"Стили речи". Дидактический материал для работы на уроках русского языка.
материал по русскому языку по теме

Сальникова Марина Викторовна

Данный  материал удобно использовать на уроках русского языка,речи и культуры общения при прохождении или повторении темы "Стили речи" в 5-9 классах. Котрольная работа "Стили речи" составлена для учащихся 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stili_rechi.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

        Стили речи.                                                                

Разговорный стиль.                                                                             

Цель высказывания: общение, обмен мыслями.        

Сфера применения:                                                                 

в устной речи: беседа в кругу близких людей, в неофициальной обстановке;        

в письменной речи: дружеские письма, послания.

Стилевые черты: непринужденность, свобода в выборе слов и выражений, авторское отношение к предмету речи и собеседнику.                                                      

Языковые средства:                                                                  

лексические: разговорные, непринужденные слова (вымахал (вырос), электричка          (электропоезд);                                                                                        

морфологические:  

слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (березка, звездочка, серенький, ключик);                                                                                              

слова с суффиксом неполного качества –оват-(-еват-) (сладковатый, синеватый);                                                                                                      

глаголы совершенного вида с приставкой за- со значением начала действия (запел вместо начал петь).                                                                                    

синтаксические:    

предложения, различные по цели высказывания: вопросительные и побудительные;                                                                                         

восклицательные предложения;                                                

обращения;                                                                                

 прямая речь.                                                                                

Текст 1.                                                                    

Задание: сделать стилистический анализ текста.                                     

Валя: И ты, то есть, у костра что ли спал?                                                

Егор: У костра, конечно, спал.                                                        

Валя: Ничего, не страшно?                                                        

Егор: Ну, а чё, Валюха, страшного-то? Я выбрал место… С одной стороны елка вот такая вот, с другой стороны там камень какой-то. Пристроился так. И лапничку подложил. С третьей стороны костерок. Вот… Лег, полежал-подремал, достал термосочек, чайку горяченького попил, пару бутербродов брал.                                

Валя: Не скучно?                                                                

Егор: А чё?! Хорошо! В лесу, знаешь, интересно. Вначале там птички с вечера запоют, потом постепенно все затиха-а-ет… И тишина, полнейшая тишина.                        

Валя: Ой! Я бы со страху умерла в этой-то тишине! (Смеётся.)                

Егор: Я тоже струхнул, когда филин заорал в одном месте, потом в другом месте. Он странноватый какой-то, орет каждый раз по-разному. То просто дурным голосом, а то вот как ребенок плачет  громко.                

Валя: Ужас!                                                                                                                                                

Из книги «Речевые портреты». М.,1995г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Книжные стили речи.                                                        

Научный стиль.                                                                                           

Цель высказывания: сообщение, передача научной информации.

Сфера применения:                                                                         

в устной речи: уроки, выступления на научные темы (лекции, доклады и пр.);

в письменной речи: научные труды, учебники, словари, энциклопедии, научные и научно-популярные книги.

Стилевые черты:   точность, краткость, логичность, доказательность, абстрактность (неличная манера изложения), обобщенно-отвлеченное высказывание(говорится о березе вообще как о породе дерева, а не о конкретном дереве).                                        

Языковые средства:                                                                      

лексические:

слова нейтральные и книжные с обобщенным и отвлеченным значением (животное, растение; скорость, движение и пр.);                        

научные термины (суффикс, функция, коэффициент, элемент);                                                                                                        

морфологические: глаголы в форме 3-го лица настоящего времени со значением постоянного     (вневременного)действия (рыбы дышат жабрами);

преобладание имен существительных и прилагательных над глаголами;

синтаксические: распространенные повествовательные предложения;         

сложные предложения;                                                        

определенно-личные предложения с глаголом-сказуемым в 1лице множественного числа;                    

 сказуемое чаще выражено существительным или прилагательным;        

обособленные обороты, однородные члены предложения и обобщающие слова;

прямой порядок слов.                                                                                                                                                                                

Текст 1.                                                                          

Задание: сделать стилистический анализ текста.                          

