычных учащихся к изучению татарского языка и литературы через внеклассную работу.

Актуальность:

Перед учителями татарского языка и литературы стоит задача: заинтересовать своим предметом учащихся.   И в этом деле очень хорошо помогает  внеклассная работа по предмету. Особый психологический микроклимат внеклассной работы – без отрицательных эмоций, без оценок – способствует созданию атмосферы непринуждённости и раскованности, что в свою очередь содействует наиболее полной и всесторонней реализации задач образования и всестороннего развития учащихся.

Цели внеклассной работы:

  • стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;      
  • расширение и  углубление  знаний, умений и навыков по предмету;      
  • воспитание толерантности;      
  • нравственное воспитание;      
  • выявление  талантов учащихся и их развитие.

Проведение внеклассных мероприятий в оригинальной, познавательно-развлекательной форме не только способствует развитию основных видов речевой деятельности, памяти, ассоциативного мышления, но и формирует навыки общения в коллективе и творческую инициативу школьников. Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе различных игр,  конкурсов и соревнований, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи. Кроме того, при участии в театрализованных постановках у обучающихся формируется устойчивый интерес как к самому предмету, так и к культурным традициям, обычаям татарского народа.

    Виды внеклассной работы по татарскому языку очень многообразны. Это тематические конференции

  •     кружки
  • утренники
  •  экскурсии
  •   КВН
  • олимпиады
  • конкурсы
  • выпуск тематических стенгазет, устных журналов и другое.

Одни виды внеклассной работы постоянно действующие (работающие  в течение всего года), другие – эпизодические. Они не исключают друг друга. Наоборот, широкое многообразие различных видов внеклассной работы предполагает их гармоничное сочетание.

        По своей форме внеклассные занятия могут быть групповыми, массовыми и индивидуальными.

         К постоянно действующим относятся групповые внеклассные  мероприятия – различные  кружки, общества (клубы); к эпизодическим – массовые сборы (утренники, вечера, олимпиады, конкурсы, экскурсии); к индивидуальным –  участие в конкурсах, консультации.

        Внеклассные занятия по форме проведения  могут быть устными и письменными. Могут  проводиться с учащимися одного или параллельных классов, с учащимися двух близких по возрасту классов, с учащимися разных классов и, следовательно, разных по возрасту и знаниям детей.

        Кружок – это основной, наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы.  Его цель-повысить общую языковую культуру учащихся, привить любовь к татарскому языку, вызвать интерес к его изучению.

         Различные эпизодические мероприятия – утренники, вечера, КВН, олимпиады, конкурсы – могут быть как естественным продолжением и завершением кружковой работы, так и специально подготовленными.

        В 2012-2013 учебном  году  работал кружок «Татар теле»,  по моей авторской программе. Она включала в себя изучение творчества детских татарских поэтов и писателей. Итоговыми работами кружка были подготовка к районному конкурсу чтецов, где Рыбакова Дина получила 2 место, выпуск электронной книги о домашних животных, и инсценировка сказки Ш.Пьеро  «Красная шапочка», которая  по-татарски звучит «Кызыл калфак», а калфак это татарский женский головной убор. Постановку мы сделали  на татарский лад. Дети выступали в татарских национальных одеждах, говорили считалочки , пели песни. Им очень понравилось. Понравилось и зрителям:

-в школе,

-в детском саду «Колосок»,

-в Зеленодольском детском приемнике.

         Проведение вечеров, как никакой другой вид работы, способствует выработке навыков культуры речи. Особенно большую роль играют вечера для развития правильного произношения, а также навыков публичных выступлений. Именно на эту сторону работы необходимо обращать внимание при подготовке вечеров и утренников.

        За последние три года с учащимися русских групп мною были проведены такие мероприятия как «Праздник урожая»,  «Татарский Новый год», читательская конференция по сказке Розы Хафизовой «Кирлемән», различные КВНы, «Праздник родного языка». Так же стараемся участвовать отдельными  номерами  в мероприятиях, проводимых другими учителями татарского языка.

       В связи с тенденцией привлекать к участию во внеклассной работе как можно учащихся широкое распространение получили такие виды внеклассной работы, как Декада татарского языка.  Она  проводится как заранее подготовленная череда мероприятий . Пробуждающий интерес к татарскому языку и оказывающий массовое воздействие на учащихся. Содержание таких мероприятий весьма разнообразно: различные   конкурсы, олимпиады, вечера, утренники, интеллектуальные игры, наличие наглядности – интересного занимательного и познавательного материала. Последние 4 года такой же трудоемкой является участие в акции “«Без татарча сөйләшәбез!”.

Так же  со своими учениками  стараемся участвовать в различных конференциях, конкурсах. Вышла статья учеников 6а класса в журнале «Сабантуй»(май2014).  

Результаты работы:

Мероприятие

Чара

Уровень

Дәрәҗәсе

Место

Урын

Год

Елы

1

Акция“Мин татарча сөйләшәм!”

республиканский

2место

2012

2

Акция“Мин татарча сөйләшәм!”

республиканский

Диплом участника

2014

3

Рыбакова Д.4а

Конкурс стихов, посвященный Г.Тукаю

 

муниципальный

2 урын

2012

4

“Татарча өйрәнәбез!”

Сабантуй № , 9.05.14

( учащиеся 5а класса)

республиканский

публикация

 

2014

5

Выступление агитбригады

муниципальный

Благодарственное  письмо

2012

6

Выступление агитбригады

муниципальный

1место

2012

          Внеклассная работа по языку строится на основе общедидактических принципов: научности, доступности, систематичности и индивидуального подхода. Эти принципы реализуются при отборе материала и проведении самих мероприятий. Помимо общедидактических принципов внеурочная работа имеет свои принципы, обеспечивающие и гарантирующие успешную организацию внеклассных мероприятий: принцип добровольности, и принцип равного права как сильных, так и слабых учеников на участие в любом внеклассном мероприятии.

