Развитие личностных УУД обучающихся на уроках русского языка посредством использования регионального компонента
статья

Шелестюк Елена Владимировна

Хорошо известно, что наш регион является уникальным по своим природным и этническим особенностям. Несомненно, знание истории, культуры, традиций, литературы сможет духовно объединить несколько национальностей, населяющих Сибирь.

Использование регионального компонента на уроках русского языка позволяет:

  • повысить интерес к культуре и истории региона;
  • усилить творческое начало в самостоятельных работах учащихся;
  • формировать   умение   свободно   формулировать   и   излагать   свои
    мысли,  прежде  всего,  в  виде  различных  сообщений,  рефератов,
    проектов;
  • создать коллектив единомышленников, имеющих общие интересы,
    коллектива, способного решать серьезные проблемы, в том числе и
    научно-исследовательского характера;
  • формировать гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах
    из жизни их родителей, горожан, на участниках ярких событий из
    истории своей малой родины;
  • воспитать патриотизм, чувство хозяина, бережливого отношения к
    природе и памятникам старины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие личностных УУД обучающихся на уроках русского языка посредством использования регионального компонента

Шелестюк Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ №21 им.В.Овсянникова – Заярского», г.Нижневартовск                                                

Детство человека неразрывно связано с его малой родиной, семьей, школой. С отношения к ним начинается любовь или равнодушие к родной речи, к своей стране, к ее прошлому, настоящему, а затем ко всему человечеству и его ценностям.

Одним из важных условий воспитания общества является воспитание граждан, способных к социализации, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям, культуре других народов.

Хорошо известно, что наш регион является уникальным по своим природным и этническим особенностям. Несомненно, знание истории, культуры, традиций, литературы сможет духовно объединить несколько национальностей, населяющих Сибирь.

Использование регионального компонента на уроках русского языка позволяет:

  • повысить интерес к культуре и истории региона;
  • усилить творческое начало в самостоятельных работах учащихся;
  • формировать   умение   свободно   формулировать   и   излагать   свои
    мысли,  прежде  всего,  в  виде  различных  сообщений,  рефератов,
    проектов;
  • создать коллектив единомышленников, имеющих общие интересы,
    коллектива, способного решать серьезные проблемы, в том числе и
    научно-исследовательского характера;
  • формировать гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах
    из жизни их родителей, горожан, на участниках ярких событий из
    истории своей малой родины;
  • воспитать патриотизм, чувство хозяина, бережливого отношения к
    природе и памятникам старины.

Введение регионального компонента имеет много положительных сторон:

  • расширяется   представление   учащихся   в   процессе   изучения   о
    культуре, истории, традициях того народа, той земли, на которой он
    живет;
  • через   культуру,   литературу   другого   народа   глубже   познает   и
    понимает свою;
  • живое  слово  земляков  и   о  земляках  на уроках русского  языка воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, расширяет представление об ее истории и сегодняшнем дне, помогает понять и оценить человека, покорявшего и покорившего суровый Север, что, в конечном счете, способствует общей гуманизации школьного образования;
  • чувствует   себя   «звеном   в   цепи   литературных   и   исторических
    событий, связующих прошлое, настоящее, будущее»;
  • спроецированные на местные условия жизни история и культура
    «опредмечиваются»,       активизируют       в       учащихся       чувство сопереживания,   создавая   благоприятные   условия   для   развития личности ученика.

Таким образом, личность должна самопознаваться через литературу, культуру и в то же время осознавать себя носителем определенной культуры.

На основе сказанного выше формируется следующий минимум знаний и умений школьников:

  1. Иметь  представление  об  истории,  культуре,   обычаях,  традициях
    народов Ханты - Мансийского автономного округа, об их укладе жизни и быте.
  2. Понять произведение так, как понимал его сам автор, постараться
    увидеть картину мира «глазами автора», включить произведение свой
    жизненный и культурный контекст
  3. Понимать  национальные  особенности  культуры  коренных  жителей
    севера, уметь объяснять его феноменальность.
  4. Знать собственные имена, в том числе топонимы края, правильно
    использовать их в устной и письменной речи.
  5. Уметь связно излагать свои мысли на региональные темы (природа,
    экономика, культура), воплощать свои идеи в творческих работах.