Во всех частях Средней Азии наблюдается смена природных ландшафтов, согласно закону вертикальной поясности (постепенный переход от равнин к горным поднятиям). Но природные ландшафты, формирующиеся на определенных высотных ступенях в разных частях территории Средней Азии, существенно отличаются: наблюдаются разные комбинации сменяющихся поясов, то есть разные типы вертикальной поясности.                

В такой дифференциации вертикальной поясности сказывается существенное изменение сезонного режима осадков. В северо-восточной части Средней Азии, в равнинах рек Или, Чу и Таласа, хотя и наблюдаются общие для равнин Средней Азии весенний и осенний максимумы осадков, а лето является наиболее сухим сезоном, все же распределение осадков в течение года относительно равномерное, весенний дождливый сезон растянут, лето небездождно. С повышением рельефа существенно усиливается относительная доля летних осадков; в высокогорных пространствах большая часть годовых осадков выпадает летом.                                                                                          

Детская энциклопедия. М., 1998г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Книжные стили речи.                                        

Официально-деловой стиль.                                                                       

Цель высказывания: сообщение, передача деловой информации, сведений, имеющих практическое значение для всех, точных указаний.        

Сфера применения:                                                                         

в устной речи: объявление (например, по радио, телевидению);                          

в письменной речи: деловые бумаги, инструкции, законы, документы, объявления.

Стилевые черты:     официальность, точность, бесстрастность.

Языковые средства:                                                                    

лексические:

книжные, официальные слова и выражения (электропоезд (не электричка!) принять решение, лесонасаждения, зерновые культуры и пр.);                        

полное наименование государств, государственных органов, учреждений, предприятий,

 точное обозначение дат, количеств, величин, размеров;

употребление слов только в их прямом значении;                

морфологические:

имена существительные, образованные от глаголов (спасение, выезд и пр.);        

 синтаксические:        

распространенные повествовательные предложения;                                

сказуемое часто выражается прилагательным.                                                                                                                                                

Текст 1.                                                                    

Задание: сделать стилистический анализ текста.

Закон Российской Федерации.                                                                      

Об увольнении с действительной военной службы лиц офицерского состава по собственному желанию.                

В дополнение к основаниям, предусмотренным статьей 63 Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности», увольнение с действительной военной службы лиц офицерского состава, не достигших предельного возраста состояния на действительной военной службе, то есть, досрочно, допускается также по собственному желанию при условии, что общая продолжительность военной службы таких лиц в Вооруженных Силах на офицерских должностях составляет не менее 5 лет по окончании военного учебного заведения.

Президент Российской Федерации: Б.Ельцын.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Книжные стили речи.

Публицистический стиль.                                                                 

Цель высказывания: воздействие на слушателей или читателей, формирование общественного  мнения.    

Сфера применения:                                                                     

в устной речи: выступления на митингах и собраниях;                                                  

в письменной речи: статьи в газетах, журналах.                                      

Стилевые черты: актуальность, общедоступность, страстность, призывность, побудительность, образность, острота и яркость изложения, речевая выразительность.

Языковые средства:                                                                    

лексические:                    

эмоционально-окрашенные слова;                                        

торжественная лексика;                                                

синонимы,  антонимы;

слова в переносном значении (море огней, спит земля);

фразеологические, описательные обороты;                                

изобразительно-выразительное средства: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, гипербола и пр.                                                                                  

морфологические:      

личные и притяжательные местоимения (я, мы, ты, вы, мой, ваш и пр.);

синтаксические:        

побудительные и         восклицательные предложения;                

распространенные обращения;                                        

риторические вопросы;                                                        

расщепленные предложения;                                                        

повторы;                                                                                     

 инверсия;                                                                                         

антитеза.                                                                                                                                                                                                                                                                            

Текст 1.                                                                        

Задание: сделать стилистический анализ текста.                         

Пушки больше не стреляют.                                                

Восьмого марта тысяча девятьсот сорок пятого года.Гитлеровская Германия поставлена на колени. Война окончена. Победа.                                                        

Что может быть сильнее, проще и человечнее этих слов?!Шли к этому дню долгой дорогой. Дорогой борьбы, крови и побед. И вот он, этот день: Берлин в дымке. Машины проходят под воздвигнутой нашими бойцами аркой победы. Над ней гордо развеваются три флага и надпись: «Красной Армии - слава!».                                

