ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья

Ахметова Марьям Бариевна

В настоящее время мы часто говорим о применении новых техно- логий в школе. Их применение в учебном процессе на уроках татар- ского языка и литературы способствует развитию умений, формирую- щих коммуникативную компетенцию.

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задавае- мых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отно- шению к ним. Выходит, что компетенция для ученика – это образ его будущего,  ориентир  для  освоения.  «Компетенция-совокупность знаний, умений, навыков, необходимых для процесса общения. Комму- никативная компетенция- способность к полноценному речевому об- щению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением со- циальных норм речевого поведения». [5, с. 3]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В настоящее время мы часто говорим о применении новых техно- логий в школе. Их применение в учебном процессе на уроках татар- ского языка и литературы способствует развитию умений, формирую- щих коммуникативную компетенцию.

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задавае- мых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отно- шению к ним. Выходит, что компетенция для ученика – это образ его будущего,  ориентир  для  освоения.  «Компетенция-совокупность знаний, умений, навыков, необходимых для процесса общения. Комму- никативная компетенция- способность к полноценному речевому об- щению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением со- циальных норм речевого поведения». [5, с. 3]

Основная задача преподавателя на уроке помимо работы над гра- мотностью устной и письменной речи, над ее правильностью-сформи- ровать у детей свободно общаться на данном языке. Глубже раскрыть творческий потенциал учащихся, активнее общаться друг с другом, от- крыто выражать свои мысли помогают нетрадиционные формы уроков и многообразие видов деятельности. Современные педагогические тех- нологии – обучение в сотрудничестве, проектная методика, использо- вание новых информационных технологий помогают реализовать лич- ностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивиду- ализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей обуча- ющихся, их уровня обученности, склонностей.

Целью педагогических технологий является повышение эффек- тивности образовательного процесса, выявление, развитие, рост твор- ческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности, гарантирование достижений запланированных результатов обучения. Одной из таких технологий является проектная методика.

Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят перед учителем та- тарского языка и литературы, и, зная запросы обучающихся в современ- ном мире, я применяю в своей работе данную методику. Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если обучающиеся не во- влечены в активную деятельность им нужно предложить проблему ин- тересную и значимую. «В основу проектного обучения положена си- стема развития познавательных навыков школьника, его способность ориентироваться в информационном мире современных технологий, развитие творческого и критического мышления. Если метод проектов используется в пределах какого-то определенного предмета, то область его познания — это дидактика. В общем понимании проектное обуче- ние — это совокупность операций и приемов овладения заранее выде- ленной частью теоретического или практического знания того или иного рода деятельности. Если говорить о методике проектов в частно- сти, то его можно обозначить как способ организации процесса позна- ния учебного материала. Когда речь идет об этом методе, то чаще всего имеется в виду то, что поставленная цель реализуется при помощи тщательной детальной разработки технологии (проблемы), завершаю- щейся вполне осмысленным, осязаемым результатом, которым можно применять на практике. Именно это и является положительной сторо- ной в использовании методики проектов в школе. Результат деятельно- сти обучаемого можно осмыслить, увидеть и применить в реальной жизни. Для того, чтобы достигнуть положительного результата, нужно научить студентов или школьников самостоятельно рассуждать, мыс- лить и принимать решения, используя для этого знания из различных сфер деятельности, умения создавать причинно-следственные связи». [2, с. 171] Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

        Этапы работы над проектом:

  • определение темы проекта.
  • определение проблемы и цели проекта.
  • обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы.
  • презентация необходимого языкового материала и предкомму- никативная тренировка.
  • сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание соб- ственной системы хранения информации.
  • работа в группах.
  • регулярные встречи, во время которых обучающиеся обсуж- дают промежуточные результаты, учитель комментирует проделанную обучающимися работу, корректирует ошибки в употреблении языко- вых единиц, проводит презентацию и отработку нового материала.
  • анализ собранной информации, координация действий разных групп.
  • подготовка презентации проекта – выставки, театральные представления, школьные праздники и т.д.

Создается реальный продукт: график, диаграмма, плакат, листовка, буклет, рекламный проспект и т.д.- который может увидеть и потрогать. Это может быть классическая «бумажная версия», выпол- ненная карандашами, фломастерами или красками на листе бумаги. Однако обучающиеся предпочитают компьютерные технологии. Они используют пакет Microsoft Office. Обучающиеся, освоевшие текстовой редактор, могут набирать текст в Wordе, вставить картинки и распечатать – это тот же «бумажный» вариант, но чуть более современный, другие используют имеющуюся в офисном пакете среду создания презентаций Power Point.

  • демонстрация результатов проекта (кульминационная точка ра- боты над проектом).
  • оценка проекта. Данный этап включает в себя не только кон- троль усвоения языкового материала и развития речевой и коммуника- тивной компетенции, который может проводиться в традиционной форме теста, но и общую оценку проекта, которая касается содержания проекта, темы, конечного результата, участия отдельных учащихся в организации проекта, работы учителя и т.д. [1, с. 43].

В своей педагогической деятельности я использую разные виды проектов.

  • информационный проект направлен на сбор информации о ка- ком-то объекте, явлении с целью его анализа, обобщения и представле- ния для широкой аудитории. Результат информационного поиска: ста- тья, реферат, доклад, аннотация, презентация. На уроках татарского языка и литературы обучающиеся выступают с рефератами по различ- ным темам: «Известные татарские писатели», «Достопримечательности нашего города» и т.д.)

-творческий проект: театрализация, постановка спектаклей к раз- личным праздникам.

  • ролево-игровой проект. В таких проектах структура только наме- чается и остается открытой до окончания проекта. Каждый участник выбирает определенную роль, обусловленную характером и содержа- нием проекта. Это могут быть литературные персонажи, герои, имити- рующие социальные и деловые отношения, осложняемые придуман- ными участниками ситуациями. Результаты подобных проектов могут быть обговорены заранее, а могут вырисовываться ближе к концу ра- боты.

Проекты в зависимости от продолжительности их выполнения подразделяются на мини-проекты, краткосрочные, недельные, годич- ные. [4, с. 44].

Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее. Напри- мер, проект на 20 минут. Тема: «Наши крылатые друзья».

Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков. Уроки ис- пользуются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

  • Недельные проекты выполняются в группах в ходе проект- ной недели.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и инди- видуально. Эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеурочное время. Роль учителя – руководство научно – исследовательской работой обучаю- щихся.

Проекты представляют собой наиболее органичный вариант инте- грации проектной методики в учебный процесс, поскольку позволяют использовать материал учебного курса для организации самостоятель- ной работы обучающихся. При этом важно, чтобы проекты были ори- ентированы не только на внешний наглядный результат, но и действи- тельно реализовывали основные принципы метода проектов и решали задачи обучающего и творческого характера.

Литература

  1. Абдуллина Р., Дитарова И. Использование метода проектов на уроках // Мэгариф. - 2007, № 10.
  2. Новые педагогические и информационные образовательные тех- нологии в системе образования. / под ред. Е.С. Полат – М: 1999.
  3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному го- ворению / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты и его возможности // Учи- тель. – 2000, № 1.
  5. Программа по татарскому языку и литературе для средней (пол- ной) общеобразовательной школы с русским языком обучения (для рус- скоязычных учащихся), 1-11классы. Авторы-составители: К. С. Фатхуллова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедиа технологии как средство формирования мотивации учащихся НПО к изучению информационных технологий

Современные средства ИКТ открывают для учащихся и учителей школ и профессиональных училищ принципиально новые возможности, способствующие повышению эффективности самостоятельной работы, реализации нов...

Мастер-класс по теме: "Использование инновационных технологий как средство формирования ключевых компетенций у учащихся"

Задачи моей педагогической деятельности на современном этапе - обеспечение необходимого и достаточного уровня усвоения систематизированных знаний по истории и обществознанию через развитие позна...

Современные педагогические технологии как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках физики

В сфере образовательной политики и методологии развития образования  обозначился переход от парадигмы знаний, умений, навыков к  системно- деятельностной парадигме образования, следовательно...

«СОВРЕМЕННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подхо...

Интерактивные и информационные технологии как средство формирования мотивации обучающихся к изучению иностранного языка

Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного труда, к основным составляющим которой относится повышение целенаправленности обучения, уси...

«Приемы игровых технологий как средство развития мотивации у обучающихся к занятиям хореографией»

В данной работе раскрываются приемы игровых технологий на уроках ритмики, как они влияют на процесс обучения....

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ...