Главные вкладки

    План-конспект урока русского языка (6 класс) по теме:
    урок русского языка по теме"Мягкий знак на конце и в середине числительных"

    Современная школа – это не только система ретрансляции знаний. Во многом школа третьего тысячелетия – это школа формирования образа жизни, воспитания ценностей, основа будущего благосостояния общества.

    Здоровье школьников – одно из важных условий благополучия школы, ее успешности на рынке образования. Мы с уверенностью можем сказать: «Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, использует здоровьесберегающие  педагогические технологии».

            Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    urok_russkogo_yazyka.docx22.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: « Мягкий знак на конце и в середине числительных».

    Цели:

     образовательная - познакомить учащихся с написанием мягкого                            знака на конце  и в середине числительных.

      развивающая   - развивать мыслительную деятельность учащихся,  культуру речи, умение правильно писать имена числительные.

                 

      воспитательная – воспитывать интерес к родному языку, чувство прекрасного, бережное отношение к природе, чувство милосердия.

    Оборудование:  карточки  - тесты для индивидуальной работы, таблица, раздаточный материал, магнитофон с грамзаписью, мультимедийное оборудование.

                                                          Ход урока:

    1.Организационный момент:

     - Сегодня я вошла  в класс, и мне очень приятно, что вы встречаете меня добрыми и ласковыми глазами. Давайте с таким же настроением проведем весь урок.

    Я смотрю на ваши лица,

    Хорошо, отрадно мне,

    Словно я в огромной, дружной

    И приветливой семье.

    - При какой погоде мы испытываем радость, тепло? Согласна. И сегодня в этом классе тепло и уютно от солнышка, которое своими лучами будет согревать нас весь урок.

                               1-й слайд                      (Солнышко)

    - Ребята, а если вы будете активно работать, правильно отвечать на вопросы, наш класс заиграет всеми цветами радуги. Сколько цветов у радуги? (7) Значит, вы должны очень постараться работать быстро, правильно выполнять задания, помогать друг другу, чтобы у нашей радуги образовались все 7 красивых дуг. За каждое  правильно выполненное задание  - полоска радуги.

    2.Повторение:

    - Послушайте стихотворение.  - О какой части речи  рассказывает автор ?

    Я каждый день и каждый час

    Сказать готово, сколько вас,

    И я могу, имей в виду,

    Сказать, который ты в ряду.

                                                  П.Чесноков.

    - Правильно.

    - Ребята, давайте повторим некоторые правила. Игра «Скажи да или нет».

    - наша речь состоит из предложений? ( да)

    - предложения состоят из слов? (да)

    - слова, которые отвечают на вопрос сколько? Это существительные?  (нет)

    -  это числительные? (да)

    - порядковые числительные отвечают на вопрос сколько? (нет)

    - на вопрос,  который? (да)

    - количественные числительные отвечают на вопрос сколько? (да)

    - составные числительные состоят из 2 и более  слов? (да)

    - простые числительные состоят из одного слова? (да)

    - Молодцы! И вот уже первая дуга радуги появилась на экране. Какого она цвета, вспоминаем!

                          2- ой слайд                     (красная)

    - Продолжим урок. У вас на парте есть лист с заданием №1.Прочитаем текст и задание к нему.

     Выпишите из текста числительные. Работаем по вариантам.

                        1вариант                                                              2вариант

                       простые                                                               составные

        Насекомые, раки, крабы имеют сложные глаза. В сложных глазах светлячка четыре тысячи шестьсот фасеток, у обыкновенной мухи не меньше, у стрекозы двадцать восемь тысяч глазков.

        У медоносных пчел пять глаз: два крупных фасеточных по бокам головы и три простых на макушке. В сложных глазах пять тысяч фасеток. Простыми глазами пчела определяет силу света.

                           ( По материалам книги Б.Ржевского « Мозаика живых загадок»)

    - О чем этот текст?  ( О строении глаз насекомых)

    - Определите тип речи   ( Описание )

    - Определите стиль         ( Научный )

    Проверка.