Вот наконец Калсхорст., берлинский пригород. Здесь могила гитлеровской Германии, здесь конец войны. И это здание бывшего немецкого военно-инженерного училища, в котором состоялось подписание акта капитуляции. И этот зал офицерской столовой и все минуты короткого, но преисполненного глубокого волнения и смысла заседания…

Сейчас в этом зале гитлеровцев поставили на колени. Это победитель диктует свою волю побежденному. Это человечество разоружает зверя.                                 

Победа! Сегодня человечество может свободно вздохнуть. Сегодня пушки не стреляют.

Репортаж Б. Горбатова и М. Мержанова.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

 Книжные стили речи.                                                

Художественный стиль.                                                                 

Цель высказывания:   воздействие на читателя или слушателя; изображение того, о чем рассказывается; передача мыслей, чувств (эмоций), которые испытывает автор.

Сфера применения:                                                                                    

в устной речи: произведения устного народного творчества;                                          

в письменной речи: произведения художественной литературы.                

Стилевые черты: конкретность (описывается именно эта береза, а не береза вообще), образность, выразительность, наглядность, индивидуальность слога.

Языковые средства:                                                                  

лексические:                

 богатый, разнообразный словарь;                                        

 использование лексических средств других стилей в соответствии с художественной задачей;                                                                                

конкретные слова (не птицы, а грачи, скворцы, ласточки и т.д.; не сказал, а напомнил,  посоветовал, предупредил);                                                                

 слова в переносном значении (море огней, спит земля);                                  

синонимы,  антонимы;                                                

фразеологические, описательные обороты;

изобразительно-выразительное средства: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, гипербола и пр.;                                                                                            

морфологические: слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (березка, звездочка, серенький, ключик);                                                                

слова с суффиксом неполного качества –оват-(-еват-) (сладковатый, синеватый);

глаголы совершенного вида с приставкой за- со значением начала  действия (запел вместо начал петь, зацвел сад);                                                                

 глаголы настоящего времени вместо прошедшего (Ходил я за грибами; вдруг вижу…);

синтаксические:      

 предложения, различные по цели высказывания: вопросительные и побудительные;

восклицательные предложения;                                                    

предложения с однородными членами.                                                                                                                                                                                                                                                                

Текст 1.                                                                            

Задание: сделать стилистический анализ текста.                        

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. …Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посреди неба…                                                                                                                                        

Н.В. Гоголь.                

                                                                                                                                                                                                                        

Контрольная работа                                

 «Стили речи».                                                        

Задание: определите стиль речи текста; сделайте стилистический анализ текста по плану:1. цель текста, 2. сфера применения, 3. стилевые черты,4. языковые средства (лексические, морфологические, синтаксические).                        

Текст 1.                                                                

… Вощев подошел к открытому окну, чтобы заметить начало ночи, и увидел дерево на глинистом бугре – оно качалось от непогоды, и с тайным стыдом заворачивались его листья. Где-то, наверху в саду совторгслужащих, томился духовой оркестр; однообразная, несбывающаяся музыка уносилась ветром в природу через приовражную пустошь, потому что ему редко полагалась радость, но ничего не мог совершить равнозначного музыке и проводил свое вечернее время неподвижно. После ветра опять настала тишина, и ее покрыл еще более тихий мрак. Вощев сел у окна, чтобы наблюдать нежную тьму ночи, слушать разные грустные звуки и мучиться сердцем, окруженным жесткими каменистыми костями.                                                                                                

А. Платонов «Котлован».                                                

Текст 2.                                                                

Туча, которую мы  указывали месяцы, разразилась!                                

Восстание зажглось, горит и распространяется в Польше. Что сделают петербургские пожарные команды?.. Зальют его кровью – или нет?.. Да и тушит ли кровь?                

