Не с существительными
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Локтионова Ольга Ивановна

Урок усвоения новых знаний. К уроку предполагается презентация (выложу чуть позже - времени нет) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_k_1_urok_russkogo_yazyka_loktionova.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема урока:  Не с существительными

Тип урока:    Изучение нового материала

Форма урока:  Комбинированный

Цель урока: формирование знаний о правописании НЕ с существительными

Задачи урока:

  1. изучить условия слитного и раздельного написания не с существительными и применять их;
  2. развивать логическое мышление, внимательность, умение работать в группах и самостоятельно;
  3. воспитывать усердие, аккуратность, бережное отношение к  учебным пособиям (учебнику и раздаточным материалам), воображение, адекватное оценивание товарищей по классу

Оборудование:  компьютер,   проектор,   карточки   с   заданиями, карточки с

      правилами для вклеивания в справочник учащимся, шапка магистра наук,

     презентация по теме урока  

     

Ход урока:

Этапы урока

Содержание этапа

Задачи этапа урока

1. Организация детей на занятии

Приветствие учащихся.

Организация рабочего места        

Создание благоприятной психологической обстановки

2. Формулировка темы урока, постановка цели урока

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с ДОУМЕНИЕМ:

Что за ЛЕПОЕ положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всем была РАЗБЕРИХА.

Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый, причесанный РЯХА,

А за РЯХОЙ по травке свежей

Шли СУРАЗНЫЙ ДОТЕПА и ВЕЖА

А из школы, взявшись за ручки,

Чинным шагом шли ДОУЧКИ.

И навстречу им утром рано

Улыбалась царевна СМЕЯНА.

Но, конечно, только во сне

Есть страна без частицы НЕ.

(по С. Бондаренко)

- Ребята, вам понравилось стихотворение?

- Чего в нем не хватало?

- Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока?

- Это очень сложная тема, поэтому особенно важно быть сосредоточенными  и внимательными. Сегодня на уроке вам снова предстоит выступить в роли ученых-языковедов.  Вы сами выведете правило правописания не с существительными.

- Вы готовы?

- Тогда в путь.

<слайд 1 – 2>

Заинтересовать детей, создать ситуацию необходимости решения этой проблемы

3. Работа в парах

- Вы получаете карточки с материалами для наблюдения и алгоритмом работы (приложение 1). Ваша задача понаблюдать над языковым материалом и сделать выводы, после  мы обсудим результаты работы.

Выступление представителей от групп с оглашением результатов работы.

<слайд 3 – 8>

Формировать умение анализировать языковой материал, делать выводы, воспитывать коммуникативную культуру учащихся

4. Работа с учебником

- Откройте учебники на стр. 95 и прочитайте правило, соответствуют ли выводы, которые вы сделали самостоятельно, правилу учебника.

- Итак, мы познакомились с новой орфограммой «Не с именами существительными».        

Развивать умение работать с учебником,  умение сравнивать результаты своей работы с правилом

5. Физминутка

- Давайте отдохнём и поиграем.

Восстановить умственную работоспособность.

6. Рефлексия

- А сейчас я предлагаю вам применить данное правило на практике и проверить, насколько вы его усвоили.

Осознание каждым учащимся того, насколь-ко хорошо он усвоил изучаемый материал

- Запишите имена существительные в два столбика: в левый – те, которые без НЕ- не употребляются, в правый – те, которые употребляются без НЕ и к которым можно подобрать синоним.

         Нелепость, недруг, неуклюжесть, невежа, несчастье, невежда, неприятель, несговорчивость.

<слайд 9 – 10>

7. Составление алгоритма применения правила

(приложение 2)

<слайд 11>

Обобщение материала по новой теме.

8. Закрепление по теме

Предупредительный  диктант.

- Я буду читать текст, а вы записываете только существительные с НЕ, аргументируя выбор слитного или раздельного  написания.

      Книга – друг человека. В ней открывается прекрасный мир, воспитывается не праздность, а доброта. Читая книги, мы плачем над несчастиями людей, которые страдали от несправедливости, невежества. Мы любим книги, где герои борются с неправдой.

<слайд 12>

Формировать умение работать с алгоритмом применения правила для определения слитного или раздельного написания НЕ и существительными, развивать внимательность, умение выбирать необходимый языковой материал

9. Самооценка

– Оцените свою работу на уроке, как хорошо вы поняли материал:

 Да (понял), Частично, Нет (не понял).

  1. Я усвоил(а) орфограмму «Не с именами существительными».
  2. Я умею находить слово с данной орфограммой.
  3. Я отличаю случаи, слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными.

Баллы: 

  1. Да – 5 баллов
  2. Частично – 3 балла
  3. Нет – 0 баллов

Сумма баллов

Оценка

15 баллов

5

12–14 баллов

4

9–11 баллов

3

3 балла

2

<слайд 13 – 14>

Формировать требовательное отношение к своей работе

9. Итог урока

- Итак, вы сегодня выступали в роли ученых и самостоятельно вывели правило написания НЕ с существительными. Эта работа была трудной? Что помогло вам справиться с трудностями?

- Правильно знания и умения, а ещё дружба, взаимопомощь.

- Наша задача – довести до автоматизма умение делать правильный выбор написания НЕ с существительными.

Обобщить информацию, которую получили на уроке.

10. Домашнее задание

- Дома вам нужно будет выучить правило написания НЕ с существительными, выполнить упр. 238, пользуясь алгоритмом, который мы составили на уроке, повторить словарные слова

<слайд 15>

Объяснить задание для самостоятельной работы дома


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"

Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....

имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное

урок в 5 классе   по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...

Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)

Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...

Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.

Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...


 

Комментарии