Итоговая контрольная работа за курс 6 класса по родному (русскому) языку
тест (6 класс)

Шадрина Ирина Савельевна

Итоговая контрольная работа за курс 6 класса по родному (русскому) языку включает задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развёрнутым ответом по трём разделам курса: "Язык и культура", "Языковые нормы", "Речь. Речевая деятельность. Текст". Помимо заданий, разработка содержит рекомендации по оцениванию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yazyk-6-klass.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по родному (русскому) языку

учени___ 6 класса ______________________

I. Язык и культура

Задания с выбором ответа

А1. Слова русского языка, известные всему народу, называются

А) общеупотребительными          Б) профессиональными            В) диалектными

А2. Слова, употребляемые только жителями той или иной местности:

А) общеупотребительные               Б) диалектные                        В) профессиональные

А3. Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии:

А) общеупотребительные                 Б) профессиональные            В) диалектные

А4. Какое из перечисленных слов является профессионализмом?

А) люлька                   Б) литера                    В) заяц                          Г) сиверко

А5. Какое из перечисленных слов является диалектизмом?

А) сиверко                      Б) литера                  В) заяц                           Г) матрица

А6. Какое из перечисленных слов является общеупотребительным?

А) сиверко                      Б) литера                  В) заяц                           Г) матрица

А7. Найдите лишнее слово:

А) бурак                            Б) глубник                     В) обедник                   Г) пунсон

А8. Укажите автора "Толкового словаря живого великорусского языка":

А) А. С. Пушкин              Б) В. И. Даль                В) И. С. Тургенев            

А9. Для чего используются диалектные слова в литературных произведениях?

А) для передачи смысла произведения

Б) для передачи особенностей речи жителей определённой местности

В) для простоты изложения текста художественного произведения

Г) как средство выразительности в художественном произведении

А10. Какая помета даётся в толковых словарях при обозначении диалектизмов?

А) спец.                Б) техн.                  В) обл.                         Г) муз.

Задания с кратким ответом

Раскройте значение фразеологизмов:

В1. Бить баклуши - _____________________________________________________

В2. За тридевять земель - ________________________________________________

В3. Стреляный воробей - ________________________________________________

В4. Возносить до небес - ________________________________________________

В5. Даю голову на отсечение - ___________________________________________

Задание с развёрнутым ответом

С1. Выберите фразеологизм из предыдущего задания. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию,  в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II. «Орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского языка»

Задания с выбором ответа

А1.  Отметьте слово, в котором неверно выделен ударный звук.

А)  звОнишь                Б) облегчИть                  В) тОрты               Г) дефИс

А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный слог?

А)  средствА                  Б) поднЯтый                В) пролИла              Г) нанесенА.

А3. Укажите словосочетание, в котором слово крепкий употребить нельзя:

А)  крепкая ткань              Б)  крепкие руки

В)  крепкий ливень            Г)  крепкий орех

А4.  Укажи, в каком слове употреблена лексическая ошибка. Подчеркни это слово.

А)  В гостиной что-то небольшое упало со стола.

Б)  Мише почудился какой-то шорох за дверью.

В)  Вдоль берега моря тянулись болота.

Г)  Надо вывести его на свежую воду.

А5.  Укажи, в каком слове употреблена лексическая ошибка. Подчеркни это слово.

А)  Луговые цветы в этом году были необыкновенно яркими.

Б)  Маша любила яркие, эффективные платья.

В)  Девушка неуверенно шла по льду.

Г)  Эта семья жила на центральной улице города.

А6.  Укажи, в каком слове употреблена лексическая ошибка. Подчеркни это слово.

А)  Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет.

Б)  Кто предложит другое предложение?

В)  Соревнования были проведены по лёгкой атлетике.

Г)  Хорошо идти по земле ранним утром.

А7.  Укажи предложение, в котором допущена лексическая ошибка. Подчеркни ошибку.

А)  Новые рекорды были установлены по прыжкам в длину.

Б)  Наступила дождливая, темная осень.

В)  После теплой, ясной погоды внезапно пришли заморозки.

Г)  Художник написал репродукцию.

А8. Укажите предложение с грамматической ошибкой. Подчеркни ошибку.

А)  Первый экзамен прошел для меня особенно успешно.

Б)  Я видел здесь ещё много неизвестных птиц.

В)  И тут Ксения увидела седую старушку.

Г)  Сегодня Костя был более угрюмее, чем всегда.

А9.  Укажите предложение с грамматической ошибкой. Подчеркни ошибку.

А)  У ней получаются очень вкусные пирожки.

Б)  Я часто гулял с их собакой.

В)  Света смогла показать себя с лучшей стороны.

Г)  Мама собирала ягоды, а дети бегали вокруг неё.

А10.  Укажите предложения с грамматической ошибкой. Подчеркни ошибки.

А)  Я люблю мороженое и экзотические фрукты.

Б)  Артем любил смотреть на ихние игры.

В)  Дрова у него всегда горели лучше, чем у нас.

Г)  Спортсмен гордился своими девяносто восемью прыжками с парашютом.

III. «Речь. Речевая деятельность. Текст»

Задания с выбором ответа

А1. Определите тип речи:
Чёрный аист – лесной отшельник: немногие видели его в лесу, не любит он напоказ выставляться… Но чёрный аист не такой уж и чёрный. Брюхо, бока, надкрылья у него нежно-белые. Клювище красный, а длинные ноги алые. Чёрный он только в тени, а на солнце полыхает то зеленью, то синевой, а то и багрянцем. Аист важно вышагивает среди теней и бликов леса и, как драгоценный камень, всё время изменяется в цвете. (По Н. Сладкову)

 А) описание                             Б) повествование                     В) рассуждение

А2.Укажите тип речи текста:

Мы не знали, как поймать этого кота. Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Наконец нам повезло. Он на наших глазах, глядя на нас, украл со стола кусок колбасы и полез с добычей на берёзу. Мы начали трясти берёзу. Кот решился на отчаянный поступок. С воем он сорвался с берёзы и залез в единственный узкий лаз под домом. (К. Паустовский)                

А) описание                             Б) повествование                     В) рассуждение

А3.Укажите тип речи текста:
Если бы мы мылись без мыла, мы всегда ходили бы грязными. Мыло — самый сильный враг грязи. Са́жу, например, особенно трудно отмыть. Забьётся сажа в углубление кожи — её оттуда не выцарапаешь. Но попробуйте намылить руки мылом! Мыло набросится на сажу, выгонит её из всех пор и складок.

Как же это оно делает? И какое мыло лучше моет — то, которое даёт больше пены, или то, которое почти не пенится? То, которое даёт больше пены. Значит, дело тут в пене.  Частички сажи прилипают к пузырькам пены, а пену смыть уже нетрудно. (По М. Ильину)

А) описание                     б) повествование                    В) рассуждение

А4.Укажите стиль речи текста:
Ветер - перемещение воздуха над поверхностью земли. Возникает вследствие неравномерного распределения атмосферного давления. Сильный ветер с круговым движением воздуха называется вихрем.

А) художественный                    Б) научный                              В) деловой

А5.Укажите стиль речи текста:
«Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, и на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, чёрным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце». (Чехов А.)

А) художественный                     Б) научный                               В) деловой 

А6. Укажите стиль речи текста:
Настоящим удостоверяется, что Петров Николай Иванович действительно работал на заводе «Серп и молот»  в период с 1968 по 1996 год в должности слесаря-наладчика.

А) художественный                     Б) научный                               В) деловой 

А7.Вставьте вместо точек нужный термин:
............. - часть текста, которая начинается с красной строки.

А) абзац                Б) описание                В) тема

А8.Какая речь представлена следующим текстом?
- Алло.
- Здравствуйте, будьте добры, позовите Алексея Григорьевича к телефону.
- К сожалению, его сейчас нет...
- Тогда я позвоню позже.

А) монологическая                     Б) диалогическая

А9.Расставьте предложения так, чтобы получился связный текст:
1) Она оказалась меньше всех.
2) Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик.
3) На ней только и помещалось, что фонарь да фонарщик.
4) Пятая планета была очень занятная.  

А) 4,2,1,3                           Б) 4,1,3,2                      В) 1,3,2,4

Задания с кратким ответом

Прочитайте текст и выполните задания.

      Нашим северным деревенским летом неизвестно чего бывает больше  -  дождей или солнца.  Но солнце, если его полно, то  изо дня в день оно одинаковое, а  дожди - разные.

      Бывает дождь нудный, долгий, студеный, который так и называют мокрым или еще более сердито - сеногноем.

      И есть дожди грозовые, есть ливни-косохлёсты, грозовым  близкая  родня.

      Порой же вдруг  посыплется дождик такой легкий, прозрачный, будто он перемешался с небесным светом;  и так ласков, что земля под ним шепчется, ответно вздыхает, от земли навстречу дождику восходит теплый пар.

      Этот дождик кто величает ситничком, кто грибным. Такой дождик я люблю всегда, и любит его моя деревенская соседка бабка Дарья.

                                                                                           

В1. Озаглавьте текст_____________________________________________

В2. Тема текста________________________________________________

В3. Основная мысль текста________________________________________

В4. Стиль текста_______________________________________________

В5. Тип текста________________________________________________

Задание с развёрнутым ответом

С1. Объясните значение фразеологизма не падать духом, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию,  в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Система оценивания

За каждое верно выполненное задание частей А и В учащийся получает 1б.

Задания С1 первого блока оценивается 2 баллами, задание С1 третьего блока – 3 баллами: 1б. – определение значения фразеологизма + 2б.  – составление предложений.

Задание А10 второго блока – 2б.: по 1б. за каждую грамматическую ошибку.

Максимум – 45 б.

«3» -  24-33

«4» -  34-40

«5» -  41-45


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа за курс алгебры 8 класса

Итоговая контрольная работа по алгебре для 8 класса в двух вариантах....

итоговая контрольная работа за курс 7 класса

контрольная работа содержит 6 вариантов по три части (основная тест,средний и высоки,в каждом 17-18 заданий...

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА КУРС 6 КЛАССА

Работа состоит из трёх частей в форме ЕГЭ. Помогает  проверить уровень знаний обучающихся....

Итоговая контрольная работа за курс 6 класса

Итоговая контрольная работа в двух вариантах....

контрольная работа за 4 класс по родному (татарский) язык

Итоговая контрольная работа для татарской группы за 4 класс. УУД по теме "Части речи"...

Итоговая диагностическая работа по смысловому чтению по родной (русской) литературе. 8 класс

Итоговая диагностическая работа по смысловому чтению проводится с целью определения уровня освоения учащимися предметного содержания курса «Родная (русская) литература» в соответствии с тр...