Формирование этнокультурных традиций как источник духовно-нравственного воспитания учащихся
методическая разработка

Паршина Екатерина Ивановна

Программа экспериментальной площадки по эрзянскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

Формирование этнокультурных традиций как источник духовно-нравственного воспитания учащихся

Содержание

  1. Постановка проблемы, цели и задач программы…………………………..5
  2. Актуальность и научная новизна программы………………………………7
  3. Используемые методы ……………………………………………………...11
  4. Этапы реализации  программы……………………………………………..12
  5. План реализации программы……………………………………………….13

6. Ожидаемые результаты программы………………………………………..14

7.Практическая, теоретическая и познавательная значимость результатов..15

8. Список источников…………………………………………………………..16


  1. Постановка проблемы, цели и задач программы

Культура Республики Мордовия невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.

Цель  программы-создание условий для духовно-нравственного развития и достижения максимальной социальной адаптации детей через изучение исторического наследия предков

Задачи:

  1. Определить специфику духовно-нравственного воспитания школьников.
  2. Изучить возможности и пути использования этнокультурных традиций в работе школы по нравственному воспитанию учащихся.
  3. Выявить педагогические условия, обеспечивающие нравственное воспитание школьников через их приобщение к этническим традициям.
  4. Развивать учебно-исследовательскую, информационно-коммуникативную, социально-трудовую, эмоционально-ценностную компетенции учащихся через общение с жителями поселка, работу с местным этнокультурным материалом
  5. Развивать учебно-исследовательскую, информационно-коммуникативную, социально-трудовую, эмоционально-ценностную компетенции учащихся через общение с жителями поселка, работу с местным этнокультурным материалом

Объект. Учащиеся с 2 по 7 класс

Предмет.Этнокультурные традиции в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся.

 Гипотеза.Духовно-нравственное развитие учащихся и их социальная адаптация дадут положительный результат, если обеспечить:

- проведение поисково-исследовательских работ по сбору местного фольклорного материала (игры, песни, сказки);

- изучение и практическое применение наследия предков;

- мониторинг интереса к исследовательской работе.

Методологической основой эксперимента являются отечественные и зарубежные теории, концепции, раскрывающие проблему духовно-нравственного воспитания, современные этноисторические концепции развития культуры и образования, положения об этнической культуре и ее воспитательных возможностях, этнопедагогическая концепция воспитания и образования.


  1. Актуальность и научная новизна программы

Актуальность. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Как воспитать такого ребенка? – задача не из легких в современном мире. Достичь этого можно, лишь добившись того, чтобы учащиеся знали и уважали обычаи и традиции своего народа, его историю, культуру. Потому, чем внимательнее мы будем к национальному, тем ближе к общечеловеческому, основывающемуся на принципах оптимизма и гуманизма. Стоит помнить, что младший школьный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Этнокультурный материал, аккумулирующий в себе огромный исторический, духовный и нравственный опыт, способствует процессу становления и воспитания личности на традициях культуры этноса, осмыслению ею своего места и предназначения в окружающем социокультурном пространстве.

В педагогической теории и практике проблема сущности, цели, задач, содержания духовно- нравственного воспитания получила широкое развитие. Важность нравственного воспитания подчеркивали в своих работах Я.А.Коменский, А.С.МакаренкоИ.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский, Кочеваткина О.В.,Цыганкин Д.В., Мосин М.В.и другие. В современной отечественной педагогике духовно - нравственное воспитание рассматривается как процесс превращения социально значимых требований общества во внутренние стимулы личности (Н.И.Болдырев, Э.П.Козлов, И.А.Липкина, Н.Т.Трофимова, И.Ф.Харламов, М.Г.Яновская и др.).

Ученые среди основных функций духовно-нравственного воспитания называют:

включение учащихся в различные виды деятельности и в систему общественных отношений, передачу социального опыта новому поколению,

внесение в его сознание мировоззренческих идей, знаний о моральных принципах и нормах, формирование ценностных ориентации (Р.Г.Амосова,

О.С.Богданова, Г.В.Вершинина, А.И.Каиров и др.). Особенности духовно - нравственного воспитания учащихся рассматриваются в работах Л.И.Божович, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, В.С.Мухиной, Д.Б.Эльконина и др

Между целями и задачами духовно - нравственного воспитания и практическим их воплощением в современном обществе существует ряд противоречий.

Одно из них касается социального аспекта воспитания и выражено в падении прежних и отсутствии новых идеологических норм, на основе которых формировалось бы духовно - нравственное сознание подрастающего поколения. Технократические тенденции в человеческом сознании и мышлении ослабляют роль гуманитарных аспектов общественной жизни, что влечет за собой потерю значимости категории нравственности.

