Рабочая программа по родной русской литературе 5-9 класс ФГОС
рабочая программа (5 класс)

Савченко Ирина Александровна

Рабочая программа 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Интегрированный курс «Русская родная литература»

Основное общее образование

(5-9 классы)

ФГОС ООО

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

– Федерального  закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897;

-Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 3 марта 2016 г. N 08-334

-Приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897" (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40937);

––  Образовательной  программы МКОУ СОШ№10

– Учебного плана МКОУ СОШ№10

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Учебный план предусматривает обязательное изучение родной(русской) литературы  на этапе основного общего образования. Рабочая программа по курсу «Родная (русская) литература» направлена на решение важнейшей задачи современного образования — воспитание гражданина, патриота своего Отечества.

Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

Родная художественная литература, как одна из форм освоения мира, отражает богатство и многообразие духовной жизни человека, влияет на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося.

В родной (русской) литературе отражается общественная жизнь и культура России, национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос.

Цели изучения курса «Родная (русская) литература»:

воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

приобщение к литературному наследию своего народа;

формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи;

получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования — формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус.

Изучение литературы в основной школе (5–9 классы) закладывает необходимый фундамент для достижения перечисленных целей.

Объект изучения в учебном процессе — литературное произведение в егожанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) .

Задачи курса:

осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;

формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;

овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художе-ственным смыслам;

формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;

воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;

воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;

формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;

осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

формирование у школьника стремления сознательно планировать своё досуговое чтение.

В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно, последовательно и постоянно; их решение продолжается и в старшей школе; на всех этапах обучения создаются условия для осознания обучающимися непрерывности процесса литературного образования и необходимости его продолжения и за пределами школы.Программа курса «Родная (русская) литература построена на принципах:

традиций научного анализа, а также художественной интерпретации средствами литературы и других видов искусств литературных произведений, входящих в национальный литературный канон (то есть образующих совокупность наиболее авторитетных для национальной традиции писательских имен, их творчества и отдельных произведений);

необходимой вариативности авторской / рабочей программы по литературе при сохранении обязательных базовых элементов содержания предмета;

соответствия рекомендуемых к изучению литературных произведений возрастным и психологическим особенностям обучающихся;

требований современного культурно-исторического контекста к изучению классической литературы;

минимального количества учебного времени, отведенного на изучение литературы согласно действующему ФГОС и Базисному учебному плану.

Курс будет способствовать формированию следующих умений:

чувствовать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;

видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;

соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;

анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;

соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.

Планируемые результаты освоения предмета «Родная (русская) литература»:

Личностные результаты:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; выказывать своѐ отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов — тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметные результаты изучения курса родной (русской) литературы Универсальные учебные действия (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую;

подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказы-вать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

подробно пересказывать текст;

составлять устный рассказ по картинке;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

анализировать художественное произведение;

сравнивать произведения разных жанров и авторов;

давать характеристику героев.

Результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература» за курс основной общеобразовательной школы:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетиче-ским вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые вы-сказыванияаналитического и интерпретирующего характера, участвовать в об-суждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произ-ведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература.

Примерное распределение часов

5 класс(1ч. в неделю)

п/п

Тема урока

1

Истоки родного языка и культуры. Что такое словесность. Формы словесности

2

Потешки, заклички, скороговорки, считалочки, докучные сказки. Особенности языка

3

Пословицы и поговорки. Аллегория. Загадка

4

Практическое занятие. Сочиняем скороговорки, считалочки, потешки, докучные сказки

5

Народные сказки. Сказка и правда. Небылицы.  Особенности языка сказок.

6

Герои русских народных сказок.  Характеристика героев народных сказок

7

Развитие речи. Сочиняем сказку.

8

Развитие речи. Анализ написанной сказки.

9

О физическом и нравственном характере древних славян.

10

Язычество древних славян.  Мифы о Солнце, Огне, Воде.

