А.Ахматова "Я и плакала и каялась"
план-конспект урока (9 класс) на тему

Арутюнян Виктория Александровна

Пояснительная записка .

Направление: гуманитарное.

Тема урока – «Анна Ахматова. Я и плакала и каялась…»

Тип урока  - урок-исследование.

Форма урока – исследовательский интегрированный урок литературы и искусства.

Класс – 9, 18 человек в классе, 5 детей из многодетных семей, один ученик из неполной семьи. Дети в классе уравновешенные, умеют сконцентрироваться на материале, есть сильные и слабые ученики.

Количество часов в неделю: 3;  количество часов в год : 102.

 Рабочая программа Коровиной В.Я. Литература 9 класс. – Москва, 2006.

Учебник: Литература 9 класс. Коровина В.Я.

Раздел: русская поэзия Серебряного века.

            Презентация к уроку содержит картины направления модернизм, портреты и фотографии Анны Ахматовой, диаграмму исследования, романсы на стихи Анны Ахматовой.

            Во время урока используются технологии критического мышления, активизирующие мыслительную деятельность учащихся, творческое мышление, а также исследовательский метод.

Идейно-тематический, языковой анализы стихотворений Анны Ахматовой помогают  усовершенствовать монологическую речь учащихся , развивают навыки работы с текстом.

В ходе урока ученики параллельно с изучением творчества писательницыповторяют направления Серебряного века, изобразительно-выразительные средства языка, совершенствуют навыки речевого общения и творческого мышления.

При выборе домашнего задания учитываются особенности интеллектуального развития, интеллектуальных возможностей учащихся ( для сильных учеников – сделать анализ стихотворения, для слабых – заучивание стихотворения).

Практическая значимость разработки:

Работу  можно использовать на уроках русской литературы, классных часах, внеклассных мероприятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Усть-Лабинский район Краснодарского края

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №20

муниципального образования Усть-Лабинский район

Анна Ахматова. «Я и плакала и каялась…»

Класс  9

Направление гуманитарное. Урок литературы.

Учитель русского языка и литературы     Арутюнян Виктория Александровна

2014 год


Серебряный век. Анна Ахматова.  «Я и плакала и каялась…» 9 класс.

Цели: повторить направления Серебряного века, познакомиться с биографией и творчеством Анны Ахматовой, проанализировать стихотворное произведение.

Цели для учеников: вспомнить направления Серебряного века, узнать факты из биографии Анны Ахматовой, познакомиться со стихотворными произведениями поэтессы.

Методы: рассказ, беседа, метод демонстрации, исследовательская работа (эвристический метод), анализ произведения.

Межпредметные связи: искусство, музыка, история.

УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Воспитательные цели: 1) привить любовь к русской литературе; 2) развивать устную речь учеников; 3) развивать  умение работы в группе.

Оборудование: ИКТ, презентация, тексты, краски.

Предварительная работа: ученики делятся на 2 группы по возможностям.

                                             1 группа (более сильная) проводит опрос на улице среди случайных прохожих : Каких поэтов Серебряного века вы знаете?  

        2 группа просит узнать автора произведения и зачитывает строки из стихотворения Анны Ахматовой.

                                              Результаты исследования учитель собирает и проводит анализ. С результатами знакомит на уроке.

Ход урока.

1.Организационный момент. Приветственное слово.  Знакомство с темой урока. (Слайд 1, 2)

2.Актуализация  знаний. Слово учителя.

Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным веком" ("золотым веком" называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре "серебряного века" были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.

Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем. Притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека.

– Какие направления художественной литературы Серебряного века вы знаете?

(Критический реализм,  модернизм (символизм, акмеизм), футуризм).

– Назовите черты каждого направления.

ДЕКАДЕНСТВО

В русской художественной культуре конца ХIХ – начала ХХ веков получило распространение ДЕКАДЕНСТВО, обозначающее такие явления в искусстве как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний, оппозиция к общепринятой "мещанской" морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, сопровождающимся нередко эстетизацией греха и порока, амбивалентными переживаниями отвращения к жизни и утонченного наслаждения ею и т.д.. Эти идеи были выражением социальной позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась “уйти” от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Но и таким образом она отражала в своем творчестве кризисные явления тогдашней общественной жизни.

(Слайд 3,4)

МОДЕРНИЗМ

Понятие “МОДЕРНИЗМ” (франц. moderne - новейший, современный) включало многие явления литературы и искусства ХХ в., рожденные в начале этого века, новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия. МОДЕРНИЗМ - общее обозначение всех авангардистских направлений в культуре 20 века, программно противопоставивших себя традиционализму в качестве единственно истинного "искусства современности" или "искусства будущего".

(Слайд 5,6)

СИМВОЛИЗМ

СИМВОЛИЗМ - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов. Сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира ("от реального к реальнейшему") и его "нетленную", или трансцендентную красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. В России символизм нередко мыслился как "жизнетворчество" - сакральное действо, выходящее за пределы искусства.

(Слайд 7,8)

АКМЕИЗМ

АКМЕИЗМ (от греч . akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910-х гг. (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к "идеальному", от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии "естества"), точному значению слова. "Земной" поэзии акмеизма свойственны отдельные модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека. Акмеисты стремились вернуть образу его живую конкретность, предметность, освободить его от мистической зашифрованности.

(Слайд 9,10)

ФУТУРИЗМ

ФУТУРИЗМ (от лат . futurum - будущее), авангардистское направление в искусстве 1910 - 20-х гг., преимущественно в Италии и России. Стремясь создать "искусство будущего", декларировал отрицание традиционной культуры (наследия "прошлого"), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии, характерно переплетение документального материала и фантастики. Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций.

(Слайд 11,12).

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ (ОКТЯБРЬ1917).

 Правдивое, исторически- конкретное изображение действительности в ее революционном развитии.Основная задача: идейная переделка и воспитание трудящихся в духе социализма.Писатель – это «выразитель», «представитель», «учитель».Настоящие герои – борцы за идею, труженики, честные и справедливые люди, смелые и отважные.

Слайд (13,14)

3. Подведение итогов исследовательской работы (опроса). (Слайд 15)

– Мы с вами проводили опрос среди случайных прохожих на улице. В среднем опросили 30 человек по каждому вопросу. 1 группа задавала вопрос: « Каких поэтов Серебряного века вы знаете?»  2 группа просила узнать автора стихотворения по нескольким строкам.

–Давай те посмотрим на результаты работы 1 группы. (Слайд 16)

–Большинство человек назвали Анну Ахматову (11 из 30). 8 человек назвали Александра Блока, 4 - Александра Есенина.

– 2 группа просила узнать автора строк стихотворения.

Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мне плечи и грудь в меха.
И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви,
Как я знаю эти упорные
Несытые взгляды твои!

(Слайд 17)

– 22 человека назвали АннуАхматову.  (Слайд 18)

–Как вы думаете, о чем говорят результаты опросов? Актуальна ли поэзия Серебряного века? (Анна Ахматова узнаваема, поэзия Серебряного века интересна и в наше время).

4. Знакомство с биографией Анны Ахматовой. Отвечает заранее подготовленный ученик.

Анна Андреевна Ахматова (1889 - 1966) – поэтесса, писательница, переводчик, критик. Родилась в Одессе.

Училась в Царскосельской гимназии, затем в Фундуклеевской гимназии Киева. Она посещала историко-литературные, женские курсы.

Впервые стихотворение Ахматовой было опубликовано в 1911 году. В 1910 году вышла замуж за Н. Гумилева, от которого в 1912 году родила сына Льва Николаевича.  (Слайд 19) Творчество А. А. Ахматовой (А. А. Горенко, 1889–1966) занимает особое место в поэзии акмеизма. Ее первый поэтический сборник “Вечер” вышел в 1912 г. Критика сразу же отметила отличительные черты ее поэзии: сдержанность интонаций, подчеркнутую камерность тематики, психологизм. Ранняя поэзия Ахматовой глубоко лирична, эмоциональна. Своей любовью к человеку, верой в его духовные силы и возможности она явно отходила от акмеистической идеи “первозданного Адама”. Основная часть творчества А. А. Ахматовой приходится на советский период. 
Первые сборники А. Ахматовой “Вечер” (1912) и “Четки” (1914) принесли ей громкую известность. Замкнутый, узкий интимный мир отображается в её творчестве, окрашенном в тона грусти и печали. (Слайд 20)

Творчество Ахматовой затрагивает трагические темы. Например, поэма «Реквием» Ахматовой отображает нелегкую судьбу женщины, чьи близкие люди страдали от репрессий( первый муж был расстрелян).  Для Анны Ахматовой стихи были возможностью рассказать людям правду.

Стихи Ахматовой о любви доказывают тонкое понимание ею всех граней человека. Анна Ахматова в стихотворениях проявляла высокую нравственность. Кроме того лирика Ахматовой наполнена размышлениями о трагедиях народа, а не только личными переживаниями. Несколько памятников поэтессе расположены в Санкт-Петербурге. А музей Ахматовой находится в Фонтанном доме.

