Главные вкладки

    План-конспект урока русского языка (6 класс) по теме:
    урок русского языка по теме"Мягкий знак на конце и в середине числительных"

    Лепишина Светлана Викторовна

    Современная школа – это не только система ретрансляции знаний. Во многом школа третьего тысячелетия – это школа формирования образа жизни, воспитания ценностей, основа будущего благосостояния общества.

    Здоровье школьников – одно из важных условий благополучия школы, ее успешности на рынке образования. Мы с уверенностью можем сказать: «Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, использует здоровьесберегающие  педагогические технологии».

            Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    urok_russkogo_yazyka.docx22.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: « Мягкий знак на конце и в середине числительных».

    Цели:

     образовательная - познакомить учащихся с написанием мягкого                            знака на конце  и в середине числительных.

      развивающая   - развивать мыслительную деятельность учащихся,  культуру речи, умение правильно писать имена числительные.

                 

      воспитательная – воспитывать интерес к родному языку, чувство прекрасного, бережное отношение к природе, чувство милосердия.

    Оборудование:  карточки  - тесты для индивидуальной работы, таблица, раздаточный материал, магнитофон с грамзаписью, мультимедийное оборудование.

                                                          Ход урока:

    1.Организационный момент:

     - Сегодня я вошла  в класс, и мне очень приятно, что вы встречаете меня добрыми и ласковыми глазами. Давайте с таким же настроением проведем весь урок.

    Я смотрю на ваши лица,

    Хорошо, отрадно мне,

    Словно я в огромной, дружной

    И приветливой семье.

    - При какой погоде мы испытываем радость, тепло? Согласна. И сегодня в этом классе тепло и уютно от солнышка, которое своими лучами будет согревать нас весь урок.

                               1-й слайд                      (Солнышко)

    - Ребята, а если вы будете активно работать, правильно отвечать на вопросы, наш класс заиграет всеми цветами радуги. Сколько цветов у радуги? (7) Значит, вы должны очень постараться работать быстро, правильно выполнять задания, помогать друг другу, чтобы у нашей радуги образовались все 7 красивых дуг. За каждое  правильно выполненное задание  - полоска радуги.

    2.Повторение:

    - Послушайте стихотворение.  - О какой части речи  рассказывает автор ?

    Я каждый день и каждый час

    Сказать готово, сколько вас,

    И я могу, имей в виду,

    Сказать, который ты в ряду.

                                                  П.Чесноков.

    - Правильно.

    - Ребята, давайте повторим некоторые правила. Игра «Скажи да или нет».

    - наша речь состоит из предложений? ( да)

    - предложения состоят из слов? (да)

    - слова, которые отвечают на вопрос сколько? Это существительные?  (нет)

    -  это числительные? (да)

    - порядковые числительные отвечают на вопрос сколько? (нет)

    - на вопрос,  который? (да)

    - количественные числительные отвечают на вопрос сколько? (да)

    - составные числительные состоят из 2 и более  слов? (да)

    - простые числительные состоят из одного слова? (да)

    - Молодцы! И вот уже первая дуга радуги появилась на экране. Какого она цвета, вспоминаем!

                          2- ой слайд                     (красная)

    - Продолжим урок. У вас на парте есть лист с заданием №1.Прочитаем текст и задание к нему.

     Выпишите из текста числительные. Работаем по вариантам.

                        1вариант                                                              2вариант

                       простые                                                               составные

        Насекомые, раки, крабы имеют сложные глаза. В сложных глазах светлячка четыре тысячи шестьсот фасеток, у обыкновенной мухи не меньше, у стрекозы двадцать восемь тысяч глазков.

        У медоносных пчел пять глаз: два крупных фасеточных по бокам головы и три простых на макушке. В сложных глазах пять тысяч фасеток. Простыми глазами пчела определяет силу света.

                           ( По материалам книги Б.Ржевского « Мозаика живых загадок»)

    - О чем этот текст?  ( О строении глаз насекомых)

    - Определите тип речи   ( Описание )

    - Определите стиль         ( Научный )

    Проверка.

    - Хорошо! За выполнение этого  задания показалась… Дуга, какого цвета?

                     3 – ий слайд           ( оранжевая)        Гимнастика для глаз. 1мин.    

    4.Объяснение нового материала:

    - А теперь мы с вами проведем небольшое исследование. Запишем под диктовку слова в два столбика. Ученик у доски.

    Ь на конце слова                                                          Ь в середине                                                                                                                      

    Рожь                                                                                   письмо

    Ночь                                                                                   тоньше

    Степь                                                                                 дальше

    Кость                                                                                 альбом

    Семь                                                                                  просьба

                                                                                               ПЯТЬСОТ

                                                                                               СЕМЬСОТ        

     - Что это за орфограмма? Как называется?  (Употребление и неупотребление ь знака для обозначения мягкости согласных)

    - Отлично! А вот и  еще одна  дуга радуги просто спешит к своим подругам. Какого она цвета?

                            4 – ый слайд    (желтая)

    - А есть ли среди записанных слов числительные? Назовите.

    - Где пишется ь знак?

    - Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока.

    3.Сообщение темы:

    - Сегодня мы познакомимся с написанием ь знака в середине и на конце числительных. - Рассмотрим таблицу в учебнике и на доске.

    Ь знак на конце

    Ь знак в середине

     От   5  до  20

                 и   30

    От  50     до    80

    От  500   до    900

    - Прочитаем правило в учебнике.

    4.Физкультминутка.

    – Ребята, как вы думаете, где чаще всего употребляются числительные.

    Считалка.

    Раз, два, три, четыре,

    Пять, шесть, семь,

    Восемь, девять, десять.

    Выплывает белый месяц

    Кто до месяца дойдет

    Тот скоро в лес попадет.

    - Услышали ли вы числительные? Назовите. Где пишется ь знак?

    Заочная экскурсия в лес.

    - А теперь закройте глаза, расслабьтесь, дышим ровно и спокойно. Пофантазируйте!

    -  Где мы могли бы сейчас очутиться?  

      ( Звучит запись с голосами птиц)

    - Где мы? ( В лесу).

    - Голоса, каких птиц услышали? ( Соловей, иволга)

    - А  сейчас их можно услышать? ( Нет)

    - Почему?  (Они улетели на юг)

    - Как называют таких птиц?  (Перелетными)

    - А каких птиц мы можем увидеть сейчас, зимой? ( Ворону, воробья, синицу и т.д.)

    - Как они называются? ( Зимующие)

    - Как им живется зимой? (Тяжело)

    - Мы можем им помочь? (  Да. Кормушки сделать)

     - Настоящие друзья природы. - Умницы! И вот за хорошую работу к вам спешит  … дуга

                            5 – ый слайд    (зеленая)

    5.Закрепление:

     

    - Ребята,  я предлагаю вам прямо после урока  помочь птицам. Каждый правильный ответ – горсть зерна в кормушку, а на перемене вы подкормите птиц на школьном участке.

     

    На столе учителя – кормушка,  зерно в мешочке.

    а) карточка №2.  Коллективная работа.

    Соотнесите числа из первого столбика со словами из второго столбика, запишите  словосочетания. Для выполнения задания пользуйтесь таблицей.

                              20                                  неделя                                      

                              60                                  минута

                              80                                  секунда

                              16                                  месяц

                              30                                  сутки

     - Хорошо! Голубой  цвет радуги  радует нас.

                            6 – ый слайд    (голубая)      Гимнастика для глаз.1 мин.

      - Ой, а кто это в гости пришел?  Веселый львенок, который любит солнышко, а еще он хочет научиться грамотно писать.  Поможем ему?

     б)  Карточка №3.

       -  Прочитайте шуточный рассказ. К какой части речи относятся   выделенные слова? Вставьте пропущенные буквы.

         Товарищи одноклассники! В этом мес.це наш шестой «А» класс добился огромных успехов. Мы зав.евали первое место в соревновании с шестым «Б»

    классом за лучшую усп.ваемость и лучшее пов.дение. В этом мес.це нами получено сто пят.десят сем. двоек.

        Это на две двойки меньше, чем в шестом « Б» классе. Количество окон, разбитых в этом мес.це составило девятнадцат.  штук. Это  на три окна меньше, чем в «Б» классе…В этом мес.це мы дернули девчонок за косички три тысячи сем.сот раз. Это на двести к.сичек больше, чем в прошлом мес.це, но зато на восем. к.сичек  меньше, чем в «Б» классе.

         И,наконец, в этом мес.це мы дрались тридцат.  один раз. Правда, этот показатель у нас одинаков с шестым «Б», потому что дрались мы всегда только с ними.

    - Молодцы! Еще один цвет прибавится сейчас к нашей радуге.

                            7 – ый слайд    (синяя)

    6.Тесты.

    Уровень 1.

    а) Дополнить данные определения.

    Числительные, состоящие из  ________________ называются составными.

    Числительные, состоящие из  ________________ называются простыми.

    б) Написать примеры:

    1) простого числительного: _____________________

    2) составного числительного: ____________________

    Уровень2.

    Соотнеси формы числительных с примерами.

    Простые                                                 Составные

    43,20,13,236,4,90.

    Уровень3.

    Напиши числа словами. Подчеркни мягкий знак.

    5, 15, 40, 50, 800, 25,60,425.

    7. Рефлексия.

    - Ребята!

    -Услышим скоро мы звонок,

    Пора заканчивать урок.

    - с какой частью речи мы работали весь урок?

    - что нового узнали на уроке?

    - сколько цветов у радуги?

    - Ну вот и последняя дуга радуги.

                                               7 – слайд ( фиолетовый)

    - Ребята, попробуйте сами оценить свою работу на уроке. Если вы все поняли и вам было легко ,улыбнитесь и выберите соответствующий цвет квадратика. Если вы не уверены, покажите задумчивое лицо и соответствующий цвет.

    8. Итоги урока, оценки, д/з.