11

«Повесть временных лет» — выдающийся памятник древнерусской литературы. Христианская вера. Крещение Руси. Изобретение славянской письменности. Отношение к книгам в древней Руси

12

Славянский календарь. Основные славянские праздники.

13

Семья. Семейно-бытовые обряды.

14

Защита индивидуального проекта «Обряды моей семьи»

15

Защита индивидуального проекта «Обряды моей семьи».  Анализ выполненных работ.

16

М.М. Пришвин «Зайцы профессора».  Художественная проза о человеке и природе

17

В. Драгунский «Кот в сапогах».Художественная проза о человеке и природе

18

Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе».Художественная проза о взаимоотношениях  человека и животного

19

К. Паустовский «Кот-ворюга».Художественная проза о человеке и природе

20

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».  Мастерство художественной речи

21

Литературная сказка В. Губарев «Королевство кривых зеркал».

22

Проза о детях. Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки».

23

Проза о детях. К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

24

Лирическое произведение. Что такое лирическое произведение. Стихотворения о природе В. Рождественский «Русская природа», С. Никулин «Русский лес», Т. Белозёров «Таёжный светофор», Е. Серова «Родные края»,  Н. Ярославцев «Незабудки»

25

Стихотворения о животных.  Саша Чёрный «Жеребенок», «Волк», Н. Рубцов «Коза», «Воробей», Эдуард Асадов «Бурундучок».

26

Коряков О.Ф. «Володя + Маша»Любовь и дружба в понимании детей среднего школьного возраста.

27

Осмысление понятий: «Гордость и гордыня. Любовь и коварство. Взаимопомощь и благодарность».Быков Р.А. «Заколдованная принцесса».

28

Нахождение основной мысли произведенияАксенов В.П. «Мой дедушка — памятник» (отрывок).

29

Успенский Г.А. «Васька путешественник»

30

Невыдуманные истории о военном времени глазами ребенка. Борискина А.И. «Земляничка» (отрывки)

31

Гаршин В.И. «Однажды прожитая жизнь» (отрывки). Соотношение событий ВОВ с героями прошлого и современности

32

Урок-игра «Путешествие в мир прочитанных книг».

33

Контрольная работа.

34

Анализ ошибок.

35

Обобщающий урок «Родная литература в ленте времени».

6 класс(1ч. в неделю)

Тема

Стилистические возможности имени существительного, имени прилагательного и глагола на основе отрывка из поэмы Гесиода «Труды и дни» (в переложении Н.Куна)

Понимание роли грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности (сказка Р.Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе»)

Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности (стихотворение Г.Иванова «Отвратительнейший шум на свете…»)

Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения. Выразительное чтение произведений, в которых имеются средства художественной изобразительности. (Фрагмент из романаДж.Ф.Купера «Последний из могикан»)

Специальные слова в произведениях словесности (отрывок из повести В.Л.Кондратьева «Сашка»)

Заимствованные слова в произведениях словесности (отрывок из турецкой сказки М.Ю.Лермонтова «Ашик-Кериб»)

Роль неологизмов в стихотворении М.Д.Яснова «Про мамонтов»

Играем со словами. КВН

Защита проекта. Употребление разных частей речи в языке

Роль метафор в стихотворении И.Токмаковой «В чудной стране»

Гипербола. Стихотворение И.Мазнина «Пир»

Р. Р. Сочинение. Применение средств художественной изобразительности в собственных высказываниях.

Юмор в произведениях словесности. Комическая неожиданность в стихотворении О.Григорьева «Стук»

Средства создания юмора.

Николай Назаркин «Изумрудная рыбка»

Сочинение «Любимая книга»

Былинные герои и сюжеты. Киевский, Новгородский и другие циклы былин

Р. Р. Выразительное чтение былин.

Викторина по былинам

Предание о реальных событиях. «Белбог. Хрустальная гора»

Рассказ Ю.И.Коваля «Солнечное пятно» как эпическое произведение

Раскрытие характера литературного героя в сюжете произведения. Н. С. Лесков «Христос в гостях у мужика»

Герой произведения и автор произведения. М. М. Пришвин «Кладовая солнца»

Особенности изображения характера героя и передачи авторского, отношения к герою. ( А. А. Лиханов «Последние холода»)

Лирическое произведение и его особенности. Н.А.Заболоцкий «Журавли».

Практическая работа по определению размера стиха

Особенности языка лирического произведения. Н..Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»

Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения. Поэзия военных лет

Практическая работа по сказке Т.Габбе «Город мастеров»

Роль диалога и монолога в драматическом произведении по пьесе А.П.Чехова «Медведь»

Сюжет драматического произведения по пьесе-сказке Л.Филатова «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца»

Повторение. Произведение словесности

Итоговая контрольная работа

Литература  для души и ума

Защита проекта

Повторение пройденного

7 класс(1ч. в неделю)

Тема урока

Слово и словесность. Многогранность понятия слова. Словесность как совокупность наук о языке и литературе

Урок-практикум. Работа со словарями различного типа. Обогащение словарного запаса

Тема и основная мысль произведения. Определение темы и основной мысли произведения (по рассказу В.Гаршина «Сигнал»)

Роды, жанры и виды словесности. Зачем надо различать роды словесности. Разделение словесности на виды и жанры

Устная народная словесность, ее виды и жанры. Загадка. Пословицы и поговорки. Сказка, небылица, легенда, предание

Былина (старина) как жанр устной народной словесности

Лирические виды и жанры народной словесности. Песни. Частушки

Драматические виды и жанры народной словесности. Кукольный театр. Народная драма. Раёк

Зачет №1 по разделу «Роды, жанры и виды словесности»

Духовная литература, ее виды и жанры. Библия и особенности ее стиля. Значение Библии для русской культуры

Содержание Библии и ее стиль. Жанры Библии: повесть, притча, проповедь, молитва, послание, псалмы

Жанровое и стилистическое своеобразие Евангелия

Использование библейских тем в русской словесности. Темы и жанры Библии в произведениях русских поэтов. Работа с текстом

Зачет №2 по теме «Духовная литература, ее виды и жанры»

Виды и жанры эпических произведений: литературная сказка, небылицы, загадки, скороговорки.

Басня как эпический жанр литературы (на примере басен Эзопа, Лафонтена, И.Крылова)

Жанры эпических произведений: рассказ, повесть, роман (на примере повести «Иван Грозный и Домна» из цикла «Правёж»)

Герой эпического произведения. Кто и как изображается в эпическом произведении. Повествование о поступках героя (на примере повести Н.Гоголя «Портрет»)

Описание внешности героя. Пейзаж, интерьер (на примере рассказа А.Одоевского «Струи вещих пламенных звуков»)

Рассуждение о герое. Диалоги и монологи героев

Сюжет эпического произведения. Сюжет и фабула. Своеобразие сюжета в эпическом произведении. Этапы сюжета. Назначение сюжета (по рассказу А.Грина «Голос и глас»)

Композиция эпического произведения. Единицы композиции. Сзаимосвязь единиц композиции. Внесюжетные элементы. Система образов (по рассказу В.Астафьева «Трофейная пушка»)

Художественная деталь: повествовательная, описательная деталь (по рассказу В.Набокова «Обида»)

 Зачет №3 по теме «Виды и жанры эпических произведений»

Виды лирических произведений: ода, элегия. Изображение и выражение в лирике: описательные картины в лирическом стихотворении, выражение мыслей и чувств поэта

Композиция герой лирического произведения. «Ролевая» лирика. Образ-переживание (по стихотворению А.Вознесенского «Сон»)

Своеобразие художественного образа в лирике (по стихотворению Пастернака «Время всегда хорошее»)

Зачет №4 по теме  «Виды лирических произведений»

Драматические произведения, их своеобразие и виды. Трагедия. Комедия и драма

Герои драматического произведения и способы их изображения

Сюжет, конфликт и композиция драматического произведения. Изображение событий

Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды. Баллада, поэма (по стихотворениям А.Толстого «Илья Муромец» и Д.Кедрина «Зодчие»)

Повести в стихах и стихотворения в прозе (по произведениям Е.Рудашевского «Ворон» и И.Тургенева «Стихотворения в прозе»)

Контрольная работа

Взаимовлияние произведений словесности. Эпиграф. Цитаты. Реминисценции.

