Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему:
Учимся писать сжатое изложение

Маер Ирина Александровна

Открытый урок в 9 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:

Комплекс работы с текстом.

ПЕРВЫЙ ЭТАП (первое прочтение текста)

1. Определите ТЕМУ текста (о чём текст?).

    Способы (как сделать):

  1. по началу текста;
  2. по ключевым словам;
  3. по ключевым эпизодам;
  4. по поступкам или размышлениям героев (автора);
  5. по заглавию текста.

2. Сформулируйте ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ (чему учит текст?)
    Способы (как это сделать):

  1. по настроению, которое вызывает прочтение текста;
  2. по отношению автора к событиям, героям;
  3. по наличию в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).

3. Определите СТИЛЬ текста и ТИП речи, особенности построения текста.
        Способы (как сделать):

  1. в повествовании - по началу событий, ходу его, самого острого момента сюжета, концу;
  2. в описании - по предмету речи и его значимым, существенным признакам;
  3. в рассуждении - по общему положению, аргументам, доказательствам, выводу.

4. Составьте ПЛАН текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
    Способы (как сделать):

  1. по выделению главной мысли в абзаце;
  2. по соотношению нескольких абзацев в соответствии с главной мыслью;
  3. по ключевым слова и ключевым предложениям абзаца.

У  хорошего плана есть ряд достоинств:

  1. Это самая  краткая запись текста. Поэтому его легко переписывать, доделывать и вообще доводить до совершенства.
  2. Четкая форма плана помогает отразить последовательность изложения и обобщить главное.
  3. Хорошо составленный план полностью раскрывает содержание текста.
  4. Составление плана организует самоконтроль. Все ли учтено? В нужной ли последовательности записаны пункты? Нет ли нарушения логики изложения текста?

Планы бывают нескольких типов, основные из них – вопросный, назывной и тезисный. 

Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту; каждой смысловой части соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана важно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например, как..., почему..., но не есть ли..., сделал ли... и т. п.). Секрет в том, что такие словосочетания предполагают только ответ «да» или «нет», а вопросы с вопросительными словами заставляют дать развернутый ответ, который ведет к следующему пункту плана и помогает увязать эти пункты между собой.

Назывной план – план в виде ключевых словосочетаний, часто с отглагольными существительными, передающими основное содержание смысловых пунктов текста (например, «Разговор героев о дружбе»).

Тезисный план – план из тезисов (утверждений) глагольного строя, то есть это целые предложения (например, «Герои разговаривают о важности дружбы в жизни»). Такой план всегда чуть более подробен, его уместно применять для записи содержания достаточно больших текстов. Для работы с экзаменационным изложением лучше всего подходит назывной план.

Работа с планом начинается после первого чтения текста. Понятно, что сразу получится только некий скелет, который после второго чтения обрастет «мясом» важных деталей. После того как план готов, нужно попробовать пересказать текст по частям и в целом. Разумеется, в условиях экзамена не всегда на это есть время, но нужно постараться, поскольку эта работа – очередной этап самоконтроля, который поможет не только выяснить, насколько хорошо содержание текста улеглось в памяти, но и проверить себя, отметить то, что требует доработки. Только после этого можно приступать к написанию изложения.

ВТОРОЙ ЭТАП (второе прочтение текста)

1. Отметьте в каждой микротеме СУЩЕСТВЕННОЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ в каждой части.

Способы (как сделать):

  1. по содержанию (существенное раскрывает тему и идею текста, дополнительное содержит подробности, детали, описательные элементы, которые можно опустить).

2. Определите СПОСОБ сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение).

3. Напишите СЖАТОЕ изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
Способы (как это сделать): использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:

  1. лексические - повтор, однокоренные слова, синонимы;
  2. лексико-грамматические - местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.

Помните о главных УСЛОВИЯХ в написании изложения:

  1. необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом;
  2. не объединять микротемы в один абзац;
  3. каждый абзац начинать с красной строки;
  4. объём изложения - 90-100 слов;
  5. пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Предварительный просмотр:

Маер Ирина Александровна

Учитель русского языка и литературы

МОУ Киргинцевской СОШ Купинского района Новосибирской области

Русский язык

Класс: 9

Тема: Учимся писать сжатое изложение

Тип: развитие речи

Цели: 1. продолжить подготовку учащихся к части С1 ГИА по русскому языку – сжатому изложению;

2. обобщить знания учащихся о способах сжатия текста;

3. формировать общеучебные навыки работы с текстом;

4. развивать правильную монологическую и диалогическую устную речь учащихся.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Ребята, наш урок посвящен подготовке к предстоящему экзамену по русскому языку в форме ГИА. Сегодня мы будем учиться писать сжатое изложение. Для этого вспомним, что такое рассуждение, какие есть способы сжатия текста. Также продолжим работу по развитию связной, красивой речи.

II. Введение в тему.

Прежде чем рассуждать по этому поводу, давайте посмотрим, как сформулировано задание С1 в КИМах (Контрольных Измерительных Материалах):

Прослушайте текст и выполните задание С1 на бланке ответов №2. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы,  так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Итак, какое изложение вам надо написать по прослушанному тексту?
Правильно,СЖАТОЕ!

III. Изучение нового.

Я не буду объяснять вам, что такое сжатое изложение. Разочарованы?

Давайте лучше сделаем апельсиновый сок! Куда более приятное занятие!

Итак, начнём! Берём самый большой и спелый апельсин. Чтобы получить из него свежий натуральный сок, избавляемся от толстой корки, которая на сок совсем не годится, мякоти, косточек и получаем свежевыжатый вкусный сок! 

Наверное, вам хочется сейчас сказать мне: "Ну, хватит ерунду городить! Какое отношение имеет сок к изложению?"

Сейчас поймёте сами, какое!
Изложение у нас какое? Сжатое!
А сок какой получили? Свежевыжатый!
Видите сходство?

Этот наглядный пример с соком и объясняет вам, что такое сжатое изложение.

Итак, чтобы СЖАТЬ изложение ( т.е. получить СОК), нужно ОБРАБОТАТЬ прослушанный текст, а именно: убрать всё лишнее, подробности, детали (т.е. корку, косточки, мякоть) и оставить только САМОЕ ГЛАВНОЕ, ВАЖНОЕ, СУТЬ (т.е. СОК, ведь именно из него и состоит апельсин!)

Непонятно?
Тогда читайте научное определение:

Сжатое изложение - это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором "максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств" (Валгина Н.С.)

Главная задача сжатого изложения - кратко, в обобщённой форме осветить описанные в тексте факты, явления или события, вычленить наиболее важный материал, самостоятельно подобрать слова и синтаксические конструкции.

Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но НЕ бедным по содержанию.

Ну вот, что такое СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ, мы вроде бы разобрались.
Теперь нам нужно выяснить, какими способами можно сжать текст.

Итак, для того чтобы написать СЖАТОЕ изложение, необходимо знать, какими способами можно сжать текст.
Помните разговор про апельсиновый сок?
Какими способами можно выжать сок?
Рукой, соковыжималкой механической или электрической.

В любом случае, независимо от способа, мы получим один и тот же результат - свежевыжатый сок.

Получить СЖАТЫЙ текст мы тоже можем различными способами.

О них сейчас и поговорим.

Известны три способа сжатия текста. Какие?

1. исключение,
2. обобщение,
3. упрощение.

Что вам известно об этих способах?

(учащиеся отвечают)

А теперь давайте рассмотрим эти способы более подробно.

При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:

  1. выделить главное (существенное) и детали (подробности);
  2. убрать детали;
  3. пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
  4. пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
  5. объединить существенное;
  6. составить новый текст.

Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:

1. исключаем 1 или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.   
                                                             
ПРИМЕР:

до сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

после сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

2. удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

ПРИМЕР:

до сжатия
Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.


после сжатия
Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.

При ОБОБЩЕНИИ необходимо:

  1. вычленить единичные факты;
  2. подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
  3. составить новый текст.


ПРИМЕР:

до сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

после сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
Третий способ сжатия текста - это УПРОЩЕНИЕ.

При УПРОЩЕНИИ необходимо:

  1. заменить сложное предложение простым;
  2. заменить предложение или его часть указательным местоимением;
  3. объединить два или три предложения в одно;
  4. разбить сложное предложение на сокращённые простые;
  5. перевести прямую речь в косвенную.


ПРИМЕРЫ:

1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.

до сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

после сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

до сжатия
Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

после сжатия
Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

до сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.

после сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.

IV. Закрепление.

А теперь применим полученные знания на практике. Перед вами текст. Это отрывок из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Ваша задача – сжать данный текст, при этом постарайтесь использовать все приемы сжатия.

(после проверяем выполненное задание, обсуждаем все ошибки)

V. Комплекс работы с текстом.

ПЕРВЫЙ ЭТАП (первое прочтение текста)

1. Определите ТЕМУ текста (о чём текст?).

    Способы (как сделать):

  1. по началу текста;
  2. по ключевым словам;
  3. по ключевым эпизодам;
  4. по поступкам или размышлениям героев (автора);
  5. по заглавию текста.

2. Сформулируйте ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ (чему учит текст?)

    Способы (как это сделать):

  1. по настроению, которое вызывает прочтение текста;
  2. по отношению автора к событиям, героям;
  3. по наличию в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).

3. Определите СТИЛЬ текста и ТИП речи, особенности построения текста.
    
    Способы (как сделать):

  1. в повествовании - по началу событий, ходу его, самого острого момента сюжета, концу;
  2. в описании - по предмету речи и его значимым, существенным признакам;
  3. в рассуждении - по общему положению, аргументам, доказательствам, выводу.

4. Составьте ПЛАН текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

    Способы (как сделать):

  1. по выделению главной мысли в абзаце;
  2. по соотношению нескольких абзацев в соответствии с главной мыслью;
  3. по ключевым слова и ключевым предложениям абзаца.

У  хорошего плана есть ряд достоинств:

  1. Это самая  краткая запись текста. Поэтому его легко переписывать, доделывать и вообще доводить до совершенства.
  2. Четкая форма плана помогает отразить последовательность изложения и обобщить главное.
  3. Хорошо составленный план полностью раскрывает содержание текста.
  4. Составление плана организует самоконтроль. Все ли учтено? В нужной ли последовательности записаны пункты? Нет ли нарушения логики изложения текста?

Планы бывают нескольких типов, основные из них – вопросный, назывной и тезисный. 


Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту; каждой смысловой части соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана важно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например, как..., почему..., но не есть ли..., сделал ли... и т. п.). Секрет в том, что такие словосочетания предполагают только ответ «да» или «нет», а вопросы с вопросительными словами заставляют дать развернутый ответ, который ведет к следующему пункту плана и помогает увязать эти пункты между собой.


Назывной план – план в виде ключевых словосочетаний, часто с отглагольными существительными, передающими основное содержание смысловых пунктов текста (например, «Разговор героев о дружбе»).


Тезисный план – план из тезисов (утверждений) глагольного строя, то есть это целые предложения (например, «Герои разговаривают о важности дружбы в жизни»). Такой план всегда чуть более подробен, его уместно применять для записи содержания достаточно больших текстов. Для работы с экзаменационным изложением лучше всего подходит назывной план.

Работа с планом начинается после первого чтения текста. Понятно, что сразу получится только некий скелет, который после второго чтения обрастет «мясом» важных деталей. После того как план готов, нужно попробовать пересказать текст по частям и в целом. Разумеется, в условиях экзамена не всегда на это есть время, но нужно постараться, поскольку эта работа – очередной этап самоконтроля, который поможет не только выяснить, насколько хорошо содержание текста улеглось в памяти, но и проверить себя, отметить то, что требует доработки. Только после этого можно приступать к написанию изложения.

