Технологическая карта учебного занятия «Прекрасное в жизни человека. Анализ сказки-были А. Платонова «Неизвестный цветок»
план-конспект урока (6 класс) по теме

Технологическая карта учебного занятия «Прекрасное в жизни человека. Анализ сказки-были А. Платонова «Неизвестный цветок», включающий работу с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sokolova_tehnkarta.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Класс

ФИО учителя (учителей)

Предмет (ы)

6 класс

Соколова Н.Ю.

Каманина С.В.

Литература

Подготовительная стадия

Тема занятия

 «Прекрасное в жизни человека. Анализ сказки-были А. Платонова «Неизвестный цветок»

Тип занятия

Урок открытия новых знаний (технология «педагогических мастерских»)

Материально-техническое обеспечение

Текст произведения, интерактивная доска, раздаточный материал, лепестки, рисунки, иллюстрации, музыкальные произведения

Цель учебного занятия

Формировать в учащихся деятельное отношение к жизни: убеждение в том, что всё хорошее достигается большим трудом, что ближним бывает необходима твоя помощь; раскрытие мысли писателя через осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий на основе совместной деятельности

Задачи учебного занятия

Учить определять нравственные ориентиры (как автор решает проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе)

Развивать коммуникативные навыки, связную монологическую речь, навыки работы с текстом

Воспитывать творческого читателя

Ожидаемые результаты

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи 

Метапредметные:

В результате проведения учебного занятия учащиеся смогут: 

РУУД: находить необходимую информацию в тексте.

ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

КУУД: оформлять свою мысль в устной речи; обосновывать высказанное суждение; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности

Предметные:

познакомить со сказкой-былью «Неизвестный цветок», обратив внимание учащихся на своеобразие языка писателя, неповторимость его стиля; раскрыть художественное выражение мысли писателя

Индукция (создание эмоционального настроя)

На доске рисунки ребят с изображением цветов. Деление на группы согласно преобладающей окраске цветов.

Задание по группам. Музыкальное оформление (П.И. Чайковский «вальс цветов»)

Задание 1.

Продолжите фразу темы урока “Душа обязана…” (Любить, работать, трудиться, чувствовать, переживать, быть мудрой...)

Задание 2. Найдите достоинства каждого цветка, скажите доброе слово

Работа с материалом

Работа с группами

Работа с детьми с ОВЗ

        

Деятельность учителя-мастера

Деятельность учеников

Деятельность учителя-мастера

Деятельность учеников

Деконструкция

  1. Беседа по вопросу: Вспомните произведения, где цветы выполняли какую-либо роль. Какую именно? Запишите
  1. Работа в парах
  2. Ответы учащихся
  3. Запись в тетрадях
  1. Инд. работа (уточняющие вопросы:
  2. Инд. помощь в выполнении задания
  1. Отвечают на вопросы
  2. Запись в тетради

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Социализация

Наблюдение над самостоятельной работой учащихся

Обсуждение выполненной работы в группах

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Афиширование

На доске фотографии с видами природы.

Вопросы учителя:

– Какое настроение создают эти пейзажи? (Хочется долго любоваться, помогают увидеть красоту, украшают нашу жизнь…)

– Как вы можете украсить жизнь души? (Быть внимательнее к окружающему миру, создавать красоту, беречь красоту, больше трудиться, быть отзывчивым, не быть равнодушным, уметь преодолевать трудности, заставить себя заниматься музыкой…)

Организация работы в группах

  1. Работа в группах
  2. Ответы
  3. Представители групп озвучивают мнение группы
  4. Запись в творческих листах

На доске фотографии с видами природы.

Вопросы учителя:

– Какое настроение создают эти пейзажи? (Хочется долго любоваться, помогают увидеть красоту, украшают нашу жизнь…)

– Как вы можете украсить жизнь души? (Быть внимательнее к окружающему миру, создавать красоту, беречь красоту, больше трудиться, быть отзывчивым, не быть равнодушным, уметь преодолевать трудности, заставить себя заниматься музыкой…)

Организация работы в группах

  1. Работа в группах по д руководством учителя или наставника группы
  2. Дополнение ответов учащихся
  3. Запись в творческих листах

Работа с группами

Работа с детьми с ОВЗ

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Реконструкция

  1. Беседа

- Давайте откроем учебники и прочитаем название произведения А.П. Платонова, которое мы с вами сегодня будем читать и разбирать.

- Подумайте, о чём может быть произведение с таким названием?

- Каким вы представили цветок? Выскажите свои предположения.

- На стр. учебника есть иллюстрация к произведению. Давайте предположим, о каких событиях пойдёт повествование.

- Как вы думаете, может это произведение быть сказкой? Что такое сказка?

- Почему у этого произведения подзаголовок «сказка-быль»?

- Почему автор объединил несовместимые жанры? Давайте прочитаем произведение и ответим на этот вопрос.

2. Организация «диалога с автором»

3. Организация работы в группах

4. Прочитайте афоризмы А. Платонова из сказки-были «Неизвестный цветок» (приложение). Выберите в группе тот, который

  • кажется самым интересным,
  • может дополнить афоризмы, представленные в классе,
  • может быть использован как название темы сегодняшнего урока.

