Рабочая учебная программа по родному языку (чувашскому) в 5-9 классах на 2022-2023 учебный год
рабочая программа (5 класс)

Павлова Людмила Николаевна

Рабочая учебная программа по родному языку (чувашскому) в 5-9 классах

на 2022-2023 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

  средняя общеобразовательная школа с.Ефремкино

муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан

                                                               

Рассмотрено.                                     Согласовано.                             Утверждаю

Руководитель  ШМО                        Зам. директора по УВР            Директор школы:

____________Л.А.Юлдашбаева       _________О.А.Иванова           ________ И.А.Кузьмина                                   Протокол № 1 от 30.08.2021г.                                                             Приказ № 240 от 31.08.2022г.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                       

                                                                       

Рабочая учебная программа

по родному языку (чувашскому) в 5-9 классах

на 2022-2023 учебный год

                                                                                   

                                                                             

                                                                                            Разработал учитель

                                                                                       чувашского языка и литературы

                                                                                       высшей категории

                                                                                       Павлова Людмила Николаевна

Ефремкино,   2022год

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родной язык (чувашский)».

Личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы по родному языку (чувашскому):

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты освоения ООП по родному языку (чувашскому).

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,        коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий,  таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие  в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

-         определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

-         систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

-        отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

-        оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

-        находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

-        работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

-        устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

-        сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

6.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8.Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
  • критически оценивать содержание и форму текста.

9.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

11.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

12.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

13.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык (чувашский)».

Выпускник научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
  • использовать знание алфавита при поиске информации;
  • различать значимые и незначимые единицы языка;
  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
  • членить слова на слоги и правильно их переносить;
  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
  • проводить лексический анализ слова;
  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
  • проводить морфологический анализ слова;
  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
  • находить грамматическую основу предложения;
  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;
  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
  • использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать различные выразительные средства языка;
  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

2.Содержание учебного предмета «Родной язык (чувашский)».

Рабочая программа по родному языку (чувашскому) в 5 классе рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю); из них на развитие речи отводится 6 часов, на контрольные работы – 4 часа.

Содержание раздела и тем учебного предмета:

Ведение. 1 ч.

Родной язык - чувашский язык.

Региональный компонент. Изучение и обучение родного (чувашского) языка и литературы в Республике Башкортостан.

Повторение. 14 ч.

Алфавит. Правописание букв б, г, д, ж, з, ф, ц, щ, ъ, ь. Корень слова. Аффиксы. Части речи. Предложение. Члены предложения. Предложения по цели высказывания. Текст.

Обращения. Тема и основная идея текста. Сложное предложение. План текста. Предложения с прямой речью. Описание. Повествование. Рассуждение.

Развитие речи.

Региональный компонент. Сходство и отличие башкирского и чувашского алфавитов. Дикие животные. Птицы Республики Башкортостан. Помощь родному краю. Деревья Республики Башкортостан.

Фонетика. Орфография. 14 ч.

Алфавит. Гласные звуки. Гласные буквы. Сингармонизм гласных звуков. Нарушение сингармонизма в заимствованных словах. Разговорная речь. Согласные звуки. Сонорные звуки.

Шумные согласные. Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости в письме. Правописание удвоенных согласных. Мягкие и твёрдые согласные в заимствованных словах.

Правописание звонких согласных. Правописание букв ф, ц, щ, ъ в заимствованных словах. Ударение. Ударения в заимствованных словах. Слова со звуками ё. Фонетический разбор. Сходство и отличие звуков в чувашском и русском языках. Чувашские и русские ударения.

Контрольная работа.

Развитие речи.

Региональный компонент. Сингармонизм в башкирском языке. Местные птицы

Лексика. 3ч.

Значения слов. Однозначные и многозначные слова. Слова в прямом и переносном значении.

Омонимы. Синонимы. Антонимы. Словари. Профессионализмы. Заимствованные слова.

Устаревшие слова и неологизмы. Диалектизмы. Разговорно-бытовые слова. Лексический разбор.

Региональный компонент. Климатические условия в Республике Башкортостан

Словообразование. 2 ч.

Корень слова и аффиксы. Словообразующие аффиксы. Правописание слов со словообразующими аффиксами. Сложные слова. Парные слова. Удвоенные слова.

Контрольная работа.

Региональный компонент. Местные животные. Местные совы.

Рабочая программа по родному языку (чувашскому) в 6 классе рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю); из них на развитие речи отводится 6 часов, на контрольные работы – 4 часа.

Содержание раздела и тем учебного предмета:

Введение. 1ч

Сохраним родной язык.

Региональный компонент. Родные языки Республики Башкортостан.

Повторение. 3ч

Заимствованные слова. Словари. Текст. Стиль.

