Разработки уроков и внеклассных мероприятий
план-конспект урока на тему

Дубовая Ирина Вячеславовна

Разработка урока написание письма.

Разработка открытого урока по литературе "Пейзаж и герой рассказа ИюСю Тургенева "Бежин луг".

Разработка классного часа "Урок мужества. У войны не женское лицо".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок письма24.15 КБ
Файл Тургенев Бежин луг21.32 КБ
Файл Урок мужества783.09 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  проведения урока написания письма

в 5 классе.

Учитель русского языка и литературы: Дубовая Ирина Вячеславовна, МБОУ «СОШ№17» города Усолье – Сибирское

 

Тема урока: «Учимся писать письма»

Цель: познакомить учащихся с особенностями написания писем.

Учебные задачи:

  1. Сконцентрировать внимание учащихся на ценностях родного языка.
  2. Формировать навыки правильного написания письма.

Воспитательные задачи:

  1. Возродить российские традиции эпистолярного жанра.
  2. Воспитывать любовь к родному языку.

Эпиграф:

Кто стучится в дверь ко мне?
С толстой сумкой на ремне?
С цифрой «5» на медной бляшке,
В синей форменной фуражке,
Это он,
Это он,
Волгоградский почтальон.

        - Прочитайте тему урока на доске (урок письма).

        - Как понимаете? О чём это? (ответы) Когда вы пришли в первый класс, у вас был урок письма, на котором вы учились писать буквы слоги, слова. Но речь сегодня пойдёт не об этом.

        - Какое ещё значение имеет слово «письмо»? (написанное на бумаге послание кому-либо)

            Именно о письме в этом значении мы и будем сегодня говорить: о том, как зародилось письмо, как оно попадает к тому, к кому адресовано.

Слово учителя: (история)

             Когда люди научились говорить, возникло препятствие: слова терялись в воздухе, едва их произносили. След о них оставался лишь в мозгу говорящего и того, кто услышал его, ведь сказанное слово не оставишь лежать, чтобы его кто-нибудь подобрал и снова услышал – через день, через неделю, через год после того, как ты его произнёс. Всё держалось в голове, но, к сожалению, голова – не самый удобный склад для всей информации. Со временем, чем больше становилось знаний, тем труднее было её удерживать в памяти. Может, магнитофоном воспользоваться? Да, хорошо бы, но тогда их и в помине не было. Не простая задача для древнего человека – сохранить информацию. Но около пяти с половиной тысяч лет назад люди додумались, как говорить с теми, которых рядом нет, кто далеко, и даже с теми, кто ещё не родился.

      - Что они придумали?   (письмо)

Да, люди потратили уйму времени, чтобы задержать звуки, пока они не растаяли в воздухе.

        - Что помогает нам задерживать звуки и сохранять их?

        - Как думаете, какое было первое письмо, буквенное или рисунчатое? (рисунчатое)

        - Почему? (тогда ещё не было письменности, не было алфавита)

        - А о чём люди могли «писать» (рисовать) в то время друг другу? (рассказ об удачной охоте, рыбалке, о каком-то значительном событии в жизни семьи)                       

              - А о чём мы сейчас можем написать?  (приблизительно о том же самом)

Учитель: Раз мы сегодня заговорили о письме, то вы должны знать, что оно относится к эпистолярному жанру. Слово эпистола означает послание. Эпистолярный жанр – обращение в форме письма.

Фронтальный опрос:

Учитель: Письмо приходит к нам по адресу. Как называется человек, которому пришлют письмо, то есть получатель письма? (Дети записывают слова, ставят ударения ,выделяют  место ,в котором могут быть допущены ошибки).

Дети: Адресат.

Учитель: Запишите это слово. Как называется человек, который отправил письмо?

Дети: Отправитель.

Учитель: Как называется наше государство, куда должно придти письмо?

Дети: Россия.

Учитель: На почте все письма сортируются по цифрам на конверте. Они называются  индекс. Запишем. А кому можно послать письма?

