Зимние забавы. Приметы зимы – Телень налксемат. Телень тешкстнэ
план-конспект урока (5 класс) на тему

Тутушкина Мария Викторовна

Конспект урока по эрзянскому языку "Зимние забавы. Приметы зимы – Телень налксемат. Телень тешкстнэ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimnie_zabavy_5_klass_123.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Комсомольская СОШ № 1»

Конспект урока

по эрзянскому языку

в 5 классе

                                                                                                Подготовила и провела:

                                                                                                учитель эрзянского языка  

                                                                                                Тутушкина Мария Викторовна

2017

Тема: Зимние забавы. Приметы зимы – Телень налксемат. Телень тешкстнэ.

Тип урока: комбинированный.

Цель: систематизировать и углубить знания по теме «Зимние забавы»; практиковать  употребление лексики по теме в устной речи. 

Задачи:

Образовательные: введение новой лексики по теме «Части тела», формирование навыка употребления изученных слов на практике, повторение ранее изученной лексики, формирование умения правильно отвечать на вопросы, формирование умения работать с текстом;

Развивающие: активизирование словарного запаса, развитие навыков чтения, умения логически правильно переводить предложения, совершенствование слухового внимания и восприятия;

Воспитательные: сохранение у учащихся мотивацию к изучению эрзянского языка, формирование умений работать в группах, воспитание чувства взаимопомощи;

Здоровьесберегающие: создание благоприятного психологического климата  на уроке, профилактика умственного напряжения учащихся путем смены видов учебной деятельности, применение оздоровительных моментов на уроке.

Предметные умения:

правильно произносить и знать лексику по теме «Зимние забавы», уметь применять новый лексический материал на практике.

УУД:

Личностные: формировать этические чувства (доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость), готовить учащихся к самоопределению на основе ценностно-смысловой ориентации.

Коммуникативные: формировать умения слушать и вступать в диалог для поддержания учебно-деловой беседы, быстро находить нужный ответ на вопрос.

Познавательные: уметь осознанно стоить речевое высказывание с использованием новой лексики, применять изученные знания в упражнениях.

Регулятивные: организовывать и направлять свои действия на совершенствование собственных умений и знаний, оценивать полученный результат своей деятельности и выделять то, что еще нужно усвоить или отработать.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийная презентация, учебники, тетради, карточки с заданиями, раздаточный материал.

Этапы урока

                             Ход урока      

     Деятельность учителя

Деятельность обучающего

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

1. Перед началом урока контроль готовности кабинета, оборудования, наличие всего необходимого к уроку у учащихся.    

Слайд№ 1 . 

2.Приветствие.

- Шумбрачи, эйкакшт.

Ушодтано минь урок,

Ды минек весе анок.

Ручкась ды тетрадесь тесэ.

Кортатано эрзянь кельсэ

 

Мон арсян тенк  паро  важодема.

- Дежурноесь ёвтасы числанзо

- Классонть весе?

3. Келень ливчакадомка. Речевая разминка. (слайд №2)

-Отвечатано кевкстема лангс. (Ответим на вопросы).

4. Лецтясынек ютазенть. Повторение пройденного.

- Зачеркните  лишнее  слово.

(работа у  доски)

- Разделите цепочку  слов. (слайд №3)

- Ёвтынк  иень  шкатнень?

- Кодамо  те  иень  шкась? (слайд №4)

Ответы  детей.

- Кода  леметь?

- Кодамо классо тонавтнят?

- Косо эрят?

- Кода авать лемезэ?

- Кода тетять лемезэ?

 

озяз, пиже  озяз, тынгай, сярдо

куз, пиче, сеель, килей

туво, скал, умарь, алаша

пурька, кши, якстерькай, модамарь.

Пандо эй шушмо якшамо теле давол нурдынеть соксст

Теле. кизэ, тундо. сёксь

2.Актуализация знаний и постановка учебной задачи (проблемы). Определение темы, целей урока, плана.

     

           

3.Основная  часть

         

- Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с одной замечательной картиной, где тоже показана зима.

- Течи карматано содавиксэкс Сычковонь Ф.В. артовксонзо  марто слайд №5.

- Скажите, что вы знаете о Ф.В.Сычкове?

 

Работа  по  картине  Ф.В.Сычкова.  

(слайд № 6 )

- Кинь  артызе  артыцясь?

(Кого  изобразил  художник?)

- Мезе  сынь теить?

- Кодат эйкакштне?

- Какое  настроение  создаёт  картина?

- Какие  цвета  использовал  художник?

- Как   бы  вы  называли  картину?

- Эта картина была написана Ф.В.Сычковым в 1910 году, и называется «Катание  с  гор».

- А  тынь  вечктядо  кирякстнеме   нурдынесэ?

- Кодат телень налксемат тынь вечктядо?

-А во  что  вы  любите  играть зимой?

- О чём будем  говорить на уроке?

- Кодамо уроконть темазо?

Тема урока « Телень  налксематне»

слайд №7

- Мезе карматано тееме уроксто?

- Какую  цель  поставим  перед  собой?

- Что  нужно  сделать  на  уроке, чтобы  достичь поставленной цели?

1.- Послушаем стихотворение мордовского  поэта И. Кривошеева «Ки  икельди» (слайд № 9 )учебник  стр. 50  упр. 1

- Мезде те стихотворениясь?

(О чём  стихотворение?)

- Какие  слова помогли помочь это понять?

Да, кататься  с  горки  нравиться  всем. Летишь вниз – дух захватывает.

2. - Эйкакшт, тынь вечктядо налксеме?

- Налксетяно  налксемасо «Эрси – а  эрси»   Тельня  пры  ашо  лов.

Тельня    эйкакштне  пурныть  пангот. Сёксня  эмеж  пиресэ  касыть  пурькат, куярт.

Тельня   прыть  ожо, якстере  лопатне. Кизна ушосо  ламо цецят.

Тельня  эйкакште  кирякстнить  конькасо.

- Ф.В.Сычков известный мордовский художник.

- Эйкакшт.

- Кирякстнить пандо прясто.

- Весёлат.

- Радостное.

- Ашо, сёрмав.

Ответы детей.

- Вечктяно.

- Ардтнеме сокссо, кирякстнеме конькасо, теемс ловонь атя, налксемс лов покольнесэ.

Ответы детей.

- «Телень  налксематне».

- Ловномо, сёрмадомо, кортамо теледе.

- Доказать, что зимой весело, зима приносит радость.

- Описать зиму, составить  и перевести предложения, рассказать о зимних забавах.

Читает подготовленный ученик.

- Стихотворениясь теледе.

- Ардыть, салазкесэ, весе пейдить.

- Вечктяно.

5. Физкультминутка

6. Закрепление.

7.Итоги урока.

 Рефлексия.

8. Домашнее задание

3. Ребята, давайте поговорим о зиме.

- Кодамо телесь?

- А телесь эрси кежей?

- А кодамо «кежей телесь»?

4. Работа  в   тетрадях.  

- А сейчас поработаем в тетради.

- Укажите  в каком из  предложений  говорится  о  зиме. (слайд №10 )

Тунда  кармась  соламо  ловось.

Китнень  ланга  чудить  чудикерькст.         Ушосо  пси.  

Прыть ожо лопат.

Ушодовсть  читне, зярдо  лисемс  ушов  пек  якшамо.

Моли  давол.

Пры ашо лов.

 

- Сёрмадынк  тетрадьс  валрисьменть.

- А теперь проведем взаимопроверку.

Взаимопроверка.

5. Чтение стихотворения «Теле» стр. 52  упр. 5.

Первичное чтение учителем. Перевод.

- Сейчас прочитаем стихотворение. «Теле». Посмотрим, как автор описывает зиму.

6.Работа  в  парах. 

- Сейчас я предлагаю вам поработать в парах и выполнить следующее задание. Составьте  предложения  со  словами, записанные  на  листочках.

ардтнемс  сокссо, кирякстнемс  нурдынесэ, теемс  ловонь  баба, теемс  кородовкс, налксемс  лов  покольнесэ.

- Ней, эйкакшт, оймсетяно.

Вейке, кавто –веревпанд,

Колмо, ниле – аловпанд,

Вете, кото – трокс, кувалт,

Сисес, кавксо – мекев-васов,

Вейксэ, кемень – скок менелев.

Налксема «Лов покольнесэ».

1. Работа с учебником.

- Ребята, зима  это  не  только  зимние  забавы,  но  и  зимние  заботы: это  холод, стужа и  голод.

 - А  кто  больше  всего  страдает  в это  время  года?  (слайд № 12). 

- Мезе эряви теемс? (Как  можем  им  помочь?)

- А тынь теиде андомкат?

2.Работа с учебником.

- Сейчас поработаем упр. 3на стр. 51 (устно). Составим предложения о зиме.

3.Работа в группах.

- Сегодня мы много говорили о зиме. И сейчас, ребята, мы попытаемся составить синквейн о зиме. Эту работу мы выполним в группах. Вспомним правила составления синквейна.

1. Возвращение к цели урока.

- Эйкакшт, тынь вечксынк теленть? Мекс?

(Вы  любите  зиму? Почему?)

- Наше занятие подошло к концу. Давайте подведем итоги нашей работы.

- Мезе минь течи теинек уроксто?

- Как вы думаете, справились с задачами?

- Что нам удалось?

2. - Ребята, а теперь попрошу вас выбрать снежинки. слайд № 14

Выберите ту снежинку, которая соответствует вашей работе на уроке. Если вы работали хорошо, отвечали на вопросы, но у вас были небольшие затруднения и вы считаете что могли бы работать лучше, выберете среднюю снежинку, если, же вы считаете, что ваша работа была отличной, у вас всё получалось и вы запомнили новые слова, то вы выбираете самую большую снежинку. А тот из вас, который работал сегодня менее активно и приложил меньше усилий к работе или было очень трудно возьмет маленькую снежинку.

- Посмотрим, каких снежинок у нас больше?

- Какой вывод можно сделать по нашей работе в целом?

Творческая работа:  нарисовать  рисунок. на тему « Зимние  забавы».  слайд №15

- Ней, эйкакшт, стядо.  Урокось прядовсь. Весенень сюкпря! Ребята, спасибо за урок. Вастомазонок! До свидания!

Слайд№16

Якшамо, ашо, мазый, ловов, кежей.

Ответы детей.

Записывают  число, классную  работу.

Ушодовсть  читне, зярдо  лисемс  ушов  пек  якшамо.

Моли  давол.

Пры ашо лов.

Записывают предложения в тетрадь.

Читают стихотворение.

Составляют и записывают предложения.

Произносят физкультминутку с движениями.

Снежками будут слова на эрзянском языке. Дети «бросают» друг другу. Тот кому «бросили снежок» должен назвать слово по-русски.

- Нармунть.

- Эряви теемс андомкат.

- Минь теинек андомкат.

Составляют предложения по рисунку.

1.Якшамо, ловов.2.Кельмевти, сась. 3.Сась  якшамо, ловов  телесь.4. иень шка.

- Мынь вечксынек теленть

- Вечкан  кирякстнеме.  Артнеме  сокссо.  

И  хотя  зимой  холодно, студено, мы  любим  зиму.

Ответы детей.

Оценив свою работу на уроке, выбирают снежинки нужного размера.

Ответы детей.

Дети записывают домашнее задание.

- Вастомазонок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок эрзянского языка в 3 классе по теме «Телень кеняркст» («Зимние забавы»)

Тема урока: «Телень кеняркст»       («Зимние забавы»). Цели урока: 1. Обучение элементарной разговорной эрзянской речи....

Конспект урока по развитию речи 4 класс «Начало зимы. Зимние забавы детей».

Конспект урока про развитию речи "Начало  зимы.Зимние забавы" для детей с умеренной умственной отсталостью,на уроке использованы наглядно-дидактический материал:сюжетные , опорные схемы,предметны...

Интегрированный урок в начальных классах "Зима. Зимние забавы" (устная речь и живой мир)

Урок повторения и обобщения.Цель: «повторить, уточнить и расширить представления о признаках зимы и зимних забавах»Задачи: - отработка умения составлять словосочетания, предложения, рассказ....

Интегрированный урок в начальных классах "Зима. Зимние забавы" (устная речь и живой мир)

Урок повторения и обобщения.Цель: «повторить, уточнить и расширить представления о признаках зимы и зимних забавах»Задачи: - отработка умения составлять словосочетания, предложения, рассказ....

Конспект логопедического занятия "Зима. Зимние забавы."

КОНСПЕКТЛогопедического занятияТема: «Зима. Зимние забавы».    Разработала:учитель – логопедВилкина Ирина Ивановна     Тема: «Зима....