Материал к мастер-классу по теме «Учебно- деятельностный подход при формировании читательской грамотности на уроках русского языка»
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 8 класс)

Якуш Елена Александровна

Материал может быть востребован при подготовке к урокам русского языка в среднем звене.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Мастер-класс на тему:

«Учебно- деятельностный подход при формировании читательской грамотности на       уроках русского языка»

                                                Выполнила: учитель русского языка и                      

                                                        литературы МБОУ «СОШ № 21

                                                            с .Семёновка г. Йошкар-Олы»

                                                               Якуш Е. А.

                                                         2023

Учебно- деятельностный подход при формировании читательской грамотности на уроках русского языка

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы по формированию читательской грамотности на уроках .

Задачи:

- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;

- прокомментировать эффективность применения данных приемов;

- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе.

Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился при этом учиться”.
Э.Тоффлер

Основная особенность деятельностного метода заключается в деятельности обучающихся. Дети «открывают» знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель  лишь направляет эту деятельность  и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

  • Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Важной частью функциональной грамотности является читательская грамотность. Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении различных задач. Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения. Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов, заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения, например:
  1. умение найти и извлечь информацию из текста;
  2. умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию;
  3. умение использовать полученную информацию для решения любого вида задач — от учебных до практических, жизненных;
  4. умение сделать из полученной информации соответствующие выводы.

На уроках русского языка текст изучается как лингвистический объект и как результат речевой деятельности. Я расскажу о нескольких эффективных, на мой взгляд, приёмах работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности.

Выделяют четыре основных способа осмысления текста:
постановка вопросов к тексту;

построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов);

создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа, дополнения);

конструирование собственных высказываний о прочитанном

Основные приемы работы с текстом на уроках:

1.Приём «Верите ли вы …»

Верите ли вы , что  слова «кукла», «мертвец», «козырь» являются существительными  одушевленными?

Этот приём можно использовать  как при изучении нового материала, так и на стадии повторения.

2. Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»
Используется для  формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста. Предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков, название таблиц, схем);

Технология приема:

Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.

 Особенно нравится детям  «Конкурсе шпаргалок». Они их называют «Помогайками.»

Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:

1)«шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;

2)в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;

3)количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).

Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.


3.«ПИСЬМО С ДЫРКАМИ»

 Реставрация текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала .

Сквозь … туманы
Пробирается луна,
На… поляны
Льет печально свет она.  По дороге…, …
Тройка …. бежит,
Колокольчик ….
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В ... песнях ямщика:
То разгулье …,
То … тоска…

Ни огня, ни … хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты …
Попадаются одне…

Сюда же можно отнести составление текста по картине  по опорным  словам и данному началу.

4.Составление текста по картине  и опорным  словам

Вступление

В 1871 году после тяжелой болезни Федор Васильев посетил Крым, где и создал свой шедевр  « Мокрый луг». Картина получилась настолько великолепной, что  сразу же была  замечена и получила заслуженное признание.

Опорные слова

После отбушевавшей грозы; стоит  завесой стена дождя; одинокая раскидистая ива; туманная дымка; пробивающееся  сквозь облака солнце; строится  на контрастах; богатая цветовая гамма; реалистичность.

Эталон

На картине изображен луг после отбушевавшей грозы. На переднем  плане с достаточной реалистичностью нарисованы трава и небольшой водоём, в котором отражается небо. Справа выделяется одинокая раскидистая ива. Над ней завесой стоит  стена дождя. Слева находится пологая возвышенность. На заднем плане полоса леса скрывается в туманной дымке. Интересной деталью удивительного пейзажа является то, что он строится на контрастах. Ярким примером является небо: справа оно темно- синее( это отступающая гроза), слева- золотистые кучевые облака и пробивающееся сквозь них солнце. Это делит картину на две противоположные части-правая в холодных тонах, левая – в темных.

По моему мнению, картина достойна признания за богатую цветовую гамму и реалистичность.

5.Приём «Лингвистическая сказка». Ф

Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа.

Давным-давно жили  Ъ и Ь. Жили не тужили , даже  дружили, потому что оба должны были разделять на письме согласные  и гласные. Но собрался как-то  Ъ в слово, а там уже Ь. В следующий раз Ъ занял место Ь. И разругались старые друзья так, что видеть друг друга не хотели.