Формы и методы реализации регионального компонента в преподавании русского языка возможны следующие:

  1. Включение    местного    материала   в    уроки    лексики,    фонетики,
    словообразования, грамматики (особенно материалы по культуре речи и языку писателей).
  2. Изучение   особенностей   быта   местного   населения,   экскурсии   в
    местные музеи в городе как основа творческих работ (по развитию речи).
  3. Организация       исследовательской       работы       учащихся       как
    индивидуальной, так и групповой.
  4. Сбор материала и выпуск газет, бюллетеней, альманахов, устных
    рукописных журналов; подготовка и создание самодельных книжек с
    картинками, посвященным, например пословицам и поговоркам ханты и манси.
  5. Подготовка сообщений, рефератов докладов по материалам анализа
    художественных произведений, авторы которых - наши земляки.
  6. Сбор   материала   по   топонимике,   по   истории   личных   имен,   его
    картографировании.

Региональный компонент может быть претворен в жизнь, если мы осознаем важность и необходимость внедрения в план действия, если мы проникнемся желанием помочь ребятам найти свое место в мире, осознать себя, начиная с родной земли, с окружающей их малой родины. Но существуют проблемы полноценного внедрения в содержание образования:

  • отсутствие методических рекомендаций по изучению того или иного произведения;
  • нет конкретного календарно - тематического планирования;
  • недостаточная база источников;
  • отсутствие курсов по проблеме регионального компонента;
  • нет системы дидактического материала по русскому языку на основе регионального компонента.

Введение регионального компонента в содержание филологического образования помогает реализовать концептуальные положения Закона Российской Федерации об образовании. В частности, его ключевую идею «О единстве интересов личности общества и государства» в деле воспитания гражданина России. Роль регионального компонента в преподавании русского языка и литературы трудно переоценить, уроки способствуют воспитанию любви к родному краю, уважению к коренным жителям, культуре, обычаям, традициям.

В своей работе стремлюсь к достижению сотрудничества, реализую личностно - ориентированный подхода в обучении, формирую в умах учащихся идеалы многообразия культуры, воспитываю их в духе мира, терпимости.

Введение регионального компонента в курс русского языка.

Россия весьма разнообразна с точки зрения природных условий, исторического прошлого, состава населения, традиций, культуры и т. д. В школах городов Ханты-Мансийского автономного округа за партами сидят дети различных национальностей: здесь украинцы и татары, русские и башкиры, азербайджанцы и удмурты. Все они разные, непохожие друг на друга, но их объединяет Югорская земля, на которой они проживают. Знать историю, традиции, литературу края они просто обязаны. Введение регионального компонента в курс русского языка - дело актуальное, интересное как для учителя, так и для учащихся. Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами местной жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.

Как же внедрить региональный компонент в курс русского языка? Попытаюсь привести некоторые примеры из опыта своей работы в этом направлении.

Все понимают, как важен для человека дар слова. К. С. Аксаков писал: « Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром. Просто нужно чаще играть с ребенком в развивающие речь, мышление, фантазию игры.

Учим детей рассказыванию.

На каждом уроке очень полезно устраивать минутки - рассказывания, выбирая различные темы, например, о любимом городе, о земляках, о природе ХМАО, даже о новостях из жизни города.

Одному-двум  учащимся  предлагается   составить  выступление  на   1 минуту на тему, волнующую ученика. Мы начинаем этот мини-рассказ «Оказывается....», «Меня поразило, что ...», «Меня удивило, что...». «Вереск - болотный кустарник. Меня поразило, что он, как и  багульник, оставляет на зиму зеленые листочки и с ними прячется от мороза под снегом. Лиловые мелкие цветочки его сладко пахнут нектарином». «Оказывается,  остатки  мхов,  трав,  стебельков  и  листочков  болотных растений из года в  год отмирают и ложатся слоями друг на друга. Проходят десятки или сотни лет, и на болоте возникает торфяная зелень». «Ханты и манси считали медведя священным зверем. В честь убитого зверя устраивали «медвежий праздник». На нем люди выражали уважение убитому зверю, танцевали, исполняли сценки».

