А.Даль «Что значит досуг»
учебно-методический материал (7 класс)

Медведева Людмила Григорьевна

Рабочий лист  с текстом сказки и вопросами по произведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dal.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Владимир Даль / Авторские сказки

Что значит досуг

Это произведение - общепризнанный шедевр мировой художественной литературы, и сегодня не утративший свою содержательную ценность. Оно включено в список "Тысяча лучших произведений мировой художественной литературы в русских переводах, рекомендованных для комплектования школьной библиотеки".

Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, - Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе. Медведю велел, на шабаш,1 до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом;2 волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе приказал пуху нащипать на три подушки; кошке-домоседке - три чулка связать да клубка не затерять; козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди, говорит, шерсти; журавлю приказал настрогать зубочисток да серников3 наделать; гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру4 слепить; а тетерку заставил глину месить; бабе-птице5 приказал на уху стерлядей наловить; дятлу - дворец нарубить; воробью - припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.

Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?

Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается - да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил.

Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.

Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.

Кошечка наша усаживалась подле слухового окна,6 на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, - так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки7 растаскала.

Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит:

- Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться.

Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке - и день прошел.

Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, - так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал.

Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.

- Так, - говорит, - и не стало делового часу.

А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую8 дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути.

Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису,9 в зоб, запрятала - и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.

Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.

Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.

Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху - да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.


Сноски к главе

1—до окончания дела

2—в виде стен

3—спичек

4—широкий горшок

5—пеликану

6—чердачного

7—вязальные спицы

8—утоптанную

9—карман

Рассмотрите таблицу, в которой представлена описательная речь автора и речь персонажей

Персонаж сказки Даля «Что значит досуг»

Речь автора

Речь персонажа

1.Георгий Храбрый

«Держит начальство над зверями, птицами...», «...и разложил на каждого по работе»

2. Михайло

Потапыч,

медведь

«.. работал до поту лица, так что в оба кулака только знает утирается - да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился... да еще было и лапу себе отдавил...»

3.Серый волк

«местах в пяти начинал землянку рыть, да как причует..., что нет там ни бычка зарытого..., да опять на новое место перейдет»

4. Лисичка-сестричка

«...надушила кур..., да не стало у нее досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца добиралась»

5. Кошечка

«...и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, ... покою не дают...»

6. Козел

«...бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось...»

«- Товарищ не дал работать, все приставал да лоб подставлял пободаться»

7.Коровушка

«...жвачку жевала,..., да за отрубями к посудомойке - и день прошел».

8. Журавль

«...пять десятин пашни перемерял, ... - так работать некогда было»

9. Гусь

«...принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил»

«- Так, - говорит, - и не стало делового часу»

10. Пчела

«Одна пчела только управилась давным-давно и собралась к вечеру на покой ... да и не жаловалась, не плакалась на недосуг»

  1. В описательной речи автора есть ключевые слова, которые позволяют подчеркнуть отношение персонажа к работе, назвать черту его характера. Определите и запишите отношение персонажа к работе, назовите черту его характера.
  2. Индивидуальная характеристика действующего лица и авторское отношение к нему создаются лексическими средствами, такими как слова с суффиксами субъективной оценки. Выпишите такие слова:

а) уменьшительно-ласкательными в ироничном тоне (типа земляночка)__________________________________

б) пренебрежительными (типа кошурка)_____________________________________________________________

  1. Выпишите из сказки слова и выражения из общенародного языка (типа сложить срубом, серники, и др.), которые создают живые картины, где действуют фольклорные персонажи.____________________________________

_______________________________________________________________________________________________

  1. Для описания персонажей вводятся дополнительные характеристики (типа кошка-домоседка).Выпишите такие слова:__________________________________________________________________________________________
  2. Использование эпитетов (типа шаловливые (мышата)) делают язык сказки поэтичным. Выпишите эпитеты:____________________________________________________________________________________________

7.Использование вводных слов и предложений (типа «как ведомо вам», «правда»), параллельных конструкций с союзом «да» (типа «Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо…») делает язык сказки выразительным. Выпишите такие выражения:___________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В гостях у Сальвадора Дали в Каталонии». Краткосрочный веб-квест по МХК для учащихся 9 класса по теме «Творчество Сальвадора Дали в истории и культуре Каталонии»

Целью веб-квеста - знакомство с историей и культурой Каталонии и творчеством великого каталонского художника Сальвадора Дали....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ СПОПримерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 060101 «Л

Примерная  программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  (далее ФГОС) по специальности  среднего профессионального о...

Библиографическое рандеву «За далью Даль» по Толковому словарю живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля.

Формирование у учащихся представления о В.И. Дале как о выдающемся деятеле русской культуры, человеке разнообразных талантов...

"Дар Владимира Даля" (Сценарий праздника, посвященного В.И.Далю. )

Данные маиериалы содержат информацию о жизни В. Даля, примеры произведений малых жанров, которые помогут учителю в организации и проведении внеклассной работы по русскому языку и литературе...

Презентация-викторина "Слов даль открыл нам В.И. Даль (к 160-летию со дня издания Толкового словаря живого великорусского языка под редакцией В.И. Даля)"

В данной презенации представлен урок-викторина, посвящённый 160-летию со дня выхода первого издания "Толкового словаря живого великорусского языка" под редакцией В.И. Даля....