Деятельностный подход при формировании функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Выступление на педсовете "Деятельностный подход при формировании функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы" (презентация и текст к ней) помогут учителям разнообразить виды работ при формировании читательской грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fg_pedsovet.pptx1.84 МБ
Файл tekst_k_prezentatsii.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деятельностный подход при формировании функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Слайд 2

Характера он был больше молчаливого, чем разговорчивого; имел даже благородное побуждение к просвещению, т.е. чтению книг, содержанием которых не затруднялся : ему было совершенно всё равно, похождение ли влюбленного героя, просто букварь или молитвенник, -- он всё читал с равным вниманием; если бы ему подвернули химию, он и от нее бы не отказался. Ему нравилось не то, о чем читал он, но больше само чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что и значит . Это чтение совершалось более в лежачем положении в передней, на кровати и на тюфяке, сделавшемся от такого обстоятельства убитым и тоненьким, как лепешка. Н.В. Гоголь. Мертвые души

Слайд 3

Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Слайд 4

Опорный конспект

Слайд 5

«Маркировка»

Слайд 6

Таблица

Слайд 7

«Письмо с (пробелами)». На мой взгляд, взросление - это (способность, умение человека)…. ……..Только ……………..люди смогут…………………………….. Докажу своё суждение примерами. Обратимся к тексту … в котором говорится (рассказывается) о….. ……, которые………… Доказательством этому служат предложения …………………………. Ребята (подведи итог их поступкам)…………… Это и есть ………………………………. (Продемонстрировать свое осмысление текста и сопоставить с собственным жизненным опытом требует вторая часть сочинения. И здесь можно использовать данный приём) Своё суждение я могу подтвердить примером из жизненного опыта. ………….………….. Такой поступок свидетельствует о………………………………… Итак , можно сделать вывод, что…….

Слайд 8

Задания ОГЭ 1.Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы , так и всего текста в целом. 6. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) В ракете была спрятана бомба, и Верочка хотела посмотреть, как она «бабахнет». 2) Верочка хотела досадить одноклассникам Гоши. 3) Верочка была капризной и своенравной девочкой. 4) Верочка решила, что гораздо интереснее запустить ракету во дворе, чем в лесу. 5) Верочка выпросила у Гоши флакон духов.

Слайд 9

Задания ЕГЭ В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) ФИГУРА. Положение, принимаемое кем-чем-нибудь при исполнении чего-нибудь в движении (в танце, при полёте, в воздухе). Фигуры высшего пилотажа. 2) ВИД. Внешность, видимый облик; состояние. Здоровый вид. 3) ВКЛЮЧАТЬ. Привести в действие. Включите свет. 4) СОСТА́ВИТЬ. Собрав материал, сделав сводку какого-н. материала, образовать, создать (какое-н. пособие, книгу, доклад, список чего-н. и т. п.). С. список кандидатов. С. доклад. С. словарь. С. сводку. С. проект. 5) ВЫДЕЛЯТЬ. Отмечать, отличать что-нибудь. Выделять главное особым шрифтом.

Слайд 10

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Во фрагменте представлена классификация типов шейпинга, что характерно для текста официально-делового стиля. 2) Основная задача текста — дать практические рекомендации девушкам и женщинам от 14 до 50 лет, которые хотят скорректировать фигуру при помощи комплекса упражнений. 3) В последнем абзаце сделан вывод, не содержащий авторской эмоциональной оценки описываемого явления. 4) Текст относится к научному стилю, о чём свидетельствует использование терминов ( коррекция фигуры, анаболический шейпинг, катаболический шейпинг ) и их определений. 5) Текст содержит большое количество отглагольных существительных ( коррекция, развитие, укрепление, увеличение, избавление и др.).

Слайд 11

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Слайд 12

Прочитайте текст. Придумайте заголовок. Микроволновые печи для современных людей являются незаменимыми помощниками, поэтому широко используются в повседневной жизни. Они компактны и удобны, и искусные хозяйки используют их не только для подогрева или размораживания продуктов, но и для приготовления самых изысканных блюд. Несмотря на то, что микроволновая печь является довольно прочным и надежным изобретением, она тоже способна ломаться, что повлечет ремонт микроволновых печей, причем исключительно в сервисном специализированном центре. Производить самостоятельно ремонт данных устройств крайне опасно, так как СВЧ печи относятся к приборам с повышенной опасностью, они наделены высокочастотными излучениями, которые могут навредить здоровью. Для того чтобы избежать скорого ремонта, а также максимально продлить время службы микроволновой печи, следует выполнять самые элементарные вещи - регулярно поддерживать прибор в чистоте, удалять жир и остатки пищи с внутренней и внешней поверхности печи, с дверцы и уплотнителя, а также кольца вращения и поворотного круга. После чистки микроволновки необходимо протереть все ее поверхности насухо. Причем, включать прибор в сеть следует только после полного его высыхания, иначе может ударить током, а печи потребуется ремонт. Кроме того, работа устройства в «холостом» режиме, то есть при отсутствии внутри нее продуктов, неизбежно приведет к поломке. В микроволновке нельзя печь яйца, использовать плотно закрытые емкости, орехи в скорлупе, так как при перегреве они могут взорваться, повредив обшивку печи. Продукты в кожуре, такие, как, яблоки или сосиски, перед тем как готовить, необходимо проколоть. Современные микроволновые печи от известных производителей являются надежными устройствами, и только от самого пользователя во многом зависит, как долго они проработают без ремонта!

