Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание союзов" по учебнику под редакцией Шмелева А.Д.
план-конспект урока (7 класс)

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Правописание союзов" (По учебнику под редакцией А,Д. Шмелева)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_7_e.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока « Правописание союзов» 7 класс

Содержание:

  1. союз — служебная часть речи
  2. союзы и омонимичные им сочетания (местоимения+частицы и предлоги)
  3. правописание союзов

УУД
Л.:

  • Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств и эмоций
  • Развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям

М/П.:

  • овладеть приёмами работы с учебной книгой
  • Вычитывать разные виды текстов, преобразовывать информацию в схему, таблицу, план, делать выводы, обобщать и осуществлять самоконтроль и самооценку

К.:

  • Работать в группах, парах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга, строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Р.:

  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
  • Высказывать предположения на основе наблюдений, самостоятельно делать выводы

Пр.

Знать основную характеристику союза как служебной части речи

Отличать союзы от других частей речи

Правильно писать союзы ЗАТО, ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ (ЧТОБ)

Тип урока:

традиционный

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Включение в деловой ритм.

Подготовка класса к  работе

Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками

2.Проверка знаний

Прежде всего давайте вспомним тему прошлого урока. В данных предложениях (см распечатку №1) найдите 5 орфографических ошибок. Исправьте, записав рядом только слово, в котором нашли орфографическую ошибку (Слайд №1)

1).В течении мая чаще всего дули северо-западные ветры.

2).Договорившись на счёт завтрашнего дня, они расстались.

3).Ввиду болезни я не мог участвовать в соревнованиях.

4).Урожай был невысоким в следствии засухи.

5).В следствие по делу о хищении было допущено много неточностей.

На какую орфограмму данные примеры? (Правописание производных предлогов и омонимичных с ними частей речи).

-Что следует помнить при правописании производных предлогов? (Они не являются членами предложения, производный предлог можно заменить непроизводным предлогом, предлог всегда входит в падежный вопрос).

Проверяют по слайду, выставляют себе отметку, отвечают на вопросы учителя

1). В течениЕ мая всё чаще дули северо- западные ветры.

2).Договорившись НАСЧЁТ завтрашнего дня , они расстались.

3). Ввиду болезни я не мог участвовать в соревнованиях.

4). Урожай был невысоким ВСЛЕДСТВИЕ засухи.

5). В следствиИ по делу о хищении было допущено много неточностей.

2. Актуализация

- С какой ещё служебной частью речи вы познакомились в этой главе учебника?

- Отметьте в распечатке из предложенных мною утверждений только верные:

1.Союзы связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного.

2.Союзы являются членами предложения.

3.По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные.4.Подчинительные союзы делятся на 3 группы:  соединительные, противительные и разделительные.

5.Союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ относятся к соединительным, союз ЗАТО – противительный.

6.Союз ЧТОБЫ (ЧТОБ) относится к подчинительным союзам (целевым)

- С союзом

Находят две ошибки

К. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

п. анализ части речи с целью определения её основынх признаков

3.Постановка учебной задачи, проблемного вопроса

-Ребята, союзы появились в 17 веке, и сразу, как появились, возникли  вопросы написания некоторых из них.

Взглянем на два примера на слайде!

-Почему одинаково звучащие слова в предложениях пишутся по-разному?

1. Он мал, зато удал.

2. Я поблагодарил друга за то, что он помог.

(Разные части речи, разные члены предложения)

О чем сегодня на уроке мы будем говорить?

(О правописании союзов)

Какова наша основная задача?

(отличать союзы от других омонимичных частей речи)

Оформим нашу тетрадь!(уточнить тему о 4-х союзах)

Отвечают на вопрос, записывают число, тему, ставят цель и задачи

р. целеполагание

п. самостоятельное выделение — формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

4.Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)  

- Теперь мы разделимся на 4 группы, каждая из которых подготовит памятку из 4 шагов для остальных ребят, затем мы с вами создадим одну общую.

