Уроки по русскому языку с № 1 по №18 в 10 классе по учебнику А.И. Власенкова "Русский язык. Базовый уровень, 10-11 кл, 2010 год
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Малинина Нина Владимировна

 При планировании уроков  использованы  элементы технологии критического мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок № 1-3

Тема: Функции языка. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире.

Цель: обобщить уже известный 10-классникам материал, связанный с основными функциями языка, и  выяснить роль языка в РФ и в современном мире.

Задачи:

- включить уч-ся в осмысление теоретических  вопросов науки о языке, особое значение при этом приобретает самостоятельная устная и письменная работа уч-ся с лингвистическим текстом;

- совершенствовать навыки работы с текстом, в данном случае научно-учебном;

- обратить внимание уч-ся на нормы русского правописания, подготовить их к работе по дальнейшему совершенствованию своей грамотности; на это нацелены письменные виды работы с теоретическим материалом, мини-диктант с грамматическим заданием, цель которого выявить состояние письменной грамотности уч-ся после летних каникул, с тем чтобы организовать индивидуальную работу по орфографии пунктуации с учётом допускаемых ошибок.

 Применяемая технология - ТКМ.

Ход

1. Вызов (введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний уч-ся) «Корзина» идей.

- Каково назначение языка в жизни человеческого общества, каковы его функции?

 Самостоятельно запишите, что вам известно о функциях языка в жизни общества (1-2 мин, индивидуальное задание).

- Обмен информацией в паре: что совпало, в чём разногласия (3 мин).

-  Озвучьте, что вы выбрали после совместного обсуждения. (Учитель записывает на доску в виде тезисов:

1. Язык - важнейшее средство общения, он объединяет людей, регулирует их взаимодействие, их практическую деятельность во всех сферах жизни. Выполнение этой функции обусловило возникновение языка.

2. Язык - орудие выражения мысли. Строение языка связано с категориями мышления, например, слово соответствует понятию, предложение - суждению, подлежащее - субъект суждения, сказуемое - то, что утверждается о субъекте.  Язык участвует в формировании мировоззрения, в создании национального образа мира. Он обеспечивает накопление и хранение информации, овладение  ею, он сохраняет личный опыт человека и исторический опыт народа, формирует наше сознание и самосознание.

3. Есть ещё и частные  (второстепенные) функции языка: поэтическая функция, магическая  функция, экспрессивная (выражение посредством языковых средств внутреннего состояния говорящего), функция воздействия словом на того, к кому обращена речь и т.д.

2.  Реализация смысла (осмысление).

Русский язык в Российской Федерации и в современном мире.

А. Работа в паре: Составьте тезисные письменные планы двух текстов:

1. Упр. 7. текст № 2 (В.Н.Белоусов) - о русском языке в РФ.

2. Упр.8 (В.Г.Костомаров) - о русском языке в современном мире.  (6-7 минут)

- Отчёт о проделанной работе (учитель поясняет, задаёт вопросы, чтобы в осмысление включились те уч-ся, которые работали над другим текстом):

-  Какова роль русского языка в нашем государстве?

- Какие высказывания о русском языке вам известны? Кому они принадлежат?

-  Что входит в понятие «мировые языки»?  Перечислите их. ( Английский, арабский, испанский, французский, китайский, русский- это официальные и рабочие языки ООН. В Средние века в Европе в роли мировых (международных) выступали греческий и латинский).

Б. Мини-диктант (один из вариантов).

1. Да как же жить без работы? Как быть на свете без должности, без места? Помилуйте. Взгляните на всякое творенье Божье: всякое чему- нибудь да служит, имеет своё отправление. Даже камень, и тот затем, чтобы употреблять на дело, а человек, разумнейшее существо, чтобы оставался без пользы. Статочное ли это дело?  (Н.В.Гоголь.)

Грамматические задания.

1. Синтаксический разбор первого предложения.

2. Назовите, к какой части речи относится каждое из слов первого предложения.

3. Морфологический разбор слова  (на) свете.

4. Разбор по составу слова  помилуйте.

2.  Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеяния. В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я только знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливость, и за одним разом посмеяться над всем. Но это, как известно, произвело потрясающее действие. Сквозь смех, который никогда ещё  во мне не появлялся в такой силе, читатель услышал грусть…  (Н.В.Гоголь.)

 Грамматические задания.

1. Синтаксический разбор первого предложения.

2. Назовите, к какой части речи относится каждое из слов первого предложения.

3. Морфологический разбор слова  посмеяться.

4. Разбор по составу слова  посмеяться.

3. Рефлексия.

1.Эссе («Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю»)

- Роль языка в жизни общества.

- Русский язык в современном мире.

-  Язык - исторически развивающееся явление  (на выбор)

2. Домашнее задание.

1). Упр. 1.

2).Проанализировать пропущенные орфограммы и пунктограммы  в  упр. 2-6. Выполнить упражнение, которое вызвало наибольшее затруднение.

3). Доп. задание: упр.7, текст №1 - составить развёрнутый план текста, подготовить краткое устное сообщение по плану.



Предварительный просмотр:

Урок №4.

Тема: Язык и общество. Язык и культура.

Задачи:

- дать учащимся понятие о взаимосвязи языка и общества, языка и культуры носителей данного языка;

- совершенствовать навыки работы с научно-учебным, лингвистическим текстом, уделяя одновременно внимание повышению письменной грамотности учащихся.

Технология - ТКМ.

Ход

I. Проверка домашнего задания.

1). Фронтальный опрос:

-  Каковы две основные функции русского языка в жизни человеческого общества?

- Какова роль  русского языка в жизни нашего государства?

- К какой группе славянских языков он относится?

- Помогает ли это в общении людей славянской национальности?

- Перечислите официальные и рабочие языки ОНН?

- Назовите реформаторов русского языка?

 -Используя домашнее упражнение, докажите, что русский язык богат, образен, выразителен.

2). Обзор проверенных работ (мини-диктанты): оценки, ошибки. Дома сделать работу над ошибками.

II. ВЫЗОВ.

-   Почему сейчас активно изменяется язык?  «КОРЗИНА» ИДЕЙ.

( 1. Жаргонизмы,  арготизмы -  используют ограниченные группы лиц, например, молодёжный жаргон: видак, тусоваться, прикид, тёлка. 2. Неологизмы. Окказионализмы (индивидуально-авторские неологизмы). 3. Заимствованные слова. 4. Термины, профессионализмы.  5. Эвфемизмы (с их помощью заменяются грубые обозначения какого-нибудь неприятного явления: полный вместо толстый, уклоняться от истины  вместо лгать).  6. Экзотизмы (слова иностранных слов, называющие явления быта других народов и их специфические черты: чум, яранга, мулла, сакля, денди, сэр).

III. РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА.

1. - Вступительное слово учителя.  Язык и общество. Язык и культура.

     Язык, будучи средством общения людей, тесно связан с жизнью общества. Изменения в общественной жизни находят отклик в языке. Прежде всего это отражается на словарном составе языка. Уход из жизни тех или иных понятий, предметов сопровождается исчезновением из общего употребления и соответствующих слов (Архаизмы - устаревшие слова, вытесненные более современными: град - город, страж - сторож.  Историзмы - называют предметы, вышедшие из употребления: боярин, пищаль, урядник, конка.)

     С развитием техники, науки, искусства, всех сфер общественной жизни появляются новые понятия и новые слова. Новые орудия труда, предметы домашнего обихода, новые представления о мире несут с собой и новую лексику. Вместе с ними в языке беспрерывно появляются неологизмы.

     Более медленно, но всё же изменяются и фонетический строй языка, и его морфология, синтаксис. Связано это и с внутренними закономерностями языка, и с жизнью общества, ускорением темпа жизни, повышения уровня грамотности и общей культуры носителей языка.

2.  Подтвердим это, работая с  упр. № 9 и № 10 ( языковедческие тексты Л.П.Крысина). Задание:

-  Формулирование основных тезисов (письменно);

-  Подготовка краткого устного изложения содержания с использованием составленных тезисов;

-  Выполнение дополнительных заданий № 3 (упр.9) и № 1 (упр.10).

3. Закрепление знаний и умений  -  через проверку упр.9-10. (Выступления уч-ся).

Понятия:  культура, взаимосвязь языка и культуры, влияние одного народа на другой, взаимообогащение языков, заимствования, самобытность национального языка.

4. Выскажите собственные мнения:

- Нужна ли единая языковая политика в государстве?

-Если  нужна, то почему?

- В чём она может и должна проявляться? Приведите конкретные примеры.  ( Создаются словари и справочники, нормирующие произношение, ударение, словоупотребление,  построение  словосочетаний и предложений, защита родного языка от его огрубления, принижения, засорения ненужными заимствованиями из других языков - всё это дело языковой политики, осуществляемое самим обществом, передовой его частью под руководством государственных органов. Мы должны бережно относиться к культурным, духовным ценностям, запечатлённым в языке. Язык должен помогать в воспитании патриотических чувств россиян, национальной гордости, т. е он связан с историей ).

- Как вы понимаете  смысл слов «внутренние закономерности языка»? ( Звуки речи - лексический фонд - морфология  - синтаксис   - все они взаимосвязаны. Они не могут быть изменены какими-либо законами, указами сверху.)

 IV.РЕФЛЕКСИЯ. Письменная:

 - Дополните предложение « Язык связан с …. (обществом, культурой, историей)».

V.Домашнее задание.

-1). Подготовить устное сообщение о взаимосвязи языка с обществом, культурой, историей ( по упр. 9, 10);

2). Одно из упр. 2-6, которое ещё не делали (для повышения грамотности).

3). Работу над ошибками в рабочей тетради.



Предварительный просмотр:

Урок № 5-6.

Тема: Язык и речь.

Задачи:

- разграничивать лингвистические понятия «язык» и «речь»;

- формировать навыки записи устного сообщения учителя в виде плана или тезисов (в зависимости от уровня подготовленности уч-ся к такому виду работы).

Технология ТКМ.

Ход

I. 1. Проверка домашнего задания:

А). Взаимопроверка выполненных по собственному выбору письменных упр.2 - 6 по орфографии и пунктуации.

Б). Работа над ошибками в тетради + план на перспективу для повышения грамотности:

План.

1. Повторение параграфов по Теории 5-9 классы (В.В. Бабайцева).

2. Систематическое выполнение работы над ошибками в рабочей тетради и в контрольной по русскому языку и в сочинениях по литературе.

3. Дидактические материалы к учебнику  А.И. Власенкова.

4. Консультации по грамматике и правописанию.

5. Отчётность: устные отчёты по грамматическим правилам и письменные  задания.

II. ВЫЗОВ.

 Карточки: «Язык и общество», «Язык и культура», « Языковая политика».

-  О чём вам говорят эти словосочетания?

(Язык, будучи средством общения людей, тесно связан с жизнью общества; взаимосвязь языка и культуры; влияние одного народа на другой; взаимообогащение языков; заимствования; самобытность национального языка; выбор общегосударственного языка, т. е. языка межнационального общения).

III. РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА.

Тема сегодняшнего урока «Язык и речь». Сообщение учителя по теме урока.

 

Ваша задача - сделать за мной запись основных положений в виде плана или тезисов.

На 1-ом занятии мы определили язык как важнейшее средство речевого общения и как орудие выражения мысли.  Это две его основные функции.

1.Запишем определение слова  «язык»  по  ТОЛКОВОМУСЛОВАРЮ- 1. Это система знаковых единиц (звуки речи, морфемы, слова, предложения); 2. Система единиц, «облечённых в звуковую форму». 3. Система, «естественно возникшая в человеческом обществе»; 4.  Постоянно «развивающаяся система», «способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека», « предназначенная прежде всего для целей коммуникации», для общения.

2. - Что такое речь?

(это язык в действии)

Но речь - это не только говорение и слушание, восприятие речи, это и результат говорения, продукт речевой деятельности, текст.  Речевые произведения, зафиксированные памятью или письмом, графическими средствами или средствами фонозаписи, - всё это речь.

3.Т.е. ЯЗЫК - система знаков, РЕЧЬ - продукты, результаты этой системы.

4. Есть 4 вида речевой деятельности:

-говорение - словесное (устное, звуковое)  выражение мыслей, чувств. Говорением является и речь внутренняя, про себя;

- письмо - фиксирование речи с помощью букв и др. графических знаков;

- слушание - восприятие речи слухом и её осмысление;

- чтение - восприятие написанного или напечатанного буквами и воспроизведение вслух или про себя.

5. - Что объединяет все виды речевой деятельности? ( Понимание)

6.  Противопоставление языка и речи по ряду признаков.

 Таблица.

Язык

Речь

1

Абстрактен, отвлечён

Конкретна, материальна

2

Нецеленаправлен, может использоваться как угодно, с любой целью

Всегда целенаправленна, актуальна

3

Состоит из нескольких ярусов, иерархичен

Состоит из линейной последовательности сов

4

Это общественное явление, языковая система и языковые нормы едины, обязательны для всех

Речь индивидуальна, это творческая деятельность человека

5

Языковая система ограничена определённым набором единиц разных уровней ((звуков речи, морфем, слов, предложений); они учтены и записаны

Речь бесконечна в своём разнообразии; появление новых предложений, текстов не имеет предела

6

Но язык и речь, языковая система и её функционирование в речи неразрывны, едины: язык реализует себя в речи.

Речь, способность человека выражать словами свои мысли возможна лишь при наличии достаточно богатой, хорошо упорядоченной, принятой обществом системы языковых средств

7. По форме речь бывает устной и письменной, а по типу речи - диалог, полилог. Монолог. РАБОТА со СЛОВАРЁМ иностранных слов.

- Приведите примеры монолога из известных вам  художественных произведений.

IV. РЕФЛЕКСИЯ.

- Прочитайте сделанную вами запись. Что важное упустили? Что можно опустить? Какие сокращения использовали?

ИТОГ: информацию можно упрошать, перестраивать предложения, некоторые слова опускать, использовать сокращения.

- Упр.247: коллективный анализ особенностей диалогической речи: лексические, фразеологические, синтаксические признаки разговорной диалогической речи.

V. Дом. работа:

- выучить краткие записи по теме « Язык и речь», сделанные на уроке, используя при затруднениях текст на стр. 14-17  учебника;

-   Упр. 14 -письм.; упр. 15-16   -устно.

- Инд. задание  по упр. 11 -  о чём говорится в тексте Л. А Введенской и А.М. Пономарёвой. Объяснить наиболее трудные орфограммы в данном тексте.



Предварительный просмотр:

Урок № 7-8

 ТЕМА: Система языка. Единицы и уровни языковой системы.

  ЗАДАЧИ:

- дать понятие о языке как знаковой системе, его устройстве, единицах и уровнях;

-  продолжить развитие навыков краткой записи устного сообщения;

- устанавливать связь новой для уч-ся информации о русском языке с ранее приобретёнными знаниями.

Технология  критического мышления.

ХОД

1. Проверка дом. задания:

- проверка упр. 14 и выборочно 15 и 16.

- что общего и чем различаются ЯЗЫК и РЕЧЬ (по таблице и  тезисам, стр.14-17.)

2. ВЫЗОВ. Я вам предлагаю систему вопросов по новой теме урока « Система языка. Единицы и уровни языковой системы»: Работа со словарём. Теорией  5-9 кл. ( § 29 )

1) Каковы значения слова система? Какое из них применимо к устройству русского языка?

2) Какие элементы, единицы и по какому принципу  или их назначению объединены в языке и создают его систему?

3) Рядоположены ли эти единицы? Одинаковое ли у них назначение, функции?

4) Какая из этих четырёх единиц самая простая?  И т. д. по возрастающей.

 Ответы для учителя:

1) Совокупность элементов, единиц, частей, объединённых по общему признаку или назначению. Например, периодическая система элементов Менделеева, международная система единиц)

2) Звуки речи - морфемы - слова - предложения. Общее их назначение - участие в передаче понятий, мыслей, чувств человека.

3) Это многоуровневая система, построенная по иерархическому принципу: из единиц фонетического уровня строятся единицы морфемного уровня, дальше идут единицы лексического уровня, а из лексических единиц  - единицы синтаксического уровня.

4) Звук речи - морфема -слово - предложение.

3. РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА.  Сообщение учителя по теме урока. Уч-ся записывают основные положения (Учебник, стр. 23)

4.  Устно:  упр.17 ( текст Ф.М. Березина)  рассказать о взаимосвязи лексики и словообразования, словообразования и морфологии.

5. РЕФЛЕКСИЯ.   Обобщение на основе ответов на вопросы, чтения  учебника на стр.17 и слова учителя:

- Назовите основные единицы языка и соответствующие уровни языковой системы.

- Каково назначение (функции) звука речи, морфемы, слова, предложения? Дайте их обобщённую характеристику.

- Назовите разделы школьного курса русского языка, в которых рассматриваются:

А) единицы фонетического уровня языковой системы;

Б) единицы морфемного уровня;

В) единицы лексического уровня;

Г) единицы синтаксического уровня.

6. Дом. работа:

- упр.45,46. Тщательно проанализировать содержание трёх последних абзацев лингвистического текста, включённого в упр. 46.

- Уч. на стр. 23 + записи  = подготовить сообщение о системе языка, взаимосвязи единиц разных его уровней. А на основе текста Л.И. Скворцова (упр.46) сообщение о процессах развития языка на современном этапе.

- Упр. 13-16 - для повышения грамотности - письменно.

                                                     Приложение к урокам № 7-8.

Система вопросов по новой теме урока « Система языка. Единицы и уровни языковой системы»: Работа со словарём. Теорией  5-9 кл. ( § 29 )

1) Каковы значения слова система? Какое из них применимо к устройству русского языка?

2) Какие элементы, единицы и по какому принципу  или их назначению объединены в языке и создают его систему?

3) Рядоположены ли эти единицы? Одинаковое ли у них назначение, функции?

4) Какая из этих четырёх единиц самая простая?  И т. д. по возрастающей.

Приложение к урокам № 7-8.

Система вопросов по новой теме урока « Система языка. Единицы и уровни языковой системы»: Работа со словарём. Теорией  5-9 кл. ( § 29 )

1) Каковы значения слова система? Какое из них применимо к устройству русского языка?

2) Какие элементы, единицы и по какому принципу  или их назначению объединены в языке и создают его систему?

3) Рядоположены ли эти единицы? Одинаковое ли у них назначение, функции?

4) Какая из этих четырёх единиц самая простая?  И т. д. по возрастающей.

Приложение к урокам № 7-8.

Система вопросов по новой теме урока « Система языка. Единицы и уровни языковой системы»: Работа со словарём. Теорией  5-9 кл. ( § 29 )

1) Каковы значения слова система? Какое из них применимо к устройству русского языка?

2) Какие элементы, единицы и по какому принципу  или их назначению объединены в языке и создают его систему?

3) Рядоположены ли эти единицы? Одинаковое ли у них назначение, функции?

4) Какая из этих четырёх единиц самая простая?  И т. д. по возрастающей.

Приложение к урокам № 7-8.

Система вопросов по новой теме урока « Система языка. Единицы и уровни языковой системы»: Работа со словарём. Теорией  5-9 кл. ( § 29 )

1) Каковы значения слова система? Какое из них применимо к устройству русского языка?

2) Какие элементы, единицы и по какому принципу  или их назначению объединены в языке и создают его систему?

3) Рядоположены ли эти единицы? Одинаковое ли у них назначение, функции?

4) Какая из этих четырёх единиц самая простая?  И т. д. по возрастающей.

Приложение к урокам № 7-8.

Система вопросов по новой теме урока « Система языка. Единицы и уровни языковой системы»: Работа со словарём. Теорией  5-9 кл. ( § 29 )

1) Каковы значения слова система? Какое из них применимо к устройству русского языка?

2) Какие элементы, единицы и по какому принципу  или их назначению объединены в языке и создают его систему?

3) Рядоположены ли эти единицы? Одинаковое ли у них назначение, функции?

4) Какая из этих четырёх единиц самая простая?  И т. д. по возрастающей.



Предварительный просмотр:

Уроки № 9-10

Тема:  Фонетика и графика. Орфография.

Задачи урока:

-  рассмотреть с учащимися звуковые средства  русского языка с точки зрения их системной организации;

- выявить взаимосвязи звуков речи с морфемным уровнем языковой системы;

- провести наблюдение над выразительными свойствами звуков речи;

- совершенствовать навыки фонетического разбора.

 Технология - ТКМ

ХОД

1.  Выборочная проверка домашней работы: упр. 13-16 (на выбор)

2.  Мы знаем, что язык устроен системно, и каждый уровень взаимосвязан друг с другом.

- Учебник на стр. 45-48. Составим таблицу, подтверждающую эту связь.

Фонетический уровень

Морфемный уровень

Лексический уровень

Синтаксический уровень

1

Состоит из звуков речи

Морфема (часть слова)     - кратчайшая единица языка, имеющая значение

Слово - основная значимая, синтаксически самостоятельная единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, свойств.

Из слов образуются словосочетания - синтаксические конструкции, состоящие из двух  и более  знаменательных слов, соединённых по типу подчинительной связи (согласование, управление, примыкание)

2

Служит для опознавания и различения морфем и слов

Центральная морфема слова - корень, в котором заключено основное лексическое значение слова

В слове сочетаются признаки фонетические, морфологические и семантические. Грамматические значения слова материально существуют в его грамматической форме

Предложение - одна из основных категорий синтаксиса.

3

 Сам звук речи значения не имеет

Корень присутствует в каждом слове и может полностью совпадать с его основой

Большинство слов многозначно

Предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью: интонация конца предложения,  сообщение, вопрос, побуждение. Эмоциональная окрашенность предложения

4

Звуковой единицей является и слог - отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью, чем остальные

Суффикс, приставка и окончание вносят дополнительные лексические и грамматические значения

Слова образуют в языке определённые системы, группы: систему частей речи, гнёзда слов, систему синонимов, антонимов, тематических групп; по исторической перспективе, по сфере использования

Бывают простые и сложные

5

Словообразовательные морфемы - образующие слова: приставка, корень, суффикс

Фразеологизмы приравниваются по функции в речи к слову

Простое неосложнённое и осложнённое

6

Грамматические - образуют форму слова - это окончание

Односоставное - двусоставное, полное -неполное, распространённое - нераспространённое

7

Процесс опрощения, когда суффикс слился с корнем, производные основы превратились в непроизводные

СП: ССП, СПП, БСП

8

Синтаксической самостоятельностью морфемы не обладают

3. Или упр. 45  (пис.)  -  разделить текст на группы и составить вопросы по содержанию каждой части.

4. СИТУАЦИЯ ВЫЗОВА.   Тема урока: Фонетика и графика. Орфография

Кластер

- Вспомните всё, что вы знаете по данной теме из курса 5-9 классы (остаточные знания)

Фонетика и графика. Орфография. →

5. РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА:

- Упр. 47( устно - письменно)

- Стр. 51 -чтение про ударение.

 - Самостоятельное чтение учащимися текста учебника о принципах русской орфографии и правилах переноса слов - стр. 221-223.

6. РЕФЛЕКСИЯ.

1. Фонетический разбор слова  тишина по плану.

 2.  Письменно: пять предложений о том, что узнали на уроке.

7. Дом. работа: 1) упр. 301,303.  2) повт. § 31-43 (5-9 кл).   3)Учить таблицу. 4) Для дифференцированных заданий  по улучшению грамотности: упр. 304-306 - по выбору.

Вопросы учащимся  по теме «Фонетика и графика. Орфография»

1. На какие две большие группы и по какому признаку делятся звуки речи русского языка?

2. На какие группы и по каким признакам делятся согласные звуки речи?

3. Какие буквы русского алфавита не обозначают звука?

4. Каково назначение  твёрдого знака?

5. Каково назначение  мягкого знака?

6. Какова двоякая роль букв Е, Ё, Ю, Я?

7. Что такое орфоэпия?

 8. Что такое орфография? С какими разделами науки о языке она связана?

 Вопросы учащимся  по теме «Фонетика и графика. Орфография»

1. На какие две большие группы и по какому признаку делятся звуки речи русского языка?

2. На какие группы и по каким признакам делятся согласные звуки речи?

3. Какие буквы русского алфавита не обозначают звука?

4. Каково назначение  твёрдого знака?

5. Каково назначение  мягкого знака?

6. Какова двоякая роль букв Е, Ё, Ю, Я?

7. Что такое орфоэпия?

8. Что такое орфография? С какими разделами науки о языке она связана?

 Вопросы учащимся  по теме «Фонетика и графика. Орфография»

1. На какие две большие группы и по какому признаку делятся звуки речи русского языка?

2. На какие группы и по каким признакам делятся согласные звуки речи?

3. Какие буквы русского алфавита не обозначают звука?

4. Каково назначение  твёрдого знака?

5. Каково назначение  мягкого знака?

6. Какова двоякая роль букв Е, Ё, Ю, Я?

7. Что такое орфоэпия?

8. Что такое орфография? С какими разделами науки о языке она связана?

Ответы для учителя:

1. Гласные и согласные.

2. Звонкие и глухие. Твёрдые и мягкие.

3.  Ъ и Ь

4. Ъ знак употребляется  перед Е, Ё, Ю, Я после приставок, оканчивающихся на согласный и в  сложных  словах после числительных  двух-, трёх-, четырёх.

5. Ь знак употребляется  для обозначения мягкости согласных: день, нянька; для отделения в произношении согласного от следующих за ним Е, Ё,Ю, Я не после приставок: карьер, вьёт, вью, друзья, соловьи; является одним из показателей некоторых грамматических форм  - сущ. ж.р. в начальной форме: рожь, речь (сравни: грош, меч);  глагольных форм: идёшь, отрежь, стричь; наречий: прочь, сплошь; частиц: лишь.

Урок № 11

Тема: Изложение (сжатое) с элементами сочинения

Задачи урока:

- выявить уровень владения учащимися языковой нормой - орфографической, пунктуационной, речевой ( умение строить предложения, правильно употреблять слова, логично развивать текст), с тем чтобы на ближайший период организовать дифференфированную самостоятельную работу уч-ся по повышению своей письменной грамотности.

ХОД

1 Чтение исходного текста ОДИН раз.

2. Краткая беседа  по тексту, чтобы правильно был воспринят текст.

 Текст из книги Б. Васильева «Летят мои кони» Стр. 26-27 (Кн. для уч. 2009)

3. Задание: Сжато перескажите текст. Определите проблемы, поднятые автором, выскажите своё мнение о проблеме, которую считаете главной в этом тексте. Свой ответ аргументируйте.

4. Работа в черновиках. Редактирование.

5. Дом. работа - переписать в чистовик.



Предварительный просмотр:

                                                            Уроки № 12-13

Тема: Лексика. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Словари русского языка.

Задача: обобщить и расширить знания уч-ся о лексической системе русского языка, о словарях русского языка, органично сочетая эту работу с повышением их письменной грамотности.

ТКМ

                                                                     ХОД

1. Сдача изложений уч-ся, которые свою работу, выполняемую на уроке, завершали или редактировали дома.

2. - Проверка домашнего задания: упр. 301, 303 (выборочно).

   -  Проверка упр. 304-306 - для дифференцированных заданий.

3. ВЫЗОВ.  Кластер:  Перечислите разделы науки о языке и что изучается в разделе.

-  Сделать фонетический разбор слова  ЖИЛЬЁ.

- Что такое логическое ударение? (Выделение в произношении одного из слов предложения для усиления его смысловой нагрузки. Докажите это  с помощью следующего  предложения: У меня зазвонил телефон.)

4. 1).  РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА. Одними из наиболее сложных разделов языкознания являются ЛЕКСИКОЛОГИЯ и ЛЕКСИКОГРАФИЯ. Объявление темы урока.

- Посмотрите в толковом словаре, что обозначают эти слова и запишите их.

- Стр. учебника 51-52 - работа по вопросам.

-  Упр.50 - Что такое лексическое и грамматическое значение слова? Определите лексическое и грамматическое значение 1-ого слова в стихотворении  С.А. Есенина « С  добрым утром!»

- Упр. 48, 51- на выбор: многозначные и однозначные слова, слова в переносном значении.

 - Чтение теоретического материала об омонимах  и синонимах на стр. 53-54.

- Упр. 52 - омонимы.

- Упр.55 -синонимы.

- Упр.58 - антонимы.

 - ЕГЭ № 2 - тренировка - паронимы- 10 вариантов. Проверка, обсуждение ошибок.

2). Словари русского языка. Чтение  теоретического материала на стр. 43-45. Краткие записи + работа со словарями, имеющимися в классе.

5.  РЕФЛЕКСИЯ.

-  Что входит в понятия ЛЕКСИКОЛОГИЯ и ЛЕКСИКОГРАФИЯ?

6. Дом. работа:

- Подготовить сообщение на тему «Словари русского языка» ( стр. 43-45).

- Упр. 42- 44, 63. (59-62), ЕГЭ №2- все 10 вариантов.



Предварительный просмотр:

Уроки № 14 -15

Тема:  Лексика русского языка с точки зрения её происхождения,

территориальной и социальной дифференциации.

Задачи: дать понятие об исконно русских словах, старославянизмах, лексических заимствованиях,

диалектизмах  и профессионализмах.

ТКМ

ХОД

I.Работа над ошибками в сжатом изложении:

а ) краткий анализ результатов сжатого изложения;

 б) работа с таблицей «Классификация ошибок в содержании, речевых и грамматических» с  указанием, как и что нужно сделать (ошибки исправляются карандашом);

в)  исправление орфографических и пунктуационных ошибок по таблице «Указатель орфограмм и пунктограмм».

II.  Проверка домашнего задания: проверка выполнения учащимися -упр. 63.

III. ВЫЗОВ.  «Корзина» идей.

-  Какие слова называются общеупотребительными, а какие ограниченные в употреблении? Конкретизируйте. Приведите примеры.

(индивидуальная работа 1-2 минуты). Групповая работа (3-4 минуты). Озвучивание ого, что получилось после группового обсуждения.  

Учитель в виде тезисов записывает на доске:

  1. Общеупотребительные (общенародные) слова  – это такие, которые употребляют все русские люди, независимо от профессии и места  жительства. Например: мать, хороший, я, говорить.
  2. Это основная часть лексики русского языка.   Она  межстилевая, стилистически нейтральная. Называет предметы, действия, признаки и не заключает в себе оценки соответствующих понятий.
  3. К  словам, ограниченным в употреблении, относятся диалектизмы,  жаргонизмы и арготизмы, профессионализмы.  Необщеупотребительные слова:  хвост – «несданный экзамен»,  автомат- «зачёт, поставленный преподавателем  без  предварительного собеседования», завсегда, бирюк, утирка, мостки, микроб, капрон, квадрат.

IV. РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА (осмысление).

- Объявление и запись темы урока: «Лексика русского языка с точки зрения её происхождения,

территориальной и социальной дифференциации». Цель урока (озвучивание).

-Учебник на странице 58-65. Составление учащимися тезисного  плана на тему « Происхождение русской лексики». Это  трудный  материал. Но вы должны помнить, что заимствованные слова составляют только  10% лексики русского языка, в основном, это  имена существительные.

- Выполнение упражнений (на выбор):  66 – 68.

-  Чтение  и обсуждение: «Словарик современного сленга».

-  Чтение  и обсуждение «Энциклопедия слова «резюме»

- Составление  собственного  исследовательского проекта по теме «Энциклопедия слова «акустика»  (работа в парах  со словарями) по плану:

1.Указать лексическое значение слова.

2. Указать, каким является слово – однозначным или многозначным

3. Определить, в каком из значений  - прямом или переносном – употреблено слово.

4.  Каково  слово с точки зрения употребительности (общеупотребительное, диалектное, профессиональное).

5. Каково  слово с точки зрения стилистической окраски (нейтральное, разговорное, книжное).

6. Каково  слово с точки зрения происхождения ( исконно русское, заимствованное, архаизм, неологизм).

7. Привести синонимы и антонимы к данному слову.

8.  Привести примеры словосочетаний  и предложений с данным словом.

V.  РЕФЛЕКСИЯ.

- Пять слов по теме урока, обосновав их перечисление.

VI. Домашняя работа:

- подготовить сообщение о происхождении русской лексики.

- упр. 64,65,69.

- доп. задание: подготовить к следующему уроку краткое сообщение по одному из вопросов:

-В чём сходство и различие архаизмов и историзмов?

- Что такое диалектизмы?

- Какие слова называются профессионализмами?

-  Упр. 304-306 – для индивидуальной работы по улучшению грамотности.



Предварительный просмотр:

                                                                               Уроки № 16-18

Тема: Фразеология

Задачи:  Расширить знания учащихся о фразеологии; совершенствовать навыки лексико-фразеологического разбора.

ТКМ

                                                                                        ХОД

I. Проверка домашнего задания:

1) Целостное, связное сообщение о русской лексике с точки зрения её происхождения и развития.

2) Краткие сообщения о сходстве и различии архаизмов и историзмов, о диалектизмах, профессионализмах.

3) Выборочная проверка упр. 64, 65,69.

4)  Упр. 304-306 – информация по повышению грамотности с учётом допускаемых в письменных  работах ошибок.

II.  Ситуация вызова. КЛАСТЕР:

- Вспомните всё, что вы знаете по  теме «Фразеология» (остаточные знания).

                                            Вопросы для подсказки по теме «Фразеология»:

1). Что такое фразеологизм?

2). В чём сходство и различие фразеологизма и слова?

3). В чём сходство и различие фразеологизма и свободного словосочетания и предложения?

4). Дайте определение фразеологии как раздела науки о языке.

Вывод учителя:

-  Обобщая всё вами сказанное, сделаем вывод о разнообразии фразеологизмов:

-  фразеологизмы, значение которых не выводится из значения составляющих их слов (бить баклуши, как пить дать, сломя голову);

- фразеологизмы, значение которых в той или иной мере мотивировано значением входящих в них слов (зарыть свой талант, тянуть лямку, стереть в порошок);

-фразеологические единицы, являющиеся наименованиями  предметов, понятий, как правило, имеющие терминологическое  значение, лишённые эмоционально-образных оттенков (точка  зрения, центр тяжести, железная дорога);

-  крылатые слова, поговорки, пословицы.

III. Реализация смысла.

- Работа с материалами учебника о происхождении фразеологизмов (стр. 65-67).

-  Упр. 71 – устно ( С 1,5,9 словосочетаниями составить по 2 предложения так, чтобы в 1-ом из них словосочетание было устойчивым, фразеологическим;  во 2-ом – свободным, нефразеологическим.  Докажите, что в 1-ом случае данное словосочетание является  фразеологическим, во 2-ом – свободным.

- Упр.70 (Слова для толкования:  внушительно, везде, столяр).

                                Лексико  - фразеологический анализ текста:

1. Дайте толкование выделенных слов. Приведите синонимы и антонимы к ним, если это возможно.

2. Укажите многозначные слова, дайте толкования всех значений ( с приведением примеров) одного из них.

3. Укажите слова, употреблённые в переносном значении, дайте толкование прямого и переносного значения одного из них.

4. Найдите в тексте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, дайте их толкование.

5. Укажите стилистически окрашенные слова: книжные, официальные, высокие, разговорные, просторечные; прокомментируйте их назначение в тексте, особенности их морфемного состава.

6. Выявите фразеологизмы, определите их значение и стилистическую окраску, подберите к ним синонимы и антонимы.

IV. Рефлексия.

- Чем важен лексико-фразеологический анализ текста?

V. Домашнее задание по теме «Фразеология»:

-  закончить упр. 70.

- упр. 72(письм.)

 - упр. 322 (письм.)

                                                   Приложение к урокам № 16-18

                                            Вопросы по теме «Фразеология»:

1). Что такое фразеологизм?

2). В чём сходство и различие фразеологизма и слова?

3). В чём сходство и различие фразеологизма и свободного словосочетания и предложения?

4). Дайте определение фразеологии как раздела науки о языке.

                                Лексико  - фразеологический анализ текста:

1. Дайте толкование выделенных слов. Приведите синонимы и антонимы к ним, если это возможно.

2. Укажите многозначные слова, дайте толкования всех значений ( с приведением примеров) одного из них.

3. Укажите слова, употреблённые в переносном значении, дайте толкование прямого и переносного значения одного из них.

4. Найдите в тексте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, дайте их толкование.

5. Укажите стилистически окрашенные слова: книжные, официальные, высокие, разговорные, просторечные; прокомментируйте их назначение в тексте, особенности их морфемного состава.

6. Выявите фразеологизмы, определите их значение и стилистическую окраску, подберите к ним синонимы и антонимы.



Предварительный просмотр:

Крылатые выражения

1. В ногах правды нет

     "Садись, чего стоишь, в ногах правды нет", - исстари говорят в русском народе.

      Появление этой фразы связано со средневековым судебным русским обычаем, который назывался правеж. Это суд  или, скорее, расправа, при которой должника били по босым ступням и пяткам и заставляли стоять на снегу без сапог и лаптей. От боли и холода наказываемые нередко брали на себя вину, даже если не совершали проступка: лишь бы наказание закончилось скорее. В итоге такое наказание не могло выявить всей правды.    Так и появилось выражение "в ногах правды нет".

2. ЗЕЛЁНАЯ УЛИЦА

 Каждый, кому сказали бы 100 лет назад: " Мы тебе устроим зелёную улицу", содрогнулся бы от ужаса, потому что в то время так называли две шеренги солдат, каждый из которых был вооружён гибким длинным прутом. По такой "улице" прогоняли или протаскивали осуждённых, и нередко в конце этой страшной "улицы" человек умирал.

Теперь эта фраза в переносном значении обозначает полную свободу действий. И пришла она к нам из лексикона железнодорожников, которые давали "зелёную улицу" поездам, включая цепь зелёных семафорных огней для возможности мчаться без всякой задержки.


"И ежу понятно". Откуда?


Источник выражения «И ежу понятно» — стихотворение Маяковского («Ясно даже и ежу — / Этот Петя был буржуй»). Широкое распространение оно получило сначала в повести Стругацких «Страна багровых туч», а затем в советских интернатах для одарённых детей. В них набирали подростков, которым осталось учиться два года (классы А, Б, В, Г, Д) или один год (классы Е, Ж, И). Учеников одногодичного потока так и называли — «ежи». Когда они приходили в интернат, двухгодичники уже опережали их по нестандартной программе, поэтому в начале учебного года выражение «ежу понятно» было очень актуально.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» ( базовый уровень) для 7 класса и КТП

Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и програ...

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Составлена на основе примерной  программы   общеобразовательных учреждений «Русск...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку(базовый уровень) 5-9 классы

За основу рабочей программы взята авторская программа по русскому языку (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, 2010 год), Примерной программы основного образования по русскому языку дл...

Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) 6-9 классы на 2015-2016 учебный год

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общейнацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения. Для достижения их составле...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку (базовый уровень) для 6 класса

Календарно-тематическое планирование  по предмету «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  с учетом авторско...

Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) для 8 класса к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос и др.

Рабочая программа  по русскому языку (базовый уровень) для 8 класса к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовй, В.И. Капинос и др. (ФГОС)...