Формирование языковой функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы: эффективные технологии, приемы и методические находки
учебно-методический материал по русскому языку

В сентябре 2022 года в силу вступили новые федеральные образовательные стандарты для начальной и основной школы (1,5 классы). В новых стандартах особое внимание уделяется функциональной грамотности как приоритетной задачи. Предлагаемые материал разводит понятия языковой и читательской грамотности, знакомит с приемами и методиками формирования языковой функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы. Материал из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование языковой функциональной грамотности  на уроках русского языка и литературы: эффективные технологии, приёмы и методические находки

Формирование языковой функциональной грамотности  на уроках русского языка

        Проблема формирования функциональной грамотности школьников приобрела в последние годы особенную актуальность и значимость. Часто уровень сформированности функциональной грамотности определяют как индикатор общественного благополучия. С первых шагов школьного обучения деятельность детей становится общественно значимой и общественно оцениваемой. Именно со школой связан наиболее интенсивный и личностно значимый для каждого обучающегося этап становления его функциональной грамотности.

Что же такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач.

Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов.

На уроках русского языка и литературы мы формируем не только читательскую, но и языковую ФГ. Так в чем же различие языковой и читательской ФГ? Давайте разберемся.

    Читательская функциональная грамотность - способность человека понимать текст, использовать информацию из текста, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

     О  читательской  функциональной грамотности мы уже давно наслышаны и формируем ее на каждом уроке, работая с текстом, а также на уроках смыслового чтения. И если в будущем наш выпускник сможет разобраться в инструкции или правильно понять условия заключаемого договора, значит, в школе была сформирована функциональная ЧИТАТЕЛЬСКАЯ грамотность!

      А вот если тот же выпускник сможет составить инструкцию, правильно и грамотно ее сформулировав, или успешно пройти собеседование при устройстве на работу, правильно и без ошибок оформив заявление, следовательно, у него была сформирована ЯЗЫКОВАЯ функциональная грамотность.

Так что же такое языковая функциональная грамотность и как она формируется в школе?

Языковая функциональная грамотность – это владение нормативным, эстетическим и этическим аспектами культуры речи.

    Уместно будет вспомнить, что Культура речи, языковая культура — распространённое в советской и российской лингвистике понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения».

Сформированность языковой  функциональной  грамотности проявляется в:

– умении пользоваться фактами языка для реализации целей общения;

– соблюдении норм современного русского языка (орфоэпических, морфологических, словообразовательных, лексических, синтаксических и стилистических);

– соблюдении этикетных норм, правил речевого поведения, характерных для конкретных социальных условий, регулирующих употребление тех или иных речевых единиц;

– умении с помощью языковых средств грамотно выражать собственные мысли, решать конфликты с помощью слова;

– умении работать с лингвистической информацией, применять полученные знания в жизни.

       Если мы проанализируем все вышеперечисленное, то придем к выводу, что эти умения и навыки перекликаются с УУД, которые являются требованиями ФГОС.

        Таким образом, если мы будем работать в соответствии с Приказом Министерства Образования науки и культуры РФ № 413 об утверждении Федерального Государственного образовательго стандарта среднего общего образования, мы и будем формировать языковую функциональную грамотность. Не изобретая ничего нового, лишь используя инновационные образовательные технологии, мы формируем функциональную грамотность, в том числе языковую.

       Добиться вышеперечисленных результатов поможет учителю использование современных инновационных технологий, которые позволят обучающимся саморазвиваться, самосовершенствоваться, самореализоваться путём осмысленного и деятельного усвоения нoвого социального опыта.

       В своей педагогической практике активно применяем РАЗЛИЧНЫЕ инновационные технoлогии: технологии проектно-исследовательской деятельности, технологии развивающего обучения, информационно-коммуникационные технологии, технологии проблемного обучения,  игровые технологии, технологии критического мышления и другие. О них говорим и знаем мы все очень много, поэтому мы не останавливаемся на этом.

Мы решили проанализировать УМК, по которому работает гимназия с позиции нашей темы.          Анализ содержания заданий  УМК по русскому языку  М.М. Разумовской, С.И.Львова и др. позволяют  сделать вывод, что курс «Русский язык» разработан в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта и нацелен на развитие функциональной языковой грамотности школьника, прежде всего, на основе освоения предметных знаний, понятий, ведущих идей предмета.

