Роль традиций в современном образовательном процессе"
статья на тему

Любезнова Юлия Викторовна

     Анализ ФГОС, Концепции, Закона об образовании в Российской Федерации свидетельствует о том, что базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников и включает урочную и внеурочную деятельность, взаимосвязанную друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_traditsiy_v_sovremennom_obrazovatelnom_protsesse.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Роль традиций в современном образовательном процессе

Любезнова Юлия Викторовна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ «Школа №35»

г.Нижнего Новгорода

    Базовой основой современного общего образования является духовно-нравственное развитие и воспитание личности детей и молодежи. Сегодня эти задачи ключевые. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определяет характер современного воспитательного идеала: «высоконравственный, компетентный гражданин Российской Федерации, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны».

     Сегодня современный период развития общества называют периодом духовного кризиса, для которого характерно изменение в жизни людей (агрессивность, жестокость, конфликтность и многое другое). Поэтому в школе необходимо большее внимание уделять воспитанию таких базовых национальных ценностей, как любовь, патриотизм, великодушие, трудолюбие и др. Еще великий педагог К.Д.Ушинский отмечал, что именно педагог влияет на учащихся, ему принадлежит ведущая роль в воспитании.

     Анализ ФГОС, Концепции, Закона об образовании в Российской Федерации свидетельствует о том, что базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников и включает урочную и внеурочную деятельность, взаимосвязанную друг с другом.

     Новые условия, новая школа – эффективная школа. В.В.Путин  ежегодно в Послании  говорит о том, что качественное обучение без воспитания невозможно. Сегодня много разных современных способов разнообразить школьную жизнь (интерактивные уроки, внедрение интернет-технологий в образовательный процесс, проекты и др.), но мы говорим о важнейшей роли традиционного воспитания в школе, без которого нельзя гармонично развивать нравственные установки личности. Большое значение сегодня имеют литературные гостиные к юбилейным датам великих писателей и поэтов, уроки литературы краеведческой тематики, выпуск газет и альманахов, участие в общешкольных мероприятиях, посвященных памятным датам, участие в волонтерских движениях, в Вахте Памяти.

    Возникает необходимость возвратить смысловое чтение не только на уроках литературы, но и на уроках математики, географии, истории, чтобы привить любовь к чтению. Проведение  читательских конференций по разным предметам формирует у учащихся целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики. В школе №35 г.Нижнего Новгорода стало традицией проводить ежегодные читательские конференции «Рекомендуем прочитать» или Предметные чтения, где учащиеся выступают с докладами на секциях и знакомят школьников не только с художественными, но и с научными, публицистическими произведениями.

          Целью конференции являлось развитие интереса обучающихся к чтению через пропаганду произведений художественной, научной, публицистической  литературы в системе школьного образования. Данная форма работы способствует повышению эффективности работы по организации детского и подросткового чтения в современных условиях; развивает читательские, коммуникативные, информационные умения учащихся. В конференции принимали участие ученики 1-11 классов в трех возрастных категориях: 1-4 классы; 5-8 классы; 9-11 классы. Каждый участник  самостоятельно выбирал книгу и представлял ее на читательской конференции по примерному плану: название, автор, жанр или тема книги, 2-3 предложения по содержанию. Выступление может быть подготовлено в виде инсценировки произведения или его фрагмента. Задача выступающего – показать привлекательность книги, порекомендовать ее для чтения. Задача слушающего – прослушать информацию о книге, сделать пометки и выбрать книги для чтения в ближайший период времени. Все участники конференции были награждены памятными дипломами. По итогам конференции был издан сборник «Рекомендуем прочитать». Самое главное, что ученики осознали ценность книги и значимость чтения в современном мире. Приведем примеры высказываний, вошедших в сборник:

Книги…Они прочно вошли в нашу жизнь, и нам уже сложно представить себе, как можно обходится без новых эмоций, которые способна подарить книга.

Швецов Александр, 10Б

Книги являются неотъемлемой частью нашей жизни. Книги – это собрание всей человеческой мудрости, накопленной за многие века. Без книг человечество обречено на гибель…

Каленихина Алиса, 10 Б

Книга – важнейший нравственный спутник, сопровождающий человека всю его жизнь. Она учит доброте, чувству ответственности, милосердию, призывает нас помогать друг другу. Книга делает нас людьми!

Аладьина Наталья, 10А

Книги – это величайший источник знаний, созданный человеком. Однако в последние годы люди начинают забывать важное значение книг.

Заварихина Анастасия, 10Б

Исчезновение книги кажется невозможным, ведь она наш учитель, ласковая мама, детище, друг или враг…Книга нами любима, она неподражаема и незаменима.

Салынцева Алина, 11А

      Современная школа должна продолжать традиции, но делать это необходимо в гармонии с новыми инновационными технологиями. Невозможно познакомиться с творчеством писателя только  по презентации или видео уроку. Традиционное прочтение вслух отрывков произведений  на уроке, чтение по ролям, инсценирование, анализ текста, литературная гостиная или читательская конференция  – все это имеет место быть в современной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

роль и место современных образовательных методик и технологий обучения в образовательном процессе.

Чтобы осознанно и обоснованно выбирать педагогические технологии необходимо понимать их сущностные характеристики, реальные возможности....

Роль ЭОР и Интеренет-ресурсов в современном образовательном процессе

В данной статье представлен материал о роли в ЭОР в обучении немецкому языку...

Традиции и инновации в современном образовательном процессе: в классе фортепианного ансамбля

Современный педагогический фортепианный ансамблевый репертуар по истине не обозрим, он включает в себя музыку от добаховских времен до наших дней и постоянно обновляется.Инновации в музыкальном образо...

Роль информационно-коммуникативных технологий в современном образовательном процессе

Статья посвящена роли информационно- коммуникативных технологий в современном образовательном процессе и использованию их в практике учителя русского языка и литературы...

Этнопедагогические традиции в современном образовательном процессе

Использование средств этнопедагогики в работе с детьми способствует раскрытию души ребенка, его внутреннего мира, формирует интерес к изучению предмета....

Роль учителя в современном образовательном процессе

....Учитель – это не просто тот, кто дает детям новые знания в той или иной области. Он транслирует накопленный веками жизненный и культурный опыт всего человечества, разъясняет этико-моральные ...

Статья по теме: "Роль воспитания в современном образовательном процессе"

Проблема воспитания молодежи в современных условиях относится к числу наиболее актуальных. Воспитательная работа является неотъемлемой частью процесса образования и, следовательно, профессиональной об...