Урок литературы по рассказу К. Паустовского "Заячьи лапы"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Шаламова Наталья Геннадьевна

Материал включает в себя подробный конспект урока с презентацией. Включает в себя список личностных, предметных и метапредметных результатов, а также проектныен, групповые и исследовательские формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_paust_shalamova.docx28.2 КБ
Office presentation icon prez.ppt906.5 КБ
Файл razd_material_dlya_uchashchihsya.docx67.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе. 5 класс. рассказ К.Г. Пауствского "Заячьи лапы"

1. Шаламова Наталья Геннадьевна

2. МОУ "УТЛ им. Г.В. Рассохина"

3. Учитель  высшей квалификационной  категории

4. Русский язык и литература

5. 5 класс

6. Урок № 73 "Человек и природа в рассказе К.Г. Паустовского "Заячьи лапы"  

7. Литература 5 класс 2 часть В.Я.  Коровина

Цель  урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Взаимоотношения человека и природы в рассказе К.Г. Паустовского "Заячьи лапы"  », организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов:

Личностные: 

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

Метапредметные:

владение всеми видами речевой деятельности: чтение,
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;

способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;  овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;

способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;

говорение и письмо:  способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

Предметные:

понимание ключевых проблем изученного  произведения XIX—XX веков,;

 выявление заложенных в произведении  вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая

Необходимое техническое оборудование: ПК; мультимедийный проектор;

Структура и ход  урока:

1.Тема, цель, актуализация, планирование работы

  • Здравствуйте, садитесь! Вспомните, какое д. з. было задано к сегодняшнему уроку и назовите произведение, которое будет объектом изучения на сегодняшнем уроке (прочитать рассказ, найти статьи о помощи человека животному и наоборот)
  • Итак, правильно, объект изучения - рассказ К.Г. Паустовского "Заячьи лапы",  (слайд №1)но это ещё не тема. Попробуем самостоятельно сформулировать   тему  урока (дети пишут карандашом, говорят, темы разные). 
  • Задание было одно? (да) Темы сформулировали разные. Почему? (много интересного: сюжет, герои, худ своеобразие и т.д.)
  • Чтобы правильно сформулировать тему урока, обратимся к д.з. Вспомните статьи (1-2 пересказывают: Вайник, Чебесова). Какой темой они объединены, в том  числе - и с рассказом "З.Л."?
  • Записываем дату, тему "Взаимоотношения человека и природы в рассказе К.Г. Паустовского "Заячьи лапы".(слайд №2)
  • Сформулируем цель "Проследить, как развиваются взаимоотношения человека и природы в рассказе Паустовского"
  • Вспомните, какие моменты при чтении рассказа вам показались интересными с точки зрения изучения литературного произведения (поступки героев, описание природы и т.д.) Опираясь на ваши интересы и тему урока, составим  поэтапный план урока:

а). чтобы вспомнить произведение, что мы можем сделать (пересказ, вопр – отв. перестрелку и т.д.). Предлагаю наименее затратный по времени  вариант - составить план рассказа и вопросно –ответную перестрелку.

б). чтобы обозначить ещё 2 этапа урока, обратите внимание ещё раз на  тему: на что мы должны обратить внимание? (человек, герои). Итак, составить характеристику героев . Через что? (речь, поступки)

г).  И последнее  ? проследить изображение природы в рассказе.

д).Сделать  выводы, сформулировать  идею рассказа. (слайд №3)

  • Какие приёмы будем использовать?:  (чтение, поиск, анализ...)

2.      Практическая   деятельность.

  • Составляем план рассказа. Чтобы быстрее, как лучше работать? ( в парах) 3-5 мин. Дополнительно (подумать, что означают слова "сюжет" и "ретроспектив"а и какое отношение имеют к  данному заданию).  Учащиеся зачитывают  план. Он высвечивается на слайде (слайд №4)  –Кто выполнил дополнительное задание? (сюжет- события в произведении в определённой последовательности; ретро – прошлое; ретроспектива -  взгляд в прошлое).(слайд №5)
  • Вывод:  в сюжете автор использует такой приём, как ретроспектива
  • Поработаем над 2 пунктом плана урока.  Предлагаю объединиться в группы. Сколько групп будет? (сколько героев) , 6 групп. Задание: я раздаю карточки с именами героев и их характеристиками. Что вы должны сделать?( выбрать характеристику героев, дописать свои характеристики). Дополнительно -проанализировать речь героев, найти цитаты. Ветеринар, бабка Анисья, Ваня, аптекарь, доктор, дед (слайд №6)
  • Вывод: Несмотря на злобу аптекаря и ветеринара, добро побеждает, так как доброту проявляют другие персонажи (большая часть).
  • 3 пункт  - вопросно-ответная перестрелка: (2 вопроса каждая группа). Зачитываем.

Физкульминутка "Съедобное -несъедобное": хлопок - прыжок (стул, лук, ноутбук, хлеб, мяч, клвиатура, клубника, морс, ваза, масло, туфли, торт, …)

  • Мы подошли к 4 пункту плана урока, Как вы думаете, какое задание предстоит вам выполнить на этом этапе урока? (поиск описаний природы, зачитывем, средства выразительности)
  • Вывод: 1)Описание природы сопровождает действия и речь героев

                   2) Автор использует различные средства выразительности при описании природы.

3. Вывод по теме:   Мы подошли к главному моменту в изучении произведения. Зачем мы анализировали взаимоотношения человека и природы? (понять идею) Какая она? ( творить добро, помогать людям и животным. бережно относиться к природе). Чтобы у каждого из вас появилась возможность сделать вывод по теме, идее произведения, предлагаю составить синквейн  (слайд №7)по теме урока. 3 сущ. 2 прил. 1 глаг. 1 афоризм. 1 междом или смайл. (сложнее всего с афоризмами, поэтому можете  придумать свой). (слушаю и добавляю афоризм от себя афоризм «Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим»…) слайд №8

4. Д.З. слайд №9. 1) выразительное чтение (всем) 2)  Дополн. - придумать рассказ, основанный на реальн. событии или инсценировку  или  иллюстрацию к эпизоду рассказа.

5. Рефлексия. Слайд №10  Предлагаю взять  зайчиков (всё –таки это центр. персонаж сегод. рассказа) и написать на нём одно из 3 слов, характеризующих ваше эмоц. состояние и степень усвоения темы. (бабочка - легко, жираф -  с небольшими трудностями, черепеха - "медленно, но верно".

6. Дополнительные задания:

  • Прослушайте  музыку. Какую историю вспомнили? О чём она?  чем отличается главная идея в истории о Хатико от главной идеи в истории о зайце?
  •  Просмотрите иллюстрации к рассказу и предложите, какой эпизод изобразили бы вы? или  Устно опишите, что вы видите на иллюстрации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К.Д. Паустовский Рассказ «Заячьи лапы»

Слайд 2

Взаимоотношение человека и природы в рассказе К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»

Слайд 3

План урока План рассказа Характеристика героев «Вопросно-ответная перестрелка» Описание природы

Слайд 4

План рассказа: Ваня у ветеринара Карл Петрович вылечил зайца Лесной пожар

Слайд 5

Сюжет -…. Ретроспектива – взгляд в прошлое

Слайд 6

ВЕТЕРИНАР Равнодушный Злой Невоспитанный ЖЕСТОКИЙ Речь Грубо кричит БАБКА АНИСЬЯ Жалостливая Любопытная Душевная ДОБРАЯ Речь Напевно шамкает ВАНЯ Переживающий Выносливый Упорный Заботливый Старательный Шустрый Очень ДОБРЫЙ Речь Волнуясь шепчет АПТЕКАРЬ Нервный Сердитый Строгий Раздраженный ДОБРЫЙ Речь Сердито говорит ДОКТОР КАРЛ ПЕТРОВИЧ Интеллигентный Образованный Строгий ДОБРЫЙ Речь Строго разговаривает ДЕД ЛАРИОН Отзывчивый Робкий ДОБРЫЙ Речь Упрямо бормочет

Слайд 7

Синквейн (отражающий тему) 3 сущ. 2 прил. 1 глаг. 1 афоризм (можно свою фразу) 1 межд. или смайлик

Слайд 8

«Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим» Жан Лафонтен

Слайд 9

Домашнее задание: Выразительное чтение рассказа На выбор: а)придумать рассказ на основе реальных событий (человек и животное в стих бедствиях); б) иллюстрацию к эпизоду рассказа «Заячьи лапы»; в) инсценировку эпизода из «Заячьих лап»

Слайд 10

Как я сегодня работал?

