Урок родного (марийского) языка по теме "Антонимы" (5 класс)
план-конспект урока (5 класс)

Технологическая карта урока родного (марийского) языка по теме "Антонимы" с применением технологии развития критического мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Князева Эльвира Алексеевна

Предмет: марийский  язык

Класс: 5

Тема: Антоним

Тип урока: комбинированный урок

Цель: антоним нерген ончыч тунеммым ушештараш, текстлаште антоним-влакым кузе  кучылтмым эскераш туныкташ, антоним-влакым  ойлымо да возымо йылмыште кучылташ туныкташ.

Планируемые образовательные результаты:  

Предметные: палышаш: антонимым йылмыште кучылтмо ойыртемым; моштышаш: антоним-влакым  текстыште кычал  мушаш; ойлымо да возымо йылмылаште кучылтшаш.

Метапредметные: туныктышын полшымыж дене урокын темыжым да цельжым рашемден моштышаш; шке ойжым, пашажым терген кертшаш, чын але йоҥылыш улмыжым умылаш тыршышаш; шке ыштыме але йолташын пашажлан чын акым пуэн моштышаш  (Регулятивный УУД).

Еҥын шомакшым колын  да колышт моштышаш; ойым чын чоҥен  моштышаш;  тыгодым марий йылме этикетым шуктышаш  (Коммуникативный УДД).

 Антоним нерген умылымашым рашемдаш тыршышаш, антоним-влакын молан кÿлмыштым умылтарышаш  (Познавательный УДД).

Личностные:  йылме поянлык верч тургыжланышаш, шонымашым раш да умылаш лийшын каласышаш; шкенжынат, вес ойлышынат йылмыжым аклен моштышаш. 

Педагогическая технология: технология  развития критического мышления,  здоровьесберегающая технология.

Формы, методы обучения: фронтальная,  групповая, индивидуальная, коллективная.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1) Организация начала работы.

Приветствие учащихся. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Поро кече! Айста ваш-ваш шыргыжалын  ончалына да поро  кумыл дене урокнам тÿҥалына.  

Повернулись друг к другу и подарили улыбки своим товарищам. Настроились на работу.

Приветствие друг друга.

Личностные: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на  учёбу, создание ситуации успеха.

2) Обобщение ранее изученного. 

Учитель диктует.

Задание: терминологический диктант  (по лексическому толкованию записать термин).

Йылмысе чыла шомак-влакым  пырляже … маныт.

Вес лексический значений дене кучылталтше  шомакым  … … мут маныт.

Ик семын каласалтше  да возалтше,  но лексический значенийышт дене йöршеш ойыртемалтше  мут-влак … маныт.

Лишыл  але йöршеш икгай лексический значениян мут-влакым  … маныт.

СЛАЙД.

Открываются таблички с этими понятиями.

Дети записывают только продолжение предложений, потом проверяют по ответам, появившимся на экране, оценивая работу соседа по парте.

Личностные: готовность к равноправному сотрудничеству

Регулятивные: оценивают достигнутый результат, овладевают навыками контроля и оценки результатов деятельности; формирование умений предъявлять, воспринимать информацию в словесной форме.

2) Мотивация к учебной деятельности.

.

Предлагает рассмотреть рисунок и закончить начатые предложения.

СЛАЙД.

Петю курыкыш кÿза, а Колю (вола).

Петюн нумалтышыже  неле, а Колюн - (куштылго).

Петю кугу капан, а Колю -  (изи).

Петю шемалге  ÿпан, в Колю - (ошалге).

Ученики рассматривают рисунки, выполняют предложенную работу.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3) Актуализация знаний

Кузе  шонеда, могай  мут-влак предложенийыште тÿҥ улыт?  

Могай ойлымаш ужаш улыт? Могай йодышлан вашмутым пуат?

Кузе  шонеда, нине мут-влакын кучылталтме  ойыртемышт  могай улеш?

Шоналтыза, таче урокышто ме мо нерген ойлаш тÿналына.

Тендан шонымаште, урокын темыже могай лиеш?

Находят ключевые слова. Записывают. Один ученик работает у доски.

Кÿза – вола (глагол), неле – куштылго (пале мут), кугу – изи  (пале мут),  ошалге – шемалге (пале мут).

Делают свои предположения.

Формулируют тему урока.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

4) Целеполагание и мотивирование

Обратимся к таблице целеполагания. 

Поставьте знак +  в графе «Да», если вы утвердительно ответите на вопрос, и знак  - в графу «Нет», если отрицательно.

1. Мо тугай антоним,   опреденийым паледа мо?

2. Мут-влаклан антонимым  муын моштеда мо?

3. Текстыште антонимым муын моштеда мо?

4. Антонимын  молан кÿлеш улмыжым паледа мо?

- Используя таблицу целеполагания, попытайтесь сформулировать цели урока.

(Используется приём технологии развития критического мышления «Корзина идей»)

Самостоятельно работают.

Формулируют цель урока.

Регулятивные: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: слушают, отвечают, анализируют ответы товарищей.

5) Усвоение новых знаний и первичное закрепление

Выполнение тренировочных упражнений.

1. Книга дене паша.

235-ше паша. Лудын  лекса, антоним-влакым  ойырыза. Герой-влак молан ик кечымак тÿрлö семын аклат, шоналтыза.

236-шо паша. Нине мут-влаклан келшыше антонимым шоныза да мужырлен возыза.

Кÿчык - кужу, кÿшнö – ÿлнö, теле – кеҥеж, кумда -  аҥысыр, изи – кугу, шокшо – йÿштö, куржаш – ошкылаш, чытамсыр – ласка, шып – чот, эркын – писын, кÿзаш – волаш, ожно – кызыт, воштылаш – шорташ, сай – уда, иквереш – посна.

Анализируют, делают выводы.

Отвечают на поставленные вопросы.

Формулируют выводы наблюдений,

объясняют свой выбор.

 Работают в тетради и у доски.

Личностные: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи.

6) Физминутка

 «Мöнгешла ыште» модыш.

Мый тыланда действийым ойлем, а те мöҥгешла ыштышаш улыда.

1) Кидым ÿлыкö.

2) Кидым кÿшкö.  

3) Капым пурла могырыш.

4) Капым шола могырыш.   2 гана

5) Кынел шогалза.

6) Шичса.                 2 гана

                         

Тау. Парт коклашке шинчын кертыда.

Участвуют в динамической паузе.

Личностные: готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика

Коммуникативные: придерживаются морально-этических и психологических принципов общения

7) Закрепление изученного материала

Работа в группах.

1 группа – Подобрать антонимы к существительным и прилагательным в словосочетаниях.

Поро йолташ                    Осал тушман

Йÿштö теле                       Шокшо кеҥеж

Волгыдо эр                       Пычкемыш кас

Ночко  шошо                    Кукшо шыже

Кÿчык йÿд                         Кужу кече

2 группа –  К словам левой колонки подобрать антонимы из правой.

Лапка                           Кочо

Лишыл                         Неле

Поро                            Кадыр

Ночко                          Кÿкшö

Вияш                           Таза

Черле                           Кукшо  

Куштылго                    Осал

Шере                            Тора    

Самооценка перед проверкой. 

Если вы считаете, что вы  правильно выписали антонимы, поставьте на полях - ! Если вы сомневаетесь в правильности, поставьте на полях - ?

Проверка по образцу (Слайд)

Выполняют работу.

Проверяют по образцу.

 После проверки.

 У ребят на полях после проверки появляется следующий рисунок:

 !! Был уверен в правильности, и работа выполнена верно.

!?- Был уверен в правильности, но допустил ошибку в выборе антонимов.

?! – Сомневался в правильности, но выполнил всё верно.

?? – Сомневался в правильности и на самом деле нашёл антонимы неверно.                  

Личностные: проявлять интерес к изучению темы, проявлять  навыки благожелательного общения друг с другом.

Регулятивные: распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе;

выполнять самопроверку учебного задания.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение;

адекватно взаимодействовать в паре, группе и приходить к общему решению.

 

8) Информация о домашнем задании (комментирование)

Учитель задает домашнее задание по выбору. Дает комментарий к домашнему заданию.

Мöнгысö паша. 138-ше але 140-ше паша (Е.М.Иванова. Т.Н.Воронцова. Марий йылме дене дидактический материал.  - Стр.72).  

Записывают домашнее задание

Познавательные: Дифференцированные  задания  

9) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)

Уточняет, достиг ли цели каждый, оценивает работу учащихся на уроке.

Приём незаконченного предложения

Таче мый пален налынам  …
Мылам йöсö лийын  …
Ынде мый  моштем  …

В завершении нашего разговора я прошу вас обратиться к таблице целеполагания и подумать, все ли пункты вам понятны.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой  выражать свои мысли.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные: адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по марийскому языку в 6 классе "Пале мутын ышталтмыже" ("Способы образования имен прилагательных")

Данный урок с применением элементов информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих, проблемно-поисковых технологий и сингапурской методики был проведен на кустовом семинаре учителей марийского язы...

Тематическое планирование уроков родного (русского) языка для 6 класса

Тематическое планирование уроков родного (русского) языка для 6 класса по учебному пособию "Школьная риторика" под редакцией Т.А. Ладыженской...

Урок родного (татарского) языка в 4 классе

Откытый урок родного( татарского) языка в 4классе по теме "Лексика"....

Урок родного (татарского) языка в 7 классе

Ачык дэрес эшкэртмэсе "Ия белән хәбәр арасында сызык."...

Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9 классе Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец Конев». Портретный очерк нашего современника»

Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9  классе Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец ...

Презентация к уроку родного русского языка в 5 классе "Современный русский литературный язык"

Презентация к уроку родного русского языка в 5 классе "Современный русский литературный язык"...