"Типы речи". Дидактический материал для работы на уроках русского языка.
материал по русскому языку по теме

Сальникова Марина Викторовна

Данный материал удобен для использования на уроках русского языка, речи и культуры общения при изучении и повторении темы "Типы речи" в 5-9 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tipy_rechi.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Типы речи.                                                                                        

Описание.                                

Описание - это тип речи. В тексте-описании изображаются, перечисляются признаки, отличительные приметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов, событий, действий.                                

Виды описания:                                                                         

классическое описание: трехчастное: начальная часть (представление предмета; может быть сказано почему автор описывает предмет, время, место нахождения предмета), основная часть (конкретизация предмета через топы; выражение отношения автора к предмету), заключительная часть (вывод или предложение, просто заканчивающее перечисление признаков);                                

свободное описание: называются только  самые яркие признаки, активно используются образные средства.                                                                                                                                       

План риторического анализа описательного текста.                                                

1.Коммуникативная цель: дать информацию о предмете, то есть рассказать о его признаках, свойствах.                                

2.Основной вопрос к тексту: какой?                                                

3.Тема:  предмет описания (например: «Осень»).                

4.Основная мысль:«Предмет описания имеет такие признаки…», «Предмет таков» (например: «Золотая ранняя осень», «Холодная, дождливая поздняя осень»).                

5.Топы:  «определение», «целое - части», «свойства», «сопоставление» (не обязательно все).                                                                        

6.Схема построения:

начальная часть (представление предмета описания;

 основная часть (конкретизация предмета через топы);

заключительная часть  (возможна, но не обязательна).                                                                                      

7.Грамматические, риторические и др.особенности:  

преобладание существительных и прилагательных;

глаголы несовершенного вида;

множество образных средств ( сравнение, метафора, олицетворение, эпитет, инверсия, антитеза, повтор слова и др.).                        

Текст 1.                                                                        

Задание: сделать риторический анализ текста-описания.                        

Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен; сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которые уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решетка совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игры в солдаты деревенские мальчишки. В дальнем углу цветника стояла ржавая бочка, наполненная грязной дождевой водой. Бочкой давно никто не пользовался, так как поливать было некому, да и нечего. Детские качели, на которых когда-то было весело и шумно, сиротливо и грустно скрипели, жалуясь ветру… Крапива занимала целый угол цветника. Она служила фоном для нежного и роскошного цветка розы.                                                                                                                                        

( По Н. Гаршину.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Типы речи.                                                                                          

 Повествование.                                                        

Повествование - это тип речи. В тексте-повествовании рассказывается о действиях и  событиях в определенном порядке (что было сначала, что потом… и  наконец).                                                                                                                                                

План риторического анализа повествовательного текста.                                                                                                

1.Коммуникативная цель: дать информацию о действиях и событиях.

2.Основной вопрос к тексту: что произошло?                                

3.Тема:  о чем или о ком говорится в тексте (например: «История из школьной жизни», «Поездка в деревню»).                                

4.Основная мысль: «С героями произошло следующее…», «Герой действует так» (например: «Однажды Игорь Петров решил подсказать другу…», «Я научился защищать друзей и ценить дружбу»).        

5.Топы:  «обстоятельства места, времени, цели, причины, условия, уступки, образа действия».                                                                

6.Схема построения: вступление (экспозиция)(сообщается место, время события, о котором  будет рассказано, представляются герои, с которыми это произошло);

завязка (момент, с которого начинается событие),  

основная часть (развитие действия);

кульминация (момент наивысшего накала событий);

развязка (окончание в развитии событий), вывод.                        

7.Грамматические, риторические и др. особенности:  

преобладание глаголов, называющих конкретные действия (движение,  речь и др.);

использование деепричастий, деепричастных оборотов, наречий;

слова и словосочетания, помогающие показать строгую  последовательность действий во времени ( однажды, сначала, затем,  сперва, еще, уже, а в это время, тогда и др.);

 характерна цепная связь.                                                                                                                                                 

Текст 1.                                                                        

Задание: сделать риторический анализ текста-повествования.                        

