Анализ материалов учебника русского языка, формирующих лингвистическую компетенцию учащихся
методическая разработка по русскому языку по теме

Анализ действующего учебника  по русскому языку для 8 класса на базе программы М.М. Разумовской [Разумовская, Львова и др.], был проведен  с целью установить возможность формирования знаний, умений и навыков умений учебно-познавательной деятельности школьников в рамках лингвистической компетенции. Материал снабжен сравнительными таблицами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_materialov_uchebnika.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ материалов учебника русского языка, формирующих лингвистическую компетенцию школьников

Учебно-методический комплекс «Русский язык», разработанный  авторским коллективом: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов и др., на основе программы, в полной мере соответствующей требованиям Государственного стандарта общего образования по русскому языку,реализует современную методическую систему. Данный УМК отличает оригинальность, новизна методического аппарата и нетрадиционный способ организации учебного материала. Основу его методической системы составляет развитие познавательных способностей учащегося, организация его деятельности как процесса.Особенностью УМК М.М. Разумовской является усиление речевой направленности курса. С этой целью расширена понятийная база обучения связной речи, включена система упражнений, позволяющая учащимся опираться на речеведческие знания как на ориентиры в процессе речевой деятельности. Для методической системы УМК характерно обращение к тексту в качестве основной дидактической единицы. Работа с текстом позволяет эффективно решать задачи  обучения, развития и воспитания. Как нельзя лучше  материал учебников УМК под редакцией М.М. Разумовской учит школьников отбирать  информацию, развивающую все способности ученика. В этом плане, как считаем, материалы учебника указанного УМК позволяют формировать лингвистическую компетенцию школьников.

Рассмотрим подробнее учебник русского языка для 8 класса [Разумовская, Львова, Капинос, Львов 2015]. В указанном учебнике реализуется программа «Русский язык: 8 класс» для общеобразовательных учреждений, автор М. М. Разумовская, в объем составляет  – 105 часов, в неделю 3 учебных часа, на основе которой была нами разработана рабочая программа (См. Приложение1).

Учебник по русскому языку для 8 класса состоит из трех разделов: «О языке», «Язык правописание. Культура речи», «Речь». Как заявляют авторы, курс русского языка в 8 классе по указанной программе направлен на языковое и речевое развитие школьников.

Содержание обучения русскому языку в 8 классе ориентировано на реализацию компетентностного подхода. В связи с чем, материалы учебника призваны формировать у учащихся коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции.

Анализ материалов программы, учебника, методических рекомендаций к учебнику русского языка (8 класс), под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта [Разумовская, Львова, Капинос, Львов 2015] позволяет сделать вывод, что в методической системе УМК четко не разграничиваются языковая и лингвистическая компетенции: «Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями» [Разумовская, Львова, Капинос, Львов  2015:10].

На основе рассмотрения содержания учебного материала нами была составлена таблица, наглядно демонстрирующая наличие языкового и дидактического материала, направленного на формирование лингвистической компетенции школьников.

Таблица 1. Языковой материал, направленный на формирование лингвистической компетенции в учебнике «Русский язык для 8 класс.общеобразоват. учреждений»

п/п

Раздел; тема

Содержание

Упражнение

Путь, методы

1

2

3

4

5

1.

Общие сведения о языке §1.

Русский язык в семье славянских народов

Упражнение 1.1

Текст-основа

Информационный путь формирования лингвистической компетенции.

Чтение. Составление опорных вопросов

2.

Общие сведения о языке §1.

Русский язык в семье славянских народов

Упражнение 1.2

Творческий путь формирования лингвистической компетенции. Сообщение на базе прочитанного текста

3.

Общие сведения о языке §1.

Группа славянских языков

Упражнение 2.

Творческий путь формирования лингвистической компетенции.Сообщение-рассуждение на основе рисунка

4.

Общие сведения о языке §1.

Группа славянских языков

Упражнение 3.

Информационный/ дискуссионный пути формирования лингвистической компетенции. Проблемный вопрос

5.

Общие сведения о языке §1.

О знании истории народа и языка

Упражнение 4.1

Текст-основа

Информационный путь формирования лингвистической компетенции.

Чтение. Смысловой анализ, высказывание -рассуждение

6.

Общие сведения о языке §1.

О знании истории народа и языка

Упражнение 4.2

Творческий путь формирования лингвистической компетенции.

Высказывание-рассуждение на базе текста

7.

Общие сведения о языке §1.

Измаил Иванович Срезневский

Упражнение 5.1

Текст-основа

Информационный/ творческий пути формирования лингвистической компетенции.Сжатый пересказ текста

8.

Общие сведения о языке §1.

Измаил Иванович Срезневский

Упражнение 5.2

Творческий путь формирования лингвистической компетенции.Словарно-лексическая работа с опорой на толковый словарь.

Рассказ о выдающихся лингвистах

9.

Синтаксис и пунктуация.

§ 6.Словосочетание

«Берегите наш язык..»(И.С. Тургенев)

Упражнение 31

Текст-основа

Информационный путь формирования лингвистической компетенции. Чтение текста.

Дискуссионный. Обсуждение высказывания.

10.

Простое предложение.  

§ 8.Сказуемое и способы его выражения.

«Ничего более русского…» (А.Битов)

Упражнение 58

Текст-основа

Информационный путь формирования лингвистической компетенции. Чтение текста.

11

Простое предложение.  

§ 8.Сказуемое и способы его выражения.

«Виктор Владимирович Виноградов…» (В. Белошапкова)

Упражнение 69

Текст-основа

Информационный.

Чтение. Смысловой анализ. Пересказ.

12.

Простое предложение.  

§ 11. Тире между подлежащим и сказуемым.

Высказывание о языке

Упражнение 76

Дискуссионный путь формирования лингвистической компетенции.

Смысловой анализ высказываний, обсуждение.

13.

Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами.

§ 24. Какие члены предложения являются однородными.

Филипп Федорович Фортунатов

Упражнение 160

Текст

Информационный.

Сжатый пересказ с грамматическим заданием.

14.

Прямая и косвенная речь.

§ 25. Цитаты и их оформление на письме.

Высказывание о языке

Упражнение 340

Дискуссионный путь формирования лингвистической компетенции.

Смысловой анализ высказываний, обсуждение.

15.

Речь. § Способы и средства связи предложений в тексте.

Василий Ильич Чернышёв

Упражнение 359

Информационный путь формирования лингвистической компетенции.

Чтение.

        Таким образом, в течение курса обучения русскому языку в 8 классе на формирование лингвистической компетенции отведено 15упражнений.  Раздел «Общие сведения о языке» содержит 8 упражнений, на усвоение его содержания отведен 1 академический час. В систему упражнений вошли три текстовых упражнения, на основе языкового материала которых выполняются задания трех упражнений, опорой двух других упражнений стала смысловая схема, представленная в виде рисунка.

Как видно из таблицы, первый текст-основа представляет собой сообщение о месте русского языка в кругу славянских языков и предполагает

информационный путь формирования лингвистической компетенции. Здесь использованы такие методы как чтение, рефлексивный вопрос. На базе данного текста сформулированы задания упражнения 1.2., которые предлагают творческий путь формирования лингвистической компетенции – создание устного высказывания на базе прочитанного текста. Умения и навыки, формируемые на базе данного предложения, представлены следующим образом: осознанно использовать приемы осмысления языковой информации; уметь формулировать и задавать рефлексивный вопрос (предметные компетенции в границах лингвистической компетенции).

        Упражнения 2 и 3 имеют тесную дидактическую связь с предыдущими, они расширяют представления школьников о славянских языках. Опорой в данном случае является смысловая схема в виде рисунка «Древо славянских языков». На основе данных упражнений реализуется информационный, творческий и дискуссионный пути формирования лингвистической компетенции.В данном случае формируются знания, умения и навыки: понимать учебную задачу, определять способ умственных действий, понимать структуру задания, осмысливать полученную информацию, видеть основания группировки языковых действий.

        Работа над заданиями упражнений 7 и 8 расширяет список формируемых знаний, умений и навыков. В качестве текста-основы предлагается сообщение об известнейшем русском лингвисте Измаиле Ивановиче Срезневском. К известным знаниям, умениям и навыкам добавляются умения: работать с источниками (словарем), выделять главное и второстепенное (предметные), отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности (общепредметные).

        Формирование лингвистической компетенции школьников на базе данного учебника продолжается в ходе изучения грамматических разделов курса русского языка в 8 классе. Здесь преимущественно идет опора на информационный путь формирования лингвистической компетенции (5 упражнений), в меньшей степени представлен дискуссионный (3 упражнения), творческий путь формирования представлен в одном упражнении.

Таким образом, система упражнений, используемые в ходе работы над ними методы и приемы способны формировать знания, умения и навыки учебно-познавательной деятельности в границах лингвистической компетенции. Между тем, можно отметить, что организуемой на базе данного учебника работы недостаточно. К отрицательным моментам можно отнести:

– формируются лишь отдельные умения и навыки учебно-познавательной деятельности учащихся. Несомненно, что в целом список их шире с учетом формирования других видов компетенций. Тем не менее, языковой материал, представленный в учебнике, можно было бы использовать продуктивнее.

–мало представлен материал, реализующий творческий путь формирования компетенции;

–в рамках лингвистической компетенции не формируются умения, связанные с самооценкой и самодиагностикой;

– крайне мало представлен языковой  материал, формирующий представление школьников о языке («Общие сведения о языке»). Совершенно очевидно, что если использовать исключительно материал учебника, то знания школьников  о языке будут скудны и отрывочны.

Еще можно отметить, что в основном формирование лингвистической компетенции опирается на общие сведения о языке, представленные в первом параграфе. На изучение данного раздела отводится один час – в связи с чем,  выполнить весь объем работы, предложенный в данном параграфе, нельзя.

Таким образом, анализ действующего учебника  по русскому языку для 8 класса на базе программы М.М. Разумовской [Разумовская, Львова и др.], был проведен  с целью установить возможность формирования знаний, умений и навыков умений учебно-познавательной деятельности школьников в рамках лингвистической компетенции. Анализ свидетельствует, что данный учебник формирует лингвистическую компетенцию школьников. Тем не менее, материал учебника не  в полной мере отвечает современным требованиям расширения представлений и умений школьников в сфере исследуемой нами компетенции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста.

Материал из опыта работы с текстами на уроках русского языка  и литературы при дальнейшем создании своего текста....

Статья "Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста. 2013 год"

 В статье я делюсь накопленным  с 2008 года  опытом подготовки выпускников к ЕГЭ.материал выстроен как в теоритическом ключе так и в практическом. Учителя русского языка смо...

Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста

В ситуации экзамена в форме ЕГЭ учащиеся должны продемонстрировать разносторонний кругозор, оригинальность и образность мышления. Очевидно, что  нужно продумать систему работы с художественным те...

Преемственность обучения английскому языку в начальной и средней школе. Развитие лингвистической компетенции учащихся 5 классов на уроках английского языка.

Данная статья отображает условия для осуществления успешной преемственности в обучении английскому языку, формирование лингвистической компетенции в 5 классе...

Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста. 2023 год

 Много лет работая в школе учителем русского языка и литературы, понимаешь, что самым сложным в нашей работе, на данном этапе, будет , пожалуй, подготовка выпускников к ЕГЭ, а в особенност...