Урок-практикум "Сложноподчинённые предложения"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Урок, позволяющий закрепить знания о придаточных предложениях, их значениях, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному, используется компьютерная поддержка. Учащиеся составляют схемы сложноподчинённых предложений с разными типами подчинения, готовятся к решению заданий ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.docx16.05 КБ
Файл slozhnopodchinennoe_predlozhenie.pptx57.91 КБ

Предварительный просмотр:

I. Повторение теории (используется слайд).

1) Какие предложения называют сложноподчинёнными?

2) Какие группы сложноподчинённых предложений вы знаете?

3) Чем придаточные предложения присоединяются к главному?

4) Назовите виды подчинения нескольких придаточных к главному?

II. Работа с таблицей (одна на парту). Используется слайд.

Предложения

Типы придаточных

  1. Сколько ни свети солнце на бурьян, на нём розы не растут

  1. Не видели они, как время пролетело.

  1. Мне вдруг стало так хорошо, как бывает в детстве.

  1. Чтобы укрепить здоровье внука, бабушка решила отправиться с ним на Кавказ.

  1. Когда солнышко пригреет, красна ягодка добреет.

  1. Откуда солнышко встаёт, оттуда и лето красное придёт.

  1. Я заснул крепко так, что не видел ни одной станции.

  1. Мать приводила в порядок дом, что она делала перед каждым праздником.

Учащиеся соотносят предложения со значением придаточных, записывая в тетради номера и значения. На доске записываются правильные ответы. Далее следует самопроверка.

III. Повторение типов подчинений нескольких придаточных (используется слайд). Учащиеся приводят примеры из домашнего упражнения. Устный синтаксический разбор.

IV. Разбор трудного предложения (используется слайд). Работа в парах.

Его наружность была из тех которые с первого взгляда поражают неприятно но которые нравятся впоследствии когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток испытанной и высокой души.

Учащиеся проводят синтаксический разбор, составляют схему, устанавливают тип подчинения. Один ученик ставит знаки в предложении на доске. Особое внимание обращается на способы выражения сказуемых.

V. Работа с текстом упражнения 207 (по учебнику С.Г. Бархударова). Беседа. Тема, основная мысль, авторская позиция, разборы предложения выполняются по вариантам. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложноподчиненное предложение Урок-практикум

Слайд 2

Теория 1) К акие предложения называются сложноподчиненными? 2)Какие группы сложноподчиненных предложений знаете? 3)Как придаточные предложения присоединяются к главному? 4)Назовите виды подчинения нескольких придаточных.

Слайд 3

Типы придаточных по значению Предложения Типы придаточных 1) Сколько ни свети солнце на бурьян, на нем розы не вырастут. 2) Не видели они, как время пролетело. 3) Мне вдруг стало так хорошо, как бывает в детстве. 4) Чтобы укрепить здоровье внука, бабушка решила отправиться с ним на Кавказ. 5) Когда солнышко пригреет, красна ягодка добреет. 6) Откуда солнышко встает, оттуда и лето придет. 7) Я заснул крепко, так что не видел ни одной станции.

Слайд 4

Типы придаточных по значению Предложения Типы придаточных 1) Сколько ни свети солнце на бурьян, на нем розы не вырастут. Обстоятельственное 2) Не видели они, как время пролетело. Изъяснительное 3) Мне вдруг стало так хорошо, как бывает в детстве. Обстоятельственное 4) Чтобы укрепить здоровье внука, бабушка решила отправиться с ним на Кавказ. Обстоятельственное 5) Когда солнышко пригреет, красна ягодка добреет. Обстоятельственное 6) Откуда солнышко встает, оттуда и лето придет. Обстоятельственное 7) Я заснул крепко, так что не видел ни одной станции. Обстоятельственное

Слайд 5

Типы подчинения нескольких придаточных Схемы Примеры Последовательное подчинение [ ] , ( ), ( ) [ Дети рассказали ] , (что нарезали тех цветов),(которые любила мама). 2) Параллельное подчинение ( ), [ ] , ( ) (Когда поднялось солнце), [ мы увидели картину ] , ( которая удивила всех). Однородное подчинение [ ], ( ), ( ) [ Смешно было ] ,( как в саду шагал садовник),( как скрипела его тачка). Если придаточные однородные и соединены союзом и , то запятая между ними не ставится [ ] , ( ) и ( ) [ Лесник знал ] ,( где живет белка) и (где ходят на водопой кабаны).

Слайд 6

Трудное предложение Его наружность была из тех которые с первого взгляда поражают неприятно которые нравятся впоследствии когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток испытанной и высокой души.

Слайд 7

Трудное предложение Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, которые нравятся впоследствии ,когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток испытанной и высокой души.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.

Презентация к уроку русского языка  в 8 классе "Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения"...

"Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова"

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме " Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные...

Презентация на тему "Синтаксический и пунктуационный разбор предложения со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения"

Материал поможет закрепить знания о постановке знаков препинания в осложнённом предложении и выработать умение производить синтаксический и пунктуационный разборы предложений с вводными конструкциями ...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией

Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...