Дети: Маме, бабушке, другу, учителю.

Учитель: Президенту (запишем слово). А что можно написать в письме?

Дети: Поздравить кого-либо, узнать что-либо, рассказать что-либо, поделиться мыслями и чувствами.

Учитель: С чего вы начнете свое письмо? С приветствия.

К кому можно обратиться со словом «здравствуйте»?

Дети: К взрослым.

Учитель: А «привет»?

Дети: К одноклассникам и т.д.

Учитель: А как бы вы обратились  к президенту? (Дети поднимают руки).

Словарная работа: (на доске, ученики в тетрадях)

Эпистола -  послание, эпистолярный жанр, адресат, конверт, почтальон, марка, адрес, штамп, индекс.

Формирование новых знаний.

Оказывается, написать письмо не так просто. Ведь надо учитывать для чего мы пишем письма, какие задачи ставим перед собой и стремимся решить при общении с другими людьми.

Давайте запишем с вами, для чего мы пишем письма (дети выходят к доске и пишут сои предложения):

  • сообщить, оповестить;
  • поздравить;
  • извиниться;
  • поделиться чувствами, впечатлениями;
  • поблагодарить.

Фронтальный опрос:

Что такое индекс? (Цифровое условное обозначение населённого пункта)

- Что наклеивают на конверт?(Марку)  Для чего её наклеивают? (Чтобы письмо по нужному адресу)

- А что такое почтовый штемпель? (Это прибор, устройство с выпуклым обратным изображением рисунка, надписи, который служит для получения оттиска, накладывания печати на конверте. Служит для погашения знаков почтовой оплаты, подтверждения приёма почтового отправления, контроля за маршрутом и временем нахождения в пути, нанесение каких-либо пометок и т. д.)

У каждого на столе лежит памятка.

Памятка  для  переписывающихся

     1.   Полученное письмо может распечатать только его адресат. Нельзя читать чужие письма!

2.  Невежливо не отвечать на полученное письмо. Сделать это необходимо не позднее 3-5 дней после получения письма и в вежливой форме.

3. Бумага и конверт должны быть чистыми. Личные письма, как правило,  пишутся от руки, аккуратным почерком, шариковой ручкой, без исправлений.

 Письма пишут только в хорошем настроении. Тон письма может быть почтительным (к учителю, бабушке, президенту), шуточным (к приятелю, близкому человеку).

  4. Письмо складывается текстом внутрь, чтобы его никто не мог прочитать на свет.

  5. Адрес на конверте пишется разборчивым почерком, четко, ясно. Не забывай указывать правильный адрес и индекс  на конверте.

6. Вначале  следует вступительное обращение (могут быть:начальная фраза о состояниипереписки и причина написания письма).

            - Существует порядок написания письма:

- письмо пишут чётким, разборчивым почерком;

- письмо пишут на аккуратном листе бумаги;

- с левого края, сверху и снизу оставляют поля шириной 2 см;

- в письме каждую часть пишут с красной строки;

- письмо можно сопровождать рисунком.

Практическая работа.

( ученики продолжают работу в тетради). По данному алгоритму написать письмо, соблюдая все правила написания письма.

Схема текста письма.

1. Начало письма:

- приветствие;

- обращение;

2. Основная часть письма:

- сообщение о себе, о новостях;

3. Концовка письма:

- вопросы адресату;

- просьбы;

- приветы;

- прощание;

- подпись;

- дата и подпись.

Итог урока.

Учитель: С каким видом эпистолярного жанра мы познакомились? письмом). Какие правила составления письма вы узнали на уроке?

Рефлексия.

Учитель: Понравилось ли вам наше занятие? Если да, то чем?

                   (Ответы детей).

 Вывод.

Учитель: Запомните, дети: письма в жизни играют важную роль. Многим они помогли стать писателями.

Список литературы:

  1. С. Маршак «Почта».
  2. С.Ожегов «Словарь русского языка».
  3. Б. Мокроусов, М.Матусовский «Вологда» «Методическое пособие для студентов».
  4.  Комфорт речевого общения, РЯШ, № 5, 1996, с.80-84 .
  5.  Русский язык. Еженедельное приложение к газете «1 сентября», №5 (173), февраль 1999, c.1-4.
  6. Что такое эпистолярный жанр // http://daz. su/nash-otvet/kultura/20/index. Aspx

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Работы учащихся 5 класса:

Здравствуйте, уважаемая Ирина Вячеславовна!

Пишет Вам Ваш  ученик Худяков Александр. Вы  для меня не только учитель, но и друг. Сейчас я  пятиклассник, меня учат разные учителя, но Ваш предмет мне больше нравится. Хочу пожелать Вам здоровья и счастья. Вы всегда  добрая, искренняя и заботливая. Я очень рад, что именно Вы учите  меня. 

Хочется сказать Вам огромное спасибо за знания, за доброту, за всё то, что Вы мне дали. Бывало,  я недопонимал чего-то, но Вы всегда меня поддерживали и за это я Вас искренне люблю и уважаю. Спасибо Вам за интересные уроки.

                                                                             С уважением Худяков Александр.

Дорогая бабушка, Антонина Васильевна!

Я очень соскучился по тебе и поэтому пишу это письмо. У меня все хорошо, а как твои дела? Я буду очень счастлив, услышать, что у тебя тоже все хорошо. Учусь хорошо! Очень люблю историю, математику и географию, но не всегда получаю пятерки. Ты училась в школе на одни пятерки, поэтому надеюсь, что поможешь мне. Родители работают. Передают тебе привет. До свидания! Не болей. Целую. Мы тебя все очень любим и скучаем! Мы счастливы, что у нас есть такая бабушка как ты!

                                                                         Твой внук Хомколов Николай.


Дорогая бабушка, пишет тебе твоя внучка Вика. У нас в семье все хорошо, братик слушается, а мама с папой работают.

Четверть я закончила хорошо, без троек. Хожу на Краеведение, изучаю историю нашего города, а недавно мы всем классом ходили на экскурсию к памятнику Победы – всем понравилось.

Знаешь, часто вспоминаю каникулы у тебя в деревне: местных мальчишек, дискотеки, посиделки с семечками на скамейках, романтические  прогулки по лугу и рыбалка. Хочу к тебе побыстрее, так же отдохнуть и поесть твоих замечательных пирожков с вишней. Передавай привет деду. Скоро приеду. Ну все бабуль. Мне пора заканчивать. Не болей, главное почаще гуляй для здоровья!

                                                                                                   Твоя внучка Вика.

Здравствуй, Светлана! Пишет тебе твоя подруга Таня. Спешу ответить на твоё послание, ведь я так давно ждала твоего письма!

Ты спрашиваешь, чем я занимаюсь и как у меня идут дела? На это я могу тебе сказать только то, что у меня всё просто замечательно: учусь на «хорошо» и «отлично» (не считая математики, с которой, как ты помнишь, у меня вечные проблемы), после уроков хожу заниматься английским языком в кружке при Доме культуры, а в свободное время занимаюсь различными интересными делами. Об этом расскажу тебе подробнее.

Во-первых, я занялась сейчас рисованием. Я рисую мелками по бумаге. Герои моих рисунков — это, в основном, животные: лошади, собаки, жирафы. А научилась я их рисовать благодаря одной хорошей книжке — «Как научиться рисовать животных за 50 уроков». Одно из своих «творений» я посылаю тебе в этом письме. Напиши мне, пожалуйста, понравился ли тебе этот рисунок.

Во-вторых, в последнее время я увлеклась творчеством Рики Мартина и теперь собираю всё, что касается его самого и его песен: вырезки из журналов, плакаты, фотографии, компакт-диски, статьи. Это очень интересно!