Слайд 11

Я парю; мне легко; тема интересна; я в творческом полёте

Слайд 12

Были затруднения, но тему понял, поэтому своей работой удовлетворён

Слайд 13

В изучении темы я иду медленно, но верно

Слайд 14

Галерея иллюстраций

Слайд 15

Галерея иллюстраций

Слайд 16

Галерея иллюстраций

Слайд 17

Галерея иллюстраций

Слайд 18

Е ПАНКРОТ МЕРГЛЕ АКТУ УИТНС Н И А Ц П Е Н Т А Р И Т Е В Р



Предварительный просмотр:

Задание №1. Составить план рассказа (3 -5 пунктов).. Дополнительно: подумать или вспомнить, что такое сюжет и ретроспектива и как связаны с данным заданием данные термины? 3мин.

Задание №2. Выписать характеристику героя, продолжить ряд. Дополнительно – охарактеризовать речь героев (подтвердить цитатами из текста)

1 группа – ветеринар

2 группа- бабка Анисья

3 группа – Ваня

4 группа – аптекарь

5 группа – доктор

6 группа - дед.

Характеристики героев: злой, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, грубый, робкий, строгий, жалостливая  любопытная, терпеливый, образованный, интеллигентный, душевная, сердитый, раздражённый, добрый,  беспокойный, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый, (3-5 мин.)

Задание №1. Составить план рассказа (3 -5 пунктов).. Дополнительно: подумать или вспомнить, что такое сюжет и ретроспектива и как связаны с данным заданием данные термины? 3мин.

Задание №2. Выписать характеристику героя, продолжить ряд. Дополнительно – охарактеризовать речь героев (подтвердить цитатами из текста)

1 группа – ветеринар

2 группа- бабка Анисья

3 группа – Ваня

4 группа – аптекарь

5 группа – доктор

6 группа - дед.

Характеристики героев: злой, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, грубый, робкий, строгий, жалостливая  любопытная, терпеливый, образованный, интеллигентный, душевная, сердитый, раздражённый, добрый,  беспокойный, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый, (3-5 мин.)

Задание №1. Составить план рассказа (3 -5 пунктов).. Дополнительно: подумать или вспомнить, что такое сюжет и ретроспектива и как связаны с данным заданием данные термины? 3мин.

Задание №2. Выписать характеристику героя, продолжить ряд. Дополнительно – охарактеризовать речь героев (подтвердить цитатами из текста)

1 группа – ветеринар

2 группа- бабка Анисья

3 группа – Ваня

4 группа – аптекарь

5 группа – доктор

6 группа - дед.

Характеристики героев: злой, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, грубый, робкий, строгий, жалостливая  любопытная, терпеливый, образованный, интеллигентный, душевная, сердитый, раздражённый, добрый,  беспокойный, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый, (3-5 мин.)

Задание №1. Составить план рассказа (3 -5 пунктов).. Дополнительно: подумать или вспомнить, что такое сюжет и ретроспектива и как связаны с данным заданием данные термины? 3мин.

Задание №2. Выписать характеристику героя, продолжить ряд. Дополнительно – охарактеризовать речь героев (подтвердить цитатами из текста)

1 группа – ветеринар

2 группа- бабка Анисья

3 группа – Ваня

4 группа – аптекарь

5 группа – доктор

6 группа - дед.

Характеристики героев: злой, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, грубый, робкий, строгий, жалостливая  любопытная, терпеливый, образованный, интеллигентный, душевная, сердитый, раздражённый, добрый,  беспокойный, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый, (3-5 мин.)

D:\Работа Наташа\Уроки\УР\жир.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled чер.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\жир.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\жир.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\жир.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\жир.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\жир.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\жир.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\жир.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\жир.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\жир.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\жир.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\жир.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\жир.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\жир.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\жир.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\жир.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled чер.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled чер.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled чер.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled чер.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled чер.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled чер.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled чер.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled чер.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled чер.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled чер.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled чер.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled чер.bmpD:\Работа Наташа\Уроки\УР\untitled чер.bmp


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по рассказу "Уроки французского"

Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

British monarchy. Урок в 10 классе (Кузовлев, Лапа и др. Английский язык 10 класс)

Великобритания всегда вызывает интерес у старшеклассников. Поэтоиу в 10 классе при изучении темы "Западная демократия " я стараюсь уделить особое внимание иолитической системе именно этой страны...

План - конспект урока чтения в 6 классе.Тема урока:"К.Г. Паустовский "Заячьи лапы». Природа и человек в рассказе".

Формировать умение анализировать художественное произведение. Показать глубокую мысль автора об ответственности человека перед природой.Воспитать гуманное отношение ко всем живым существам, предо...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...

План-конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку

План- конспект урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского", презентация к уроку....