В 1951 Анну Ахматову восстановили в Союзе писателей. В начале 1955 Ленинградское отделение Литфонда выделило Ахматовой дачный домик в писательском поселке Комарово. В СССР, и за рубежом стали публиковаться ее произведения. В 1962 Ахматова была номинирована на Нобелевскую премию по литературе.

В октябре 1965 вышел последний прижизненный сборник стихотворений Ахматовой "Бег времени".

5. Знакомство с творчеством. Ученикам раздаются тексты стихотворений. (Слайд  21)

А ты думал - я тоже такая,
Что можно забыть меня,
И что брошусь, моля и рыдая,
Под копыта гнедого коня.

Или стану просить у знахарок
В наговорной воде корешок
И пришлю тебе странный подарок -
Мой заветный душистый платок.

Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом
Окаянной души не коснусь,
Но клянусь тебе ангельским садом,
Чудотворной иконой клянусь,
И ночей наших пламенным чадом -
Я к тебе никогда не вернусь.

– Какой главный мотив стихотворения? (мотив любви)

– Кто лирический герой? (женщина, которая свою любовь переплавляет в ненависть, потому что так проще)

– Какие средства художественной выразительности использует поэтесса? (эпитет, метафора, анафора).

– Какой жанр напоминает это произведение? (Стихи рисуют образ человека, который каждое свое новое чувство, каждое новое событие своей жизни отмечает записью - перед нами как будто отрывок из автобиографии, дневника).

–Какие чувства испытывает героиня? (любовь, смятение, ненависть. Героиня нисколько не отметает любовь, она по-прежнему чувствует себя рожденной для нее, но она разрывает с прежней покорной каменной зависимостью от любви, и приобретает свою свободу и даже - некое господство над другими. Ее мучение переливается в мстительное предупреждение).

(Слайд 22, 23)

 ***

Как белый камень в глубине колодца,
Лежит во мне одно воспоминанье.
Я не могу и не хочу бороться:
Оно — веселье и оно — страданье.

Мне кажется, что тот, кто близко взглянет
В мои глаза, его увидит сразу.
Печальней и задумчивее станет
Внимающего скорбному рассказу.

Я ведаю, что боги превращали
Людей в предметы, не убив сознанья,
Чтоб вечно жили дивные печали.
Ты превращен в моё воспоминанье.

 На чем построен сюжет? (Воспоминания. Но вспоминая и воссоздавая какую-нибудь лирическую тему, поэтесса не воспроизводит всего мира со всей его красочной пестротою, а лишь одну какую-нибудь черту, чем-либо ей запомнившуюся, чем-либо для данной темы характерную).

– Что напоминает это стихотворение? (Признание, отчаяние или мольба, составляющие стихотворение, кажутся как бы обрывком разговора, который начался не при нас и завершения которого мы тоже - не услышим).

– Какая тема этого произведения? (Тема несчастной любви на грани с ненавистью).

– Есть ли что-то общее с предыдущим стихотворением? Какую особенность её стихотворений вы заметили? ( Эмоциональность, прерванность. Эта особенность ахматовского стиха, полного недоговоренностей, намеков, уходящих в глубину подтекста, придает ее лирике истинную своеобразность. Героиня ахматовских стихов, чаще всего говорящая как бы сама с собой в состоянии порыва, полубреда или экстаза, не считает, естественно, нужным, да и не может дополнительно разъяснять и растолковывать нам все происходящее. Передаются лишь основные сигналы чувств, без расшифровки, без комментариев, наспех - по торопливой азбуке любви. Подразумевается, что степень душевной близости чудодейственно поможет нам понять как недостоющие звенья, так и общий смысл только что происшедшей драмы).

– Какие художественные средства помогают нам это понять? ( эпитеты, метафора, сравнения, антитеза, возвышенная лексика).

(Слайд 24)

***

Так много камней брошено в меня,

Что ни один из них уже не страшен,

И стройной башней стала западня,

Высокою среди высоких башен.

Строителей ее благодарю,

Пусть их забота и печаль минует.

Отсюда раньше вижу я зарю,

Здесь солнца луч последний торжествует.

И часто в окна комнаты моей

Влетают ветры северных морей,

И голубь ест из рук моих пшеницу...

А не дописанную мной страницу -

Божественно спокойна и легка,

Допишет Музы смуглая рука.

