Этнокультурные традиции как источник духовно-нравственного воспитания школьников
учебно-методический материал (10 класс) на тему

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка школьного возраста этнического самосознания, интереса национальной культуре и традициям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шугуровская  средняя общеобразовательная школа»

                     Большеберезниковского муниципального района РМ

Этнокультурные традиции как источник духовно –

 нравственного воспитания школьников

   Манина Н.К.


В национальной доктрине образования Российской Федерации записано, что «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России». Актуально положение С.Т. Шацкого о том, что формы, способы и средства воспитательной работы современной школы должны быть этнопедагогически осмыслены и инструментированы.

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка  школьного возраста  этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия. Школьный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у детей этнокультурной осведомлённости.

Этнопедагогика оказалась в особом положении, так как среда для прочувствования народных традиций, как основного ее воспитательного средства, в современном социуме в основном утрачена. Поэтому в этнокультурном воспитании основным технологическим средством педагогического взаимодействия учителя и учащихся является совместное проживание, прочувствование, театрализация, проигрывание, импровизация народных традиций. Использование народных традиций в воспитании подрастающего поколения это, в первую очередь, древняя и плодотворная традиция. Она важна в современном социуме, когда состояние нестабильности вызывает потребность в проверенных веками народных традициях, которые содержат гуманистические основы воспитания, созидания нравственных отношений между поколениями.

 Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Воздействие этнокультуры на формирование личности я рассматриваю в связи с ее многофункциональным назначением: утилитарным, праздничным, эстетическим. Для приобщения  детей к истокам народной культуры я выделяю следующие направления работы:

- расширять и углублять знания детей о нашей многонациональной Родине;

-знакомить с мордовскими обычаями и традициями, с народным творчеством;

- приобщать  детей к истокам мордовской праздничной и традиционной культуре.

 Знакомство с национальными мордовскими традициями, бытом, культурой происходит более эффективно на основе краеведческого материала. Собранные предметы обихода, образцы народного искусства и творчества занимают особое место в формировании этнокультурной компетентности у школьников. Именно в музее впервые дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда. Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом. Мы посетили музеи: Ст.Эрьзи, краеведческий , изобразительного искусства, боевой и трудовой славы, национальной культуры в городе Саранск . Очень частые гости в своем школьном краеведческом музее, где открыв дверь, попадаешь в незабываемую старину.  Здесь мы проводим  уроки, семинары, встречи с интересными людьми, внеклассные мероприятия, рассказываем об экспонатах, которых у нас более четырёхсот.

 Существуют различные пути формирования духовно-нравственных качеств у учащихся в учебном процессе. На любом хорошем уроке воспитывающий характер обучения непременно проявляется. Во время работы с детьми целесообразно  использовать произведения мордовского  декоративно - прикладного искусства. Орнаментальная основа народного искусства доступна школьникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. Это, прежде всего, участие детей в научно-практических конференциях, где детям предлагаются различные темы по изучению быта, истории, традиций своего села. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ учителя помогают школьникам понять и полюбить народное искусство.        

 Формирование этнокультурных традиций у школьников идет и через музыкальные занятия, на которых дети слушают народную музыку, поют мордовские  песни. Используя метод «погружения в мир бытования песни», я знакомлю детей с традициями, обычаями мордовского народа. Практика доказала, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре.

  Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.

В беседах с детьми целесообразно знакомлю их с многонациональностью родного края. Рассказываю, что на территории нашей республики и России проживают многочисленные народы (русские, буряты, белорусы, украинцы, татары, грузины и т. д.). Подробно останавливаюсь на мордовском этносе. Большое значение в области приобщения детей к историческому наследию родного края имеет работа по расширению кругозора маленьких граждан путём организации экскурсий в общественные места:  краеведческие музеи, библиотеки, по близлежащим улицам, названным в честь местных знаменитостей. Экскурсии, посещение выставок, музеев и других культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров, об особенностях уклада жизни, культуры народов, уважение к  предкам и их начинаниям.

  На экскурсиях я предлагаю детям проверить народные приметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих нашему региону.

Особое значение в формировании этнокультурных традиций у школьников является проведение народных праздников: «Игриштя», «Брагасо каямо», «Валнома чи» и другие.   

Немаловажную  роль в воспитании детей на традициях народной педагогики играют правильно организованные общешкольные коллективные творческие дела: «Составление родословной», «Выставки работ пап и мам», «Оформление тематических альбомов».

        Изучение мордовской культуры не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения.

  Таким образом, включение ценностей и традиций мордовской народной культуры в процесс воспитания школьников даёт возможность решать многие воспитательные цели  и задачи:

- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребёнка;

-   воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;

-   использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.