Ну, вот, пожалуй, и всё! До свидания! Пиши мне чаще!

                                                                                          Твоя подруга Татьяна.



Предварительный просмотр:

Пейзаж и герой рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»

Тип урока: освоение художественного текста.

Цели урока:

образовательные: - расширить представление учащихся о творчестве  И.С.Тургенева;

- сформировать умение составлять характеристику героя;          

-раскрыть взаимосвязь человека и природы в рассказе, особенности национального самосознания;                                            

                                  - повторить понятия «портрет», «предание»,  «поверье»;

                                  - познакомить с понятием «былички»;

развивающие:         - развивать навыки связной устной речи;

                                  -  развивать логическое мышление;

                                  - развивать навыки  работы  в паре; 

                                  - развивать умение выражать собственную позицию,

      - умение вести диалог; развивать навыки выразительного        чтения, краткого и подробного пересказа,

      -анализа художественного текста, навыки устной речи;

воспитательные:    - воспитывать интерес и любовь к художественному слову;

                                  - прививать интерес к творчеству И.С.Тургенева;    

                                  - патриотическое отношение и любовь к Родине.

Оборудование : иллюстрации  к рассказу « Бежин луг» “Мальчики у костра”,, выставка книг писателя, пазлы. портрет И.С.Тургенева.

 

Виды учебной деятельности: выборочное, творческое чтение текста рассказа, создание текстов устных ответов на основе самостоятельной работы, устное словесное рисование.

 

Ход урока:

 

1)      Организационный момент.

 

Приветствие детей, проверка готовности к уроку.

«Записки охотника»- по-видимому

самое долговечное,

из всего, что написал».

И.С. Тургенев

Слово учителя:

Сегодня на уроке мы будем изучать, и анализировать рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг».

История рассказа:

Первая запись о смысле создания рассказа была сделана в августе 1850 года. «Бежин луг» Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыре на ночь.

В 1851 году это произведение было напечатано в журнале «Современник».

Сборник называется «Записки охотника». В него входят много разных рассказов, например, «Хорь и Калиныч», «Степь», «Уездный лекарь» и многие другие, писал несколько лет. Объединяет эти рассказы главный герой – охотник.

??? Почему сборник называется «Записки охотника» (Потому что охотник ходит охотится, с ним происходят разные события).

 Из биографии Тургенева мы знаем, что он любил охотиться, поэтому много путешествовал, бывал во многих местах.

Рассказ так называется «Бежин луг», потому что такое место в действительности было и есть в Тульской гебернии, это место было в наследстве у отца,

-Тургенев там проводил время.

-Почему Бежин, по фамилии помещика Бежиных, которые в 18 веке проживали неподалёку.

- Есть такие предположения, Бежин луг, называли потому, что на нём собирались табором люди, бежавшие от притеснений царских властей на юг, на вольный Дон.

-Бежин потому, что туда сбегал маленький Иван, когда ссорился с мамой. Поэтому и луг прозвали Бежин.

Работа с текстом.

Что такое пейзаж?

Пейзаж – это  красочное описание природы.

Какое настроение, создаётся при чтении? (Бодрость, ликование)

Какое время года описывает автор? (лето, июльский день)

Какие же краски июльского дня? (небо ясное, румяное, солнце не огнистое, лучезарное, лиловое)

Чем пахнет день в июле? Кто нашёл в тексте (полынью, сжатой рожью, гречихой)

Найдите и зачитайте ещё  описание природы (солнце, небо, поля, луга) (стр. 130-132).

Перед нами появляется охотник.

На доске  иллюстрации давайте выстроим маршрут охотника (стр. 135 -136)

Проблемные вопросы:

Как человек связан с природой в рассказе Тургенева? (Взаимосвязь, чувствуют друг друга)

Кто или что выше природа или человек? (Человек, потому что творит чистоту, ухаживает, но и губит природу)

Каков он, Бежин луг? (Красивый) 

Посмотрите, какие это красивые уголки. Экологически чистые.

