Технологическая карта урока русского родного языка “Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения”, 5 класс.
план-конспект урока (5 класс)

Варава Елена Александровна

Технологическая карта урока “Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения”, 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e.a.varava._tehnologicheskaya_karta_uroka.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Образовательная организация:

МБОУ “СОШ №1” п.Пуровск Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа

Учитель:

Варава Елена Александровна

Класс:

5 - А

Предмет:

русский родной язык

УМК (пособие):

О.М.Александрова, О.В.Загоровская, С.И.Богданов, Л.А.Вербицкая, Ю.Н.Гостева, И.Н.Добротина, А.Г.Нарушевич, Е.И.Казакова, И.П.Васильевых. Русский родной язык. 5 класс. Учебное пособие для  общеобразовательных организаций. Москва, Просвещение, 2019.

Тема урока:

“Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения”.

Формы работы:

фронтальная, групповая, индивидуальная.

Цель:

продолжить работу обучающихся над понятиями “русская  орфоэпия”, “орфоэпические нормы” и их отражением в специальных словарях; научить правильно произносить слова, находить и исправлять произносительные  и орфографические ошибки.

Учебные задачи

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

проявлять интерес к изучению русского языка, стремиться к личностному самоопределению и совершенствованию, объективно оценивать собственную речь.

Учебные задачи, направленные на достижение мета- предметных результатов обучения:

извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические нормы; оценивать чужую речь с точки зрения соблюдения произносительных норм.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: 

знать предмет изучения орфоэпии, иметь представление о важнейших произносительных нормах и об их отражении в специальных словарях, правильно произносить слова, нахо- дить и исправлять произносительные и орфографические ошибки, объяснять причины их возникновения.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук учителя, ИРТ “Skysmsrt”.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые

 УУД

I.

Организационный момент.

Приветствует учащихся, напоминая о миссии учителя - лоцмана, и предлагает про- демонстрировать их готов- ность к новым открытиям.

Приветствуют учителя. Сигнализиру- ют о готовности к уроку...

Личностные:

мобилизация внимания, уважение к окружа- ющим.

Коммуникативные:

осознавать важность коммуникативных умений в жизни чело- века; слушать и слы- шать других.

II.

Актуализация знаний. Мотивация

к познавательной деятельности.

Предлагает поделиться свои- ми наблюдениями и умозак- лючениями:

-Ребята, вам  знакомо выра- жение “Встречают по одёжке…”?   Каково продол- жение?

-Каков смысл первой части?

-А что может рассказать, по вашему мнению, о человеке?

-А речь?

-Какая речь считается хоро- шей, правильной?

-Предлагает прослушать “Песенку про ударение”(из передачи “Радионяня”) и убедиться, что проблемы не возникнут, если человек будет знать определённые правила.

Участвуют в диало- ге, сопоставляют, формулируют мысли:

-Да, “...а провожают по уму”.

- Люди иногда оши- баются, видя, как человек одет…

- Поведение, внеш- ность, одежда, улыб- ка…

Может рассказать о человеке, какой он.

-Речь должна быть богатой…

-Нужно понимать  смысл слов…

-Нужно выражаться

точно, говорить выра- зительно…

-Слова правильно про- износить...

- Учащиеся слушают, (могут подпевать) и делают пометы в своих блокнотах...

Личностные:

стремление к речевому самосовершенствова- нию; обогащение словарного запаса.

Регулятивные:

целеполагание, само- контроль всех видов учебной деятельности;

Познавательные:

извлечение информации из сообщений учителя;

построение устного мо- нологического высказы- вания на лингвисти- ческую тему;

Коммуникативные:

умение вести диалог; развитие основных видов речевой деятель- ности.

III.

Освоение нового материала. Организация познавательной деятельности.

1. Учитель-лоцман по стране “Русский язык” проводит инструктаж и  нацеливает на каждого на готовность  избежать “орфоэпической мели”:

Раздел науки о языке “Орфоэпия” регулирует пра- вила произношения.

“Орфос” - правильный, “эпос” - речь (древнегреч.язык).

-Итак, орфоэпия - это свод правил устной речи, соблю- дение которых является необходимым признаком куль- турной, грамотной речи.

- Особенности русского ударения (мультипликацион- ная графика)

- Произносительные нормы закрепляются в словарях (учитель знакомит с орфоэпическими словарями и словарями ударений; пред- ставляет  материал по орфоэпии на знакомом  сайте “Грамота.ру”).