У корня виноградной лозы кто-то обронил семя, и выросло деревце. Пока оно росло и нуждалось в помощи, великодушная лоза не обижала его, делилась с ним пищей и водой. Но вот дерево стало большим. У него теперь такие корни, что оно уже не просит пищи, а берет сколько ему нужно.                                        

Виноградная лоза потеснилась. Она привыкла обходиться малым, и того, что оставалось от соседа, вполне хватало ей, чтобы в свой срок налить грузные кисти винограда сладчайшим соком.                                                                        

Все бы хорошо, если бы дерево не отняло солнца у виноградного куста. Оно раскинуло над ним ветви, раскудрявило крону. Тут уж лоза не выдержала, попросила соседа не заслонять солнца. А дерево лишь плотнее сомкнуло над ней ветви.                        

Но проходил срок, и лоза снова радовала глаз новыми гроздьями – она ведь привыкла обходиться малым. А дерево и сей час растет без помех, безраздельно захватив солнце, но что-то никто не помнит, чтобы оно завязывало на своих ветвях хоть один плод.                                                                                                                                

( Л.Гурунц.)                                                                        

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Типы речи.                                                                                             

Рассуждение.                                                         

Рассуждение - это тип речи. В тексте-рассуждении излагаются причины явлений и         событий, их взаимосвязь.

Основа рассуждения- перечисление фактов,  доказательств, обосновывающих вывод, к которому стремится привести читателя автор.                                                                

Виды логических схем рассуждения:                  

 веерная схема (доводы доказывают или объясняют тезис, следствие  «вытекает» из тезиса и доводов);                                                    

цепная схема (тезис – причина для вывода, вывод-основа для нового вывода и т.д.).                                                                                                      

Способы рассуждения:

дедуктивный (от общего к частному; тезис (основная мысль) – доводы);

индуктивный ( от частного к общему; примеры, доводы  – вывод (основная мысль).                                                                         

Виды доводов:        

естественные доводы (доводы «к делу»; конкретные, бесспорные факты:  документы, данные экспертизы, научного анализа, свидетельские показания  и т.п.);

искусственные доводы (доводы «к человеку»; доводы, обращенные к  морально-этическим представлениям убеждаемого).                                                                                                                                                                                                               План риторического анализа  текст – рассуждения.                                                                                                        

1.Коммуникативная цель:     убедить, объяснить.                

2.Основной вопрос к тексту: почему?.                                        

3.Тема: о чем или о ком говорится в тексте (например:«Монументы»).

4.Основная мысль: тезис (требует объяснения или доказательства (например: «Монументы возвышают дух народа»).

К каждому тезису можно сформулировать антитезис (например: «Монументы не возвышают дух народа»).        

5.Топы:

«причина» (почему истинен тезис) ( выстраивает смысловые связи между тезисом и доводами с помощью логических связок: так как, ибо, потому  что, поскольку, которые редко прямо представлены в тексте, их надо восстанавливать на логической схеме);

«следствие» (что «вытекает» из основного тезиса, справедливость которого доказывается)(выстраивает смысловые связи с помощью логических          связок: следовательно, поэтому);

«пример» (иллюстрация к доводу)

6.Схема построения:

тезис (основная мысль, то, что надо доказать, объяснить; от основной  мысли к тексту ставятся вопросы: почему? по какой причине? зачем? отчего? есть ли это? так ли это?);

доводы (от доводов к выводу задается вопрос: какой отсюда следует вывод);

 вывод (автор может сам и не  делать вывод).                        

7. Грамматические, риторические и др. особенности:

абстрактные существительные( называют не конкретный предмет, а умозрительное понятие, например: мировоззрение, знание, мнение и др.);                                          

 оценочные слова различных частей речи (прекрасно, ложное, идеально и  др.);

слова, с помощью которых обозначаются человеческие эмоции, процессы размышления и речи (поразительно, радостно, обдумаем, сравним, выскажем и др.);

 тропы (метафоры, олицетворения, сравнения, эпитеты);

риторические фигуры (повтор, антитеза, инверсия, гипербола, литота, градация, риторический вопрос и др.).                                                                                                                                        

Текст 1.                                                                        

Задание: сделать риторический анализ текста-рассуждения.                