Слово учителя:

 И так, охотник вышел на луг, где встретил мальчиков.

Как звали мальчиков? (Федя, Павлуша, Ильюша, Костя, Ваня)

Что такое портрет?

Портрет – это  изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами.

Найдите и зачитайте описание мальчиков.

Рефлексия: Работа в группах: собирание пазлов.

Чем занимались мальчики?

Почему ночью?

Какую роль в рассказе играет фольклор? С какими фольклорными жанрами мы сталкиваемся?

(Ребята рассказывают разного рода былички, бывальщины. Фольклорные жанры: былины, сказки, пословицы, поговорки, загадки, анекдоты, песни, частушки, заклички, приговорки, дразнилки и другие.)

- Как вы понимаете слово быличка? А что означает слово  бывальщина? А что такое поверье?

 (Быличка – народные произведения суеверного характера, повествующие о встречах со сверхъестественными существами.

            Бывальщина – в русском народном творчестве – это короткие       устные рассказы о невероятных происшествиях.

Поверье – предание, основанное на суеверных представлениях.)

      Предание - устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических событиях, о событиях прошлых лет.

        Россказни- измышления, выдумки.

Истории мальчиков это что? (былички)

Давайте вспомним какие былички рассказывали мальчики?

“Былички в рассказе И.С. Тургенева “Бежин луг”

  1. Ильюша (про домового).
  2. Костя (встреча плотника Гаврилы с русалкой).
  3. Ильюша (псарь Ермил и барашек).
  4. Ильюша (покойный барин и разрыв – трава).
  5. Ильюша (гадание бабы Ульяны).
  6. Костя (звуки из бучила).
  7. Ильюша (про лешего).
  8. Ильюша (про водяного и Акулину).
  9. Костя (Феклиста и сын).

Рассказ какого мальчика вам показался более интересным и почему?

Как вы считает, сами мальчики верят в то, о чём рассказывают?

А почему, крестятся  после каждого звука? (Крест убережёт от нечистой силы)

Как вёл себя охотник во время рассказов мальчиков? (Притворился спящим, чтобы не мешать)

Почему охотник уходит тихо, не попрощавшись с мальчиками? (уснули под утро, не хотел прерывать сон)

Какое утро? Зачитайте?

Чем заканчивается рассказ?

Почему именно так закончился рассказ?

Подведение итогов:

 Понравился ли вам рассказ Тургенева?

Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание: дочитать, кто не прочитал. Составить план рассказа.



Предварительный просмотр:

 Г. УСОЛЬЕ - СИБИРСКОЕ МБОУ «СОШ № 17»

Учитель русского языка и литературы: Дубовая Ирина Вячеславовна

Методическая разработка  урока мужества в 5 классе.

Форма урока: Урок Мужества.

Форма проведения: тематический комбинированный классный час с элементами драматического и литературно-музыкального представления, посвящённого юбилею Великой Победы.

Время: 1 час.

Цель  – воспитание патриотизма, формирование позитивного образа, который может служить идеалом для подражания.

Задачи:   

  • формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме; 
  • вызвать чувство восхищения и гордости подвигами, совершенными советскими людьми в годы Великой Отечественной войны; 
  • показать роль нравственной стойкости, мужественности, чувства долга и ответственности перед обществом и вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, нравственную красоту; 
  • развивать интерес к историческим фактам и событиям.

Подготовительная работа:

  • 1) определение ведущих (2 ведущих);
  • 2) подготовка к выразительному чтению стихотворений
  • (5 учеников 4 ученицы для инсценировки, учитель музыки, учитель литературы);
  • 3) оформление кабинета (поскольку мероприятие праздничное, можно оформить класс соответствующей атрибутикой: портретами полководцев, георгиевскими лентами, цветами и т. д.);
  • подготовка материалов по теме урока.
  • Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Тема: «У войны не женское лицо».

Эпиграф:                                                                                  

Нет! У войны не женское лицо.

Хоть имя женское заключено в неё.

Противоречит сути женщины война,

Не для убийства Богом ей любовь дана...

Р. Верзакова

«… Подружки, сестрёнки наши, медсестрёнки,

Что шли на смерть и повстречались с ней,

В родных краях иль на чужой стороне…»

А. Твардовский

Ведущий 2:

Да разве об этом расскажешь -

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

Уходили девушки на войну

Ведущий 2

Женщина и война…

Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы… Женщина и война…

В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь.

В мир приходит женщина, чтоб очаг беречь

В мир приходит женщина, чтоб любимой быть.

В мир приходит женщина, чтоб дитя родить.

В мир приходит женщина, чтоб цветам цвести.

В мир приходит женщина, чтобы мир спасти.

Ведущий 1:

Женщинам грозных сороковых довелось спасать мир. Они были медсестрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки.

Женщины отгремевшей войны… Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно — в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.

Ведущий 2:

“Женщина” и “Жизнь” - слова-синонимы, “женщина” и “война” - противоестественное словосочетание, но тогда, в далеком 1941-м, женщина стала солдатом, чтобы бесстрашно защищать жизнь.

Наш рассказ о подвиге женщин на войне. О подвиге тех девчушек, которые едва сняв школьную форму и бантики с косичек, надев гимнастерки, уходили в войну…

(Громкость звучания песни “Священная война” постепенно нарастает, на экране появляются кадры военной хроники)

Выходят 5 девушек в гимнастёрках и читают стихи.

Чтец 1:

Казалось было холодно цветам, 

И от росы они едва поблекли. 

Зарю, что шла по травам и кустам, 

Обшарили немецкие бинокли. 

Цветок в росинках весь к цветку приник, 

И пограничник протянул к ним руки, 

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг 

Влезали в танки, закрывая люки. 

Такою все дышало тишиной, 

Что вся земля еще спала, казалось. 

Кто знал, что между миром и войной 

Всего каких-то 5 минут осталось. 

Чтец 2:

Качается рожь несжатая,

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы — девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты — 

То юность моя в огне...

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

Юлия Друнина

Чтец 3:

Я ушла из детства,
В грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я ушла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в “мать” и “перемать”,
Потому, что имя ближе,  чем “Россия”,
Не могла сыскать.

Ю.Друнина

Чтец 4: 

Как много пережито в эти лета
Любви и горя, счастья и утрат…
Свистя, обратно падал на планету
Мешком обледеневшим стратостат.

Но даже скорбь, смущаясь, отступала,
И вечность нам приоткрывалась,
Когда невнятно смерть повествовала –
Как погибали наши экипажи.

Они держали руку на приборах,
Хранящих стратосферы откровенья,
И успевали выключить моторы,
Чтобы земные уберечь селенья.

Так велика была любовь и память,
В смертельную минуту, не померкнув,
У них о нас, -
Что мы как будто сами,
Как и они, становимся бессмертны.

О.Бергольц.

Чтец 5:

Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все без конца и без счета –
Печали, труды и заботы,
Пришлись на тебя на одну.
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, в метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.
Рубила, возила, копала, -
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто отлично живешь.

М. Исаковский

Ведущий 1:

    И все-таки «у войны не женское лицо», и не женское это дело - стрелять. Женщина – дарит жизнь, носит ее в себе, качает на руках. Для женщины война, прежде всего убийство, а уже потом тяжелая работа.

НЕ ЖЕНСКАЯ ЭТО ДОЛЯ – УБИВАТЬ!

Девушки были снайперами и лётчицами, танкистами и артиллеристами, партизанами и моряками, водили грузовики, спасали раненых. Существовали женские стрелковые части.

Ведущий 2:

Да, у войны не женское лицо. Но угроза, нависшая над нашей страной и над всем миром в 1941 г., заставила советских женщин по-иному оценить свои возможности, встать в строй наравне с мужчинами. В ряды защитников Родины встали около 500 тыс. девушек, из них 200 тыс. комсомолок.