Надоело на это смотреть королеве Орфографии. И издала мудрая правительница указ: «Отныне Ъ будет стоять только на стыке приставки и корня после согласных перед буквами Е,Ё,Ю,Я. А Ь пусть займёт место перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И   в корне и перед окончаниями слов».

Теперь у каждого своя работа появилась. Обрадовались герои и  стали жить опять в мире и согласии, потому что каждый стал занимать своё место.

6.Приём «Лови ошибку»

Описание:  универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую известное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время

Я отправился в экспедицию. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю, попались и цыкады. Птици мешают  в работе.

Незнайка

Несколько усложненный вариант работы с текстом, когда нужно  распределить предложения в соответствии со стилевой принадлежностью.

Например:

7.Восстановите тексты в соответствии со стилевой принадлежностью, раскрасьте предложения одного стиля одинаковым цветом (красный- художественный, желтый- научный, зеленый- разговорный, синий- официально-деловой)

1. Кошка - домашнее животное, млекопитающее, семейства кошачьих, отряда хищных. Неслышной поступью она движется по комнате. Прыжок - и она уже на коленях, тычется своей мордашкой в раскрытые ладони.

 2. Кошка - удивительно красивое и грациозное животное. "Погладь меня, я соскучилась! – всем своим видом говорит она. В мире насчитывается около 600 млн домашних кошек, выведено около 200 пород, признанных и зарегистрированных различными фелинологическими организациями.

 3. Моя кошка - вредная злюка.  Играет она так. От этой игры мои ноги периодически имеют очень специфичный полосатый вид. Сайт разделен на темы: породы кошек, болезни кошек, окрасы кошек,

  4. На нашем сайте собраны самые полные сведения о кошках.  Когда я возвращаюсь домой с работы она встречает меня в прихожей, а затем уходит в комнату, чтобы из-за двери бросится мне на ноги.

8.Прием «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы
Тонкие вопросы требуют однозначных ответов, толстые - неоднозначных, развернутых ответов. (испольуются на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного)

Шестилетняя финская девочка Хельга Хилтунен перед Рождеством написала Богу письмо с просьбой подарить ей 100 марок. В Финляндии письма с неправильным адресом имеет право вскрывать только президент республики. Так письмо, адресованное «господину Богу» было прочитано Урхо Калева Кекконеном, успешно правившим страной с 1958 по 1982 год. Кекконен решил выполнить просьбу девочки, однако подумал, что такому маленькому ребенку достаточно и 50 марок. Он распорядился завезти ей деньги и письмо «от Бога» на своей машине. Вскоре в канцелярию вновь пришло письмо от Хельги. Она писала, что на остановившуюся возле её дома машину господина президента глазела вся улица. Девочка также просила Бога больше не передавать никому деньги через президента, потому что он украл половину.

О чём этот текст?

2. Сколько писем написала Хельга Богу?

3. Как можно озаглавить этот текст. Предложи несколько вариантов.

4. Заполни таблицу «Верно - неверно»:

- Урхо Калев Кекконен - действующий президент Финляндии.

- В Финляндии письма с неправильным адресом имеет право вскрывать только член Парламента.

- Хельга Хилтунен написала письмо президенту.

- На машину президента никто не обратил внимания.

- Президент украл часть денег.

5. Почему Хельга решила, что президент ворует деньги? Обоснуйте свой ответ.

6. Что ты думаешь о поступке президента и девочки?

7. Чтобы ты попросил у Бога? Напиши свой вариант письма.

8. Прочти текст снова и допиши свой вариант концовки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка в 5-7 классах.

Авторы статьи размышляют, каковы возможности деятельностного  подхода к организации читательской грамотности на   уроках русского языка...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Мастер - класс "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"

Мастер - класс для учителей "Формирование читательской грамотности на уроках литературы"...

Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка»

Обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы по формированию читательской грамотности на уроках ....

Деятельностный подход при формировании функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Выступление на педсовете "Деятельностный подход при формировании функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы" (презентация и текст к ней) помогут учителям разнообразить ...

Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка» (дидактический материал для обучающихся)

Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка» (дидактический материал для обучающихся)...