«Совершенствование грамотности на уроках русского языка и литературы»
статья на тему

Калина Виктория Геннадьевна

        Проблема глубоких и прочных знаний учащихся всегда актуальна для школы. Успешное решение её определяет, в частности, уровень орфографической подготовки школьников. Однако не секрет, что снижение уровня речевой культуры нашего общества негативно сказывается на качестве письма учащихся. Поэтому повышение орфографической грамотности - одна из главных задач, стоящих перед учителями - словесниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovershenstvovanie_gramotnosti.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Средняя общеобразовательная школа №7

 

 

Тема работы:

«Совершенствование грамотности на уроках русского языка и литературы»

Секция 2. Инновации в школьном образовании  

 2.2. основное общее и среднее общее образование

Предметные области: - русский язык и литература (родной язык и литература);

Калина Виктория Геннадьевна

Учитель русского языка и литературы

село Чкаловское, Приморский край, 2018 год

Оглавление:

  1. Введение                                                                          стр.  3
  2. Основная часть                                                                стр.  4
  3. Практическая часть                                                         стр.  8
  4. Выводы                                                                            стр.10
  5. Литература                                                                      стр. 11

  1. Введение

«Грамотность - это вежливость автора

по отношению к читателю»

Стас Янковский

        В связи с наплывом иноязычных слов и с заметной вульгаризацией речи из-за нахлынувших в неё жаргонизмов, грубого просторечия, закрепляемого ныне в специальных словарях, русский язык переживает трудные времена.

        На наших глазах вырастают целые поколения, которые не знают своей истории, своей традиционной культуры, своего языка. Это не поколение читающих – это поколение «смотрящих», «слушающих» и «играющих».

        Одной из существенных причин низкого уровня орфографической грамотности является то, что наши дети перестали читать. Чтение развивает интеллект, речь, обогащает лексический запас, грамматический строй речи, что немаловажно для грамотного письма. В процессе чтения срабатывает зрительное запоминание языковых единиц, а это играет огромную роль для становления орфографического навыка. Количество прочитанных книг постепенно переходит в качество письма. Активно читающие дети уже к пятому классу обнаруживают, что им не нужно знать правила для того, чтобы писать правильно. Остальные пробираются сквозь русскую грамматику, проклиная её запутанность и непоследовательность. Грамматику нужно учить в школе. Потом поздно.

        Значит, задача учителей и родителей - привить младшим школьникам любовь к книге, сформировать у них потребность читать для собственного удовольствия, а не по принуждению. Это, на мой взгляд, - один из путей решения проблемы повышения уровня грамотности учащихся.

  1. Основная часть

        Проблема глубоких и прочных знаний учащихся всегда актуальна для школы. Успешное решение её определяет, в частности, уровень орфографической подготовки школьников. Однако не секрет, что снижение уровня речевой культуры нашего общества негативно сказывается на качестве письма учащихся. Поэтому повышение орфографической грамотности - одна из главных задач, стоящих перед учителями - словесниками.

        Основой любого уровня образованности является, прежде всего - грамотность. В данном случае: грамотность - уровень образованности, характеризующийся способностью использовать основные способы познавательной деятельности, через восприятие и текстовую передачу лингвистической информации.

        Грамотное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.

        Развивать функциональную грамотность можно на любом этапе урока, при изучении любой темы по русскому языку или литературе.

        Осуществление   дифференцированного и индивидуального подхода в обучении на уроках русского языка и литературы создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития. Определить орфограмму у школьников не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях оказывается для многих неразрешимой задачей.     А почему же возникает проблема орфографической безграмотности? Умение увидеть орфограмму, объяснить её написание -  дело не одного занятия, но совместная упорная работа ученика и учителя даёт блестящие результаты! Конечно, развитие орфографической зоркости – это и есть развитие осознанного внимания. Именно из-за его отсутствия учащиеся допускают ошибки.

        Орфографический навык - это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как:

1) навык письма;

2) умение анализировать слово с фонетической стороны;

3) умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки;

4) умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.

        На первых этапах работы в 5 классе необходимо некоторую часть времени уделить игровым, занимательным формам работы. Необходимо пробудить интерес и веру в свои силы в каждом ученике. Одним из важнейших навыков, которым должны овладеть пятиклассники, является умение обосновать правильное написание слов и постановку знаков препинания. А для этого нужно научить видеть опознавательные признаки орфограммы и условия выбора написания. От игр со словами постепенно перейти к графическому обозначению орфограмм. Помогают формировать этот навык различные виды работ: орфографический, словарный, объяснительный, выборочный, распределительный диктанты, использование сигнальных карточек, дидактических игр, алгоритмов и т.д.

        Применение в своей деятельности различных письменных работ также даёт положительные результаты:

- выборочное списывание;

- зрительный диктант;

- диктант "Угадай словечко" - учитель дает толкование, дети записывают само слово (Часто такие диктанты составляют сами учащиеся.);

- "немой" диктант - учитель показывает рисунок, ученики записывают слово;

- лексический диктант - диктуемым словам дети должны дать толкование;

- диктант "Для друга" (словарный диктант из 15-20 слов, подготовленный учащимися на определенную тему,) помогает выявить сомневающихся в написании той или иной орфограммы, сигнал учителю о том, что над этой орфограммой нужно продолжить работать;

- задание "Объясни разницу" - работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (это помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванных незнанием их точного значения);

- составление словосочетаний и предложений.