Региональный компонент. Заимствованные слова с башкирского языка. Влияние башкирского языка на чувашский язык. Климатические условия Республики Башкортостан

Имя существительное. 13ч

Собственные и нарицательные имена существительные. Единственное и множественное число имён существительных. Образование имён существительных. Склонения имён существительных. Особенности склонений имен существительных. Имена существительные в личной форме. Имена существительные с окончаниями -ри(-ти, -чи), -хи, -ла(-ле), -серен, -чен. Значения падежей. Правописание заимствованных имён существительных.

Контрольная работа.

Развитие речи.

Региональный компонент. Герои Великой Отечественной войны Республики Башкортостан. Местные музеи. Уральские горы. Карламанская пещера.

Имена прилагательные. 4ч

Образование имён прилагательных. Значения имён прилагательных. Степени имён прилагательных. Имена прилагательные с аффиксами -и, -скер.

Развитие речи.

Имена числительные.

Разряды имён числительных по значению. Количественные имена числительные. Порядковые имена числительные. Раздаточные имена числительные. Собирательные имена числительные

Региональный компонент. Дружба народов РБ.

Местоимение как часть речи.

Личные местоимения. Возвратные местоимения. Указательные местоимения. Вопросительные местоимения. Отрицательные местоимения. Неопределенные местоимения. Определительные местоимения.

Контрольная работа.

Развитие речи.

Региональный компонент. Народы РБ. День матери.

Наречия. 3ч

Разряды наречий по значению. Образование наречий. Степени сравнений наречий.

Слова-подражания.

Разряды слов-подражаний по значению.

Контрольная работа.

Региональный компонент. Борьба против наркомании в Республике Башкортостан. Н.Дмитриев - переводчик башкирского эпоса.

Повторение. 1ч.

Морфологический разбор имён существительных. Морфологический разбор имён  прилагательных. Морфологический разбор имён числительных. Морфологический разбор местоимений. Морфологический разбор наречий. Повторение раздела «Морфология». Морфемный анализ слова.

Рабочая программа по родному языку (чувашскому) в 7 классе рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю); из них на развитие речи отводится 6 часов, на контрольные работы – 4 часа.

Содержание раздела и тем учебного предмета:

Введение. 1ч

Родной язык – вдохновляет душу.

Повторение. 1ч.

Повторение раздела «Морфология» за курс 6 класса.

Региональный компонент. Реализация Закона о языках в Республике Башкортостан.

Глагол как часть речи. 23 ч

Образование глаголов. Глаголы  противительной формы.

Спряжение глаголов. Наклонения. Изъявительное наклонение. Настоящее время глаголов. Будущее время глаголов. Прошедшее время глаголов. Правописание форм прошедшего времени.        

Сослагательное наклонение. Повелительное наклонение. Согласовательное наклонение.

Виды стилей. Причастия. Правописание причастий. Склонение причастий. Деепричастия. Образование деепричастий. Значения деепричастий. Инфинитив. Морфологический разбор инфинитива.

Контрольная работа.

Развитие речи.

Региональный компонент. Мечта жителей Республики Башкортостан. История создания деревни Ефремкино. Уральские горы. Карламанская пещера

Слова-связки. 3 ч

Слова-связки.

Союзы. 1 ч

Союзы. Правописание союзов.

Частицы. 1 ч

Частицы. Правописание частиц.

Региональный компонент. Птицы, населяющие Республику Башкортостан  

Междометия как часть речи. 3 ч

Междометия как часть речи. Правописание междометий.

Контрольная работа.

Развитие речи.

Повторение. 1 ч

Морфология. Словари. Словари. Фразеологизм. Повторение раздела «Глаголы». Синтаксический разбор простого предложения. Фонетический разбор. Лексический разбор.

Рабочая программа по родному языку (чувашскому) в 8 классе рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю); из них на развитие речи отводится 6 часов, на контрольные работы – 4 часа.

Содержание раздела и тем учебного предмета:

Введение. 1 ч.

Родной язык - это благословение прадедов. 1ч

Повторение раздела «морфология».  1ч.

Повторение раздела «Морфология». Повторение раздела «Морфология. Орфография».

ЯЗЫК И РЕЧЬ. 1ч.

Язык. Речь.

Синтаксис. Пунктуация.         10ч.

Простое предложение. Предложение – основная речевая единица. Словосочетание. Образование словосочетаний. Образование предложений. Тема и рема. Основа предложений. Порядок слов в предложении.

Контрольная работа.

Развитие речи.

Члены предложения. 13ч.        

Главные члены предложений. Подлежащее. Сказуемое. Связь подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения. Определения. Дополнения.        Обстоятельства. Обособление обстоятельств и дополнений. Разбор предложений по составу. Обобщающие слова при однородных членах предложения.      

Контрольная работа.

Развитие речи.

Обращения. 4 ч.

Обращения. Вводные слова и предложения и их обособления.

Развитие речи.

Односоставные предложения.  3 ч.        

Назывные предложения. Предложения с обособленными словами. Разбор простых предложений.

Контрольная работа.

Прямая и косвенная речь. 1ч.        

Диалог. Цитата. Обособление цитат.

Рабочая программа по родному языку (чувашскому) в 9 классе рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю); из них на развитие речи отводится 6 часов, на контрольные работы – 4 часа.

Содержание раздела и тем учебного предмета:

Введение.. 1 ч.

Нам нужен родной язык.

Повторение. 1 ч.

Повторение раздела «Синтаксис».

Сложные предложения. 2 ч.

Средство связи простых предложений. Виды сложных предложений.

Бессоюзные сложные предложения. 4ч.

Запятая и точка запятая в бессоюзных сложных предложениях. Двоеточие, тире в бессоюзных сложных предложениях. Синтаксический разбор бессоюзных сложных предложений.

Контрольная работа.

Сложносочиненные предложения. 4 ч.

Союзы в сложносочинённых предложениях. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Синтаксический разбор сложносочинённых предложений.

Развитие речи.

Язык. Речь.         4 ч.

Язык. Речь. Стили речи. Деловая бумага.

Контрольная работа.

Сложноподчиненные предложения. 7ч.

Составные части сложноподчинённого предложения. Средство связи придаточной части с главной. Место  придаточной  части  по  отношению главной. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. Значение придаточной части. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Связь простых предложений в сложных.

Развитие речи.

Чувашская письменность. 10ч.

Чувашская письменность и этапы развития. Современная чувашская письменность. И.Я.Яковлев - просветитель чувашского народа.

Контрольная работа.

Развитие речи.

Повторение. 1 ч.

Синтаксический разбор простых и сложных предложений. Повторение раздела «Синтаксис. Пунктуация». Повторение раздела «Чувашская письменность». Завещание И.Я.Яковлева чувашскому народу.

3.Тематическое планирование учебного предмета «Родной язык (чувашский)» в 5-9 классах.

5 класс (34 часов)

Содержание раздела

Кол-во часов

Развитие речи

Контрольные работы

1

Введение.

1

2

Повторение.

14

2

3

Фонетика. Орфография.

14

4

2

4

Лексика.

3

5

Словообразование.

2

2

Итого

34

6

4

6 класс (34 часов)

Содержание раздела

Кол-во часов

Развитие речи

Контрольные работы

1

Введение

1

2

Повторение

3

3

Имя существительное.

13

2

2

4

Имена прилагательные.

4

2

5

Имена числительные.

4

6

Местоимение как часть речи.

4

2

1

7

Наречия.

3

8

Слова-подражания.

1

1

9

Повторение.

1

Итого

34

6

4

7 класс (34 часов)

Содержание раздела

Кол-во часов

Развитие речи

Контрольные работы

1

Введение

1

2

Повторение

1

3

Глагол как часть речи.

23

4

3

4

Слова-связки.

3

5

Союзы.

1

6

Частицы.

1

7

Междометия

3

2

1

8

Повторение

1

Итого

34

6

4

8 класс (34 часов)

Содержание раздела

Кол-во часов

Развитие речи

Контрольные работы

1

Родной язык - это благословение прадедов.

1

2

Повторение раздела «Морфология»

1

3

Язык и речь.

1

4

Синтаксис. Пунктуация.

10

3

1

5

Члены предложения.

13

1

2

6

Обращения

4

2

7

Односоставные предложения

3

1

8

Прямая и косвенная речь.

1

Итого

34

6

4

9 класс (34 часа)

Содержание раздела

Кол-во часов

Развитие речи

Контрольные работы

1

Введение.

1

2

Повторение

1

3

Сложные предложения.

2

4

Бессоюзные сложные предложения.

4

1

5

Сложносочиненные предложения.

4

2

6

Язык. Речь.

4

1

7

Сложноподчиненные предложения .

7

2

8

Чувашская письменность.

10

2

2

9

Повторение.

1

Итого

34

6

4

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса по родному языку (русскому) для 8-х классов на 2019 – 2020 учебный год (17 часов)

Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на изучение русского языка ...

Рабочая учебная программа по родному языку (чувашскому) в 5-9 классах на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по родному языку (чувашскому) в 5 классе рассчитана на 35 учебных часа (1 час в неделю); из них на развитие речи отводится 6 часов, на контрольные работы – 4 часа....

Адаптированная рабочая программа по родному языку (чувашскому) в 7 классе на 2019 -2020 учебный год

Рабочая программа по родному языку (чувашскому) составлена в соответствии:- Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – п «Об утверждении учеб...

Рабочая программа по алгебре и началам анализа в 10 классе на 2022-2023 учебный год.

Рабочая программа по алгебре и началам анализа в 10 классе на 2022-2023 учебный год по учебнику под ред Колягина, 3 часа в неделю....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по алгебре для 7 класса на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по алгебре для 7 класса на 2022-2023 учебный год подходит для индивидуально-групповых занятий со слабоуспевающими обучающимис...

Рабочая учебная программа по родному языку (чувашскому) в 10-11 классах на 2023-2024 учебный год

Рабочая учебная программапо  родному языку (чувашскому) в 10-11 классахна 2023-2024 учебный год...