    - Хорошо! За выполнение этого  задания показалась… Дуга, какого цвета?

                     3 – ий слайд           ( оранжевая)        Гимнастика для глаз. 1мин.    

    4.Объяснение нового материала:

    - А теперь мы с вами проведем небольшое исследование. Запишем под диктовку слова в два столбика. Ученик у доски.

    Ь на конце слова                                                          Ь в середине                                                                                                                      

    Рожь                                                                                   письмо

    Ночь                                                                                   тоньше

    Степь                                                                                 дальше

    Кость                                                                                 альбом

    Семь                                                                                  просьба

                                                                                               ПЯТЬСОТ

                                                                                               СЕМЬСОТ        

     - Что это за орфограмма? Как называется?  (Употребление и неупотребление ь знака для обозначения мягкости согласных)

    - Отлично! А вот и  еще одна  дуга радуги просто спешит к своим подругам. Какого она цвета?

                            4 – ый слайд    (желтая)

    - А есть ли среди записанных слов числительные? Назовите.

    - Где пишется ь знак?

    - Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока.

    3.Сообщение темы:

    - Сегодня мы познакомимся с написанием ь знака в середине и на конце числительных. - Рассмотрим таблицу в учебнике и на доске.

    Ь знак на конце

    Ь знак в середине

     От   5  до  20

                 и   30

    От  50     до    80

    От  500   до    900

    - Прочитаем правило в учебнике.

    4.Физкультминутка.

    – Ребята, как вы думаете, где чаще всего употребляются числительные.

    Считалка.

    Раз, два, три, четыре,

    Пять, шесть, семь,

    Восемь, девять, десять.

    Выплывает белый месяц

    Кто до месяца дойдет

    Тот скоро в лес попадет.

    - Услышали ли вы числительные? Назовите. Где пишется ь знак?

    Заочная экскурсия в лес.

    - А теперь закройте глаза, расслабьтесь, дышим ровно и спокойно. Пофантазируйте!

    -  Где мы могли бы сейчас очутиться?  

      ( Звучит запись с голосами птиц)

    - Где мы? ( В лесу).

    - Голоса, каких птиц услышали? ( Соловей, иволга)

    - А  сейчас их можно услышать? ( Нет)

    - Почему?  (Они улетели на юг)

    - Как называют таких птиц?  (Перелетными)

    - А каких птиц мы можем увидеть сейчас, зимой? ( Ворону, воробья, синицу и т.д.)

    - Как они называются? ( Зимующие)

    - Как им живется зимой? (Тяжело)

    - Мы можем им помочь? (  Да. Кормушки сделать)

     - Настоящие друзья природы. - Умницы! И вот за хорошую работу к вам спешит  … дуга

                            5 – ый слайд    (зеленая)

    5.Закрепление:

     

    - Ребята,  я предлагаю вам прямо после урока  помочь птицам. Каждый правильный ответ – горсть зерна в кормушку, а на перемене вы подкормите птиц на школьном участке.

     

    На столе учителя – кормушка,  зерно в мешочке.

    а) карточка №2.  Коллективная работа.

    Соотнесите числа из первого столбика со словами из второго столбика, запишите  словосочетания. Для выполнения задания пользуйтесь таблицей.

                              20                                  неделя                                      

                              60                                  минута

                              80                                  секунда

                              16                                  месяц

                              30                                  сутки

     - Хорошо! Голубой  цвет радуги  радует нас.

                            6 – ый слайд    (голубая)      Гимнастика для глаз.1 мин.

      - Ой, а кто это в гости пришел?  Веселый львенок, который любит солнышко, а еще он хочет научиться грамотно писать.  Поможем ему?

     б)  Карточка №3.

       -  Прочитайте шуточный рассказ. К какой части речи относятся   выделенные слова? Вставьте пропущенные буквы.

         Товарищи одноклассники! В этом мес.це наш шестой «А» класс добился огромных успехов. Мы зав.евали первое место в соревновании с шестым «Б»

    классом за лучшую усп.ваемость и лучшее пов.дение. В этом мес.це нами получено сто пят.десят сем. двоек.

        Это на две двойки меньше, чем в шестом « Б» классе. Количество окон, разбитых в этом мес.це составило девятнадцат.  штук. Это  на три окна меньше, чем в «Б» классе…В этом мес.це мы дернули девчонок за косички три тысячи сем.сот раз. Это на двести к.сичек больше, чем в прошлом мес.це, но зато на восем. к.сичек  меньше, чем в «Б» классе.

         И,наконец, в этом мес.це мы дрались тридцат.  один раз. Правда, этот показатель у нас одинаков с шестым «Б», потому что дрались мы всегда только с ними.

    - Молодцы! Еще один цвет прибавится сейчас к нашей радуге.

                            7 – ый слайд    (синяя)

    6.Тесты.

    Уровень 1.

    а) Дополнить данные определения.

    Числительные, состоящие из  ________________ называются составными.

    Числительные, состоящие из  ________________ называются простыми.

    б) Написать примеры:

    1) простого числительного: _____________________

    2) составного числительного: ____________________

    Уровень2.

    Соотнеси формы числительных с примерами.

    Простые                                                 Составные

    43,20,13,236,4,90.

    Уровень3.

    Напиши числа словами. Подчеркни мягкий знак.

    5, 15, 40, 50, 800, 25,60,425.

    7. Рефлексия.

    - Ребята!

    -Услышим скоро мы звонок,

    Пора заканчивать урок.

    - с какой частью речи мы работали весь урок?

    - что нового узнали на уроке?

    - сколько цветов у радуги?

    - Ну вот и последняя дуга радуги.

                                               7 – слайд ( фиолетовый)

    - Ребята, попробуйте сами оценить свою работу на уроке. Если вы все поняли и вам было легко ,улыбнитесь и выберите соответствующий цвет квадратика. Если вы не уверены, покажите задумчивое лицо и соответствующий цвет.

    8. Итоги урока, оценки, д/з.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме "Морфология. Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе"

    Урок русского языка в 5 классе. "Морфология. Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе"....

    Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" в 6 классе

    Урок построен с использованием национально-регионального компонента: посвящен государственной символике Республики Калмыкия....

    Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения

    Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения. Урок для 7 класса по учебнику И.В. Барановой...

    Мягкий знак на конце и в середине числительных

    Урок строится таким образом, чтобы привести в систему полученные ранее знания о написании  мягкого знака в середине и на конце слова и сформировать навык написания ь на конце и в середине числите...

    Урок русского языка по теме "Правописание приставок на -з,с" 5класс

    Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок на -з,-с".  Урок содержит презентацию....

    урок русского языка в 6 классе по теме "Мягкий знак на конце и в середине числительных"

    Данныйпо  урок является вторым в изучении темы "Мягкий знак на конце и в середине числительных". Материал представлен в виде схем, что способствует большему пониманию учащимися....

    разработка урока русского языка по теме "Ведение дискуссии на заданную тему" 11 класс

    урок русского языка по теме "Ведение дискуссии на заданную тему" (11 класс) и презентационный материал к уроку...

    Конспект к уроку русского языка по теме "О-Е после шипящих и Ц в различных частях слова"

      На данном уроке реализуется ряд общедидактических принципов.   Принцип научности: языковые явления преподнесены с точки зрения современного состояния лингвистической науки, отс...

    Урок русского языка по теме "Междометия. Знаки препинания при утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах". 11-й класс

    Урок русского языка по теме "Междометия. Знаки препинания при утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах". 11-й класс Цели урока:·...

    Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Мягкий знак на конце слов после шипящих"

    Данный урок построен на повторении изученного материала в средних классах и знакомстве с новым материалом по данной теме. Урок нужен для подготовки старшеклассников к ЕГЭ....