2. Организует работу с тео- ретическим (с.90) и практи- ческим материалом учебника (упр.96, устно).

Организует проверку выпол- нения заданий.

Слушают учителя, знакомятся со значением слова “орфоэпия”, делают необходимые записи в блокноте-тетради.

Зарисовывают  приме- ры, оформляя их в кластеры.

Работают со школь- ным  орфоэпическим словарём (работа в парах).

Внимательно слуша- ют  информацию об орфоэпическом мате- риале, размещённом   на сайте “Грамо- та.ру”.

Самостоятельно чи- тают теоретический материал (с.90).

Выполняют упр.96 и проверяют в группах.

Познавательные:

анализировать, струк- турировать, строить логические рассуж- дения; владеть умения- ми читательской дея- тельности (извлекать информацию, выделять главное, сжимать с опорой на ключевые слова).

Коммуникативные:

высказывать и аргу- ментировать свою точку зрения;  строить связное монологическое выска- зывание;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повсед- невной практике.

IV.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Создаёт оптимальные предпосылки для рефлексии обучающихся. Предлагает обучающимся оценить  свою работу на уроке, восполь- зовавшись алгоритмом самооценки:

- Какую цель ставили?  До- стигли ли её?

- Что нового вы узнали?

- Какие затруднения испыта- ли? Чему научились на уроке?

- Расскажите о своём про- движении по схеме (Я – знаю, запомнил, смог),

- И всё же, как добиться правильного произношения?

Организует проведение орфо- эпического практикума по группам; определяет степень  успешности обучающихся, работы каждой группы:

Группа №1: расставить ударе- ние в словах: банты, торты, сливовый, договор, квартал, маляр, щавель, столяр, цемент, цепочка, шарфы.

Группа №2: распределить сло- ва в зависимости от произно- шения сочетания ЧН (с.93, упр.102).

Оценивая свою деятельность, соот- носят её  с целями  урока; используют алгоритм самооценки.

Отвечают на постав- ленные вопросы.

Работают в группах, следуя указаниям учителя.

Взаимопроверка  и взаимооценка.

Личностные: самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и самооценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: выражение мыслей с достаточной полнотой и чёткостью; сотрудни- чество со сверстниками, учёт разных мнений.

Личностные: самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные:

саморегуляция, само- анализ.

Познавательные:

обобщение и система- тизация материала (синтез знаний).

V.

Домашнее задание.

Инструктирует обучаю- щихся, акцентирует внима- ние на ограниченность вре- мени и сроков выполнения домашнего задания.

Материал §11; задания ИРТ“Skysmart” по индиви- дуальной ссылке:

https://edu.skysmart.ru/student/bizehorexi (Рабочая тетрадь. УМК Т.А.Ладыженской).

Слушают инструк- таж учителя, записы- вают домашнее зада- ние, проверяют в электронном почто- вом ящике индиви- дуальную ссылку.

При необходимости задают уточняющие вопросы.

Прогнозируемый результат: учащиеся научатся определять предмет изучения орфоэпии, пользоваться орфоэпическими словарями, соблюдать орфоэпические нормы, объяснять языковые явления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по английскому языку по теме "Еда" для 3-го класса

Цели и задачи урока направлены на развитие универсальных учебных действий.      Сегодня начальное образование закладывает основы учебной деятельности ребенка: систему учебных ...

Төрле төркемнәр өчен эш программалары./ Рабочие программы по предмету Родной язык (русский), Родной язык (татарский).

Эш программалары тәкъдим итәм. Тел дәресләре атнага 2 сәгать, уку дәресләре атнага 1 сәгать исәбеннән....

Технологическая карта урока по немецкому языку по теме "В городе" для 6 класса.

Технологическая карта урока по немецкому языку по теме "В городе"...

«Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения» (урок русского родного языка) 5 класс.

Урок русского родного языка в 5 классе в соответствии с ФГОС...

Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.

Тема урока: Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.Цель урока:создание условий обучения, способствующих самостоятельному поиску и закреплению знаний об орфоэпических нормах.Планируемые резуль...

Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.

Тема урока: Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.Цель урока:создание условий обучения, способствующих самостоятельному поиску и закреплению знаний об орфоэпических нормах.Планируемые резуль...