Педагогические условия, основанные на внедрении прогрессивных традиций народной педагогики, ценны тем, что они способствуют нравственному воспитанию учащихся. Это достигается только за счет системного, планомерного и целенаправленного включения в структуру уроков и внеклассных мероприятий содержания народной педагогики, правильного выбора методов и средств их организации.

Важным средством воспитания духовной культуры в народной педагогике является фольклор. Народное поэтическое творчество — величайшее достижение национальной культуры каждого народа. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Содержание фольклора, его отдельных произведений, составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально-исторические, политические, философские и художественно-эстетические взгляды. Устное народное творчество, являясь важнейшим средством формирования личности, отражало единство труда и познания объективного мира. В фольклоре опосредованно фиксировались конечные «идеальные» цели народного воспитания. Произведения фольклора отвечают народным идейным и эстетическим запросам и служат важной частью духовной культуры народа. Они тесно связаны с народным бытом и обрядами, отражают в себе особенности различных периодов истории.
Педагогические функции фольклора многообразны. Во-первых, в нем выражалось отношение народа к воспитанию и его возможностям, задачам, целям. Во-вторых, в фольклоре содержались конкретные педагогические рекомендации, а также он сам мог использоваться в качестве средства национального воспитания.

В целях возрождения самобытной мордовской  культуры в МБОУ «Шугуровская СОШ» много лет подряд работает драматический кружок «Вайгельне», члены которого ставят пьесы мордовских драматургов. В настоящее время идет подготовка пьесы К.С.Петровой «Ташто койсэ», с которой планируем участвовать в республиканской открытой творческой олимпиаде в декабре 2015 года

Численность детского фольклорного коллектива возросла, желающих прикоснуться к своим истокам, к мордовским  традициям, обычаям становится все больше, и на данный момент в коллективе насчитывается уже более двадцати  человек. Участники драматического кружка «Вайгельне» - это дети, душой болеющие за сохранение традиционной мордовской культуры. Их всех объединяет любовь к родному языку, к родной культуре. Основной задачей коллектива является возрождение, сохранение, пропаганда и дальнейшее развитие фольклорного наследия мордовского народа. Костюмы  знакомят зрителей с декоративно-прикладным искусством народа и являются гармоничным дополнением каждого выступления. Они выглядят элегантными и легкими, одновременно глубоко традиционными и современными. 

 В настоящий момент педколлектив продолжает успешно работать в этнографическом направлении, где исследуется топонимика населенных пунктов, также проводится большая работа по краеведению - именитые люди нашей местности, сбор материала малых жанров устного народного творчества, их обработка. Продолжается изучение обрядов - свадебных, религиозных, обычаи почитания предков, поверья и приметы, мордовские и русские народно – календарные праздники.

Этнокультурологический подход к воспитанию, ставший приоритетным в современных условиях, актуализируют проблемы изучения народной педагогики. Использование же национально-культурных ценностей в воспитании детей является наиболее эффективным условием духовно-нравственного благополучия любой нации. Воспитание учащихся нуждается в постоянном совершенствовании и обогащении его методов многовековым народным опытом. Нельзя забывать, что истоком педагогики является народное начало. Творческое применение и развитие исторически сложившихся народных воспитательных традиций должно стать одним из основных направлений духовно-нравственного развития детей. Истинная народная культура — это не только народное творчество, а это и история народа, его язык, обычаи и традиции.

Современные требования к этнокультурному построению содержания образования, связаны со способностью решить сложнейшую диалектически противоречивую проблему приобщения ребенка к общецивилизационным знаниям и ценностям одновременно с обеспечением его этнической самоидентификации. Главная цель и задача школы с этнокультурным содержанием достаточно очевидна: воспитать и обучить ребенка на основе этнокультуры, в среде родного языка, с одновременным включением его в систему общечеловеческих и этнических ценностей.

Почин есть, усилия прилагаются педагогами, значит, будет и положительный результат в духовно - нравственном воспитании будущих семьянинов на основе этнокультурных ценностей. На примере 1-5 классов коротко можно показать, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в нашей школе интегрировано в основные виды деятельности: внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.

Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

Список литературы

2. Бетти Э.»Толерантность – дорога к миру» - М: «Бонфи», 2001


5. Мельников М.Н. «Детский фольклор и проблемы народной педагогики». Новосибирск, Просвещение, 1987.

6. «Развитие творческой активности школьников», М. Педагогика,1991.

8. Элиаде М. Священное и мирское. - Москва : Изд-во МГУ, 1994-144 с.8

9. Эфендиев Ф.С. «Этнокультура и национальное самосознание» - Нальчик: «Эль – Фа», 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Этнокультурные традиции башкир в духовно-нравственном воспитании личности.

На данной странице размещены статьи написанные мной в разные годы на волнующие проблемы....

«Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»

Тема РМО: «Духовно - нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений. Тема доклада: «Народные традиции как средс...

МОРДОВСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ИСТОЧНИК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

В ситуации становления новой российской государственности, демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человек...