Неужели этому царствованию, которое так легко могло быть кротким, человечным, суждено заступить глубже и глубже в кровь? Кровью не везде можно перейти вброд; а плохие пловцы в Зимнем дворце. Восстание это все предвидели, оно не могло не быть; об нем предупреждали и мы и десять других журналов; были даже люди, которые предупреждали великого князя и государя, -они не хотели отстранить восстания, они избрали кровь!                                                                

Из статьи А.И. Герцена в журнале «Колокол» о восстании 1863-1864г. в Польше во время         царствования Александра Второго.                                        

Текст 3.                                                                

Предметом научного языкознания является человеческий язык в его истории. Язык каждого народа, каждой общественной крупы, каждого индивидуума не остается в течение времени неизменным, он подвергается постоянным, хотя и постепенным видоизменениям; каждый язык в известный период своего существования представляет собою результат тех изменений, которые были пережиты им в предшествующий период.         Это постоянное видоизменение языка заключается в том, что он переживает постепенные изменения и в области звуков, и в формах слов и предложений, и в реальных, и в формальных значениях; он утрачивает некоторые из этих фактов и приобретает новые, неизвестные ему раньше.        

Г.Я. Солганик «Стилистика русского языка. Учебное пособие для 10-11 классов».                                        

Текст 4.                                                                

Бабушка Галя: А вот еще про… как в деревне-то я жила рассказать вам?        

Сашок: Ага…                                                                                

Петька: Интересно, конечно!                                                        

Бабушка Галя: Значит, ну я была девчонкой, тоже мне было лет двенадцать. И я очень любила вообще собак. И там была собака-а… Дымка, которая была. Я почему-то до сих пор помню так хорошо эту собаку. Вот подумайте, есть некоторые воспоминания, которые остаются на всю жизнь. Можно сказать совершенно ничего не значащие… В сущности… И вот эта собака Дымка, она меня очень любила. Она страшно злая было. Все боялись. Она сидела на цепи, и все боялись к ней подойти. Но я подходила. Она меня очень…Ласкалась ко мне вообщем. У нее щенки были. И вот она, значит,никому не давала подходить к ним. Никому! Я подходила , всегда их брала на руки. Она мне все разрешала. Хвостиком виляла. Да…Любила меня. Вот запомнилась же эта собака!                                        

Петька: Бабуля! Я тебя тоже очень-очень люблю!        

Из книги «Русская разговорная речь. Тексты.».                                        

Текст 5.                                                                                

Правила оформления отчета.                                                        

1. Общие требования.                                                                                

1.1. Отчет должен быть отпечатан машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги формата А4 по ГОСТ 9327-60 через полтора межстрочных интервала. Допускается печатать отчет через два межстрочных интервала.                                 

1.2. Поля должны оставляться по всем четырем сторонам листа. Размер левого поля -35 мм, правого -не менее 10мм., размер верхнего и нижнего полей -не менее 20мм.                

1.3. Шрифт машинки должен быть четким, лента- черного цвета.                        

1.4. При первом упоминании в тексте иностранных фирм, малоизвестных фамилий или географических названий их пишут как в русской транскрипции, так и на языке оригинала (в скобках).                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Типы речи". Дидактический материал для работы на уроках русского языка.

Данный материал удобен для использования на уроках русского языка, речи и культуры общения при изучении и повторении темы "Типы речи" в 5-9 классах....

Дидактический материал по теме "Сложноподчиненное предложение" Русский язык. 9 класс.

Дидактический материал по теме "Сложноподчиненное предложение" содержит СПП с разными видами придаточных. Может быть использован для индивидуальной и групповой работы при освоении названной темы....

Дидактический материал по здоровьесбережению к урокам русского языка

Дидактический материал содержит тексты и задания к разным темам курса русского языка в 5-9 классах....

Дидактический материал к различным темам уроков русского языка, включающий в себя пословицы, поговорки, «крылатые» слова и выражения.

Данный дидактический материал является дополнительным пособием для урокв русского языка. Может быть использован на различных этапах урока, а также как лингвистический практикум и физкультминутка....

Использование дидактического материала по краеведению на уроках русского языка

Данная интерактивная презентация включает в себя дидактический материал на основе материалов по родной Якутии. Данный материал можно использовать в 5, 6, 7 классах.https://cloud.mail.ru/public/Cv2y/Wh...

Дидактический материал для словарной работы на уроках русского языка в 5 классе.

      Карточки для словарной работы составлены с использованием репродукций живописных полотен художников разных эпох. Такая работа даёт возможность не только понять и запомнить ...