Заключительный урок – игра по курсу «Родная литература»

8 класс (1 ч. в неделю)

п/п

                                                                    Тема урока

1

Изобразительные и выразительные возможности языка

2

Семантика фонетических средств языка. Ассонанс и аллитерация(на примере

стихотворения (Ю.Д. Левитанский  «Музыка моя, слова»)

3

Семантика словообразования(на примере стихотворений М.Цветаевой

«Расстояние:версты, мили…»,А.Вознесенского «Лодка на берегу»)

4

Лексические возможности языка. Архаизмы и историзмы. (по упр 18-19

Проведение экскурсии покраеведческому музею)

5

Анализ стихотворения Б.Л.Пастернака «Иней» (нахождение тропов)

6

Художественный смысл средств выразительности в стихотворении С.Есенина

«О красном вечере задумалась дорога»

7

Поэтические фигуры: оксюморон на примере стихотворений В.Я. Брюсова.

Творчество  В.С. Соловьева «Горизонты вертикальные»

8

Сочинение. Сравнительное описание картин К.Ф. Юона

«Майское утро. Соловьиное место» и « Августовский вечер. Последний луч»

по упр.23

9

Несоответствие как основа комического в стихотворениях Козьмы Пруткова

10

Языковые средства создания комического. Каламбур и Алогизм, «перевертыш»

11

Языковые средства создания комического. Пословицы и афоризмы. Пародийные

афоризмы. Создание собственных афоризмов

12

Создание юмористического повествования по картине П.А. Федотова «Сватовство

майора» с использованием словесных средств выражения комического

13

Признаки художественного и нехудожественного текста

14

М.М. Пришвин миниатюра «Капля и камень». Единство содержания, тема и идея

произведения

15

Требования к тексту в очерке Л.Н. Толстого «Какая бывает роса на траве»

(задание 6)

16

Главное свойство художественного произведения. Анализ отрывков повести

братьев Стругацких «Хромая судьба»(упр 22)

17

Открытие нового. Оригинальность языковых средств в стихотворениях

Н. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке» и А. Передреева «Лебедь у дороги»

18

Нарушения норм русского языка в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник»

19

Изображение письменной речи героев

20

Разновидность повествования в сказке Л.М. Леонова «Бурыга»

21

Образ Сергея Радонежского в творчестве Б.К. Зайцева и Д.М. Балашова

22

Идея рассказа Ю. Казакова «Тихое утро»

23

Точка зрения рассказчика и точка зрения автора в рассказе М. Зощенко «Монтер»

24

Сверхзначение слова в лирике А.Ахматовой(«Творчество», «Многое еще, наверно,

хочет»)

25

Перенос в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Завещание»

26

Своеобразие образа-переживания в стихотворении «Во всем мне хочется дойти …»

Б. Пастернака

27

Разнообразие языковых средств в стихотворении Я.В. Смелякова «Хорошая

девочка Лида» для передачи чувства и мысли автора

28

Мысль о высокой ценности жизни в стихотворении А. Жигулина «Жизнь!

Нечаянная радость…»

29

Идеалы Андерсена и Шварца в сказке и пьесе «Снежная королева»

30

Обобщающее значение образа героини комедии Н.В. Гоголя «Женитьба»

31

Сюжет и конфликт в пьесе

32

Воздействие библейского текста на произведение современного поэта(отрывок из

Евангелия от Матфея, стихотворение Б.Л. Пастернака «Гефсиманский сад»)

33

Влияние притчи о блудном сыне на новую русскую литературу

34

Макс Фрай «Сказки и истории». Идея нового произведения на мифологическую тему Контрольная работа

35

Переосмысление сюжетов и образов фольклора( на примере произведения

Ю. Кузнецова «Атомная сказка»)

9 класс (1 ч. в неделю)

Тема

Материал словесности. Средства художественной изобразительности (на материале очерка К.Г.Паустовского «Живое и мертвое слово»)

Эпитеты в лирике Ю.Левитанского (на примере стихотворения «Падают листья осеннего сада»).

Изобразительно-выразительные средства в рассказе В.И.Белова «Бобришныйугор»(отрывок)

Олицетворение в лирике С.А.Есенина (стихотворение  «О красном вечере задумалась дорога»).

Аллегория в творчестве С.В.Михалкова (Басня «Заяц во хмелю»).

Символ в лирике А.Белого (стихотворение «Аргонавты»).

Практическая работа по теме «Средства художественной изобразительности» (на примере стихотворения Н.Заболоцкого»Ночной сад»)

Парадокс и алогизм в творчестве Д.Хармса (рассказ «Старуха»).

Гротеск в творчестве Н.В.Гоголя (повесть  «Нос»).

«Макароническая» речь и игра слов в творчестве И.А.Бродского (стихотворение «Два часа в резервуаре»)

Квипрокво в творчестве М.Твена (рассказ «Принц и нищий»). Проект

Объект и предмет изображения (тема). Н.А.Заболоцкий «Прохожий»

Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. А.С.Пушкин «Вновь я посетил…»

Выражение точки зрения автора в лирике («Царскосельская статуя» А.С.Пушкина и А.А,Ахматовой)

Художественная правда в пьесе Е.Шварца «Обыкновенное чудо»

Язык древнерусской словесности (на примере отрывка о крещении Руси из «Повести временных лет»)

Средства художественно изобразительности языка древнерусской словесности (на примере отрывка из «Слова о полку Игореве» в переводе Д.С.Лихачева)

Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта.  («Письмо о пользе стекла», «Гимн бороде» М.В.Ломоносова)

Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма (на примере отрывка из повести Н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь»)

Романтический стиль А. С. Пушкина (по книге Г.А.Гуковского «Пушкин и русские романтики»)

Индивидуальный стиль писателя (на примере отрывка из «Истории государства Российского от Гостомысла до Тимашева»)

Эстетический идеал. Сочинение по отрывку из «повествования в рассказах» В.П.Астафьева «Царь-рыба»

Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения.Художественный образ (на примере отрывка из книги К.Г.Паустовского «Золотая роза»)

Художественная действительность в стихотворении Н.Рубцова «Душа хранит»

Отбор и организация словесного материала (на примере рассказа В.М.Шукшина «Мастер»)

Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания. Баллада Д.Самойлова «Королевская шутка»

Произведения словесности в истории культуры. Взаимосвязь национальных культур. Анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «На севере диком…»  и Ф.И.Тютчева  «С чужой стороны (из Гейне)»

Произведения словесности в истории культуры. Взаимосвязь национальных культур. Анализ статьи А.В.Федорова «Перевод художественный» (в сокращении)

Новая жизнь художественных образов  (на примере стихотворения М.Цветаевой «Диалог Гамлета с совестью»)

Онегин в 60-е годы XIX века и в XX веке

Чичиков в нэпманской Москве

Сочинение в рамках промежуточной аттестации Контрольная работа

Повторение. Произведение словесности

Повторение. Произведение словесности

Итоговый урок

Рекомендации по формам домашнего задания

1.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, которое способствует систематизации и обобщению полученных знаний, их углубленному осмыслению:  составление схем, таблиц; ребусов, кроссвордов, тестов.

2. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, способствующее закреплению знаний и практическому овладению методами учебной работы: выучить наизусть стихи, части текстов; проинсценировать произведения; прочитать по ролям.