Слайд 13

нужно нельзя Ответьте на вопросы: Что необходимо делать, для того чтобы избежать скорого ремонта? Почему современные микроволновые печи так популярны? « Нужно или нельзя? » . Заполните таблицу словами и словосочетаниями из текста.

Слайд 14

«В 21 веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать». ( Элвин Тоффлер )

Слайд 15

Ж елаю нам всем успехов в работе и позитивного настроя! Спасибо за внимание .



Предварительный просмотр:

(слайд 1)

Слайд 2

Своё выступление хочу начать с эпизода из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

Характера он был больше молчаливого, чем разговорчивого; имел даже благородное побуждение к просвещению, т.е. чтению книг, содержанием которых не затруднялся: ему было совершенно всё равно, похождение ли влюбленного героя, просто букварь или молитвенник, -- он всё читал с равным вниманием; если бы ему подвернули химию, он и от нее бы не отказался. Ему нравилось не то, о чем читал он, но больше само чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что и значит».                                                              

Есть и такие читатели.

 (слайд 3)

Будет ли успешен такой «читатель» в любом веке? (риторический вопрос). Потому что  читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

 О  читательской  функциональной грамотности мы уже давно наслышаны (просто не задумываемся об этом) и формируем ее на каждом уроке, работая с текстом, так как  сегодня на первое место выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию.

(слайд 4)

   Я покажу несколько распространённых, на мой взгляд, приёмов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности.

Опорный конспект используется для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста. Это форма учебной работы, в процессе  которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях.

Прием «Опорный конспект» использую для экстренного повторения той или иной темы.

(слайд 5)

Приём «Маркировка»– это выделение цветом основной мысли, ключевых слов.

(слайд 6)

«Таблица» - отличный прием для глубокой и вдумчивой работы с текстом, когда обучающиеся учатся подбирать цитаты, делать выводы и обобщения.

(слайд7)

Для формирования читательского умения рекомендуется этот прием. («Письмо с пробелами»)

В выпускных классах я использую этот прием для  создания своего текста, помогающего испытать успех даже слабому ребенку.

Например, задание: Как вы понимаете значение слова ВЗРОСЛЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение – рассуждение на данную тему, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент  приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего  жизненного опыта.

Как видите, вставляя пропущенные слова и словосочетания, можно написать неплохое сочинение.

Мы часто используем лекционный материал из РЭШ, МЭШ или других источников. За время лекции, которая длится в среднем минут 8, кадеты успевают отключиться. Чтобы такого не происходило, перед лекцией я даю распечатанные вопросы, ответы на которые они должны найти в лекции. Вопросы, конечно, несложные: Кто? Мог ли? Верно ли? Но данная работа не даёт расслабиться кадетам, и они извлекают информацию.

Также хочу обратить внимание на работу в группах. Работая в группах, учащиеся имеют возможность практиковать навыки сотрудничества, учатся слушать друг друга, вырабатывать общее мнение, разрешать спорные вопросы. В этом учебном году  10-классники переписывали последнюю главу романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Судьбы героев сложились по-другому. Наверно, сам автор бы удивился.

(слайды 8-11)

Читательская грамотность влияет на освоение обучающимися основной образовательной программы на всех уровнях  общего образования, а также способствует успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Давайте обратим внимание на некоторые задания, при выполнении которых выпускник должен показать свой уровень читательской грамотности.

Как вы видите, работа с текстом предполагает развитие определенных читательских умений:

  • выделять главную мысль всего текста или его частей;
  • понимать информацию, содержащуюся в тексте;
  • преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;
  • применять информацию из текста в изменённой ситуации;
  • критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации

Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.


(слайд 12-13)

Также хочу обратить внимание на итоговую контрольную работу в рамках дополнительного образования. После прочтения текста необходимо было придумать заголовок, ответить на вопросы и заполнить таблицу, что можно делать с микроволновкой и электрической печью и что нельзя. Умение читать инструкцию – это тоже функциональная грамотность.

Существует множество приемов грамотного чтения: чтение с остановками, работа с вопросником, читательские дневники, логическая цепочка и т.д.

(слайд 14)

Исходя из всего сказанного мной, нельзя не согласиться с высказыванием Элвина Тоффлера, философа и футуриста: «В 21 веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать»

Слайд 19

Я желаю нам всем успехов в работе и позитивного настроя! Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Какими же практическими умениями и навыками должен обладать функционально грамотный человек? Организацией по международному сотрудничеству и развитию (OECD) и Институтом образования ЮНЕСКО в двенадцат...

Мастер-класс "Реализация системно-деятельностного подхода с целью формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы".

Материал, представленный в данной презентации, был продемонстрирован на городском семинаре, участником которого я стала. Семинар был одним из этапов конкурса "Учитель года 2022"...

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы...

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Определение функциональной грамотности, виды. Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности. Требования ФГОС к читательской грамотности. Группы читательских действий, примеры у...

Материал к мастер-классу по теме «Учебно- деятельностный подход при формировании читательской грамотности на уроках русского языка»

Материал может быть востребован при подготовке к урокам русского языка в среднем звене....

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.Работая над формированием ф...