      В данной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не столько в знаниевой, сколько в деятельностной форме.  Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты в данном УМК является важнейшими условиями формирования функциональной грамотности  (в том числе языковой),  способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

      В авторском курсе  усиливается речевая направленность. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

      В учебниках русского языка (5-9 класс) под редакцией М.М. Разумовской содержание языкового и речевого материала подается в единстве.      Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:

1. Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация, способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца).

2. Стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный.

3. Функционально-смысловые типы речи, описание, повествование, рассуждение и их разновидности - описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий, рассудение-размышлен ие, рассуждение-доказательство и т.д.

      Речевая направленность курса формирует и воспитывает у учащихся чуткость к красоте и выразительности родной речи, гордость за русский язык, интерес к его изучению и что не менее важно: владение нормами русского языка при его использовании в ЖИЗНИ . А это не что иное, как языковая функциональная грамотность, о которой сегодня мы и говорим.

  

Кроме этого, на уроках мы  используем изученный и апробированный нами дополнительный УМК,  разработанный Р.Н. Бунеевым,Ю Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссаровой  и другими авторами. К  нашему сожалению, УМК исключен из Федерального перечня учебников, рекомендованных для преподавания и можно спорить о содержании программы, подбора языковых средств, но как дополнительный материал  нас привлекают в нем:

 -принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;

- принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития);

- принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

   На своих уроках мы используем приемы, заложенные в учебнике,  при введении новых знаний. Они основаны на технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.).

Как в настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.

Приёмы и методические находки

      Одним из важных компонентов курса является работа с лингвистическими текстами, которые формируют умения работать с научными текстами, структурировать текст, рассуждать на лингвистические темы.

    Примеры заданий (рассуждаем на лингвистическую тему):

  1. докажите, что текст служит подтверждением мысли, что «язык изменчив, как изменчива сама жизнь».
  2. докажите ошибочность утверждения о том, что «дефис» и «тире» – это термины-синонимы.
  3. рассмотрите таблицу и решите: одному ли правилу подчиняется написание НЕ с наречиями, именами существительными и прилагательными. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (фрагмент урока « Работа с лингвистическим текстом»).

   При изучении лингвистической информации мы активно используем такой прием, как сворачивание текста в кластер, при этом эффективно формируется читательская функциональная грамотность. Воссоздание информации по составленному кластеру формирует не только лингвистические компетенции, но и умение составлять собственный связный текст, и здесь мы формируем уже языковую функциональную грамотность.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ( Воссоздание текста по кластеру)

    Таким образом, в материале УМК уже заложено в решении одной из задач языковой функциональной грамотности: умение работать с лингвистической информацией, применять полученные знания в жизни.

   

        Формирование  языковой функциональной грамотности с учетом требований ФГОС начинается с самостоятельного целеполагания  на  занятиях обучающимися.  

      Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика. Что же такое целеполагание?  «Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах».

     Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре урока: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. Как известно, цель деятельности – это ее предвосхищаемый результат.

      Эффективность целеполагания определяется степенью соответствия результатов обучения поставленным целям. Скажем: «Как цель поставишь, таким и будет результат». Поэтому цели должны быть:

 - понятны, осознаны, реальны, достижимы (указывают на конкретные результаты обучения);

- инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их достижению);

- диагностичны  (поддаются измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности).

 Некоторые приемы целеполагания:

1. Формирование цели при помощи опорных глаголов

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов. (Можно предложить учащимся готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели: изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать...).

2. Работа над понятием

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Далее, от значения слова определяем цель урока.

  1. Подводящий диалог
  2. Работа с клоуз-тестом и др.

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

        Например, при изучении темы «Многозначные слова и омонимы» используется следующий прием: приводятся слова известного ученого С.М. Бонди, который любил словесную игру. В спорах он часто говорил: «Прежде чем говорить о графине, надо определить, что мы имеем в виде…» Продолжите мысль С.М. Бонди (… сосуд или человек»).

-Можно ли эти слова назвать многозначными? Почему?

-Эти «похожие» на многозначные слова называются омонимами.

- Запишите тему урока и задайте вопросы по теме. (Ребята предлагают свои варианты: Что такое омонимы, каковы их признаки? Чем отличаются омонимы от многозначных слов?)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ( Целеполагание)

 

Одним из любимых и часто используемых приемов является прием создания проблемных ситуаций. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема.

Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.

     Тема «Однородные и неоднородные определения»

1. Прочитайте имена прилагательные (клюквенный, малиновый, кислый, томатный, сладкий, соленый).

2. По какому признаку их можно разделить? (вид, вкус)

3. Запишите их в две группы. Подберите к ним подходящее по смыслу имя существительное (сок).

4. Составьте два предложения:1) со словами из одной группы; 2) со словами из разных групп. (Я люблю клюквенный, малиновый, томатный сок. Я люблю сладкий малиновый сок.)

5. Подчеркните однородные члены, расставьте знаки препинания. Что вас смущает?

6. Как вы думаете, в каком предложении определения будут однородными, а в каком – неоднородные? Почему?

Сформулируйте основной вопрос урока (Что такое однородные и неоднородные определения? Как их отличить?)

Тема: «Грамматические признаки причастия»

  1. Прочитайте текст.

Сбоку наползает мрачная синяя туча, на фоне её трепещут тысячи белых крыльев. Как стая белых бабочек, летят россыпью стрепеты.

    В полёте этих птиц, в их трепещущих крыльях – нечто необычное, удивительное.        

2. Сравните выделенные слова

- Какие из них обозначают признак действия?

-Какое слово называет действие?

- В значении какого слова есть и признак, и действие?

- Как это можно доказать?

 - Почему крылья названы трепещущими?

- Можно ли отнести слова белые и трепещущие к одной и той же части речи? Почему?

  Перед вами новая часть речи – причастие.

3. Сформулируйте цель урока. (Установить, какие признаки есть у причастия, чем отличается причастие от прилагательного.)

      Наиболее содержательные с точки зрения учебного предмета цели учитель должен записать на доске, ученики записывают их в тетради, что привлечет к ним внимание  учеников, которые   не сумели поставить свои цели. Фиксация целей позволяет учителю обращаться к ним в течение урока и в его конце для анализа их достижения.

     В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить обучающимся  не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.

И мы предлагаем новый взгляд на домашние задания.

     Развитию  языковой грамотности должны способствовать и домашние задания. Проблема в том, что  большой объём домашних заданий приводит к тому, что учащиеся либо отказываются их выполнять, либо выполняют частично и некачественно, либо исполняют задания учителя, накапливая при этом чувство бессмысленности и усталости, либо, что еще страшнее, списывают с ГДЗ. Формы домашних заданий, которые использовались ранее (выучить параграф, выполнить упражнение), уходят на второй план. Это касается не только учебных предметов «Русский язык» и «Литература».

    Формы домашних заданий могут быть универсальными для всех предметов. Такие формы развивают универсальные учебные действия, среди которых ключевыми являются готовность выстраивать устное и письменное высказывание на заданную тему, умение обрабатывать, присваивать и использовать полученную информацию. Перечислим некоторые из них.

        1. Эффективными способами закрепления знаний, заключённых в учебных текстах, и одновременно проверки изучения текста являются составления планов: вопросных или тезисных.  Они требуют некой рефлексии на прочитанный и осмысленный текст. Если заданный текст велик по объёму, целесообразно работу по составлению плана начать на уроке, а в качестве домашнего задания предложить закончить начатый план. Вместо плана может быть кластер. Ребятам предлагается составить опорный конспект( кластер) по изучаемой теме и «озвучить» его.

1. Здесь уместно будет провести «конкурс шпаргалок».

Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:

1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;

2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;

3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий);

4) ученик сможет по своей шпаргалке дать грамотный связный ответ.

Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.

      2. Озаглавливание текста, подбор ключевых слов (5-7 слов), написание аннотации к тексту параграфа. Данные задания позволяют проконтролировать понимание главного смысла текста, практической ценности заключённой в нём информации.

      3. Работа с учебниками других предметов. Например, при изучении темы сложноподчиненное предложение ученикам предлагается выписать 5 СПП из учебника истории или биологии, разобрать эти предложения и доказать правильность выбора.

     4. Составление словарей терминов для прочитанного текста. Данное задание подходит для лингвистических текстов (М.М. Разумовская)

     5. Составление синквейнов.  Синквейн позволяет выделить информационные доминанты текста, выделить их основные признаки, сформулировать умозаключения.

    6. Подбор примеров к теоретическим положениям, рассмотренным при объяснении материала. Изучение объёмного материала целесообразно делить между обучающимися на небольшие части. Такой подход позволяет воспитывать чувство ответственности, командный дух.

    Отметим, что домашние задания должны быть вариативными, учитывающими способности, интересы школьника. Так, нельзя навязывать ученику то, что ему неинтересно (например, сочинять оду или сценарий, иллюстрировать прочитанное и т. п.). Нужно учитывать, что дети по-разному могут выполнить одно и то же задание. Так, одному ученику на выполнение упражнения потребуется пять минут, а другому двадцать. Если не придерживаться этого, задание, как это бывает часто, будут выполнять родители.

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся – это прием «лови ошибку». Он формирует умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Сначала, учитель об этом предупреждает детей. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются, зная, что ошибки есть. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Позже учитель умышленно допускает ошибки, не предупреждая ребят, и самые внимательные находят их, обосновывая свой выбор и поощряются «5»!

Это могут быть тексты с заданиями по изучаемой теме, но в них допущены как орфографические, пунктуационные, так и речевые, стилистические ошибки. Ребятам приходится сначала отредактировать текст или предложения, только потом работать с текстом по теме урока.

Например, дается набор предложений и задание к ним:

Списать предложения, подчеркнуть грамматические основы, определить тип сказуемого.

1. Друзья, попробуем оглянуться в будущее. 2. Через весь роман проходит фабула патриотизма. 3. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука. 4. С первого момента он может показаться даже очень прекрасным человеком. 5. Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о приезде настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение. 6. Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Ноздревым, Плюшкиным. 7. Автор по-новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве поэзии.

Внимательные дети, привыкшие к «подвохам» учителя, сразу увидят речевые ошибки. Таким образом, выполняя данное упражнение, мы не просто отрабатываем тему, но и формируем языковую грамотность.

Уместно будет организовать работу с паронимами:

1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ

В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ?

1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.

4) Танцоров одели в национальные костюмы.

2. ОБСУЖДЕНИЕ - ОСУЖДЕНИЕ

В каком предложении вместо слова ОБСУЖДЕНИЕ нужно употребить ОСУЖДЕНИЕ?

1) ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой.

2) Никогда нельзя предугадать результаты ОБСУЖДЕНИЯ сути научного открытия.

3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги В. Распутина.

4) ОБСУЖДЕНИЕ преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан.

3. ОСВОИТЬ - УСВОИТЬ

В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ?

1) Завод ОСВОИЛ выпуск новой продукции.

2) Ученик сумел быстро ОСВОИТЬ новый материал.

3) Жители деревни решили ОСВОИТЬ новые земли для посева зерновых культур.

4) Пришлось ОСВОИТЬ новую технику.

         Важнейшей задачей формирования языковой функциональной грамотности является соблюдение обучающимися  этикетных норм, правил речевого поведения, характерных для конкретных социальных условий, регулирующих употребление тех или иных речевых единиц; умение с помощью языковых средств грамотно выражать собственные мысли.

Предлагаем  приём составление инструкции. Например, при изучении темы «Глагол» данный прием позволяет  не только формировать умение распознавать части речи, ставить глаголы в начальную форму и в указанные формы времени, определять известные признаки глагола, состав слова, ориентироваться в выборе предложений по цели; правильно использовать глаголы при составлении делового повествования – инструкции; но и учиться составлять план текста, наблюдать за структурой текста, соблюдать условие единства текста, задавать вопросы к тексту, оформлять устную и письменную речь в форме текста – инструкции, понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Составленные инструкции мы редактируем в группах. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (составление инструкции).

В жизни каждый из нас сталкивается с непониманием и становится участником конфликта даже не по своей воле. Вроде бы давно понятно, что конфликты лучше всего решать словесно — обсуждать проблему, высказывать своё мнение, выслушивать точку зрения собеседника, соглашаться на компромисс. Но всё равно вокруг тебя остаются люди, которые уверены — без агрессии и рукоприкладства не обойтись. Им кажется, что нежелание применять физическую силу — это признак слабости.  Мы часто говорим о том, почему человек должен научиться регулировать ссоры и недопонимания спокойно, без использования кулаков, с помощью слова. На уроках словесности и развития речи используем прием разрешения конфликтов.

Для начала можно использовать художественные произведения для анализа конфликтных ситуаций. Например, рассказ Ю. Ермолаева «Лучший друг» (5 класс)

Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушел обедать. Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Луков катается. Рассердился Коля и побежал во двор. «Сейчас, − думает, − отлуплю Вовку. Чтоб чужие вещи без спроса не брал». Подскочил к нему – сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, стоящему рядом:

− Знакомься, Игорек, это мой самый лучший друг – Коля.

Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:

− Что же вы на самокате-то не катаетесь?..

Вместе с детьми анализируем поведение ребят, почему конфликт был исчерпан?

Позже предлагаем ребятам стать участниками конфликтной ситуации и предложить словесное разрешение данного конфликта ( ребята работают в группах).

Ситуация: У твоего друга серьезные проблемы с математикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание, и ты даешь. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она сказала, что, если еще раз ты дашь своему другу списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности.

- Какие чувства будут у каждого из участников ситуации?

- Как поступить в данной ситуации?

- Как не допустить конфликт между друзьями?

 Каждая группа предлагает, обыгрывает свой выход из данной ситуации. Выбираем вместе наиболее удачный.

Ситуация. В группе класса (ВК) одна ученица, захотела поддержать «шутливый тон» беседы и выложила смешную совместную фотографию своей лучшей подруги, когда они были маленькими. Все одноклассники начали активно обсуждать эти фото, среди комментариев были и достаточно обидные. Подруга, потребовала убрать фото из группы, фото удалили, но обида осталась, девочки поссорились.

В ПРИЛОЖЕНИИ 5 предлагаем разрешение проблемной ситуации на уроке в 5 классе.

 Дистанционное обучение заставило находить новые формы преподавания и контроля за знаниями и умениями учащихся. Мы в работе используем  платформу edu.skysmart.ru&rlz, где предлагаются различные варианты подготовки обучающихся  к ВПР, PISA (функциональная грамотность).

Таким образом, в заключение нашего семинара, хочется отметить, что функциональную грамотность, в том числе языковую, мы формируем практически на каждом своем уроке, построенном в соответствии с ФГОС, просто не задумываемся об этом.

«У языка две основные функции: он является орудием человеческого мышления и орудием общения людей друг с другом. И сам язык может развиваться только потому, что он одновременно выполняет обе эти функции»

Источники информации

  1. http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm Проблемы и технологии образовательного целеполагания. Хуторской А. В.
  2. http://mc-krkam.edusite.ru Целеполагание на уроке.
  3. https://znanio.ru/media/profilakticheskoe-zanyatie-dlya-uchaschihsya-5-6-h-klassov
  4. https://infourok.ru/kartochki_s_primerami_konfliktnyh_situaciy_dlya_psihologo-_pedagogicheskogo_treningapriemy-284008.htm
  5. https://brodude.ru/8-prichin-pochemu-umenie-reshat-konflikty-slovami-eto-proyavlenie-sily-a-ne-slabosti/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Какими же практическими умениями и навыками должен обладать функционально грамотный человек? Организацией по международному сотрудничеству и развитию (OECD) и Институтом образования ЮНЕСКО в двенадцат...

Мастер-класс "Реализация системно-деятельностного подхода с целью формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы".

Материал, представленный в данной презентации, был продемонстрирован на городском семинаре, участником которого я стала. Семинар был одним из этапов конкурса "Учитель года 2022"...

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы...

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Определение функциональной грамотности, виды. Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности. Требования ФГОС к читательской грамотности. Группы читательских действий, примеры у...

Деятельностный подход при формировании функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Выступление на педсовете "Деятельностный подход при формировании функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы" (презентация и текст к ней) помогут учителям разнообразить ...

Выступление на методическом объединении общественно- гуманитарного цикла Тема: Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы основной школе

Как    включить в   осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»?Для выращивани...

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.Работая над формированием ф...