Подбор текстов.

Тексты нравственного, познавательного содержания, которые используются в чисто языковых заданиях, сообщают этим заданиям и воспитательное значение.

Изучая виды предложений по цели высказывания, учащимся можно предложить следующий текст с заданием определить виды предложений по цели высказываний:

«Улицы!   Откуда   и   когда   взяли   они   свой   разбег,   чьими   трудами проложены? Кто жил на них до нас? Кто дома наши строил?

Увлекательную книгу можно было бы составить из историй названий улиц и площадей города, в которых каждое название - новая глава. И страниц в этой книге было бы более ста пятидесяти. Есть улицы «гиганты», а есть и «малютки». Самая длинная - Интернациональная, короче всех Таежная - 803 метра».

Очень интересно знакомиться с местными авторами через отрывки из их произведений. Для анализа предложения, для разбора текста можно брать отрывки из произведений М.Анисимковой, В.Мазина, Ю.Шесталова, К.Лагунова, Е.Айпина и др.

Тексты публицистического характера.

Родной язык и родная природа тесно связаны на тех уроках, на которых используются публицистические тексты, как, например, при проведении тренировочного диктанта в 5 классе. Учитель может сделать такое вступление: «Любовь к природе, забота о ней делают людей добрее. Природа постоянно дарит нам радость открытий. Только тот живет интересно, кто каждый день узнает что-то новое, удивительное. А в природе все удивительно. Сейчас мы запишем текст об осторожной птице нашей тайги.

«Самая большая наша боровая птица глухарь сидит всю зиму в одном лесу. Лишь в теплый день он позволяет себе ненадолго выйти на опушку. В северных краях птица клюет хвою с сосны, пихты, кедровые орехи...».

(По П.Виноградовой).

Записывается текст с попутным комментарием и выполнением заданий.

*Какой знак препинания нужен в первом предложении и почему?

*Подчеркните грамматическую основу в предложениях.

*Выделите ряды однородных членов и начертите их схемы.

Ситуативные упражнения.

На родном языке естественно говорить свободно. К осознанию этой мысли можно подвести ученика путем многих и разных упражнений в речи: устной и письменной, монологической и диалогической. Для тренировки полезно предлагать ситуативные упражнения (к примеру:«В городской библиотеке», «На экскурсии в заповеднике «Сибирские Увалы», «На празднике Дружбы народов»), связанные с местным материалом, необычные задания (к примеру: «Расскажу о своих земляках...», «Из истории моего города», « Поэтами Сибири я горжусь»), высказывания с опорой на жизненные впечатления (к примеру: «Старая фотография», «Забытый альбом», «Памятная открытка», «Памятники нашего города»).

Поэтические творения авторов ХМАО на уроках русского языка.

Региональные стихотворения местных поэтов можно показать как пример создания комического. Множество примеров мы найдем в стихотворениях В.Мусатова, Ю.Шесталова, Ю.Могутина и др. Например, о звукописи обычно говорят при изучении фонетики. Детям нравится забавные стихи, и этих примеров никогда не бывает слишком много. Вот как обыграет В.Мусатов в звукописи характерные для осени звуки:

Осень боится.

Осень смирилась с хвойной стеной,

Красить не будет ни сосен, ни елок.

Осень обходит их стороной,

Осень боится острых иголок!

Минуты поэзии.

Можно проводить минуты поэзии, отличающиеся особой тональностью работы на уроке, используя стихотворения местных поэтов, иногда давать стихотворные произведения для диктантов по памяти - настанет момент, когда дети поймут простую, но такую важную мысль: «Вот чем еще хорош язык: без него у нас не было бы стихов. А поэзия на всех языках делает жизнь полнее и интереснее». (Ф.Фолсом)

Осенняя грусть

Похолодало, осень на исходе,

На землю пали белые снега.