3.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ на применение полученных знаний на практике: самостоятельное составление словаря терминов, расположение их по темам, разработка наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов; исправление допущенных ошибок;  проектная деятельность; подготовка к ролевой игре, деловой игре;

Учебно-методическая литература

 образовательной деятельности по учебному предмету                                                                 «Родная(Русская) литература».

Учебно-методический комплекс:

1.Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы - // Программы для общеобразовательных учреждений. — М., 2000.

2. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.5 класс. -М.: Дрофа, 2011.

3.Львова  С. И.   Уроки словесности. 5—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 1997

 4.Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: Программы. Содержание работы по классам: 5-9 классы. — М., 1998.

5.Новиков  Л.А.   Художественный  текст  и  его  анализ. –  М., 1988.

6.Методические рекомендации к учебнику Альбеткова Р. И. « Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс.», М., Дрофа, 2007 год).

7.Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: М., Дрофа, 2000 год.

8.Горшков А. И. Русская словесность: От слова к слову. М., Дрофа, 2000 год.

9.С. И. Львова. Уроки словесности. Учебник для 5 – 9 классов, М. Дрофа, 2005 год

Альбеткова Р.И. Русская словесность. Учебное пособие для 7класса. М.: Дрофа, 2008  

Альбеткова Р.И. Русская словесность. Рабочая тетрадь для 7 класса. М.: Дрофа, 2008  

Арсирий А.Т. В страну знаний – с дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Дрофа, 2007  

Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или речевой этикет. М.: Дрофа, 2007  

Львова С.И. Русский язык в кроссвордах. М.: Дрофа, 2007  

Ожегов С.И., Шведова Н.А. Толковый словарь русского языка. М. Просвещение, 2005  

Шанский Н.М. Лингвистические детективы. М.: Дрофа, 200

Альбеткова Р.И. Методические рекомендации  к учебнику «Русская словесность. 6 класс». – М. Дрофа, 2013.

Литература для учителя

Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика: Проблемы изучения и обучения. — М.,1998.

  Виноградов  В. В.   Стилистика. Теория поэтической  речи. Поэтика. — М., 1963.

  Виноградов В. В.  Избранные труды: О языке художественной прозы. — М., 1980.

  Виноградов В. В.  Проблемы русской стилистики. - М., 1981.

  Винокур Г.О.  О языке художественной литературы  /  Сост. Т. Г. Винокур; Предисл.  В. П. Григорьева. — М., 1991.

  Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: Программы. Содержание работы по классам: V—VIII классы. — М., 1998.

  Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности:. Учеб.пособие для учащихся 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. — М., 1995. (Любое последующее издание.)

  Горшков  А. И. Русская словесность: От слова к словесности: Сб. задач и упражнений: Пособие для учащихся 10—11 кл. обшсобразоват. учреждений. — М., 1997. (Любое последующее издание.)

  Горшков А. И. Русская словесность. Метод, рекомендации кучеб, пособию для 10—11 кл. «Рус.словесность. От слова к словесности»: Кн. для учителя. — М., 1996.

  Горшков А. И. Теория и история русского литературного языка. — М., 1984.

  Горшков А. И. Композиция художественного текста как объект лингвистического исследования // Русский язык: Проблемы художественной речи. Лексикология и лексикография. — М., 1981.

Граник  Г. Г., Бондаренко  С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. — М., 1995.

Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая  Л. А. Дорога к книге: Психологи — учителям литературы / Научн.  ред.  Г. Г. Граник. – М., 1996.

Гуковский   Г. А.  Пушкин и проблемы реалистического стиля. — М., 1957.

Гуковский   Г. А.   Пушкин и русские романтики. — М., 1965.

Гуковский   Г. А.   Изучение литературного произведения в школе. — М.; Л., 1966.

  Ковалевская  Е. Г.   Анализ текстов художественных произведений. — Л., 1976.

  Колесов  В. В.   Русская речь.  Вчера.  Сегодня.  Завтра. - СПб., 1998.

  Ларин   Б. А.   Эстетика слова и язык писателя. — Л., 1974.

  Лихачев  Д. С.   Поэтика древнерусской литературы. –  Л., 1967.