Ведущий 1:

 Давайте послушаем воспоминания девушек, которые пошли на фронт.

(Выходят девушки по очереди и рассказывают из воспоминаний ветеранов женщин)

Девушка 1: 

«У нас у всех было одно желание: только на фронт! Пошли мы в военкомат, а нам говорят: Подрастите девчонки, вам ещё рано на фронт» А нам было по 16 лет.  Но я добилась своего. Выстроили по росту, я самая маленькая. Командир идет, смотрит. Подходит ко мне «Что это за дюймовочка? Что ты будешь делать на фронте? Может, к маме вернёшься, подрастёшь» А я настаивала на своём.

Девушка 2:

«Нам перед отправкой на фронт, помню, два часа дали на сборы. Так я побежала в магазин, накупила конфет, набила им чемодан, положила фотографии родных (С улыбкой).  Взяла на фронт любимую юбку, две пары носков и туфли, изящные такие на каблуке. А ещё духи взяла. Думала на ненадолго еду, война быстро кончится».

Ведущий 2:

Война заставила увидеть их многое, многое из того, что лучше бы вообще не видеть человеку, тем более женщине.

Девушка 3: (медсестра)

«Самое невыносимое для меня были ампутации, первое время падала в обморок. Как страшно видеть раненного или контуженого солдата. Ведь это страшные боли.

Когда первый раз полезла под пули за бойцом, кричала так, что казалось, перекрывала грохот. А потом привыкла. Через 10 дней меня ранило, осколок вытащила сама, и перевязалась».

Ведущий 1:

Письма. Фронтовые письма.

Они шли не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольниками. Было очень много писем, написанные лаконичным канцелярским почерком «Ваш муж (сын, брат) пал смертью храбрых в боях за нашу Родину»

Девушка 4: (Почтальон)

«Мы должны были быть выносливыми, терпеливыми, милосердными. Нас ждали, ждали с нетерпением и затаённой тревогой , измученные, исстрадавшие адресата.

Кроме писем и газет, мы всегда носили пузырьки с нашатырным спиртом. Иначе нельзя. Мы были и почтой, и «скорой помощью». В четырёх письмах – радость, а в пятом – похоронка. Это было великое горе.

Песня «Почтальонка» (муз. С Никитина, сл. Д. Сухарева) (Гитара)

- Почтальонка, почтальонка,
Тяжела ль для тебя сума?
- Тяжела моя сума,
Тяжела моя сума:

Все газеты да газеты,
Дотащу ли из сама...
Дотащу ли из сама -
Тяжела моя сума.

- Почтальонка, почтальонка,
Далековато ль для тебя тащить?
- Тяжела моя сума,
Тяжела моя сума:

Все журнальчики да журнальчики,
Стопудовые тома,
Стопудовые тома -
Тяжела моя сума.

- Почтальонка, почтальонка,
Обошла ли все дома?
-Обошла я все дома,
Обошла я все дома,

Разнесла газеты-письма -


Тяжела моя сума,
Обошла я все дома...
Тяжела моя сума.

- Почтальонка, почтальонка,
Ты снимай свою суму.
- Не могу снимать суму,
Не могу снимать суму:

Там на донце похоронка -
Не могу как раз читать, кому.
Там на донце похоронка -
Не могу читать, кому.

- Почтальонка, почтальонка,
Сероватый камень на груди,
Сероватый камень на груди,
Стопудовый на груди.

Говорила баба Настя:
В почтальонки не ходи.
Говорила, говорила -
В почтальонки не ходи.


C:\Documents and Settings\Admin.COMPUTER-36A5D7\Рабочий стол\Живая классика\SAM_2258.JPG

C:\Documents and Settings\Admin.COMPUTER-36A5D7\Рабочий стол\Живая классика\SAM_2235.JPG

C:\Documents and Settings\Admin.COMPUTER-36A5D7\Рабочий стол\Живая классика\SAM_2226.JPG

Ведущий 2:

Дорогие Ветераны!