1. Участие в беседе

2. Чтение текста с остановками (диалог с автором)

3. Работа в группах:

1 группа - «Литературоведы» - отмечают элементы «сказки» и «были»; находят элементы композиции (завязка, кульминация, развязка);

2 группа - «Художники - лингвисты» - находят в тексте слова, словосочетания, помогающие «нарисовать» образ неизвестного цветка до встречи с Дашей и год спустя (эпитеты);

3 группа «Художники - деятели» - находят в тексте слова, словосочетания, помогающие «нарисовать» жизнь цветка (глаголы, глагольные сочетания)

4 группа «Живописцы» - находят в тексте слова и предложения, помогающие «нарисовать» окружающую цветок действительность (пустырь)

+ Представление результатов работы. Ответ на основной вопрос. Запись в творческих листах

4. Защита афоризма

1. Включение в беседу вопросов, адресованных учащимся с ОВЗ

2. Инд. помощь в работе в группе «Литературоведы»

или Встреча Даши и цветка (ролевая игра)

- Итак, они встретились: Даша и маленький беззащитный цветок.

-Я чувствую, как вы сопереживаете цветочку, у которого даже нет имени. Это неизвестный цветок.

– Давайте выберем имя цветку

- Давайте перечислим те человеческие чувства, которые помогают нам справляться с одиночеством и грустью.

- Чего же и цветку, и человеку нужно, чтобы жить?

3. Прочитайте афоризмы А. Платонова из сказки-были «Неизвестный цветок» (приложение). Выберите в группе тот, который:

  • кажется самым интересным,
  • может дополнить афоризмы, представленные в классе,

может быть использован как название темы сегодняшнего урока.

1. Участие в беседе

2. Работа в группе под руководством педагога или наставника группы (или участие в ролевой игре «Встреча Даши и цветка»)
3. Выбор афоризма, который показался наиболее интересным. Обоснование ответа

4. Запись в творческих листах

Разрыв 

  1. Вспомните всё, о чём говорилось сегодня. Обратитесь к эпиграфу урока.

Можете ли продолжить фразу: “Душа обязана…” по-новому? (Быть чуткой, дарить радость людям, ценить красоту, радоваться и радовать, быть доброй…)

Учитель фиксирует внимание на возникших познавательных противоречиях, организует работу в группах

  1. Составьте синквейн «Стиль А. Платонова»
  1. Работа в группах
  2. Представители групп озвучивают мнение группы
  3. Составление синквейна
  4. Представители групп читают синквейн
  1. Возьмите каждый свой рисунок и скажите, как вы сегодня можете украсить жизнь души? (Дома обнять маму и поблагодарить за все, попросить прощение у сестры за грубость, прибраться в комнате, полить цветы, поговорить с бабушкой, помириться с другом, сказать маме, что очень – _ очень люблю, сказать спасибо однокласснику за терпение, встретить брата из садика…)
  2. Оказание инд. помощи ученикам при составлении синквейна
  1. Дети высказывают свое мнение
  2. Составляют синквейн (при помощи учителя)
  3. Озвучивают синквейн

Рефлексия 

  1. У вас на партах лежат разноцветные лепестки. Пусть каждый возьмёт себе один и напишет на нём предложение, которое будет начинаться:

Я открыл для себя…

Я сегодня узнал…

Особенно интересно было…

2. Лепестки прикрепите к цветку на доске.

3. Положите руку на свое сердце. Говорят, там душа человека. Я желаю всем, чтобы наши сердца были всегда открыты для прекрасного, для людей, чтобы каждый из нас в этой жизни подарил другим радость, счастье, новую жизнь, как тот неизвестный цветок, придуманный А.П. Платоновым.

Меня очень удивило…

  1. Заполняют лепестки
  2. Прикрепляют лепестки
  3. Озвучивают свое мнение
  1. У вас на партах лежат разноцветные лепестки. Пусть каждый возьмёт себе один и напишет на нём предложение, которое будет начинаться:

Я открыл для себя…

Я сегодня узнал…

Особенно интересно было…

2. Лепестки прикрепите к цветку на доске.

3. Положите руку на свое сердце. Говорят, там душа человека. Я желаю всем, чтобы наши сердца были всегда открыты для прекрасного, для людей, чтобы каждый из нас в этой жизни подарил другим радость, счастье, новую жизнь, как тот неизвестный цветок, придуманный А.П. Платоновым.

Меня очень удивило…

  1. Оказание инд. помощи ученикам
  1. Заполняют лепестки
  2. Прикрепляют лепестки
  3. Озвучивают свое мнение

Домашнее задание

Написать мини-сочинение «о чем меня заставила задуматься сказка-быль?

Написать отзыв по сказки-были


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта учебного занятия, как основа управления учебной деятельностью

Технологическая карта учебного занятия, как основа управления учебной деятельностью...

Технологическая карта учебного занятия английского языка в 5 классе "Учебные предметы. Расписание уроков."

Технологическая карта урока изучения нового материала по теме "Учебные предметы. Расписание уроков" в 5 классе, УМК "Английский язык" Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Гренджер К....

Урок литературы "Меня никто не зовет" по сказке-были А.П.Платонова "Неизвестный цветок

Урок литературы по сказке-были А.П.Платонова  построен с использованием материалов УМК "Вокруг тебя - МИР..." (для 5 класса)...

Урок литературы в 6 классе по сказке-были А.А. Платонова «Неизвестный цветок».

Конспект по литературе для подготовки к уроку по теме "НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК"...

Разработка урока по литературе по сказке-были А.П. Платонова "Неизвестный цветок"

Разработка урока + рабочий лист по сказке-были "Неизвестный цветок"...

Урок литературы в 6 классе по сказке-были А.А. Платонова «Неизвестный цветок».

Урок литературы в 6 классе по сказке-были А.П. Платонова "Неизвестный цветок" + презентация к уроку....

Разработка урока литературы в 6-м классе по сказке-были А. А. Платонова «Неизвестный цветок»

Разработка урока литературы в 6-м классе по сказке-были А. А. Платонова «Неизвестный цветок» Тема урока: « Чтобы жить и светиться, надо много трудиться» ...