Петровские реформы системы государственного управления способствовали формированию ее четкой централизованной структуры.

Государственный аппарат значительно усилился и стал профессиональным. Произошла бюрократизация управления. Церковь превратилась в государственное учреждение. В петровском «регулярном» государстве человек был ценен не сам по себе, а лишь как часть государственного механизма.                                                                                                                                        

( По А. Кацва.)                                                                                                                                                                                                                                                                

Типы речи.                                                                        

Тексты, включающие различные типы речи.                                               

Тип речи, выбранный для текста в качестве ведущего, определяет ход риторической деятельности автора при создании текста.                                                          

Виды текстов смешанного типа: повествование с элементами описания, описание с элементами повествования,  рассуждение с фрагментами         описания и повествования и т.д.                                                                                                                                                                          

Текст 1.                                                                

Задание: определите какие типы речи использованы в тексте, какой из них является ведущим. Сделайте риторический анализ текста по плану:                                  

1. коммуникативная цель и ведущий тип речи;                        

2. основной вопрос к тексту;                                                    

3. тема текста;                                                                 

4. основная мысль;                                                                 

5. роль фрагмента (фрагментов)  «включенного» («включенных») типа (типов) речи;                                                                                 

6. топы;                                                                                         

7. схема построения;                                                                        

8. грамматические, риторические и другие особенности текста;    

9. авторское отношение к содержанию.                                                                                                                                          

Первый зимний день в лесах.                                                

Трудно было оставаться дома в первый зимний день. Мы ушли на лесные озера. В лесах было торжественно, светло и тихо. Мы бродили по ним до сумерек, обошли все знакомые места .На маленьком озере всегда плавало очень много ряски. Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная, - вся ряска к зиме опустилась на дно. У берегов наросла стеклянная полоска льда. Лед был такой прозрачный, что даже вблизи его было трудно заметить... Мы обламывали руками отдельные льдинки. Они хрустели и оставляли на пальцах смешанный запах снега и брусники. Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птицы. Небо над головой было очень светлое, белое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец. Оттуда шли медленные снеговые тучи.        В лесах становилось все сумрачнее, все тише, и, наконец, пошел густой снег… Зима начала хозяйничать над землей…                                                                                                

(К. Паустовский.)                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Стили речи". Дидактический материал для работы на уроках русского языка.

Данный  материал удобно использовать на уроках русского языка,речи и культуры общения при прохождении или повторении темы "Стили речи" в 5-9 классах. Котрольная работа "Стили речи" составлен...

Дидактический материал по теме "Сложноподчиненное предложение" Русский язык. 9 класс.

Дидактический материал по теме "Сложноподчиненное предложение" содержит СПП с разными видами придаточных. Может быть использован для индивидуальной и групповой работы при освоении названной темы....

Дидактический материал по здоровьесбережению к урокам русского языка

Дидактический материал содержит тексты и задания к разным темам курса русского языка в 5-9 классах....

Дидактический материал к различным темам уроков русского языка, включающий в себя пословицы, поговорки, «крылатые» слова и выражения.

Данный дидактический материал является дополнительным пособием для урокв русского языка. Может быть использован на различных этапах урока, а также как лингвистический практикум и физкультминутка....

Использование дидактического материала по краеведению на уроках русского языка

Данная интерактивная презентация включает в себя дидактический материал на основе материалов по родной Якутии. Данный материал можно использовать в 5, 6, 7 классах.https://cloud.mail.ru/public/Cv2y/Wh...

Дидактический материал для словарной работы на уроках русского языка в 5 классе.

      Карточки для словарной работы составлены с использованием репродукций живописных полотен художников разных эпох. Такая работа даёт возможность не только понять и запомнить ...