познавательные компетенции учащихся
консультация (11 класс)

Материал может пригодиться учителям, работающих с детьми разного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnye_kompetentsii_uchashchihsya.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательные компетенции школьников.

        Современное общество, насыщенное многообразными информационными технологиями требует человека, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. При этом важнейшим становится не наличие у него накопленного запаса знаний, умений и навыков, извлекаемых по мере надобности, а умение и возможность эти знания, умения, навыки преобразовывать в процессе практической деятельности. Таким образом на первое место выходит задача развития деятельностных качеств личности. Именно школа должна решить проблему самостоятельного успешного усвоения учащимися  новых знаний, умений и компетенций, включая  умение учиться. Одной из ведущих задач при этом является задача формирования познавательных компетенций, т. е. способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Таким образом, «познавательная компетентность есть системное качество личности, включающее в себя совокупность знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций, позволяющих человеку эффективно осуществлять познавательную деятельность».

        Познавательные универсальные учебные действия включают действия

исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования;

моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

        При этом на первое место выходит самостоятельность получения и обработки информации. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Вопрос в том, как это качество проверить, насколько учащиеся владеют универсальными учебными действиями, в какой степени сформирована их познавательная компетентность.

Исследуя и анализируя опыт коллег, наша группа столкнулась с проблемой выявления уровня сформированности познавательных компетенций учащихся. Наши обычные контрольные работы не выполняют задачи диагностирования сформированности компетенций, потому что их основной целью является проверка уровня знаний в той или иной области науки.

        В педагогической науке отсутствует описание структурных компонентов такой ключевой компетентности как познавательная, а потому мы, исходя из данного нами определения познавательной компетентности, выделяем следующие структурные компоненты, образующие данное свойство личности: когнитивный (знания, умения и навыки в сфере познавательной деятельности), деятельностный (ведущий характер и результативность  познавательной деятельности), мотивационный (внутренние мотивы познавательной деятельности, направленнось интересов и ценностных ориентаций на сферу познания). Эти компоненты, на наш взгляд, и будут свидетельствовать в качестве критериев о сформированности  познавательной (ключевой) компетентности.

        Для успешного изучения уровня сформированности познавательной компетентности необходимы определенные диагностические процедуры и интерпретация результатов. Для этого можно использовать следующие диагностические методы:

  • опросы (анкетирование, беседа);
  • наблюдение за деятельностью и отношениями;
  • количественный и качественный анализ продуктов деятельности.

Диагностика включает в себя:

  1. Изучение интереса школьников к познавательной деятельности.
  2. Мониторинг занятости учащихся в различных видах познавательной (в т. ч. проектной) деятельности.
  3. Оценку достижений учащихся (портфолио) в познавательной деятельности.

        Для оценки сформированности познавательных компетенций могут быть использованы и уже существующие методы, к примеру, тестирование. В этом случае необходимо разработать диагностическую работу, представляющую собой систему диагностических заданий.

        Мы предлагаем вам познакомиться с несколькими вариантами проверки уровня  сформированности познавательной компетентности в освоении разных предметов разными возрастными группами

  1. Выявление уровня сформированности познавательных компетенций учащихся (на основе тех. Карты). (желательно проводить после каждого урока) См. Приложение 1
  2. Показатели сформированности познавательной компетентности на определенных этапах развития школьников. (проводится за определенный период, например, раз в четверть) См. Приложение 2
  3. Диагностика мотивации учащихся к познавательной деятельности. (можно проводить в начале и в конце учебного года) См. Приложение 3

        Проверка уровня  сформированности познавательной компетентности не может осуществляться без диагностики мотивации учащихся к познавательной деятельности. Цель такой диагностики: изучение состояния мотивационной сферы, ее направленности на познавательную деятельность, установление интереса к занятиям в различных видах деятельности.

Методика позволяет определить  мотивацию школьников относительно конкретных видов деятельности. В соответствии с этим можно выделить шесть основных направлений внеучебной деятельности школьников: научно-познавательная деятельность (НПД), техническая деятельность (ТД),  экологическая деятельность (ЭД), художественная деятельность (ХД), спортивная деятельность (СД), общественная деятельность (ОД), отсутствие выраженных интересов (ОИ). При чем, последняя выделенная группа должна вызвать особое внимание педагогов.  См. Анкета для учащихся.

