Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы
статья

Яшкова Анастасия Анатольевна

Статья о том, какими методами выявляется функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_vtornika.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Функциональная грамотность является ключевой основой формирования УУД, более того, этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего. Разберем, какие вызовы готовит нам мир изменчивости и неопределенности, как учитель может помочь школьнику подготовиться к жизни в этом мире, а также какие типы заданий целесообразно использовать на уроках русского языка с целью формирования функциональной грамотности.
Зачем нужна функциональная грамотность? Многим может показаться, что эта компетенция появилась в образовательной программе «банальным образом», вслед за мировым мониторингом PISA. На самом же деле процессы куда более глобальны и объясняются происходящими во всем мире изменениями. И чтобы жить в этой сложной и быстрой реальности, сегодняшним школьникам потребуются новые навыки, знания и умения. Разберем подробнее причины для необходимых изменений.

Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.
Формирование функциональной грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии.

Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить функциональную грамотность учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве. Для этого необходимо знать учебные возможности школьников каждого возраста.

Для развития функциональной грамотности  на уроках русского языка и литературы огромную роль играет использование инновационных педагогических технологий. Преимуществами инновационных педагогических технологий в том, что они позволяют учащимся на собственном опыте осознать и обсудить особенности чувственного восприятия, контролировать собственное восприятие окружающей среды; развивают навыки общения, помогают осознать значение группового опыта;  помогают участвовать и контролировать своё участие в работе группы, уважать ценность правила, принятого группой, обосновывать своё мнение и отстаивать собственную позицию. Помогают согласовывать свои действия при решении проблемы; учат использовать не готовые знания, а полученные при помощи прямого опыта. 

Исследовательский метод, дискуссии, мозговой штурм, технология «критического мышления”, технологии проектной деятельности, технологии продуктивного чтения, приемы работы с текстом, развивающие функциональную грамотность учащихся, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.

Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. На своих уроках русского языка в 6-8 классах я использую следующие виды заданий, которые способствуют развитию функциональной грамотности (стоит заметить, что каждый учитель так или иначе ведет такую работу во время образовательного процесса, сам того не замечая, пора расставить всё на свои места):

Все примеры работ будут отражены на слайдах

  1.  «Верные – неверные утверждения», «прогнозирование».

Используя приём «верные-неверные утверждения», предлагаю  ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к  этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Прогнозирование является одним из важнейших аспектов функциональной грамотности.

  1. Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла чаще всего использую приемы:

«Чтение с остановками»,

«Чтение с пометками»,

«Составление кластера»

Согласитесь, каждый из вас использует эти методы работы на уроке. На всех уроках мы обучаем ребенка чтению (не только на уроках литературы и русского языка).

  1. Развивает умение задавать вопросы  прием «Толстые и тонкие вопросы»:

Тонкие вопросы требуют однозначных ответов, толстые - неоднозначных, развернутых ответов.

  1. Особое слово хочется сказать о кластерах.

Это особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки- лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. (на экране презентации будут кластеры по произведению Грина «Алые паруса», выполненные учениками 6в класса).

В рамках работы над кластерами использую задание под названием «Карусель». Оно применимо практически под каждое литературное произведение, а также при написании сочинения в средних и старших классах. (на экране будет видео, как 6в работает над заданием «Карусель» на уроке обобщения по теме «Сказ «Левша» Лескова при составлении кластера «Проблематика сказа» учащиеся были поделены на группы по 4-6 человек. Каждой группе были розданы маркеры определенного цвета и листы формата А 1. Ученики в группах обсуждали и записывали идеи по данной проблеме в течение 5 минут. Таким образом, у них получался кластер. Затем обменивались оформленными на бумаге идеями с другими группами. Группа, получившая идеи другой группы, отмечала напротив каждого пункта + (согласны с данным рассуждением), - (не согласны), (данное суждение требует уточнения авторов). Также группе необходимо было дополнить идеи других групп. Таким образом, лист с идеями проходит через все группы в классе. После совершения полного круга лист возвращается к команде, которой предлагается ознакомиться с предложениями и дополнениями других групп. Затем проходит презентация своей позиции участниками карусели.

5. К приемам письменной рефлексии, помогающим творчески интерпретировать информацию, относятся:

1.Написание эссе.

2.Составление телеграммы, памятки, инструкции (на экране будет задание, которое я даю на уроке детям, когда изучается тема «Инструкция» в 8а классе, примеры нескольких работ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.

      Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслитель...

Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы.

Выступление включает небольшой теоретический материал и несколько примеров работы с ними....

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Какими же практическими умениями и навыками должен обладать функционально грамотный человек? Организацией по международному сотрудничеству и развитию (OECD) и Институтом образования ЮНЕСКО в двенадцат...

Мастер-класс «Задания и упражнения для отработки навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»

Мастер-класс«Задания и упражнения для отработки навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»...

Мастер-класс "Реализация системно-деятельностного подхода с целью формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы".

Материал, представленный в данной презентации, был продемонстрирован на городском семинаре, участником которого я стала. Семинар был одним из этапов конкурса "Учитель года 2022"...

Формирование языковой функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы: эффективные технологии, приемы и методические находки

В сентябре 2022 года в силу вступили новые федеральные образовательные стандарты для начальной и основной школы (1,5 классы). В новых стандартах особое внимание уделяется функциональной грамотности ка...

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы...