Рассказ Евы Лисиной «Ломоть хлеба»
план-конспект урока (6 класс)

Павлова Людмила Николаевна

Разработка урока родной (чувашской) литературы в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Рассказ Евы Лисиной «Ломоть хлеба»

(урок чувашской литературы)

Разработку урока  по родной

(чувашской) литературе в соответствии

с требованиями ФГОС для 6 класса подготовила

учитель чувашского языка и литературы

МОБУ СОШ с.Ефремкино МР Кармаскалинский

район Республики Башкортостан

Павлова Людмила Николаевна

Разработка урока родной (чувашской) литературы в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Тема: «Рассказ Евы Лисиной «Ломоть хлеба»

Цели:

  1. Образовательная цель:

— Развивать универсальные учебные действия обучающихся при прохождении новой темы.  

— Продолжать формировать умения и навыки поисковой и творческой деятельности.

— Научить выразительному чтению рассказа, правильному пересказу содержения, раскрыть образы персонажей. 

— Научить использовать ранее усвоенные знания и умения в новой нестандартной ситуации.

  1. Воспитательная цель:                                                                                                                     1) Воспитание требовательности к себе: трудолюбия, дисциплинированности, аккуратности, добросовестности, ответственности.
    2) Воспитание товарищества, гуманности, доброты и деликатности, способности к взаимовыручке.
    3) Воспитание чувства долга, ответственности перед коллективом, чувства сопереживания к больным и пожилым людям, умения радоваться успехам других, максимальной работоспособности.
    4) Воспитание бережного отношения к родному языку.
  2. Познавательная цель:  

Формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности к родной литературе, универсальный учебных действий на основе:
— соединения теоретического материала с пониманием его практического применения;
— установления связи изучаемого с жизнью;
— создания нестандартной ситуации при закреплении и отработке изученного материала;
— создания  ситуации успеха.
— развития речевого умения в монологической форме (умение логично и связно высказываться);
— развития коммуникативных умений и навыков;
— обогащения словарного запаса учащихся;
— расширения кругозора учащихся.

Планируемые результаты:

познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД:  самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;  

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к произведению, аудиодиск к рассказу Е.Лисиной «Ломоть хлеба», наглядный  материал (распечатанные листы).

Тип урока: урок изучения новой темы

Вид урока: урок - беседа

Литература:

  1. Иванова Н.Г. Уроки родной литературы в 6 классе. – Чебоксары, 2007.
  2. Скворцов М. Чувашско-русский словарь. – Чебоксары, 2009.
  3. Презентация «Берегите хлеб».

Межпредметные связи:  русская литература, музыка, изобразительное искусство.                

Ресурсы сети Интернет:

  1. Ева Николаевна Лисина (http://ru.wikipedia.org/wiki/)
  2. Сайт жизни и творчества Евы Лисиной (http://www.chuvashiya.biz/news/16066.html) 

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, аудиодиск, портрет Евы Лисиной, круглый хлеб, кусок хлеба.

Словарная работа:

Антăхса — каятăп 1.задыхаться, 2.захлебываться.

Асамлă — волшебный.

Кашлич — бот. свербига (едят корни).

Пушхир — пустыня.

Урмăшнă — ненормальный, искаженный (голос).

Хурланчăк — печальный.

Чÿрече хашакĕ — 1.оконные рамы, 2.карниз.

Эпиграф урока:

«Тус-тăванăм, çакна эс ан ман:

Çĕр çинче асли çук çăкăртан.

Пуç тайса хисепле эс ăна,

Вăй та пурнăç парать вăл сана»

                В.Давыдов-Анатри

Технологическая карта урока. (На чувашском языке)

Этапы урока

    Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия

личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии.

Психологический настрой детей на урок.

Учитель: Посмотрим друг на друга и произнесем: «Сывлăх сунатăп!»

Самоопределе

ние

Мотивация к учебной деятельности

личностные:

самоопределениеустановление связи  между целю учения и ее его мотивом.

коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли

Чтение отрывка из рассказа «Ломоть хлеба»

— Расскажите, какие чувства у вас вызвал рассказ «Ломоть хлеба»? Понравился ли вам рассказ Евы Лисиной?

Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – солнышки. За каждый правильный ответ – солнышко, которое вам улыбается. Кто наберет  три жетона и больше, тот получит за урок «5».

Выявление желания знакомиться с творчеством автора.

Актуализация знаний

Постановка цели (целеполагание)

Организация деятельности по восприятию рассказа

Открытие обучающимися нового знания

Физк

ультминутка

Самостоятельная работа  

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Домашнее задание

Конец урока

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД:умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

личностные: моральный выбор;

регулятивные УУД:, планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция;

познавательные:  самостоятельное выделение и формулирование  познавательной цели

личностные:самоопределение,  побуждение к деятельности;

регулятивные: составление плана и последовательности действий;

познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач;

коммуникативные:инициативное сотрудничество  в поиске и сборе информации в группах.

логические: установление причинно- следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

познавательные:самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

личностные: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация

логические:  выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство)

познавательные:самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей;

логические: построение логической цепочки рассуждения;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

личностные:

- оценивать результат учебной деятельности.

регулятивные:

- соотносить полученный результат с поставленной целью.

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные: саморегуляция.  

Слово учителя о писателе

—Посмотрите, пожалуйста, на портрет Евы Лисиной.

—Перед нами немолодая писательница с приятным лицом. Выразительные глаза, задумчивое лицо. Она, кажется, многое видела, пережила. Это Ева Николаевна Лисина – чувашский детский писатель, переводчик. Она  родилась 26 июля 1939 года в деревне Именево Батыревского района Чувашии в семье сельского учителя.  Окончила Тимирязевскую сельскохозяйственную академию в Москве. Работала в Ботаническом саду МГУБиблиотеке иностранной литературы имени М. И. Рудомино, преподавала в Театральном училище имени Щепкина, обучала будущих артистов чувашскому языку и литературе.   С 1994 года живёт в Чебоксарах. В 2009 году завершила перевод Библии на чувашский язык.

Ева Лисина создала много рассказовсказокповестейпьес на чувашском и русском языках.

На чувашский язык перевела произведения А.Н.ОстровскогоЭ.де ФилиппоП.ГаринеиЮ. О’Нила и других мастеров. А теперь мы познакомимся с содержанием книжной выставки.

ЭКСКУРСИЯ по выставке, рассказывающая о жизни и творчестве Евы Лисиной.

—Книга «Çăкăр чĕлли» посвящена детям, умершим от голода во время войны, считается одной из лучших книг писателя. Книга написана в 1970 году, переведена на многие языки мира.

Учитель ставит аудио диск с отрывком рассказа, а после этого дети сами читают.

— Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока?

—  Какие основные задачи урока стоят перед нами?

— Как бы вы определили основную мысль рассказа?  

— Какие чувства у вас вызвал рассказ?

— Случалось ли вам самим принимать самостоятельные решения?

— Почему рассказ называется «Ломоть хлеба»? Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет?

**На протяжении всего творчества Еву Лисину интересовала судьба детей современного мира. Любовь к детям досталась ей с  детства, когда она, старшая, по-матерински заботилась о своих сёстрах и братьях. Рассказ «Ломоть хлеба» является автобиографическим, образ Лисук – это родная сестра Евы и его брата-писателя Г.Айги, которая во время войны попала под бомбежку в Финляндии и стала инвалидом. В дальнейшем, она научилась только рисовать. И ее рисунки были высоко оценены на выставке в Германии.

Пирĕн пĕчĕк юлташĕ

Тухрĕ доска умнелле.

Урисемпе трст! тапать,

Аллисемпе шарт! çапать.

 Хорошо мы с вами потрудились, на пользу!

Составление плана рассказа

— Как вы думаете, на какие части можно поделить рассказ?

 

Беседа по второй части рассказа.

—Получив в столовой кусок хлеба, о чем думает Еля?

— Съедят ли девочки долгожданный кусок хлеба?

— Какое место занимает хлеб в нашей жизни и в жизни главного героя? Почему?

— Найдите глаголы, с помощью которых Лисина описывает поступки Ели. Почему она ударила свою сестру? Что вы можете сказать о характере девочки Ели?

Объединитесь в группы по два человека    и  постарайтесь расшифровать алгоритм.

Работа с текстом:

— Найдите в тексте ключевые фразы и объясните их смысл:

«Моя мечта – как в сказке: по пути домой, сядем в поле и съедим пол куска хлеба, а другой кусок принесем домой…»

«Моя земля – пылкая и волшебная, как горячая печь».

«Она радуется как ребенок, мечтает о новом платьице».

—Как вы понимаете смысл этих фраз?

—С каким трудом раньше доставался хлеб?

Подчеркнём созидательную роль человеческого труда.

— Во что верил отец Никиты? Что означают слова: “Давай всё трудом работать, и все живые  будут?»

— Изменилось ли ваше понимание этого рассказа? Как вы сейчас понимаете главную мысль рассказа «Ломоть хлеба»?

 —Вспомним фрагмент рассказа, где девочки теряют хлеб. Какие впечатления вызвал у вас этот эпизод?

 —Сравните ваши первоначальные представления о героях?

 — Что показалось интересным?  Охарактеризуйте интонацию, с которой герои произносят диалоги  о хлебе?

 —Каковы ваши открытия?

 Объединитесь в группы по два человека    и  постарайтесь расшифровать алгоритм.

Ответьте письменно на вопрос: «О чем заставил вас задуматься рассказ Евы Лисиной»

Продолжите предложения:

«На мой взгляд, произведение Евы Лисиной «Ломоть хлеба» - …»;

«Хлеб – это…»;

«Рассказ Е.Лисиной научил меня…»

Задание на выбор:

  1. Подобрать пословицы о хлебе.
  2. Выполнить рисунки к рассказу, озаглавить их.
  3. Рассказ-путешествие Ели в райцентр от первого лица.

Знакомятся с жизнью и творчеством писателя, делают опорные записи в тетради (по желанию).

Обучающиеся рассматривают фотографии, репродукции, книги, которые раскрывают перед ними жизнь писателя.

Знакомство с эпиграфом, вывод о том, что речь пойдет о трудностях, которые преодолевает девочка.

Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над образом главного героя.

Составляют сложный план самостоятельно в группах, затем сверяют его с планом на доске.

1. Мама уходит на работу.

2. Еля преодолевает трудности самостоятельно ради куска хлеба.

3. Девочка Еля приводит больную сестру в больницу и беседует с врачом.

Дети подтверждают ответы примерами из текста.

Работа по алгоритму с целью сделать выводы по данному этапу урока.

Ребята работают с текстом, делают выводы, строят высказывания.

Прослушивание фрагмента рассказа, обмен мнениями.  

Работа по алгоритму с целью сделать выводы по данному этапу урока.

Дети письменно отвечают  (несколько предложений), после чего обмениваются тетрадями с целью соотнести свои мысли с точкой зрения одноклассника

Дети продолжают начатые предложения, формулируя важные мысли урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок литературы в 5 классе по рассказу К.Паустовского "Теплый хлеб"

Урок  был дан  в рамках районного ресурсного центра в технологии критического мышления...

Урок внеклассного чтения в 5 классе.«Лучший способ сохранить своих друзей - не предавать их». По рассказу Е.Носова «Трудный хлеб».

Цели:  1.Обучить сравнительно – сопоставительному анализу текста,              формировать умение сопоставлять близкие по теме...

УРОКИ ДОБРОТЫ И НРАВСТВЕННОСТИ (По рассказу Е.Носова «Трудный хлеб»).

Программа «Вокруг тебя — Мир», разработанная Международным комитетом Красного Креста совместно с Российским обществом Красного Креста, замечательна и подбором гуманистических по содержанию произ...

Конспект урока к рассказу А.Платонова"Тёплый хлеб" 6кл

Конспект  урока по рассказу Платонова "Тёплый хлеб"...

Разработка урока по родной (чувашской) литературе в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС «Рассказ Евы Лисиной «Ломоть хлеба»

Тема: «Рассказ Евы Лисиной «Ломоть хлеба»Цели:1.  Образовательная цель: — Развивать универсальные учебные действия обучающихся при прохождении новой темы.  — Пр...

«Чему учит рассказ «Цветок хлеба?» (урок родной литературы в 5 классе по рассказу Ю.Яковлева «Цветок хлеба»)

Урок «Чему учит  рассказ «Цветок хлеба?» (урок  родной литературы в 5 классе по рассказу Ю.Яковлева «Цветок хлеба»)...