ВТОРОЙ ЭТАП (второе прочтение текста)

1. Отметьте в каждой микротеме СУЩЕСТВЕННОЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ в каждой части.

Способы (как сделать):

  1. по содержанию (существенное раскрывает тему и идею текста, дополнительное содержит подробности, детали, описательные элементы, которые можно опустить).

2. Определите СПОСОБ сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение).

3. Напишите СЖАТОЕ изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

Способы (как это сделать): использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:

  1. лексические - повтор, однокоренные слова, синонимы;
  2. лексико-грамматические - местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.

Помните о главных УСЛОВИЯХ в написании изложения:

  1. необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом;
  2. не объединять микротемы в один абзац;
  3. каждый абзац начинать с красной строки;
  4. объём изложения - 90-100 слов;
  5. пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

VI. Итоги урока

Чтобы наилучшим образом сохранить в памяти смысл и строй текста, полезно постараться ответить на такие вопросы. В чем основная мысль текста? На какие части его можно разделить? Как эти части связаны между собой? Какими художественными средствами пользуется автор, чтобы раскрыть свой замысел?


Повторюсь: не нужно стремиться передать текст дословно. Изложение в рамках ГИА должно быть сжатым (в задании указан минимум – 90 слов),

При написании текста важно не допускать традиционных для учащихся ошибок: повторения одних и тех же слов, неправильного употребления личных местоимений. Важно следить за правильной передачей прямой речи, не писать от первого лица. После окончания работы нужно несколько раз проверить готовый текст. Несколько раз – это как минимум три. Первая проверка должна показать, насколько верно и полно передано содержание текста. Все ли учтено? Нет ли лишних деталей? Не пропали ли нужные мелочи? Оформлен ли логичный и плавный переход от части к части? Иными словами, проверяется текст как таковой. Вторая проверка касается языка. Упомянутые выше личные местоимения и косвенная речь, строй предложений, наличие абзацев. «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения» – это один из критериев оценки изложения как этапа ГИА. Третья проверка отлавливает орфографические и пунктуационные ошибки. Кстати сказать, такая трехступенчатая проверка хороша в любой работе: изложение ли, сочинение – любой авторский текст должен проверяться таким образом, это поможет создавать наилучшие работы и избегать всевозможных ошибок.

VII. Домашнее задание.

Выучить теоретический материал, выполнить карточку (на карточках тексты – отрывки из произведений художественной литературы, которые нужно сжать)


Предварительный просмотр:

Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск. Я беспощадно погонял измученного коня, который, храпя и весь в пене, мчал меня по каменистой дороге.
Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно. Я скакал, задыхаясь от нетерпенья. Мысль не застать уже ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! — одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ее руку... Я молился, проклинал, плакал, смеялся... нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья! Бог знает, какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей... И между тем я все скакал, погоняя беспощадно. И вот я стал замечать, что конь мой тяжелее дышит; он раза два уж спотыкнулся на ровном месте... Оставалось пять верст до Ессентуков, казачьей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь.
Все было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на десять минут! Но вдруг, поднимаясь из небольшого оврага, при выезде из гор, на крутом повороте, он грянулся о землю. Я проворно соскочил, хочу поднять его, дергаю за повод — напрасно; едва слышный стон вырвался сквозь стиснутые его зубы; через несколько минут он издох; я остался в степи один, потеряв последнюю надежду. Попробовал идти пешком — ноги мои подкосились; изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал.
И долго я лежал неподвижно, и плакал, горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие — исчезли, как дым. Душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся.
Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно. Чего мне еще надобно? — ее видеть? — зачем? не все ли кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться.
Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок.
Все к лучшему! это новое страдание, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию. Плакать здорово; и потом, вероятно, если б я не проехался верхом и не был принужден на обратном пути пройти пятнадцать верст, то и эту ночь сон не сомкнул бы глаз моих. (428 слов) (М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени)

Не успел Чичиков осмотреться, как уже был схвачен под руку губернатором, который представил его тут же губернаторше. Приезжий гость и тут не уронил себя: он сказал какой-то комплимент, весьма приличный для человека средних лет, имеющего чин не слишком большой и не слишком малый. Когда установившиеся пары танцующих притиснули всех к стене, он, заложивши руки назад, глядел на них минуты две очень внимательно. Многие дамы были хорошо одеты и по моде, другие оделись во что бог послал в губернский город. Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые всё увивались около дам; некоторые из них были такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских, имели так же весьма обдуманно и со вкусом зачесанные бакенбарды или просто благовидные, весьма гладко выбритые овалы лиц, так же небрежно подсе-дали к дамам, так же говорили по-французски и смешили дам так же, как и в Петербурге. Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие. Эти, напротив того, косились и пятились от дам и посматривали только по сторонам, не расставлял ли где губернаторский слуга зеленого стола для виста. Лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки, кое-кто был и рябоват, волос они на голове не носили ни хохлами, ни буклями, ни на манер «черт меня побери», как говорят французы, — волосы у них были или низко подстрижены, или прилизаны, а черты лица больше закругленные и крепкие. Это были почетные чиновники в городе. Увы! толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их
как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадежно. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а всё прямвде, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко, так что скорей место затрещит и угнетен под ними, а уж они не слетят. Наружного блеска они не любят; на них фрак не так ловко скроен, как у тоненьких, зато в шкатулках благодать божия. У тоненького в три года не остается ни одной души, не заложенной в ломбард; у толстого спокойно, глядь — и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены, потом в другом конце другой дом, потом близ города деревенька, потом и село со всеми угодьями. Наконец толстый, послуживши Богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу, перебирается и делается помещиком, славным русским барином, хлебосолом, и живет, и хорошо живет. А после него опять тоненькие наследники спускают, по русскому обычаю, на курьерских все отцовское добро. Нельзя утаить, что почти такого рода размышления занимали Чичикова в то время, когда он рассматривал общество, и следствием этого было то, что он наконец присоединился к толстым, где встретил почти всё знакомые лица. (454 слова) (Н. В. Гоголь. Мертвые души)


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Файл не обнаружен.

Возможные причины ошибки: указан неверный URL, либо файл удален владельцем.

Работать с Google Диском легко и приятно.

Создавайте текстовые документы, таблицы, презентации и многое другое, храните их в Интернете и отправляйте другим пользователям.

Подробности на drive.google.com/start/apps.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ.

Памятка для учащихся...

презентация "Учимся писать сжатое изложение"

Данная презентация составлена в рамках подготовки к новой форме аттестации в 9 классе и содержит материал, помогающий де...

Программа факультативного курса "Учимся писать изложение и сочинение-рассуждение" 9 класс

Подлинной грамотностью следует считать не только умение писать и читать без орфографических и пунктуационных ошибок, но ...

Обучающее сжатое изложение.

Урок развития речи по русскому языку в 6 классе. 2 часа. Тема урока: «Сжатое (по объему исходного текста) и выбороч...

Сжатое изложение публицистического текста.

 Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе включает несколько типов заданий, одно из которых...

Сжатое изложение Братья-близнецы

Подготовка к ГИА.  Написание сжатого изложения - одно из трудных заданий в ГИА ( особенно для учащихся национальных...

Урок русского языка в 9-х классах "Сжатое изложение"

Методическая разработка посвящена подготовке к сжатому изложению учащихся 9-х классов в рамках подготовки к ГИА по русск...

Обучающее изложение (сжатое) (по материалам ГИА – текст из демоверсии текущего года)

Обучающее изложение (сжатое) (по материалам ГИА – текст из демоверсии 2013 года).Этот материал поможет подготовить учени...

Урок развития речи "Сжатое изложение текста публицистического стиля"

В связи с новыми требованиями в российском образовании, которые нацелены на развитие коммуникативно развитой  лично...