Обработка результатов: по итогам анкетирования определяются преобладающие ориентации учащихся, для чего используется матрица:

НДП

ТД

ЭД

ХД

СД

ОД

ОИ

Оценка достижений учащихся (портфолио)

в познавательной деятельности.

В конце учебного года по количественным и качественным показателям содержимого портфелей достижений (портфолио) по разделу «Познавательная деятельность» выстраивается рейтинг  учащихся в познавательной деятельности, что позволит отслеживать ее динамику и проводить сравнение данного ученика с самим собой. Полученные данные сопоставляются с результатами педагогических наблюдений, которые осуществляют педагоги за различными видами познавательной деятельности, и с картой, которую составляет на каждого ученика куратор. С учётом данных показателей, нами выделены 4 уровня сформированности познавательной компетентности:

  • недостаточный,
  • удовлетворительный,
  • хороший,
  • отличный.

Приложение 1      

Выявление уровня сформированности

познавательных компетенций учащихся (на основе тех.карты)

Крмпетенции

Показатели

Баллы

Формулирование прблемы

Не может сформулировать проблему и определить пути ее решения

1

Ставит проблему и определяет пути ее решения под руководством учителя

2

Ставит проблему и определяет пути ее решения

3

Наблюдение

Пассивное включение в наблюдение (не выделяет общие признаки)

1

Включение в наблюдение под руководством учителя (выделяет общие признаки при помощи учителя)

2

Активное включение в наблюдение (самостоятельно выделяет общие признаки)

3

Формулирование познавательной цели

Не умеет формулировать познавательную цель

1

Формулирует познавательную цель под руководством учителя

2

Самостоятельно формулирует познавательную цель

3

Построение логической цепи рассуждений

Не умеет строить логическую цепь рассуждений для достижения поставленной цели

1

Строит логическую цепь рассуждений для достижения поставленной цели под руководством учителя

2

Самостоятельно строит логическую цепь рассуждений для достижения поставленной цели

3

Выбор способов решения задач

Не умеет выбрать способы решения учебных задач

1

Выбирает способы решения учебных задач под руководством учителя

2

Самостоятельно выбирает эффективные способы решения учебных задач

3

Построение речевого высказывания

Не умеет строить логическое высказывание, отвечает на вопросы

1

Строит осознанное логическое высказывание с помощью учителя

2

Осознанно и произвольно строит речевое высказывание

3

Использование основных теоретических понятий и терминов

Не использует (редко использует) основные теоретические понятия и термины

1

Осознанно использует основные теоретические понятия и термины с помощью учителя

2

Активно и свободно использует основные теоретические понятия и термины

3

Результаты:

низкий — до 10 баллов (преобладают 1)

средний — от 11 до 18 баллов (преобладают 2)

высокий — от 19 до 21 балла

Приложение 2

Показатели сформированности познавательной компетентности на определенных этапах развития школьников

Фамилия Имя_______________________                               Период______________________

Показатели

Проявляется/не проявляется

Знания

Умения

Использует основные способы и методы познавательной деятельности под руководством учителя.

Знает и использует основные способы и методы познавательной деятельности, в т.ч. с применением ИКТ

Знает приёмы, способы и методы творческой познавательной деятельности, в т.ч. с применением ИКТ

Умеет принимать и сохранять учебную задачу

Умеет применять ИКТ в познавательной  деятельности

Умеет обрабатывать, систематизировать и передавать информацию, в т.ч. с применением ИКТ

Умеет презентовать результаты познавательной  деятельности с использованием ИКТ

Умеет решать задачи творческого и поискового характера с использованием ИКТ

Мотивация

Ситуативный интерес к процессу познания

Устойчивый  интерес к познавательной деятельности, ориентация на общественное признание.

Потребность в саморазвитии в сфере познавательной деятельности.

Ориентация на самореализацию и творчество в познавательной деятельности.

