Интеллектуальные игры на уроках русского-языка и литературы
статья (5, 6, 7 класс)

Интеллектуальная игра - одна из форм досуговой деятельности, оказывающей на человека определенное просветительное и воспитательное влияние. Прежде всего определим, в чем же заключается педагогический эффект игры.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скиба Юлия Александровна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №508

Московского района г.Санкт-Петербурга

Интеллектуальные игры на уроках русского языка и литературы.

Учёные полагают, что гения воспитать невозможно, гениальность – это всё-таки «биология и наследственность». Считается, что гениями природа человечество не обделяет: из каждых 10 тысяч детей один рождается с задатками гениальности. Однако мы редко слышим о новых вундеркиндах, потому что из 10000 потенциальных гениев лишь один ребёнок развивает полностью свой природный потенциал. Реальное окружение одарённого ребёнка не позволило проявиться или развиться природным способностям. В лучшем случае, вырастет толковый, умный человек. Отсюда вывод для педагогов и других лиц, заинтересованных в наличии гениев на Земле: нужно создавать условия, стимулирующие развитие способностей ребёнка. Интеллект человека развивается только при решении различных проблем. Правильно составленные вопросы интеллектуальных игр построены в форме маленькой проблемы. Эти вопросы – тренировка интеллектуальных способностей людей. Различные словесные игры помогают увеличить словарный запас, извлекать из памяти малоупотребительные слова и переводить их в активно используемый запас, развивают способность взглянуть на предмет с иной, неожиданной стороны. Игра легко позволяет человеку решать те задачи, которые в другой форме решаются с трудом. Вопросы не должны напоминать те, которые задаются на школьных уроках, жизнь не делится на физику или математику. Задача составителя – найти такую информацию, где в скрытой форме требуются знания той или иной науки. Таким образом, активизируются способности, необходимые для развития творческой личности: интуиция, логическое и ассоциативное мышление, способность к свободному поиску, умение анализировать, выделять главное и отбрасывать противоречивую информацию.

Интеллектуальная игра - одна из форм досуговой деятельности, оказывающей на человека определенное просветительное и воспитательное влияние. Прежде всего определим, в чем же заключается педагогический эффект игры.

  1. Игра моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности.
  2.  Создает условия для взаимодействия взаимопомощи.
  3. Сплачивает, рождает, хотя и временную, общность.
  4. В кругу игры законы и нормы повседневной жизни не берутся в расчет.
  5.  Игра, хотя осуществляется в рамках правил, создает простор для фантазии, импровизации.
  6. Игра полностью отвечает принципу единства познания и реакции. Наряду с удовольствием, наслаждением от самой игры, человек получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других.
  7. В игре можно проявить те свои положительные качества, которые в обыденной жизни не находят применения.

    Классифицировать игры по видам очень сложно. Признаки одной игры оказываются присущими другой, они переплетаются, пересекаются, размывая границы. Игры, например, могут различаться по месту проведения - за столом, на сцене, на открытом воздухе, в зале. В то же время настольные могут проходить в зале или сцене. Игры делят на подвижные, интеллектуальные, спортивные, творческие.

    Цели интеллектуальных игр:
    1. Поднять престиж знаний, способствовать интеллектуальному развитию личности.

    2. Воспитывать личность через развитие интереса к знаниям и разнообразные интеллектуальные игры. Коллективная форма воспитания формирует чувство ответственности, внедряет демократические принципы.

    Исходя из этого определяются следующие задачи:
  1. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия).
  2. Развитие образного и логического мышления.
  3. Развитие вариативности мышления, творческих способностей, воображения и конструктивных умений.
  4. Развитие речи (умение обосновывать свои убеждения, строить простейшие умозаключения).
  5. Формирование умений обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их строго подчиняющимся заданным правилам и алгоритмам.


Интеллектуальная игра направлена на развитие в детях познавательных интересов, тесно связывается с учебным процессом. Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Чтобы формировать у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Интеллектуальная игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.

В каждом классе есть группа учеников, которая относится к разряду незаметных и тихих . Коллективный командный дух, желание одержать победу очень часто преображает этих робких детей и дает им возможность показать себя с неожиданной стороны, раскрыть дремлющие способности.

Особенную пользу игра приносит слабоуспевающим детям, так как в процессе подготовки у ребенка появляется повышенная учебная мотивация. Подготовка не является скучной и однообразной работой по сбору необходимых сведений по предметам. Дети заранее делятся на команды и распределяют свои роли при помощи учителя. При формировании команд необходимо учитывать уровень учащихся внутри группы и между ними, чтобы распределить равномерность сил. Необходимо построить игру так, чтобы каждый ученик сумел проявить свои способности. Для этого можно предложить вариативные формы ответов: письменные, устные. Также можно предложить конкурсы узкой направленности: конкурс капитанов, конкурс теоретиков и т. д.

У игры свои правила, в ее финале должен выявиться победитель, и интеллектуальная игра не исключение. Но необходимо сделать так, чтобы финал был увенчан максимальной концентрацией положительной энергии. Это будет стимулом для дальнейшего изучения предмета и первым шагом к началу следующей игры. Нужно постараться, чтобы большинство участников игры были отмечены поощрительными призами, дипломами.
Высокую эффективность приносят интеллектуальные игры, если они проводятся не от случая к случаю, а в системе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра-викторина по русскому языку "Звёздный час"

Интеллектуальная игра-викторина по русскому языку в 5-6 классах "Фразеологизмы вокруг нас"...

Интеллектуальная игра на уроке русского языка "Вы - счастливчик!"

Интеллектуальная  игра  на  уроке  русского  языка  "Вы - счастливчик"  может  быть  проведена  для  обучающихся  9-11  классов  н...

Игра на уроках русского языка и литературы

Цель данной работы:    показать значимость, незаменимость игры, игровых ситуаций, игровых заданий в организации учебного процесса....

Мастер-класс "Оживление картины" как вид ролевой игры на уроках русского языка и литературы"

Один из видов ролевых игр  - «оживление картин».      Цель игры «оживление картины»:погружение в эпоху, воспроизведение исторического события, вызывая ...

Интеллектуальная игра-конкурс по русского языка в 6 классе

Интеллектуальная игра-конкурс по русского языка в 6 классе Интеллектуальная на тему « Знатоки русского языка»....

Интеллектуальная игра «Наш любимый русский язык»

Внеурочное мероприятие по русскому языку для 7 класса...

Доклад по теме « Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения как средство для создания условий адаптации в социуме и фактор повышения их общего культурного и интеллектуального уровня».

В данном докладе рассказывается об особенностях развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями. Методах и способах коррекции на уроках русского языка и литературного чтения....