Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы.
учебно-методический материал

Арутюнян Виктория Александровна

Выступление включает небольшой теоретический материал и несколько примеров работы с ними.

Скачать:


Предварительный просмотр:

(слайд 1)

Слайд 2

Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.

В. А. Сухомлинский

(слайд 3)

Всемирный экономический форум обозначил 16 видов знаний и умений успешного в 21 веке человека. Это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, IT-компетентность, финансовая и гражданская грамотность и другие. Развитие этих качеств становится задачей современного учителя.
(слайд 4)

Установлено, что предпосылкой развития компетентности «образование через всю жизнь» является наличие определенного уровня функциональной грамотности.


слайд 5

Функциональная грамотность – позволяет использовать приобретаемые умения, навыки, знания в жизни для решения жизненных задач.

На уроках русского языка мы можем воплощать несколько приоритетных  направлений, одним из которых является грамотность чтения ( или смысловое чтение). Это способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.

Слайд 6


В этом смысле полное понимание текста зависит от умения найти необходимую информацию и извлечь ее из общего контекста, сформулировать общее понимание текста и представить собственную точку зрения о содержании и форме текстового сообщения.

(слайд 7)

Существует множество приемов грамотного чтения: чтение с остановками, работа с вопросником, читательские дневники, логическая цепочка, тонкие и толстые вопросы.

Рассмотрим один из самых простых, но очень важных приёмов, которые очень помогают на уроках.

«Тонкий и толстый вопрос». Тонкий вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации. Чаще всего ученики задают тонкие вопросы к текстам.

( слайд 8 )

Обратимся к примеру:

Известный английский писатель Бернард Шоу сказал однажды: "Если у вас есть одно яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас станет по две идеи".

Какие вопросы чаще всего задают дети? Тонкие, простые, о том, что на поверхности.

- Что сказал писатель?

- К какому образу он обратился?

-О каком понятии он размышлял?

Задайте, пожалуйста, вопросы, которые заставят глубже вникнуть в содержание.

- Что имел в виду автор? – Почему прибегнул к такому сравнению? – К какому выводу он нас подводит?

Такой приём позволяет не только содержательно глубже вникнуть в текст, но и выйти за рамки текста. А это отвечает тем требованиям, о которых мы говорили ранее. Не так ли?

Обратимся к следующему аспекту.

( слайд 9)

Функциональная грамотность включает в себя владение всеми средствами родного языка в устной и письменной речи. Этот навык требует постоянной работы над ним, систематической, планомерной. Но это вовсе не означает, что работа будет рутинной. Без неё, конечно, тоже никуда, но есть интересные формы проработки этого навыка.

В рамках интеллектуального многоборья можно проводить разные игры. Хочу с Вами провести одну.

(слайд 10)

Бескрылки.

Перед Вами будут четверостишья, последняя строчка которого представляет собой крылатую фразу, известное выражение. Попробуйте догадаться.

Слайд 11

Раз Вещий Олег окружен был врагами:

«Нас  сто, ты один! Поднимай белый флаг!»

Но реет по-прежнему Рюрика знамя:

……

Слайд 12

Врагу не сдаётся наш гордый варяг

Слайд 13

Перевертыши

Я зашифровала строчки из известных стихотворений. Вам необходимо каждое слово заменить на антоним, на слово с противоположным значением, для того чтобы узнать строчки.

Итак,

Слайд 14

  1. Стою у распахнутого настежь окна залитой светом сухой комнаты.

(Сижу за решеткой в темнице сырой..)

Слайд 15

  1. Твоя племянница заурядных подлых беззаконий

(Мой дядя самых честных правил..)

Слайд 16

  1. Поговорки.   Лысина – мужское безобразие.

(Коса- девичья краса)

Такие формы работы развивают языковое чутьё, позволяют почувствовать все тонкие грани русского языка.

Слайд 17

Коротко скажу об уроках литературы. Анализ литературного текста – объёмная работа, важная часть функциональной грамотности, а иногда  (чтоочень интересно) непредсказуемая.

Посмотрите на это маленькое стихотворение

« Всё моё!» - сказало злато,

« Всё моё!» - сказал булат,

« Всё куплю!» - сказало злато,

« Всё возьму!» - сказал булат.

 

Мы не будем вдаваться в нюансы анализа, но подумайте, о чём здесь речь?

Дети дают совершенно разные интерпретации, каждый раз новые (попробуйте дать свои толкования: между кем или чем идёт спор?): власть и деньги, духовное и материальное, мужское и женское начало, сила и красота.

 В данном случае важно на основе языковых средств разобраться в содержании, осмыслить, интерпретировать, что и является частью функциональной грамотности.

Слайд 18

Итак, мы рассмотрели 2 аспекта функциональной грамотности – смысловое чтение, владение средствами языка. Эти аспекты могут развиваться не только на уроках русского языка. Они относятся к метапредметной области. И в итоге кроме великих целей развития успешной современной личности, они отвечают и узконаправленным целям: это наше  собеседование, устный экзамен по русскому языку в 9 классе.

Слайд 19

Я желаю нам всем успехов в работе и позитивного настроя! Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Функциональная грамотность на уроках русского языка. 26.03.2019 Учитель русского языка и литературы Арутюнян В.А.

Слайд 2

Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом. В. А. Сухомлинский

Слайд 3

Добро пожаловать! Поприветствуйте родителей в классе. Перечислите цели дня открытых дверей: объяснить родителям, чем будут заниматься их дети на протяжении учебного года; рассказать о том, что вы ждете от детей; поделиться информацией о том, как родители могут помочь детям в процессе обучения.

Слайд 6

Грамотность чтения найти сформулировать представить

Слайд 8

Известный английский писатель Бернард Шоу сказал однажды: «Если у вас есть одно яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас станет по две идеи».

Слайд 9

Владение средствами языка в устной и письменной речи.

Слайд 10

Бескрылки

Слайд 11

Раз Вещий Олег окружен был врагами: «Нас сто, ты один! Поднимай белый флаг!» Но реет по-прежнему Рюрика знамя: ……

Слайд 12

Врагу не сдаётся наш гордый варяг Раз Вещий Олег окружен был врагами: «Нас сто, ты один! Поднимай белый флаг!» Но реет по-прежнему Рюрика знамя: ……

Слайд 13

Перевертыши

Слайд 14

Стою у распахнутого настежь окна залитой светом сухой комнаты.

Слайд 15

2. Твоя племянница заурядных подлых беззаконий

Слайд 16

Поговорки . Лысина – мужское безобразие .

Слайд 17

« Всё моё!» - сказало злато, « Всё моё!» - сказал булат, « Всё куплю!» - сказало злато, « Всё возьму!» - сказал булат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.

      Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслитель...

Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы

Статья о том, какими методами выявляется функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы...

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Какими же практическими умениями и навыками должен обладать функционально грамотный человек? Организацией по международному сотрудничеству и развитию (OECD) и Институтом образования ЮНЕСКО в двенадцат...

Мастер-класс «Задания и упражнения для отработки навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»

Мастер-класс«Задания и упражнения для отработки навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»...

Мастер-класс "Реализация системно-деятельностного подхода с целью формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы".

Материал, представленный в данной презентации, был продемонстрирован на городском семинаре, участником которого я стала. Семинар был одним из этапов конкурса "Учитель года 2022"...

Формирование языковой функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы: эффективные технологии, приемы и методические находки

В сентябре 2022 года в силу вступили новые федеральные образовательные стандарты для начальной и основной школы (1,5 классы). В новых стандартах особое внимание уделяется функциональной грамотности ка...

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы...