Кто живет в моем портфеле?
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Носова Татьяна Викторовна

 

 

Внеклассное мероприятие для недели русского языка.Разработано по итогам проекта по русскому языку  и  с участием учащихся 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

«Кто живет в твоем портфеле?»

Внеклассное мероприятие для недели русского языка.

Разработано по итогам проекта по русскому языку

 и  с участием учащихся 6 класса.

Учитель Носова Татьяна Викторовна

Цели и задачи:

- пробуждение интереса  к родному языку;

- реализация проекта, подготовленного учениками 6 класса.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация, портфель со школьными принадлежностями, «свой» или кого-то из учеников

Ход мероприятия.

Слово учителя.

   - Здравствуйте, ребята!

    Каждый день вы, собираясь в школу, складываете в портфель множество вещей. Давайте заглянем в чей-нибудь портфель .

     Чего тут только нет! Учебники, тетради, дневник, пенал...   Этими вещами вы пользуетесь каждый день, а в школе на каждом уроке...        Мы настолько привыкли к словам «тетрадь», «карандаш», «пенал»  и другим, что, может быть, и не задумывались над тем, как они возникли? Что обозначали первоначально? Откуда они явились в наш язык? Постараемся ответить на эти вопросы.

      А помогут мне в этом ученик 6 класса. Уж они-то точно знают, откуда взялись эти слова в нашем языке. Ведь в этом учебном году ребята подготовили проект «Этимология школьных слов». Было много интересных открытий, которыми им захотелось поделиться с другими.

   А чтобы нам было интереснее и всё лучше запомнилось, давайте разговор о каждом предмете начинать с загадки. Для этого я вам приготовила презентацию (прежде, чем достать предмет, разгадываем загадку)

    Итак, начнем с чего? Правильно, с самого портфеля.

1-й ученик:

    Портфель. Сложное французское слово, которое, как и слова «портсигар», «портмоне», «портупея»  состоит из корня «порт» - (порте - носить) и соответствующего второго слова: портфель - для ношения бумаг( «фель»- лист бумаги), портсигар - для ношения папирос или сигар, портмоне - для ношения денег, портупея - для ношения оружия, портплед- для ношения пледа (т.е покрывала), портшез- переносное кресло. В этих, как и в других словах французского происхождения, удаление падает на последний слог: портфЕль.

Учитель:

     Иногда мы носим не портфель, а… ранец или… рюкзак. Эти слова тоже пришли к нам издалека.

1-й ученик:

     Слово «ранец» пришло в русский язык в 17 веке. Его принесли немецкие солдаты - наёмники. Так назывались их заплечные сумки. И рюкзак - тоже немецкое слово. «Рюккен» по-немецки -«спина», а «зак»- «мешок».

Учитель:

    Теперь заглянем внутрь. Что это? Ответим на загадку. Учебник? Почему он так называется?

Оказывается, были в древнерусском языке слова «учити», «учитися», «ученье», «ученый», «учитель», «ученикъ», «учьба» (учеба). В памятниках начала XI века встречается и слово «укъ» - «учение». Именно древний корень -ук, восходящий к созвучному индоевропейскому, и был прародителем этих слов и многих других, например,  «наука», «навык». Слова, от него образованные, есть во многих славянских языках. А означал индоевропейский ук - "приучаться", "привыкать", "доверять".

И вот для того, чтобы мы чему-то научились, появились учебники.    Первым русским печатным учебником была азбука (букварь), изданная Иваном Федоровым во Львове в 1574.

Учитель:

А вот и…  тетради. Что нам расскажут ребята о них?

2-й ученик:

Тетрадь получила своё имя от названия греческой цифры 4- «тетра». Оттого, что первые тетради делали из листа бумаги, сложенного вчетверо. Лист разрезали, сшивали на сгибе, получалась четвертушка, или тетрадь. Сейчас у тетради может быть сколько угодно листов, но называется она все так же.
     Слова  - родственники тетради – это тетраэдр,  тетрациклин и другие.

Учитель:

А сейчас я достаю… дневник. Откуда взялось это слово?

2-й ученик:

Дневник. Это  чисто русское слово. и образовано оно от корня дн - (день) с помощью суффиксов -евн -, -ик. Появилось оно в XVIII веке и представляет буквальный перевод французского слова «журналь» -  «ежедневный, поденный». Интересно, что сейчас у нас живет и французский оригинал (слово «журнал») и его русская копия (слово  «дневник»), но значения их различны.

Учитель:

У каждого ученика обязательно есть… пенал. Для чего он? Что в нем лежит?

3-й ученик:

 Слово «пенал» пришло к нам из немецкого языка. Корень этого слова латинский – «penna», что значит перо. Следовательно, пенал - это, видимо, первоначально коробочка только для перьев. Затем  в пенале стали хранить и ручки, и карандаши, и резинки.

Учитель:

 Откроем его и заглянем внутрь. Вот наш друг…правильно,  карандаш.

3-й ученик:

Карандаш - тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку и употребляемая для письма, черчения и рисования. Восходит к тюркскому *kalamdas - "тростник-камень" (тростниковая трубочка с вставленным в нее стержнем из графита).

       Современные карандаши появились случайно. В конце ХVIII века чешский фабрикант Гартмут, изготавливающий химические чашки - тигли, нечаянно уронил одну из них. Осколок чашки, падая, прочертил четкую линию на бумаге, потому что в глину добавляли немного порошка графита. После недолгих опытов Гартмут нашел их оптимальное соотношение, и вскоре его фабрика начала делать стержни для письма. Однако их было неудобно держать в руке: они легко ломались, да и пачкали пальцы, тогда французский ученый Конте изобрел для них деревянную «одежду», и вскоре по всей Европе заработали фабрики, одевая пишущие палочки в деревянные «рубашки».


  Учитель: А вот и слова-родственники нашего карандаша: Каракумы – «черный песок», каракурт – «черный червь»,  каракал – «черное ухо», карагач – «черное дерево».

А рядом с карандашом мы увидим… ручку. Как объяснить происхождение этого слова?

3-й ученик:

   Слово «ручка» (название предмета, которым мы пишем) произошло от слова «ручка» - в значении предмета, за который держатся. Является уменьшительным вариантом от слова «рука», приспособление или часть, за что можно взяться рукой для совершения действия. А первую шариковую ручку в 1938 году изобрел венгр Йозеф Ласло Биро. Он  на пару со своим братом Георгом запатентовал новое изобретение.

В 1940 году первыми покупателями стали ВВС Великобритании. Дело в том, что пользоваться во время полета перьевыми ручками было совершенно невыносимо: чернила расплескивались, а ручки текли, заляпывая все вокруг. Шариковые же ручки писали чисто и аккуратно, а чернила в них были достаточно густыми, чтобы не оставлять клякс.

Это было только начало. Спустя несколько месяцев братья Биро получили $1 млн. от компании, купившей у них право на производство шариковых ручек в Аргентине. И если англичане делали такие ручки только для пилотов, то аргентинцы запустили их в массовое производство. Так шариковая ручка начала завоевывать весь мир.

Учитель: А для чего у нас в пенале…да, резинка, то есть  ластик? И почему именно «ластик»?

4-й ученик:

Ластик. Как возникло слово резинка? Каждый, не задумываясь, ответит, что оно связано со словом резина. А слово «резина» пришло к нам из греческого языка, где оно означает «смола». Английский химик Джозеф Присили в 1770 году заметил, что резинки, то есть кусочки застывшего сока каучукового дерева, хорошо стирают следы карандаша с бумаги. Когда же в 1840 году люди научились  каучук, резинки стала доступна любому школьнику и прочно заняла свое место в пенале рядом с ручкой и карандашом. В некоторых городах резинку называют ластиком, по-латыни - gummi elasticus, что значит «упругий», «хорошо растягивающийся», отсюда и «ластик».

Учитель: А вот друзья художника: цветные карандаши(но про карандаши мы уже говорили), альбом и фломастеры. А ещё – акварельные краски

5-й ученик:

Альбом. По-латыни album означает "белый". В Древнем Риме альбомом называли доску, покрытую белым гипсом. На этой белой доске писали разные сообщения, распоряжения, имена отличившихся воинов и выставляли ее для всеобщего обозрения в местах, где собиралось много народу. А для средневекового рыцаря альбом был тетрадкой обязательно из белых листков, в которой могли быть история древнего рода, рыцарские гербы, девизы и мудрые высказывания знаменитых людей.

Флома́стер (слово происходит от торговой марки «Flo-Master») — инструмент для письма и рисования при помощи краски, стекающей из резервуара к наконечнику из пористого материала (нейлон или войлок). В Европу был привезён  из Японии. 17 марта 1960 года в Японии поступили в продажу разноцветные фломастеры.

Первый в истории человечества фломастер был изобретен в Древнем Египте. Доказательство тому было найдено археологами в гробнице Тутанхомона. Это была медная ручка со вставленной в нее свинцовой заостренной трубочкой, внутри которой находилась тростинка, заполнявшаяся чернилами. Чернила просачивались по волокнам стебля, накапливались на заостренном конце и при письме оставляли четкий след на папирусе. Таким был прародитель всех современных фломастеров.

Акварель - это прозрачные, обычно клеевые краски, разводимые на воде или картина, написанная такими красками. Акварельная техника стала развиваться в Китае после изобретения бумаги во II веке нашей эры.

Учитель: А это что?  Да, это пластилин.

5-й ученик: Вопрос о том, кого считать изобретателем пластилина, остается открытым. На изобретение было выдано два патента – один в 1880 году выдали в Германии , а другой – в 1899 году в Великобритании.

 

Есть еще одна версия того, кто изобрел пластилин. По ней создателем пластилина является Джо Маквикер, который изначально собирался изготовить вещество, предназначенное для чистки обоев. Он отправил образец массы своей родственнице, работающей в детском садике. Детям масса очень понравилась, и постепенно новый материал заменил обычную глину. Этот пластилин изначально был белого цвета. Но позже стали добавлять краску, и появилось четыре основных цвета.

Учитель: Теперь поговорим о… циркуле. 

6-й ученик:

Циркуль знаком каждому человеку со школы - на уроках геометрии и  черчения нельзя обойтись без этого инструмента для рисования окружностей и дуг. Само слово «циркуль» происходит от латинского circulus - «круг, окружность, кружок», от латинского же circus - «круг, обруч, кольцо». В русский язык циркуль или циркул пришел от польского cyrkuɫ или немецкого Zirkel. Сейчас уже нельзя сказать, кто именно изобрел этот инструмент - история не сохранила для нас его имя, но легенды Древней Греции приписывают авторство Талосу, племяннику знаменитого Дедала, первого «воздухоплавателя» древности. История циркуля насчитывает уже несколько тысяч лет - судя по сохранившимся начерченным кругам, инструмент был знаком еще вавилонянам и ассирийцам (II - I века до нашей эры).

Учитель: А вот ещё один помощник школьника, это… калькулятор.

6-й ученик:

   Калькуля́тор  Латинское слово calculator «счётчик, счетовод» происходит от глагола calculo «считаю, подсчитываю», который в свою очередь происходит от слова calculus «камешек» (камешки использовались для счёта).

    Можно сказать, что, калькуляторы были изобретены сразу после того, как человек научился считать.  Калькуляторы были инструментами инженеров, торговцев и сборщиков налогов. Для их нужд в Риме был создан первый в мире ручной абак — табличка с подвижными фишками.  Первый  в мире полностью электронный компактный калькулятор появился в 1961 году. С него началась эра всеобщей   калькуляторизации.  Калькуляторы вставлялись в столы, портмоне, наручные часы, а с недавних пор всех их вытеснил калькулятор Windows.

Учитель: Ну,   вот и закончился наш урок. Конечно, мы вам рассказали не обо всех школьных предметах. Приходите в библиотеку, там вы сможете найти много интересного  и про школьные предметы,  и про многое другое. Давайте поблагодарим наших помощников из 6 класса.

До новых встреч!

Использованные материалы:

Проектные работы учащихся 6 класса.

А также:

http://www.levvol.ru/arp4.php

http://schools.keldysh.ru/

 http://pochemu.iatp.by

http://7kilometr.com

http://allforchildren.ru/why/where1-6.php

http://apteka-bisola.ru

http://ru.wikipedia.org

http://doshkolnik.info/klass/slova.htm

                                                                     

                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы живем в мире, где живет СПИД

Разработка занятия со старшеклассниками, посвященная Дню борьбы со СПИДом....

"Каждый павший - живой, если в сердце живет..."

Сегодня, когда компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь,  встала проблема создания электронных пособий и учебников  для обучающихся.  Ни  для кого не секрет, что подростки...

Патриотическое воспитание школьников. "Афганистан живет в душе моей"

В работе собран материал о воинах - афганцах станицы Кужорской. О подвигах людей, которые сегодня живут среди нас. Встречая их в повседневной жизни, мы, порой, не догадываемся, что говорим с героем.Уч...

Внеклассное мероприятие "Афганистан живет в душе моей"

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященный нашим соотечественникам....

Классный час " Афганистан живет в душе моей"

Сценарий внеклассного мероприятия,посвящённого ко дню вывода советских войск из Афганистана,дню воинов-интернационалистов"Афганистан живет в душе моей". Участники:  учащиеся класса...

"Афганистан живет в душе моей..."

Внеклассное мероприятие в 10 классе....

Внеклассное мероприятие, посвященное 32-й годовщине вывода войск из Афганистана: «Афганистан живет в моей душе».

Цель мероприятия: Активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества.Сохранение и развитие у учащихся чувства гордости уважения к подвигу своих предков;Задачи мероприятия:-воспитание патри...