Еще темны в холодных реках воды,

Но снегом забелило берега.

(Отрывок из стихотворения Г.Ермака)

Эвристическая задача.

Эвристическая задача - лучший способ возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия. А использование текстов о природе ХМАО, о городе делает задание еще и познавательным. Например, учащимся предлагается вставить буквы в текст упражнения - стандартное задание, ставшее традиционным в школе. Но можно сделать его моделью интересного творческого процесса:

- Мы с вами составляем упражнение, возможно, для ваших будущих учеников. Текст перед вами. Какие буквы вы заменили бы точками, чтобы ребята, вспоминая изученное, вставляли их?

Это эвристический вопрос, результаты которого многоплановы. Возникает творческий интерес учащихся, их внимание сосредоточено на предложенном тексте. Они приучаются самостоятельно видеть «ошибкоопасные» места, а значит, законы орфографии становятся достоянием их творческого опыта.

Можжевельник - кустарник, ветки которого покрыты хвоинками с белым налетом, цветет летом. Встречается можжевельник в осиновом или еловом лесу. Ягоды можжевельника, точнее шишечки богаты сахаром, сильны смолистым вкусом.   (Ю.Дмитриев)

Творческие задания.

Задания творческого характера даются всему классу. При их выполнении оценивать следует только успех. Творческие группы (экипажи) могут подготовить фрагмент телепередачи, игру интервью, сообщение, используя, например, материал о быте, традициях ханты и манси.

Введение регионального компонента способствует:

  1. воспитанию эстетически   развитого   читателя,   способного   понимать творчество  Югорских  писателей  и  поэтов  и  порождать  собственные суждения о произведении и отраженных в нем жизненных явлений;
  2. утверждению диалога культур, установлению между ними равноправного обмена духовными ценностями при приоритете ценностей общечеловеческих;
  3. привитию любви, бережного отношения к культуре народов Севера, к малой родине;
  4.  воспитанию патриота, любящего и ценящего свой край.

Таким образом, стремясь к достижению сотрудничества, реализуя личностно ориентированный подход в обучении, формирую в умах учащихся идеалы многообразия культур, воспитываю их духе мира, терпимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и предметов регионального компонента. Обобщение изученного по теме «Имя числительное». 6 класс.

Идея данного урока возникла во время участия во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» - 2009.  Учитель русского языка и литературы из. г. Тимашевска Краснодарского края Чепуркова Ирина Эдуардо...

«Интеллектуально-речевое развитие обучающихся на уроках русского языка с использованием средств субъективизации и элементов информационных технологий».

Опыт работы над темой «Интеллектуально-речевое развитие обучающихся на уроках русского языка с использованием средств субъективизации и элементов информационных технологий»....

Из опыта работы на тему "Развитие коммуникативных навыков обучающихся на уроках иностранного языка посредством технологии коллективного способа обучения (на основе краеведческого материала)"

Известно, что образование подразумевает единый процесс воспитания и обучения ученика, в ходе которого он становится личностью. Осознание того, что отношения между учителем и учениками должны строиться...

Обобщение опыта на тему: "Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка посредством использования уровневой дифференциации"

В работе представлены основные виды работы на уроках русского языка по формированию орфографических навыков, посредством уровневое дифференциации....

Разработка урока по русскому языку с использованием регионального компонента

Разработка урока по русскому языку " Стили речи" 5 класс с использованием регионального компонента ХМАО-ЮГРА...

«Развитие творческих способностей, обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством использования приемов технологии критического мышления в контенте « Мобильного Электронного Образования»

Автор опыта, Кива Светлана Николаевна, работает в Областном государственном автономном общеобразовательном учреждении образовательном комплексе «Алгоритм Успеха»» 4 года. Опыт педаго...