«Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения» (урок русского родного языка) 5 класс.
план-конспект урока (5 класс)

Урок русского родного языка в 5 классе в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Кош-Агачская СОШ имени В.И.Чаптынова»

Кладезь народной мудрости

«Русская орфоэпия.

Нормы произношения и ударения»

(урок русского родного языка)

5 класс.

Нугуманова Гульжанат Тауелкановна

учитель русского языка и литературы.

Тема урока: Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.

Цель урока:

создание условий обучения, способствующих самостоятельному поиску и закреплению знаний об орфоэпических нормах.

Планируемые результаты:

Предметные:

-усвоение понятий орфоэпия и орфоэпической нормы;

-формирование навыков правильной речи (нормы ударения и произношения);

-развитие общеучебных умений:

- применение изучаемых орфоэпических правил;

-обогащение словарного запаса учащихся.

Личностные:

- уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

Метапредметные:

- умение  самостоятельно получать знания по теме урока и формирование навыка самостоятельной поисковой работы с учебной литературой.

-развитие внимания к собственной устной речи и речи собеседника;

- развитие мыслительных операций (анализ и синтез), памяти и внимания, логического мышления, речевых способностей и личностных качеств (ответственность и самостоятельность), коммуникативные навыки;

Тип урока – урок открытия новых знаний.

Оборудование:

-презентация

Ход урока.

  1. Мотивация.

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам все постигать.

- Ребята, прочитайте девиз нашего урока.

- Как вы думаете, какое главное слово в этом изречении? (Сам)

- А можно ли заставить кого-то учиться? (Нет, он сам должен этого захотеть)

- Я уверена, что вы хотите учиться. Желаю вам на этом уроке многому научиться.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

На доске написаны слова замок и атлас.

- Ребята, нарисуйте то, что означают эти слова?

  1. Этап выявления места и причины затруднений. Постановка учебной задачи.

- Почему ответов больше, чем слов?

- Почему получились разные ответы? Как вы думаете? (На слайде  4 рисунка)

(В каждом слове скрыто два, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному, т.к. ударение в этих словах может падать на разные слоги)

-Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение. Значит о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

(Совместное формулирование темы урока: Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения)

        - Скажите, опираясь на тему, что мы должны сделать на уроке (цель урока). Используйте опорные слова:

Мы должны

1) повторить… (правописание НЕ с существительными и глаголами»).

2) познакомиться с … (правилом написания НЕ с прилагательными).

3) научиться … (правильно писать прилагательные с НЕ).

4. Построение проекта выхода из затруднения. Алгоритм

1. Прочитайте правильно слова, записанные на доске, объясните значения.

Пропасть, что, скучный, собака, ателье.

- В чем мы убедились, выполнив это задание? (Важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого зависит его лексическое значение)

Алгоритм

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа в парах.

Прочитайте правильно слова, записанные на доске, объясните значения. Составьте словосочетания или предложения. (Задание выполняется в парах)

Пропасть, село, хлопок.

  1.  Физминутка. Немного отдохнём.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Хочешь эдак, хочешь так ─

Не обидятся никак.

(Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха.)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Спишите с доски слова, расставьте ударение.

Банты, свекла, торты, центнер, шарфы, договор, квартал, маляр, столяр, цемент, цепочка, шофер.

Проверьте свои записи по учебнику стр. 92 раздел «Говорите правильно»

  1.  Включение в систему знаний и повторение.

1.Спишите, поставьте ударение в словах – парах, имеющих одинаковое написание. Объясните.

На путях я вижу сорок
Резко скачущих сорок.
Этот вид мне очень дорог
Средь неведомых дорог.

2. На доске записаны слова, произнесите их правильно. (Устно)

Что, чтобы, скучный, конечно, скворечник, яичница, гречневый, пустячный.

9.Творческое задание (по группам)

 Произношение заимствованных слов

-Очень важно, ребята, не только правильно поставить ударение в слове, но и произнести правильно звуки. В русском языке есть слова, заимствованные (пришедшие) из других языков. Во многих словах сохраняется твердое произношение согласных перед е. Мы должны правильно произносить такие слова.

Задание

Распределительный диктант-игра. Отгадайте слово по лексическому значению, правильно произнесите его, запишите в нужный столбик, объясняя орфограммы.  

1) Твердый согласный перед е.

2) Мягкий согласный перед е.

1. Мастерская по пошиву одежды. (А[тэ]лье.)

2. Раздел науки, изучающий звуки речи. (Фо[нэ]тика.)

3. Широкая асфальтированная дорога. (Шос[сэ].)

4. Знак препинания. (Ти[рэ].)

5. Плавучая гора, отколовшаяся от родника. (Айс[б`э]рг.)

6. Высшее достижение мастерства. (И[д`э]ал.)

7. Нижние места для зрителей в театре. (Пар[тэ]р.)

8. Спортивная игра с мячиком. (Теннис [тэ].)

9. Название научного понятия. (Термин[т`э].)

10. Шарф, шейный платок. (Каш[нэ].)

11. Гостиница. (О[тэ]ль.)

10.  Закрепление изученного.

Мини-тест (каждый делает самостоятельно).

Найдите ошибку: Алфавит, процент, досуг, звонит.

Найдите “лишнее” слово: Что, скворечник, скучный, гречневый.

Исправьте ошибку: Пар[тэ]р, каш[нэ], [тэ]рмин, порт[р`э]т.

  1.  Рефлексия.

- Какую проблему мы сегодня решали?

- Повторим алгоритм правописания НЕ с прилагательными.

- Продолжите:

  • Работать мне было…, потому что …
  • Труднее всего было …

 12. Домашнее задание.

1. Упражнение 99

2. Составить орфоэпический диктант (15 слов)

3. Написать сочинение, используя в тексте слова мУка( пшеничная, ражаная,овсяная)  и мукА (страдание) или Орган (зрения, речи) и оргАн (музыкальный инструмент).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орфоэпия. Нормы произношения.

Орфоэпия. Нормы произношения....

Урок русского языка в 10 классе "Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке"

Изучение основных норм современного литературного произношения и ударения в русском языке.          ...

Технологическая карта урока русского родного языка “Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения”, 5 класс.

Технологическая карта урока “Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения”, 5 класс....

Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.

Тема урока: Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.Цель урока:создание условий обучения, способствующих самостоятельному поиску и закреплению знаний об орфоэпических нормах.Планируемые резуль...

Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.

Тема урока: Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.Цель урока:создание условий обучения, способствующих самостоятельному поиску и закреплению знаний об орфоэпических нормах.Планируемые резуль...