Урок развития речи в 11 классе
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Урок развития речи в 11 классе (Описание и рассуждение) Конспект и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi_po_russkomu_yazyku_v_11_klasse.docx15.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи по русскому языку в 11 классе «О России петь, что стремиться в храм».

(Описание и рассуждение)

Учитель  русского языка и литературы МОУ «СОШ р.п. Духовницкое»

Ольховатская Нина Петровна

Задачи:

- сравнить научное и художественное описания Храма Христа Спасителя;

- повторить сведения об особенностях текста-рассуждения;

- знать основные особенности рассуждения и отличие его от других типов речи;

- воспитывать культуру через память о прошлом своего народа.

Оборудование. 

Презентация, запись звона колоколов, духовного песнопения, песни О.Газманова «Возроди в себе храм…»

Ход урока

Слово учителя.(1 слайд)

И брожу, восхищенный по храму-чертогу,

И душа красотой веселится.

Будь я богом – покинул бы небо, ей-богу,

Чтоб в жилище таком поселиться!

(2, 3 слайды)

Ведя сегодня разговор о Храме Христа Спасителя, мы должны будем реализовывать и лингвистические задачи. Прочитаем в упражнении 303 материалы о Храме: 1) историческую справку; 2) художественное описание храма перед открытием; 3) художественное описание в ночь после разрушения.

Задание. Найдите различия (лексические, синтаксические, композиционные) в научном и художественном описаниях храма.

Вопрос. Что авторы хотели передать в первом, втором и третьем описании?

Работа с учебником. Обращение к иллюстрации Храма в начале ХХ века.

1.Ч тение исторической справки (с.160-161) (4 слайд)

Государь приказал.

И в субботу на вербной неделе,

Покрестясь на восход,

Ремешками схватив волоса,

Государевы зодчие

Фартуки наспех надели,

На широких плечах

Кирпичи понесли на леса.

Мастера выплетали

Узоры из каменных кружев,

Выводили столбы

И, работой своею горды,

Купол золотом жгли,

Кровли крыли лазурью снаружи

И в свинцовые рамы

Вставляли чешуйки слюды.

(5 слайд)

2.Чтение (на фоне звона колоколов) художественного описания Храма перед открытием (с.161-163) (6 слайд)

1)проанализируйте языковые средства, которые использовал автор при описании храма;

2)какими смысловыми отношениями связаны предложения и абзацы в тексте;

3)какие чувства вы испытываете, войдя в храм?

(прослушивание записи духовного пения)

(7 слайд)

3.Послушайте, как выразил свои чувства поэт Вадим Шефнер в стихотворении «Старый храм». Учитель (или заранее подготовленный ученик) читает стихотворение.

В 1917 году в Москве насчитывалось 846 действующих храмов, из них за годы советской власти 426 храмов были разрушены, 346 закрыты и обезображены. По решению Советского правительства 5 декабря 1931 года был взорван Храм Христа Спасителя… (8 слайд)

4.Чтение художественного описания храма в ночь после разрушения (с.164) (звон колоколов).

1)Найдите ключевые слова в данном описании.

2)Найдите прилагательные и причастия в тексте. Какое настроение они создают?

3)Как осуществляется связь между абзацами текста?

4)Выразите свое отношение к факту разрушения храмов.

5)К какому типу речи относятся ваши высказывания?

Давайте обратимся к учебнику и определим основные особенности типа речи – рассуждения.

5. Работа с учебником по теме «Рассуждение»

1)Определим основные особенности рассуждения.

2)Определим цель рассуждения.

3)Как строится текст-рассуждение?

4)Запишите в тетради основные требования к тексту-рассуждению.

6.Слово учителя и домашнее задание.

Вооружившись знаниями о строении текста-рассуждения, вы дома составите высказывание-рассуждение и подготовитесь к выступлению «История Храма Христа Спасителя – это история России». (Обращение к теме урока). Следующий этап урока – это предоставление фактов для рассуждения.

7. Рассказ учителя о церкви поселка Духовницкое. Использование книги А.П. Куртасова «Здесь наши корни».

8.Индивидуальные выступления учащихся на темы «Что было после взрыва Храма Христа Спасителя?», «Строительство Дворца Советов», «Строительство плавательного бассейна», «Строительство нового Храма».

(9 – 15 слайды)

9. Слово учителя.

Но какие бы новшества современной технологии ни были введены, главным остается то, что храм возрожден, а следовательно, остается надежда на возрождение наших душ, ибо, как мы читали у Проскурина, «храм стоял, потому что каждый из приходящих на землю жаждал в душе вечности и не было человека, на подвластного чувству красоты» (обращение к эпиграфу). Остается надежда на возрождение России, ибо стремиться в храм, что о России петь…

Прослушивание песни Газманова «Возроди в себе храм»

Домашнее задание. (16 слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...