– На каком художественном приеме построено стихотворение? (Метафора. В «Уединении» поэтесса описывает образ искусства как высокую башню, которую для нее создал окружающий серый социум, ожидая, видимо, заточить ее там и сломить ее дух. Но сила таланта Ахматовой сотворила чудо, и вместо предполагаемого наказания поэтесса наслаждается созданным уединением).

– Что подразумевает поэтесса под образом «камня»? («Камни» - это очевидно людские слухи, уколы, неприятие, которые были нацелены на поэтессу. Они закалили ее дух и подняли над мирской суетой).

– Какие метафорические образы вы еще нашли? ( Образ «башни», конечно, и образ искусства как некоей высокой башни, поднимающей поэта над мирской суетой, и представление о священной его природе, превосходящей слабые человеческие силы, сразу же заставляют вспомнить тех жрецов чистого искусства, которые пытались уйти от людей и мира. Однако, несмотря на мотив избранничества, безусловно звучащий в этом стихотворении, нельзя не обратить внимания на то страстное благодарение жизни, которое звучит здесь у Ахматовой . Под башней, надо полагать, она подразумевала скорее всего опыт жизни, горькие и тяжкие уроки судьбы, которые в конце концов все же помогают нам смотреть на мир умудренными и далеко видящими глазами).

– Какие настроение проникнуто стихотворение? (спокойствие, возвышенное настроение, но мотив противоречивости тоже присутствует ненавязчиво).

6. Подведение итогов.  (Слайд 25)

– Какие темы поднимаются в творчестве Анны Ахматовой?

–  Важны ли они для современного человека?

– Актуальна ли ее поэзия сейчас?

– Есть ли строки, которые вам особенно понравились?

– Нашли ли вы темы, близкие для себя?

Домашнее задание. По уровням сложности: 1) ученики разбиваются на пары: сильный  + слабый; слабый ученик учит наизусть стихотворение, сильный делает анализ этого стихотворения. Отвечают вместе.

7. Абстрактное восприятие творчества Анны Ахматовой. (Слайд 26)

– Мы с вами познакомились с личностью и творчеством Анны Ахматовой. Её произведения являлись вдохновением для многих художников и музыкантов. Сейчас вы прослушаете 2 романса на стихи поэтессы и попробуете создать свою собственную абстракцию по впечатлениям от творчества, постараетесь передать чувства, эмоции с помощью красок.  ( Слайд 27, 28)

Список литературы:

1. БЭС

2. http://uchebnikionline.com/literatura/istoriya_zarubizhnoyi_literaturi_xix_-_xx_st_-_davidenko_gy/ponyattya_modernizmu_techiyi_modernizmu_yihnya_harakteristika.htm

3. http://www.bookchamber.ru

4. История русской литературы. - Л., 1983. Т. 4

5.  Анна Ахматова “Стихотворения и поэмы”, вступительная статья А.И.Павловского. - Л, 1989.

6. “Серебряный век: поэзия”. -  АСТ Олимп, 1996.

7. Банников Н.В. “Серебряный век русской поэзии”.  - Просвещение, 1993.

8. История русской литературы XX век Серебряный век.- М, 1995 

9. Антология русской женской поэзии: от Анны Буниной до Анны Ахматовой: В.И.Калугин.- М, 2007.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я весь мир заставил плакать … " по творчеству Б.Л.Пастернака

Расширение и углубление знаний учащихся о жизне и творчестве русского поэта и писателя Б.Л.Пастернака...

Литературно-музыкальная композиция «Когда на смерть идут — поют, а перед этим можно плакать»

Литературно-музыкальная композициям посвящена 70-летию Сталинградской битвы. Она состоит из 2 частей: 1-ая построена на основе романа Ю.Бондарева "Горячий снег", 2-ая - на основе стихов и песен о Вели...

Где ты, Каяла?

Воронежская гипотиза Поливановых о битве князя Игоря с половцами....

Тест "Каие вы родители?"

Тест может быть предложен родителям на родительском собрании...

Темазы: «Боданып кӨрээлиңерем… Таапкының кижиге хоразы кайы хирел?»

Темазы: «Боданып кӨрээлиңерем…Таапкының кижиге хоразы кайы хирел?»деп темалыг беседа-сайгарылганы бо класс шагында кӨӨр бис.   *Сорулгазы: 1) Таакпы болгаш наркотик деп би...

Разработка внеклассного мероприятия "Кайы тоолдан келген-дир мен?".

Тоолдарны ооренген соонда, тыва дыл неделязында эрттирген моорейим....