       Основным следует считать принцип добровольности. В отличие от классных занятий, которые носят обязательный характер, в различных внеклассных мероприятиях учащиеся принимают участие не ради отметок, а из желания познать непознанное. Дети по своему усмотрению выбирают тот или другой вид внеклассной работы. Следовательно, участвовать в  одном  мероприятии  или заниматься  в одном кружке могут школьники разной успеваемости, разных интересов: интересующиеся языком – сильные по данному предмету учащиеся, стремящиеся восполнить пробелы в знаниях – слабые ученики. Отсюда вытекает второй принцип – равного участия как сильных, так и слабых учеников в любом внеклассном  мероприятии.

       Из общедидактических принципов наибольшую значимость для проведения внеклассных занятий имеет принцип индивидуального подхода принцип индивидуального подхода, так как внеклассные занятия в отличие от уроков имеют больше условий для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся и способствует удовлетворению личных запросов детей.

        Интерес к внеклассной работе не возникает стихийно, он развивается при определенных условиях, которые создаются учителем. Например, чувство удовлетворенности при выполнении заданий или при преодолении затруднений, успех в учебе. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы задания давались с учетом подготовленности и общего развития, чтобы сильным не было слишком просто, а слабым слишком трудно. И то, и другое ведет к потере интереса.

        Принцип индивидуального подхода  к каждому ученику способствует тому, что внеклассная работа становиться своеобразной формой воспитывающего обучения. Именно благодаря ему, внеклассная работа может превратиться в могучее средство развития умственных способностей детей.

       При проведении внеклассной работы следует помнить и о принципе систематичности.  Речь идет не только систематически проводимой  в течение  всего года внеклассной работе, но, главным образом, в содержании внеклассной работы. Отобранный материал должен представлять собой определенную систему знаний о языке. Система должна быть разумной, гибкой, вытекающей из содержания предмета. Нельзя забывать о глубине знаний и давать обрывочный материал. Он не принесет пользы.

       При проведении внеклассной работы следует помнить и о принципе систематичности.  Речь идет не только систематически проводимой  в течение  всего года внеклассной работе, но, главным образом, в содержании внеклассной работы. Отобранный материал должен представлять собой определенную систему знаний о языке.

Итогом работы является хорошее отношение учащихся к урокам татарского языка, некоторые  результаты и  желание учащихся  участвовать во всех мероприятиях проведенных нами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по теме : “РУС ТЕЛЕНДӘ СӨЙЛӘШҮЧЕ УКУЧЫЛАРНЫ ТАТАР ТЕЛЕН ИШЕТЕП АҢЛАРГА ӨЙРӘТҮ”

Рус телле укучыларны татар теленә өйрәткәндә, иң беренче чиратта, чит кеше сөйләмен тыңлап аңларга өйрәтү эше тора.Чит  сөйләмне тыңларга өйрәнгәннән соң   авазларны укучылар тараф...

Доклад на тему: "Сыйныфтан тыш чаралар аша татар теленә һәм әдәбиятка карата кызыксыну уяту"

Балаларда татар теленә карата сыйныфтан тыш ярдәмендә кызыксыну уяту  өстендә эшләү....

Рус балаларына татар телен укытуны мәдәниятләр диалогы итеп оештыру.

Конференциядә чыгыш ясаган доклад. Публикация....

"Рус телендә сөйләшүче балалар өчен татар теле һәм әдәби уку”предметыннан программа 1 – 4 нче сыйныфлар, (Казан, "Мәгариф", 2011 ел, төзүчеләр: Р.З.Хәйдәрова, Р.Л.Малафеева ) һәм “Урта (тулы) гомуми белем бирү мәктәбендә рус телле балаларга татар телен к

На сегодняшний день для учащихся с ограниченными возможностями здоровья нет специальных учебников для преподавания татарского языка и литературы в русскоязычных группах, поэтому перед учителем остро в...

УМК "Татар теле. 9нчы сыйныф:рус телендә гомуми белем бирү оешмалары өчен уку әсбабы (татар телен туган тел буларак өйрәнүче укучылар өчен)/Р.Х.Мирзаһитов, М.М.Шәкүрова, Н.Х.Мусаяпова;Татар.кит.нәшр..2017.-190 б.

Рус мәктәпләренең 9нчы сыйныфында  укучы татар телен туган тел буларак өйрәнүчеләр өчен уку әсбабы кушма җөмлә синтаксисы, текст һәм пунктуация, стилистика һәм сөйләм культурасы бүлекләреннән тор...

УМК .Татар теле. 10нчы сыйныф: рус телендә гомуми белем бирү оешмалары өчен дәреслек(татар телен туган тел буларак өйрәнүче укучылар өчен)/ Г.Р.Галиуллина, М.М.Шәкүрова, Н.Х.Мусаяпова; Казан: Татар.кит.нәшр.,2018.-112б.

10нчы сыйныф өчен Татар теле дәреслеге  рус мәктәбендә укучы татар телен туган тел буларак өйрәнүче укучылар өчен тузелгән. дәреслеккә рецензияне Ф.Ф.Харисов язган. Дәреслек 2018нче елда басмага ...

Туган телдә(татар телендә) башлангыч гомуми белем бирү оешмаларының 3нче сыйныф(татар төркеме )өчен татар теленнән йомгаклау контроль эше

Туган телдә(татар телендә) башлангыч гомуми белем бирү оешмаларының 3нче сыйныф(татар  төркеме )өчен татар теленнән йомгаклау контроль эше...