        Следующий этап словарной работы - диагностический словарный диктант. В результате такой работы выявляются слова, наиболее трудные для учеников. Над ними работаем в течение последующих уроков. И лишь после этого дается контрольный словарный диктант.

        Систематическая, тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа не только вырабатывает орфографическую зоркость, грамотность, но и расширяет словарный запас учащихся, развивает речь, а также дисциплинирует детей, способствуя устойчивости внимания. И как следствие - уважение к родному языку, повышение интереса к предмету.

        Одним из наиболее эффективных средств повышения орфографической и пунктуационной грамотности учащихся считаю организацию обобщающего повторения как в 7-м классе, когда ребята заканчивают изучение основных орфографических правил, в 8–9-х классах, когда изучаются и систематизируются основные пунктуационные правила, так и на этапе итогового обобщающего повторения в старших классах.

       Сложно обстоит дело с организацией систематизирующего повторения в 7–8-х классах, так как оно накладывается на изучение новых орфографических и пунктуационных правил.  

        Где же выход? Решение проблемы видится мне в сведении громоздких орфографических и пунктуационных правил в обобщённый вид как на этапе изучения, так и на этапе повторения курса русского языка. При решении данной задачи наиболее оптимальным методическим приёмом работы на уроке является, на мой взгляд, совместное с учащимися составление алгоритмов, которые позволяют легко и быстро, в два-три шага, выбрать правильное написание.

      Большую помощь в работе по формированию функциональной грамотности на уроках оказывает ИКТ: ведь без презентаций, флипчартов, поиска дополнительной информации из других источников немыслим современный урок.

         Дифференцированные задания, разработанные с учетом учебных потребностей и возрастных особенностей — одна из составляющих функциональной грамотности и залог успеха на уроках.

  1. Практическая часть

1. Словарные диктанты с выделением корней:

1.1 Цветочный аромат, выглянуло из-за туч, кормить птенцов, раздаваться в тишине, поливать фиалки, приближаться к лесу, появится на горизонте, удивляться поведению, потемнеть от сырости, задавать тон, бродить по просеке, наслаждаться картиной.

1.2. Соединить провода, увязать в трясине, исчезать в ночи, пропадать в горах, сотрясаться от ударов грома, пахучий кустарник, с тяжелой ношей. Распрямить плечи, выкопать яму, исчезать в долине, прославлять героя, удаляться от берега, проливать воду.

1.3. Видно издалека, относиться заботливо, бегущая вдоль реки тропинка, одинокие золотые березки, косматые дожди, веселые полянки, большая картина, очарованный странник, удивительная жизнь, световая камера, грозовая туча, часовая цепочка.

2. Выборочные диктанты

Из диктуемого учителем текста (или предложений) выписать в две колонки слова с безударными гласными проверяемыми и непроверяемыми.

2.1. Обнажена прозрачная река,

Оголены пустынные холмы.

Лес чист и неподвижен, и зимы

Холодная судьба недалека.

(М.Дудин)

2.2. Среди множества ремесел и искусств, воздействующих на человеческую душу, нет силы более доброй и более беспощадной, чем поэзия. Она все может. Она бескорыстна, она доверяется тебе вполне, она готова отдать тебе всю неисчерпаемость свою.

2.3. В зарослях зеленых отзвенели трели,

И березы тронуты желтой акварелью.

Жухлые колеблются травы в первом инее,

Улетают лебеди в дали синие.

(Е.Маркин)

  1. Выводы

        Проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Причины этого уже описаны выше: дети мало читают, они не приучены думать над языковыми фактами, не знают истории родного языка. А школьная безграмотность переходит в безграмотность студенческую и неминуемо в безграмотность дипломированных специалистов.

        Мы не можем уйти никуда от прискорбного факта, что уровень орфографической и пунктуационной грамотности в последние годы заметно снижается, что показывают результаты тестирования. Из года в год итоговая аттестация показывает, что слабые знания у учеников не только по орфографии и пунктуации, но и по другим разделам курса русского языка.

        Сплошная безграмотность не должна и не может никого успокаивать. Богатство русского языка, его огромная роль в жизни нашей страны обязывает всех россиян, особенно учащихся средних общеобразовательных учреждений постоянно совершенствовать свои знания, умения, навыки по родному языку.

        В обучении грамотному письму усилия учеников и учителя должны быть направлены на умение видеть орфограммы и пунктограммы в тексте, развитие орфографической и пунктуационной зоркости, умение определять опознавательные признаки орфограмм и пунктограмм, умение выбирать вариант, соответствующий ситуации, умение различать смешиваемые случаи правописания.

        Грамотность учащихся должна сочетаться с овладением основами научных знаний о родном языке, умением пользоваться им на практике. Ведь ещё Максим Горький писал: «Какое это счастье — быть грамотным!»

  1. Литература
  1. Бирибаева Н. Ж. Пути практической реализации «Национального плана на 2012–2016 годы по развитию фунциональной грамотности школьников// Уроки русского языка и литературы в школе. – № 6–2013.
  2. Хасеинова В. А. О подготовке педагогов к формированию функциональной грамотности и компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы // Открытая школа. — № 2–2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие и совершенствование речи на уроках русского языка и литературы как средство адаптации глухих учащихся».

Усвоение языка глухими находится в неразрывном взаимоотношении с развитием их мышления. Обучая глухих языку, школа дает в...

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.

      Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслитель...

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы 

На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации. Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности.Данная проблема масш...

Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы.

Выступление включает небольшой теоретический материал и несколько примеров работы с ними....

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...