Группа 1

  • Можно ли задать вопрос к выделенным словам как к членам предложения?
  • Можно ли убрать выделенные слова или переставить?
  • Можно ли заменить выделенные слова союзом, близким по значению?

1. Я зашёл, что(бы) обсудить с тобой эту проблему.

2. Я хочу знать, что(бы) ты мне посоветовала.

Группа 2

  • Можно ли задать вопрос к выделенным словам как к членам предложения?
  • Можно ли убрать выделенные слова или переставить?
  • Можно ли заменить выделенные слова союзом, близким по значению?

1. Я так(же) поеду летом на море.

2. Во всём городе не было людей, настроенных так(же) спокойно, как эти двое.

Группа 3

  • Можно ли задать вопрос к выделенным словам как к членам предложения?
  • Можно ли убрать выделенные слова или переставить?
  • Можно ли заменить выделенные слова союзом, близким по значению?

1. Коля то(же) прочитал эту книгу.

2. Он постоянно повторял одно и то(же) слово.

Группа 4:

  • Можно ли задать вопрос к выделенным словам как к членам предложения
  • Можно ли убрать выделенные слова или переставить?
  • Можно ли заменить выделенные слова союзом, близким по значению?

1). Берись(за) то, что тебе по душе.

2). Приют наш мал, (за) то спокоен.

Союзы.

Омонимичные словосочетания.

  1. Нельзя убрать или переместить часть на другое место.
  2. Нельзя поставить вопрос.
  3. Не является членом предложения.
  4. Играет связующую роль.
  5. Заменяем союзами : тоже, также=и, чтобы= для того чтобы, зато= но.
  1. Можно переместить часть на другое место.
  2. Можно поставить вопрос.
  3. Является членом предложения.
  4. Заменяем синонимом (самостоятельной частью речи).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Эмоциональная разрядка:

  • нахмуриться, как злая волшебница
  • улыбнуться, как кот на солнце, ребенок, который увидел чудо
  • устать, как папа после работы, муравей, притащивший большую муху
  • вздохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, как ученик 7 класса на 7 уроке

В группе определяют, в каком предложении союз,  а в каком омоним, отвечают на вопросы и делают памятку для класса, затем делают общий вывод, что для всех этих союзов одинаковая схема рассуждения

р. планирование, прогнозирование

п.моделирование,  решения проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

к. инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Закрепление

Упр. 61 запись в тетрадь и комментирование по памятке из 4 шагов

Запись в тетрадь, комментирование поэтапное, выполняют дополнительные задания - разборы

р. контроль, оценка, коррекция

П.умение структурировать знания, выбор наибулее эффективных способоы решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия

к. управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  1. Природе надо, что(бы) ее любили.
  2. Хаджи Мурат надел оружие, Элдар сделал то(же).
  3. После длительного перехода люди очень устали, лошади так(же) нуждались в отдыхе
  4. За что купил, (за)то и продаю.
  5. Он то(же) теперь держался Великого пути и тут никогда не оставался
  6. Хочется говорить так(же) медленно и точно, как он. Так(же) сузить брови и так(же) поправлять на столе разложенные бумаги

Выполняют ср и сами проверяют по слайду, ставят отметку

р. контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё полежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

л.самоопределение

7.Рефлексия деятельности (итог урока)

Закончите предложение, сделав вывод о сегодняшнем уроке.

1. Сегодня на уроке я узнал …

2. Лучше всех на уроке работал (а) …

3. Я могу похвалить своих одноклассников за …

4. Я могу похвалить себя за …

5. Своей работой на уроке я …

6. Урок сегодня был …

Заполняют карточку

к. Умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли

р. рефлексия

л. смыслообразование

8. Домашнее задание

1) Стр 241 таблица — изучить

Памятку — выучить

2) Стр 242 №62 1-4 предложение+разборы — Б
3) Найти и записать в художественном тексте изученные союзы (10-15 примеров) — П

Записывают дз

Познавательныевыбор задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...