Конспект урока в 5 классе "История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды".
план-конспект урока (5 класс)

Конспект урока на тему "История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды".

Класс: 5.

Предмет: родной язык (русский).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_istorii_slova.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: История в слове: наименование предметов традиционной русской одежды.

Цели:
1. Ознакомить учащихся с образным строем русского женского костюма, его структурой, символикой орнамента и цвета; сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.
2. Воспитывать национальное самосознание в процессе приобщения к русской народной культуре, к регионально – культурным ценностям.
3. Развивать учебно-познавательную и информационно- коммуникативную компетенции: знать историю зарождения русской одежды, уметь отличать разные костюмы, уметь находить нужную информацию и пользоваться ей; способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

Ход урока:

I. Организационный этап

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация ранее полученных знаний. Мотивация к изучению темы

Раньше о женщине говорили:
Красна девица идёт,
Будто павушка плывёт.

- Можем ли мы так же сказать о современной женщине? Почему?
Оказывается внешний облик человека, его костюм играет немаловажную роль в жизни каждого. Не случайно издавна говорили: "По одёжке встречают, по уму провожают".
О чем мы сегодня будем говорить? Что делать на уроке?
Тема сегодняшнего урока - традиционный русский костюм. Мы узнаем, что в облике женщины позволяло сказать о нёй:
“Красна девица идёт,
Словно павушка плывёт,
На ней платье голубое,
Лента алая в косе,
На головушке перо”
И еще
А сама-то величава,
Выступает слово пава.
- О каком образе говорится в этой песне?
Дети: В этой песне говорится о русской девушке.
Учитель: С кем автор сравнивает русскую девушку? И почему?
Дети: Он сравнивает её с “павушкой”, которая одета в красивый русский костюм, на голове венец или кокошник, украшенный жемчугом и подвесками. Она выступала хозяйкой, держа высоко голову, спину прямо, “словно пава”, “плыла лебёдушкой”, молодая девушка выставляла всегда косу на показ: “коса - девичья краса” говорили в старину.
Учитель: Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве , фольклоре, и часто он не отделим от образа птицы – древнейшего символа добра и благополучия. “Лебёдушка”, “пава”, “утюшка”, “голубка” - эпитеты, которыми издавна величали в народной поэзии, подчёркивая пластическую сторону образа русской красавицы.
Сегодня мы на уроке совершим путешествие в прошлое, познакомимся с русским костюмом .
Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.
– Привычное представление о русском женском костюме связано с сарафаном.
Сарафан - одежда свободного покроя - он не должен был подчёркивать линии фигуры. Шьётся сарафан с широкими проймами или на лямках. Вырез может быть округлым или прямоугольным. Будничный сарафан шили из домотканой пестряди или набойки. Для праздничного сарафана обычно покупали дорогой материал - парчу, китайку, шерстяной гарус.
Украшались сарафаны по подолу и по линии застёжки узорными лентами, тесьмой, кружевом.
Особую роль в украшении сарафанов играли пуговицы, они порой достигали размеров куриного яйца.

Сарафан одевался на длинную рубаху. Она была одной из наиболее нарядных частей женского костюма. Особенно пышно украшали ворот, грудь, широкую пройму, подол и рукава.

III. Работа по теме урока
Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.
Что такое орнамент?
Для чего вышивали орнамент?
-Какие символы применяли в орнаментах?
Орнамент мог быть растительным, геометрическим, зооморфным или смешанным. Считалось, что орнамент наряду с красным цветом обладает охранительным воздействием, поэтому и размещался он в тех местах, где заканчивалась одежда. В тоже время, окружая руку символами, человек хотел увеличить её силу и ловкость.
–     Так одевались в центральных районах и на севере России.
Костюм же южных губерний отличался от северных тем, что вместо сарафана там носили понёву. Понёва состояла из нескольких сшитых или частично сшитых полотнищ ткани, собранных у пояса на шнур. Понёвы шили из клетчатых тканей или красных в поперечную полоску. Украшались они по подолу полосками ткани, лентами, тесьмой. В некоторых областях на понёву нашивали бубенчики, по представлениям крестьян их бренчание оберегало от нечистой силы.

Поверх понёвы часто надевали передник, он не только предохранял одежду от загрязнения, но и служил дополнительным украшением.
- Как вы думаете, почему существовали такие различия в покрое, а особенно в цветовой гамме костюмов севера и юга?
И завершал костюм русской женщины головной убор. Ему уделялось особое внимание.

По головному убору можно было узнать, из какой местности его владелица, к какой возрастной группе она принадлежит.
Девушки повсеместно могли оставлять волосы неприкрытыми, достаточно было ленты на голове. Носили они также "перевязку", кокошники. Замужняя женщина должна была скрывать свои волосы, поэтому головные уборы были закрытыми, например "повойник".
Не только золотой нитью украшались головные уборы, но и речным жемчугом. И всё-таки самым распространённым видом головного убора был кокошник. В псковской губернии носили кокошник "шишак", расшитый жемчугом, жемчуг собран в "шишки" - символ плодородия. На лоб опускается поднизь в виде сетки мелкого жемчуга.
Ещё один удивительный кокошник, в виде плоскодонной круглой шляпы. Чтобы поля топорщились, жемчуг нанизывали на конский волос. Сами кокошники делали из картона, обтягивали парчой и расшивали жемчугом.
Одетая в свой традиционный костюм крестьянка представляла собой как бы модель Вселенной: нижний земной ярус одежды покрыт символами земли, семян, растительности, у верхнего края одежды мы видим птиц и олицетворение дождя, а на самом верху всё это увенчано ясными и бесспорными символами неба: солнце, звёзды, птицы.
– Под пение песен девушки пряли, ткали, готовили себе приданое, с пением ходили они по деревне в теплые летние вечера, для хороводов и гуляния предназначали они свои лучшие наряды - так возникла неразрывная связь костюма с песней и роднила их своеобразием ритмов и гармонических сочетаний.
– И конечно тема костюма нашла своё отражение в народных промыслах: глиняная игрушка, матрешка. И в народной музыке.
IV. Физминутка.
Проведение разминочной профилактической гимнастики для глаз.

V. Домашнее задание
Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных костюмов.

VI. Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.
Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.

Рефлексия:
мне было интересно… меня удивило…   мне было трудно…

мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока на тему "Устаревшие слова и агнонимы в русском языке"

Обращаясь к теме изучения агнонимов в художественном тексте и указывая на их выражение в устаревшей лексике, предлагается разработанный урок по теме «Устаревшая лексика и агнонимы в русском язык...

Конспект урока "Основные способы образования слов в русском языке"

Конспект урока "Основные способы образования слов в русском языке"...

Конспект урока русского родного языка «История в слове: наименования предметов традиционного русского быта»

На уроке используются методы и приёмы технологий проблемного обучения и деятельностного подхода ( деятельностно-практический метод; групповая, индивидуальная, фронтальная работа; проблемный мет...