Дожившие до Победы и рассказавшие нам всю правду о самой кровопролитной войне в мире - Великой Отечественной!

Низкий Вам поклон от всех жителей России, не познавших горя и лишений военного времени, не видевших последствий артиллерийского налёта и разрывов авиационных бомб, не спасавшихся от смерти в бомбоубежищах, не испытавших многолетней зверской оккупации фашистов, голода, холода и постоянного страха потерять навсегда родных тебе людей.

Вы мужественно и честно выполнили свой долг перед командирами, семьёй, Родиной. Вы думали в первую очередь не о себе, а о нас, о своих потомках. 

Спасибо Вам за подаренную свободу и независимость, за возможность просыпаться каждое утро под щебетание птиц, за возможность радоваться жизни, мирному небу, аромату лесных ягод и шелесту осенних листьев, журчанию ручья и первому снегу, весеннему солнцу и летнему зною с освежающим дождём. Спасибо Вам за добытое ценой огромных потерь счастье жить в окружении тепла и заботы родителей, бабушек и дедушек, счастье любить и беречь свою Родину. Мы постараемся, став взрослыми, не предать Ваши идеалы, постараемся не забыть, какой ценой досталась нашему народу эта Великая Победа.

Ведущий 1:

 Уважаемые труженики тыла! Все, кто своим непосильным трудом приближал День Победы!

От всей души поздравляем Вас с приближающейся _71__годовщиной Великой Победы!

Сегодня самая главная, самая нужная льгота для Вас - это внимание, чуткость и ласка окружающих, живущих рядом с Вами. Так пусть же Вы никогда не испытаете чёрствости и равнодушия со стороны молодого поколения. Пусть хорошее настроение скрасит Ваши преклонные года. Пусть реже дают о себе знать старые раны. 

Здоровья и семейного благополучия желаем Вам…

Панфилова

Панфилова Лидия Филипповна
Труженик тыла

Симонова

Симонова Флорида Григорьевна
труженик тыла

Музыкальная композиция: Вальс военных лет под композицию «Тучи в голубом». (Поёт учитель музыки , ученики 8 класса танцуют вальс)

S8300904

Белоусова Татьяна Ивановна
труженик тыла

001

Дульская Анна Гавриловна
труженик тыла.

Ведущий 2:

Заключительное слово: Подвиг женщин на войне, – ярчайшая страница истории Великой Отечественной войны. И хотя много лет прошло с той поры, мы не перестаем восхищаться их мужеством и храбростью, воздавая должное героизму и стойкости.

Наша встреча подошла к концу. Мы благодарим участников и гостей и надеемся, что истории, реальные истории из жизни фронтовиков, рассказанные сегодня и стихи поэтов – фронтовиков не оставили вас равнодушными.

Помните!

Через века, через года, - помните!

О тех, кто уже не придёт никогда, -

Помните!

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Список используемой литературы:

1.Алексиевич С.А. //У войны не женское лицо. Минск, 1999г.

2. Научно - методические журналы «Классный руководитель». (№ 1-10) 2000г.

3.Толковый словарь русского языка под ред. С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой.-М., 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки уроков и внеклассных мероприятий. Рабочие программы.

Планирование составлено по блокам. Использую в работе первый год. Нравится....

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий

Сценарии уроков и внеклассных мероприятий...

Разработки уроков и внеклассных мероприятий

Данный раздел содержит разработки уроков, внеклассных мероприятий, методическую копилку учителя химии...

Разработки уроков и внеклассных мероприятий

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку  в 11 классе....

Разработка урока или внеклассного мероприятия "Любовь в творчестве А.Фета и Ф. Тютчева

В помощь учителям-словесникам для проведения урока или внеклассного мероприятия по теме "Любовь в творчестве А.А.Фета и Ф. И. Тютчева...