Очевидна необходимость преодоления противоречия современной общественной жизни, обусловленного тем, что школьники в силу специфики возраста ориентируются на нравственный идеал, достойный подражания, но потоки современной псевдокультуры искажают представления о духовной нравственности и формируют в сознании детей иллюзорные суррогатные приоритеты, что затрудняет выполнение педагогических задач.

Противоречивой оказывается ситуация и в самой педагогической науке. Советская педагогика, интернационализируя процесс духовно нравственного воспитания, недостаточно полно использовала в воспитательном процессе этнокультурные традиции, кризис невостребованности которых привел к упущениям в области формирования гражданского сознания и национального самосознания. Между тем, задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, свою малую родину, свой народ не может быть выполнена без приобщения к духовным богатствам своего народа. Особенностью народной культуры является то, что в условиях постоянно меняющихся исторических ситуаций, уклада общественной жизни она не подвержена коренной трансформации, она стабильна благодаря вековому отбору жемчужин народной мудрости. Поэтому этнокультура - это и источник обновления содержательной основы современного воспитания, и традиционное этническое средство формирования личности.

Достигнутые результаты:

  • этнокультурный компонент успешно внедрен в учебный  план школы;
  • идет активная работа по формированию нравственных и патриотических качеств личности учащихся на основе приобщения к народной культуре;
  • показана преемственность времен и поколений, связь национального искусства с современностью (на примерах мордовской, русской культур и культуры финно-угорских народов);
  • увеличилось число учеников-участников олимпиад и конкурсов, стремящихся личными достижениями поддержать статус школы;
  • созданы подборки классных часов и внеклассных мероприятий по краеведческому воспитанию учащихся; 
  • разработаны уроки и внеклассные мероприятия по этнокультурному компоненту.

Научная новизна программы состоит в:

-рассмотрение сущности и содержания духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе их приобщения к традициям и этнокультуре;

-выявление воспитательного потенциала народных традиций в формировании личности школьника в процессе привития ему духовно-нравственных представлений и норм;

-определение и экспериментальном обосновании педагогических условий, обеспечивающих эффективность духовно-нравственного воспитания учащихся через их деятельностное приобщение к этнокультурным традициям.


  1. Используемые методы

Проектно-исследовательская технология как система интегрированных процедур в образовательном процессе включает многие известные методы и способы активного обучения, как то:

 метод проектов,

методы сбора и обработки данных,

исследовательский и проблемный методы,

анализ справочных и литературных источников,

поисковый эксперимент,

опытная работа,

обобщение результатов, деловые и ролевые игры и др.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Получается, что исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования.

Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи».

  1. Этапы реализации программы

Содержание

Сроки выполнения

Этап № 1 Организационно-аналитический

Обсуждение и решение на педагогическом совете вопроса о целесообразности создания экспериментальной площадки на базе школы.        

июнь-декабрь 2017-2018г

Подготовка концепции и программы эксперимента.        

Изучение соответствующей литературы по теме эксперимента: «Формирование этнокультуры как нравственной основы личности учащихся»

Этап № 2 Внедренческий

Провести поисково-исследовательскую работу по сбору местного фольклорного материала

январь 2018 г – сентябрь 2019г

Систематизировать и оформить полученный материал

Разучить игры, песни, сказания предков

Передать полученные знания другим детям

Проводить мониторинг интереса учащихся к исследовательской работе.

Этап №3 Информационно-аналитический

Анализ проведенной работы

октябрь – декабрь 2019г

Оформление результатов эксперимента.        

Подготовка текстов докладов пораспространению полученного опыта (на научно-практических конференциях, педсоветах)        


  1. План реализации программы ЭП.

Мероприятие

Класс

Дата

Ответственный

1

Устный журнал «Красота родного края» экскурсии

5-7

сентябрь

учитель эрзянского языка

2

Конкурс рисунков на тему: «Мордовские божества»

2-7

октябрь

учитель эрзянского языка

3

Путешествие по творчеству М.Т. Петрова

5-7

 ноябрь

учитель эрзянского языка

Принятие участия в Межрегиональной олимпиаде по эрзянскому языку

3-6

ноябрь

учитель эрзянского языка

4

Игры русского и мордовского народов

2-5

декабрь

учитель эрзянского языка

5

«Стихи для мамы». Конкурс

2-4

ноябрь

учитель эрзянского языка

6

«Зимние забавы мордвы» Устный журнал

5-7

январь

7 класс

7

Знакомство с  журналами «Чилисема»

2-7

 в течение года

педагог - библиотекарь

8

Страницы истории  (мордовская кухня)

5-7

 февраль

учитель эрзянского языка

Принятие участия в конкурсе «Юный исследователь»

5-7

февраль

учитель эрзянского языка

9

Викторина «Творчество М.Т. Петрова»

2-4

март

педагог - библиотекарь

10

Рождественские праздники у мордвы

 5-7

 январь

учитель эрзянского языка

11

Вечер  «Загадки мордовского народа»

 5-7

 январь

6 класс

12

Викторина об истории нашего края «Наши соседи»

 5-7

апрель

педагог - библиотекарь

13

День родного языка. КТД

 2-7

  21 апреля

учитель эрзянского языка

15

 Моё родное село Большая Елховка. Проект

 4-7

апрель

учитель эрзянского языка

16

 Мордовские сказки. Изготовление книжки-раскладушки

 2-7

 март

педагог дополнительного образования

17

Игра «Поле чудес» «Люби и знай традиции мордовского народа»

 2-7

 апрель

педагог дополнительного образования

18

Конкурс «Стихи о Родине»

 2-4

 апрель

педагог дополнительного образования

19

 Мордовские писатели детям.

 5-7

 май

педагог - библиотекарь

20

Знакомство с музыкальными коллективами Мордовии.

 2-7

 май

учитель эрзянского языка

21

Экскурсии по родному городу

 2-4

 май

учитель эрзянского языка

6.Ожидаемые результаты:

- определение максимально эффективных путей и средств для духовно-нравственного развития учащихся          

- организация преемственности поколений по сохранению и передаче культурного наследия;  

- создание условий для духовно-нравственного развития и достижения максимальной социальной адаптации детей через изучение исторического наследия предков;

   - Развитие  учебно-исследовательских, информационно- коммуникативных, социально-трудовых, эмоционально-ценностных компетенций учащихся через общение с жителями поселка, работы с местным этнокультурным материалом

7. Практическая, теоретическая и познавательная

                значимость программы ЭП.

Практическая значимость эксперимента состоит в создании возможностей использования духовно-нравственного потенциала народной культуры в учебно-воспитательном процессе, предполагающем приобщение младших школьников к ценностям морали и культуры; практически значимыми являются способы введения этнокомпонента в содержание школьного образования.

Теоретическая значимость экспериментаэкспериментально обоснованы методы и особенности процесса формирования нравственной культуры учащихся на мордовских народных традициях. Результаты проведенной работы позволят осуществлять аналогичный подход к духовно-нравственному воспитанию учащихся в процессе их приобщения к ценностям морали и культуры других этносов; будут способствовать разработке вопросов методологии воспитания школьников разных звеньев образовательной цепи на основе этнокультурных традиций; составят основу для обобщающих научных представлений о роли этнических традиций в понимании культуры не только своего, но и других этносов.

Познавательная значимость программы заключается вобщекультурном, личностном и познавательном развитии учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Решение проблемы формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения способствует повышению эффективности учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника, и, одновременно, основным средством ее оптимизации.


  1. Список  источников
  1. Закон ФЗ №273 от 29 декабря 2012 «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/Рос.акад. образования: под ред.А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2010;
  3. Стандарты второго поколения: Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков./Вестник образования. - 2009.-№ 1;
  4. АсмоловА.Г.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. – М. Просвещение, 2010.
  5. Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. – М.:Просвещение, 2013.
  6. Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании URL: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-i-proektnaya-deyatelnost-uchaschihsya-v-sovremennom-obrazovanii
  7. Дрозд Л.Л. Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности URL: http://www.docme.ru/doc/37770/formirovanie-universal._nyh-uchebnyh-dejstvij
  8. Кочеваткина О.В., Кочеваткина Н.А. Примерные программы среднего общего образования. Мордовские языки – Саранск, 2013
  9. Кочеваткина О.В. Информационные технологии на уроках эрзянского языка – Саранск, 2009
  10. Цыганкин Д.В.Проектная работа учащихся на уроках мордовского языка – Саранск, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Этнокультурные традиции башкир в духовно-нравственном воспитании личности.

На данной странице размещены статьи написанные мной в разные годы на волнующие проблемы....

Этнокультурные традиции как источник духовно-нравственного воспитания школьников

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка школьного возраста этнического самосознания, интереса национальной культуре и традициям....

«Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»

Тема РМО: «Духовно - нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений. Тема доклада: «Народные традиции как средс...

МОРДОВСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ИСТОЧНИК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

В ситуации становления новой российской государственности, демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человек...