Деятельность

Пассивность в познавательной деятельности

Ситуативная активность в познавательной деятельности

Активность в познавательной деятельности, связанная  с интересами личностного роста

Творческая активность, направленная на самореализацию и передачу своего опыта другим

0 – нет; 1 - да

Объектами оценки при этом являются:

  • отношение к познавательной (в том числе к проектной) деятельности;  
  • презентация продукта (качество выполняемых работ, в том числе и творческих);
  • способы деятельности, владение которыми демонстрирует учащийся во время самостоятельной работы, в группе или во взаимодействии с учителем.

Приложение 3

Диагностика мотивации учащихся к познавательной деятельности

Цель: изучение состояния мотивационной сферы, ее направленности на познавательную деятельность, установление интереса к занятиям в различных видах деятельности.

Обработка результатов: по итогам анкетирования определяются преобладающие ориентации учащихся, для чего используется матрица:

НДП

ТД

ЭД

ХД

СД

ОД

ОИ

Анкета для учащихся.

Прочитайте внимательно каждый из пяти разделов и в каждом обведите кружком только один из пунктов, который для вас наиболее предпочтителен.

I . В телевизионных программах вы предпочитаете смотреть:

  1. Познавательные телепередачи и фильмы о научных достижениях, открытиях.
  2. Художественные фильмы.
  3. Передачи о животных, растениях.
  4. Спортивные программы.
  5. Общественно-политические и информационные программы.
  6. Мультфильмы.
  7. Развлекательные программы.

II. Свободное время вы используете для:

  1. Конструирования моделей и механизмов.
  2. Чтения научной литературы (книг, журналов), поиску в Интернете.
  3. Чтения художественной литературы.
  4. Посещения выставок и музеев, занятий художественным  творчеством.
  5. Занятий спортом.
  6. Работы в саду, на пришкольном участке; похода на природу.
  7. Компьютерных игр.

III. Из перечисленных ниже видов деятельности для вас предпочтительнее:

  1. Участвовать в спортивных играх: пляжный и дворовый футбол, волейбол, баскетбол, и т.д.
  2. Участвовать в выставках технического творчества, в соревнованиях моделей и конструкций.
  3. Создавать произведения графики, живописи, музыки, поэзии, скульптуры.
  4. Узнавать новое, участвовать в научных дискуссиях.
  5. Участвовать в работе общественных организаций и объединений.
  6. Наблюдать и изучать явления природы, вести календарь погоды, изучать климат. Ухаживать за растениями, животными, птицами.
  7. Общаться с друзьями.

IV. В системе дополнительного образования вы хотели бы заниматься:

  1. В общественных объединениях вопросами школьного самоуправления.
  2. В научных кружках и обществах учащихся.
  3. В художественных коллективах: вокально-хоровых, хореографических, инструментальных, театральных и т.д.
  4. В кружках технического творчества и компьютерного программирования.
  5. Определенными видами спорта в секциях и кружках.
  6. В биологических кружках, на биостанции, в питомнике, зоопарке, участвовать в экологической деятельности.
  7. Нигде не хочу заниматься.

V. Как организатор вы предпочли бы организовывать:

  1. Выставки цветов, животных,  работу экологических отрядов.
  2. Конкурсы, концерты, выступления, театральные студии, музыкальные и литературные вечера и т.д.
  3. Научные клубы, общества, проводить конференции выступать с докладами, писать научные работы и т.д.
  4. Спортивные игры, соревнования, клубы, привлекать к занятиям других.
  5. Общественные объединения, политические клубы и т.п.
  6. Выставки технического творчества или конкурсы технических проектов.
  7. Ничего не хочу организовывать.

Обработка результатов: по итогам анкетирования определяются преобладающие ориентации учащихся, для чего используется матрица:

НДП

ТД

ЭД

ХД

СД

ОД

ОИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология и технологические карты уроков как средство развития познавательной компетенции учащихся

Реформирование современной общеобразовательной школы направлено на создание педагогических условий для развития  личности школьника. И предлагает приоритет компетентностного подхода, когда на пер...

Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии

Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии  9обобщение педагогического опыта)...

Развитие учебно - познавательной компетенции учащихся средствами технологии модульного обучения

Статья "Развитие учебно - познавательной компетенции учащихся средствами технологии модульного обучения"...

Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания с использованием ИКТ.

Современное образование претерпевает изменения. Проблемы ключевых компетентностей находят всё более широкое обсуждение.В своей статье я показываю, каким образом формирую и развиваю учебно-познавательн...