Творческий проект
проект (9 класс) на тему

Значение в жизни человека мордовской народной песни

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupl_krivorotovoy.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ «Учхозкая СОШ»

 Старосиндровское отделение

Творческий проект на тему:

Значение в жизни человека мордовской народной песни

 

                      Выполнила ученица  9 класса

                                                     Криворотова Наталья

                                                     Руководитель: учитель мордовского языка и

                                              литературы Кирдяшова Ольга Федоровна

(89279784142)

Старое Синдрово

2018

Моя малая Родина называется  Республика Мордовия, а небольшой кусочек Мордовии – село Старое Синдрово. Наше село имеет богатую историю, которую создавали наши предки – мордва и русские. Во все времена их объединяла любовь к родному краю, желание обустроить те места, где живут и работают. В тяжелые времена жителям приходила на помощь песня. Они бережно хранили и передавали годами накопленную бесценную сокровищницу, которая принадлежала только ему. Это сокровищница – культурное наследие народа ( традиции, обряды, песни, колядки).  

     Для нашего поколения стало актуальным восстановление музыкально – краеведческих связей с родным краем. И в этом нам поможет народная песня.

 Песня звучит повсюду: по телевидению, радио, в концертных залах. Ни один праздник не обходится без народной песни. С песней связаны многие события в жизни людей. Песня может поднять настроение, заставить задуматься, мечтать. Песня обогащает духовный мир человека, украшает его жизнь. Сила воздействия ее так велика, что она может объединять, сплачивать людей, воодушевлять их на подвиги, помогает преодолевать трудности.  А молодые мамы через колыбельные песенки передают ребенку материнскую любовь и заботу, окунают в мир красоты и спокойствия, добра и искренности.

По национальности  мордовочка.  Родилась в мордовской семье  в селе Старое Синдрово. Мне нравится мелодичная  и певучая мордовская речь. А мой племянник Саша быстро засыпает под бабушкины колыбельные песни.   Девятый год изучаю родную литературу и родной язык. И не по наслышке знаю, что такое  фольклор.  Но имеющие знания недостаточны. Считаю нужным более глубже изучить эту тему.  Мое поколение мало  интересуется и не знает тексты народных, колыбельных песен и частушек. А что нужно сделать, чтобы подрастающему поколению стало интересным устное народное творчество и как их заинтересовать

Актуальность: возродить народные песни, чтобы они звучали в каждом доме, и молодое поколение гордился ими.  

Проблема -  нужны ли в настоящее время фольклорные песни в нашей жизни;

Цель моего исследования – показать уникальность народной песни, больше узнать об истории мордовской песни, ее видах и особенностях, выяснить как народная песня влияет на человека.                                                                    

Задачи:

- проанализировать мордовские песни разных поколений, изучив разные источники;

- ознакомиться с устно-поэтическим творчеством жителей села Старое Синдрово и распространить их опыт среди сверстников с целью пополнения знаний в области культуры мордовского народа;

-  провести социологический опрос жителей села, учеников нашей школы;

-  на основании собранного материала снять видеоролик;

-  подвести итоги работы над проектом.

Гипотеза исследования: 

Песня – душа народа!

Как давно появилась мордовская народная песня? Смог ли народ сохранить и донести ее до нас. Попробую это узнать и рассказать об этом своим сверстникам.

Предмет исследования: жанры мордовской песни, ее виды, особенности.  

Объект исследования: мордовская народная песня.

Методы исследования

Мною использованы следующие методы исследования: анализ, анкетирование, опрос, наблюдение, эксперимент, сравнение, обобщение, сбор информации из различных источников и Интернет – источников.

 Для работы привлекались мои личные наблюдения. Богатейшим источником являются данные сельского фольклорного ансамбля «Мокшаваня» и воспоминания старейших жителей села таких как А.С.Одушкина,  Д.И.Тултаева. Великолепным источником являются данные учителей ветеранов Т.Ф.Тишкиной. В процессе работы была изучена и проанализирована литература по устному народному фольклору,  проведен опрос жителей села Старое Синдрово. Особо хотелось отметить встречу с нашим земляком – краеведом В.Ф.Кирдяшовым. В своей работе использовала материалы из его энциклопедий, а так же данные из периодических изданий  «Мокшень Правда», журнал «Мокша». Кроме того, использовала интернет – ресурсы.                                                          

 Народная песня идет рядом с человеком на протяжении всей его жизни, она воспевает труд, который кормит, землю, которая радует обилием и щедростью даров.

Мордовский народ необыкновенно музыкален. Песня в его жизни имеет большое значение.  Мордовская песня  своими корнями уходит  в глубокое прошлое.  В старину  люди в селе любили петь, играть на музыкальных инструментах, Песня была неотъемлемой частью сельского быта, звучала во время полевых  и  домашних работ, семейных и общественных праздниках.

Мордовская песня обладает огромным воспитательным потенциалом. Особенный интерес в плане семейного воспитания представляют обрядовые песни, где ярко отражены семейные традиции. Дети не сторонние наблюдатели, они активные участники всех событий.

Продолжая свою исследовательскую работу  вместе с классом решили провести опрос жителей с. Старое Синдрова. (табл.1)

Из таблицы видно, что старшее поколение является истинными хранителями и носителями фольклорной народной песни.

 Мы повзрослеем. И  рано или поздно мы станем мамами.  К большому сожалению наше поколение не знает или почти не знает  колыбельных песен. А жаль!

Нами проведен опрос среди молодых мам села Старое Синдрово, которые воспитывают детей от 1 месяца до 4 лет. (табл.2)

Из таблицы видно, чем моложе возраст, тем знание колыбельных песен падает. Можно предположить, что большую роль в этом сыграл жизненный опыт.
Чтобы узнать какими знаниями о фольклорной песни обладают ученики нашей школы, было проведено анкетирование 5-9 классов.
Им были предложены следующие вопросы:

  • Знаете ли вы мордовские песни?
  • Часто ли вы их слышите в жизни?
  • Где вы слышите мордовские песни?
  • Влияют ли мордовские песни на ваше настроение?
    По результатам анкетирования можно сделать вывод, что лишь некоторые мои одноклассники ознакомлены с национальным творчеством нашей республики.

Следующим этапом практической части моей исследовательской работы стали встречи с жителями села.

Кирдяшов Василий Филиппович (4.01.1941г. Мордовская АССР, Краснослободский район, село Старое Синдрово. Философ, профессор).

Любовь к народной песне привила мама. Она знала очень много мордовских песен. И в будничные, и в праздничные дни тихо пела. Будучи студентом исторического факультета интересовался историей села, устно-поэтическим творчеством сельского населения. В ходе исследования много узнал от старожилов. Записано было много эпических,  лирических песен. Некоторые помнит по сегодняшний день. И на праздниках вместе со своими земляками Тултаевым П.Н., Исайкиным В.Я., Тишкиной Т.Ф.  всегда поют  мордовские народные песни («Ох- ай, Аннушка», «Вири молян- пиче керан», «Микитань Алдусь» и другие.

  В детстве вечерами доносились со всех сторон звуки балалайки, гармонии. Женщины вечерами собирались около дома гармониста и устраивали соревнование по исполнению частушек. Не отставал от них и гармонист. Он отвечал затейливыми наигрышами. Зрителями были как взрослые так и дети. Частушки старались запомнить. Но их было так много, что на следующий день забывались, а в голове откладывались новые.

В школе были два коллектива художественной самодеятельности мордовский и русский. Мордовский хор представляли старшеклассники. Исполняли мордовские народные песни. На смотре художественной самодеятельности они почти всегда были в лидерах.

Не один раз слушал мордовские народные  песни в исполнении учительского хора художественной самодеятельности Старосиндровской средней школы население.

В поисках информации вместе с классом отправились к одной из известнейших певуней А.И.Одушкиной (апрель 1937г. Мордовская АССР, Краснослободский район, с. Старое Синдрово, мокша). Часть нашего разговора с ее разрешения мы засняли. Анна Ивановна с большим трепетом рассказала о своей жизни. Как вечерами пели мордовские, русские песни. Было весело. Дети дружили всей улицей. Ни от парней, ни от девочек никогда не слышали ругательных слов. Песня сплачивала всех. Частушки старались с 12 лет сочинять сами. Многим частушкам свойственен был шутливый тон. По мере взросления

содержание песен менялось. Когда выходила подружка замуж, собирались вместе и сочиняли коротенькие песенки, чаще всего связаны с определенным обрядовым действом: выкупом невесты, платой за дары, угощение.

А когда стала первый раз мамой вспомнила колыбельные песенки в исполнении бабушки. Детей у Анны Ивановны пятеро. Поэтому каждая песенка не заучивалась наизусть, сама их приговаривала – додумывала во время пения колыбельной песни для малыша. Слова колыбельных для малыша должны быть ласковыми.

 Анна Ивановна передала тексты мордовских и русских народных песен, частушки и колыбельные песенки, которые пели ее бабушки, жители села.

 За материалом для исследовательской работы отправились с классом к

А.П.Рябова (1958г. Краснослободский район, с.Старое Синдрово. Художественный руководитель сельского Дома культуры, заслуженный работник культуры РМ).    

  Когда в школе ансамбль распался, она не осталась в стороне, и будучи уже художественным руководителем сельского ДК, решила в1993г. создать фольклорный ансамбль, «Мокшаваня». Так Анастасия Павловна стала привлекать в коллектив единомышленников, неравнодушных к мордовскому песенному творчеству. В настоящее время участниками ансамбля являются пенсионеры, работники культуры, здравоохранения, работники сельской администрации. Коллектив сплоченный, ревностно относится к истокам своего народа, сохраняя его культуру, традиции, праздники и обряды. Репертуар коллектива большой и разнообразный. Это народные фольклорные песни разного жанра.

Слава коллективу пришла не сразу. Сперва увидели в районе, затем в Мордовии. Их песни звучали на международном фестивале «Шумбрат финоугрия», на празднике 1000-летие воссоединения Мордовии к России, в фестивале «Песни России» и удостоились почетной грамоты, которую вручила Надежда Бабкина.

Анастасия Павловнв Рябова – наш поэт и композитор. Ею написаны песни: «Айда

морасаськ», «Кшти и морай фестивальсь», «Синдру велесь» и другие. В 2010 году фольклорному ансамблю «Мокшаваня» было присвоено звание «Народный коллектив самодеятельного художественного творчества»

Анастасия Рябова передала тексты мордовских народных песен, песни собственного сочинения и фотографии.

Учащейся нашей школы изучают на уроках родной литературы различные колыбельные песни, народные песни, частушки.

Выезжаем на муниципальные фольклорные праздники, проводимые в школах района.

Третий год на базе нашей школы проводится праздник – «День мордовского языка» На празднике выступают не только ученики, но и учителя. В их исполнении звучат мордовские народные песни. Такие как «Аннушка» , «Эрзянь Полюнясь» и другие. Совместно с коллективом сельского ансамбля «Мокшаваня» поем, ставим мордовские танцы.

Завершая свою работу, могу с уверенность сказать, что жители моего села не только сохранили мордовскую песню, но и донесли ее до нас. В практической части моей работы видно, что ниточка народной песни, начиная с  30-х годов прошлого столетия, ни разу не оборвалась. Она жила в семьях, в школе, в сельском клубе.

 Таким образом, выдвинутая мною гипотеза о том, смог ли народ сохранить мордовскую народную песню и донести до нас, в практической части моей работы доказано. Да, смог!

Практическая значимость  моей работы заключается в том, что используемый материал может рекомендоваться при подготовке  уроков  искусства, музыки, родной литературы, МКХ, истории, внеклассных мероприятий и передача текстов народных песен нашим сверстникам, вызвать желание целенаправленно заниматься изучением текстов народных песен. Весь видеоматериал, тексты песен, фотографии будут переданы в музей школы.

Исследовательская работа мне доставила много положительных эмоций и помогла мне еще больше узнать об истории народной песни. Не зря говорят, что песня - душа народа!  Я люблю свое село и горжусь тем, что здесь родилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"

Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...

Проблемный урок по теме: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта», автор Матвеева Н.А., МАОУ лицей № 2, г. Балаково

Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них п...

Требования к творческому проекту по технологии. Тематика творческих проектов для 5-7 классов.

Проект – это самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная под методическим руководством учителя и опираясь на поддержку близких, а также специалистов. Он может быть и коллективным. Темой тв...

Занятие «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»

Занятие на тему: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»...