  Лотман   Ю. М.   Структура художественного текста. –  М., 1970.

  Лотман   Ю. М.   Анализ поэтического  текста. — Л., 1972.

  Львова  С. И.   Уроки словесности. 5—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 1997.

  Максимов Л. Ю.  О языке и композиции художественного текста // Язык и композиция художественного текста / Отв. ред. Л. Ю. Максимов. — М., 1983.

  Новиков  Л.А.   Художественный  текст  и  его  анализ. –  М., 1988.

  Одинцов  В. В.   Стилистика текста, — М., 1980.

  Одинцов В. В.  О языке художественной прозы: Повествование и диалог. — М., 1983.

Пешковский  А. М.   Избранные труды. — М., 1959.

Потебня  А. А.   Теоретическая  поэтика  /  Сост. А. Б. Муратова, — М., 1990.        

Пустовойт   П. Г.   Слово. Стиль. Образ. — М.. 1965.

  Скворцов  Л. И.  Теоретические основы культуры речи. — М., 1980.

  Скворцов Л. И.  Художественная литература и нормы языка // Русский язык: Проблема художественной речи.  Лексикология и лексикография. — М., 1981.

  Слово и образ: Сб. статей. — М., 1964.

  Томашевский  Б. В.   Стилистика и стихосложение. — Л., 1959.

  Тынянов  Ю. Н.    Проблемы стихотворного языка: Статьи. - М., 1965.

  Тынянов  Ю. Н.  Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977.

Шанский Н. М.  О курсе «Русская словесность» на продвинутом этапе обучения (X—XI классы) //. Русский язык в школе. — 1994. — №5.

  Шмелев  Д. Н.   Слово и образ. — М., 1964.

  Шмелев  Д. Н.  Русский язык в его функциональных разновидностях. — М., 1977.

Щерба Л. В.  Опыт лингвистического толкования стихотворений: I. «Воспоминание» Пушкина. II. «Сосна» Лермонтова в сравнении с ее немецким прототипом // Щерба Л. Б. Избранные работы по русскому языку. — М., 1957.

Для учащихся

Арсирий  А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 1995.

Вартаньян  Э. Д.   Из жизни слов. — М., 1960.

  Горшков А. И.  Все богатство, сила и гибкость языка: А. С. Пушкин в истории русского языка. — М., 1993.

Кодухов  В. И.   Рассказы о синонимах. — М., 1984.

  Максимов В. И.  Точность и выразительность слова. - Л., 1968.

Наровчатов  С. С.  Необычное литературоведение. — М.. 1970.

  Одинцов В. В.   Лингвистические парадоксы. — М., 1976.

  Паустовский  К. Г.   Золотая роза. (Любое издание.)

Солганик Г. Я.  От слова к тексту. — М., 1993.

  Успенский Л.   Слово о словах. (Любое издание.)

  Чуковский  К. И.   Живой как жизнь. (Любое издание.)

Шанский  Н. М.   Занимательный русский язык. — М., 1996. - Ч. 1, 2.

Словари и справочники

  Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: Около 11 000 синонимических рядов. — 9-е изд. — М., 1998.

  Ахманова О. С.  Словарь омонимов русского языка. - М., 1986.

Ашукин Н. С., Ашукин М. Г.  Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражений: — М., 1998.

Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов современного русского языка. — М., 1994.

  Большой путеводитель по Библии: Пер. с нем. — М., 1993.

  Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб., 1998.

  Васюкова И. А.  Словарь иностранных слов: С грамматическими формами, синонимами, примерами употребления/Под ред. И. К. Сазоновой. — М, 1998.

Горбачевич  К. С,  Хабло Е. П.  Словарь эпитетов русского литературного языка. — М., 1979.

Горбачевич  К. С.   Русский  синонимический  словарь. — СПб.. 1996.

  Даль   В. И.    Пословицы русского народа.  —  М., 1994. - Т. 1-3.

  Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. (Любое издание.)

  Детская энциклопедия в 12 томах. Том 11: Язык и литература. — Ц., 1976.        

  Жуков В. П.,  Жуков А. В.  Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд.,  перераб. — М., 1994.

  Жуков В. П.  Словарь русских пословиц и поговорок. (Любое издание.)

  Зимин В. И., Спирин  А. С.  Пословицы и поговорки русского народа: Объяснительный словарь. — М., 1996.

  Изобразительное искусство.  Музыка  /  Ред.-сост. М. М. Подзорова, Т. Н. Марусяк. — М., 1997. (Словари школьника).

  Квятковский  А. П.  Школьный  поэтический  словарь. — М., 1998.

  Краткий словарь литературоведческих терминов  /  Сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев:  Кн. для учащихся. — М., 1985.

 Крысин  Л. П.  Школьный словарь иностранных слов. - М.. 1997.

Крысин  Л. П.  Толковый словарь иноязычных слов. — М., 1998.

Лапатухин  М. С.,  Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П.  Школьный толковый словарь русского языка. — 2-е изд., перераб. и  доп. — М., 1999.

  Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М., 1990.

  Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В. М. Кожевникова и  П. А. Николаева. — М., 1987.

  Львов М. Р.  Школьный словарь антонимов русского языка. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 1998.

Николюк Н.   Библейское слово в нашей речи: Словарь-справочник. — СПб., 1998.

  Ожегов С. И.,  Шведова Н. Ю.  Толковый словарь русского языка. — М., 1992. (Любое последующее издание.)

  Павловский А. Популярный библейский словарь: Кн. для чтения. — М., 1994.

  Рогожникова Р. П.,  Карская Т. С.  Школьный  словарь  устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII—XX вв. — М., 1996.

  Русский язык:  Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1997.

  Словарь образных выражений русского языка / Под ред. В. Н. Телия. - М., 1995.

  Сомов В. П.   Словарь редких и забытых слов. — М., 1996.

  Успенский Л. В. Почему не иначе? Этимологический словарик школьника. — М., 1967.

  Учебный словарь синонимов русского языка  /  Сост. Л. П. Алекторова,   Л. А. Введенская,  В. Ю. Зимин и др. — Ростов-на-Дону; М., 1997.

Шанский Н. М., Боброва Т. А.  Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. — 2-е изд. — М., 1997.

Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. — 2-е изд. — М., 1997.

  Шипов Я.   Православный словарь. — М., 1998. (Словари школьника).

  Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 3-е изд., доп. — М., 1994.

  Фразеологический  словарь  русского  языка  /  Сост.  А. И. Фёдоров:  Более  12000  фразеологических  единиц. – Новосибирск,  1995. – Т.  1, 2.  ( любое  последующее  издание.)

Шанский  Н. М.,  Зимин  В. И.,  Филиппов  А. В.  Школьный  фразеологический  словарь  русского  языка:  5 – 11  кл. – М., 1995.

  Школьный  словарь  иностранных  слов  /  Под  ред.  В. В. Иванова. – 3-е  изд.,  перераб.  и  доп. – М.,  1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса

Рабочая программа учебного предмета " Родная литература" разработана для обучения учащихся 8 класса в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего обр...

Аннотация к рабочей программе по родной русской литературе для 9 класса

Аннотация включает в себя  цели и задачи изучения предмета, тематическое планирование...

Рабочая программа по родной (русской) литературе в 5 классе

Рабочая программа включает в себя: пояснительную записк, планируемые результаты, содержание, календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 5 класса

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 5 класса...

Рабочая программа по родному (русскому) языку 5-9 классы (ФГОС ООО)

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 5-9  классов составлена на основе  авторской программы: Александрова О. М. Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 5–9 класс...

Рабочая программа по родной (русской) литературе 5-9 классы (ФГОС ООО)

Рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» для 5 – 9 классов является частью основной образовательной программы основного общего образования, составлена...

Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса по ФГОС

Программа рассчитана на 17 часов (0,5 часов в неделю)....