Статья "Нетрадиционные формы обучения"
статья по русскому языку по теме

Мазурова Елена Анатольевна

    Нетрадиционные формы обучения и закрепления  учебного материала в школьной практике не являются изобретением последнего времени. Многие уроки по  объему и содержанию рассматриваемого материала нередко выходят за рамки школьной программы и предполагают творческий подход со стороны учителя и учащихся.

    Игра - благодатное поле для повторения материалов, усвоенных на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мазурова Елена Анатольевна

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия имени Н.В. Пушкова»

Г. Троицк, Московская область

Нетрадиционные формы обучения

Нетрадиционные формы обучения и закрепления  учебного материала в школьной практике не являются изобретением последнего времени. Многие уроки по  объему и содержанию рассматриваемого материала нередко выходят за рамки школьной программы и предполагают творческий подход со стороны учителя и учащихся.

Игра - благодатное поле для повторения материалов, усвоенных на уроке. Это переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Это возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль своих знаний и увидеть их применение на практике, что дает возможность для самореализации ученика, а также ощутить взаимосвязь наук.

Введение новых форм деятельности, закладка оснований для формирования творческого мышления позволяет выйти за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний).

Усвоение учебного материала зависит не только от памяти, но и от воображения, умственных действий учащихся, развиваемых в процессе частичного дополнения учителем содержания.

Так литературная игра «Рифма» позволяет закрепить знания учащихся  по различным темам (по литературе и русскому языку). Написание рифмованных стихотворных строк позволяет облегчить усвоение материала, расширить словарный запас, активизировать речевую деятельность, высказывать свое мнение. Такая работа пробуждает интерес к родному языку, позволяет нестандартно  и оригинально мыслить.

Игра может стать завершающим мероприятием большого учебного периода, когда идет повторение и обобщение материала.

Например, по теме «Нераспространенные предложения» по русскому языку:

Шагает жучок.

Бежит паучок.

Прорастает лучок.

Не рвется сачок. ( 5 класс)

Звенит ручей.

Поет соловей.

Растут дубы.

Цветут цветы.

Лето пришло.

Все хорошо.(5 класс)

Определение темы (например «Подготовка животных к зиме», «Первый снег») заставляет ученика анализировать уже известные ему факты  и отражать  в своей работе.

Я – снежинка,

Как пушинка.

Только меньше

Раза в два.

Вот на землю я упала.

Снег как море серебра.

На теплом солнышке блещу я.

Друзей - снежинок тут ищу я. (5 класс)

«Безударные гласные в корне слова», «Непроизносимые согласные» и многие другие темы находят свое отражение в таких строках.

Уроки с измененными способами организации, опирающиеся на фантазию, позволяют использовать методы дедуктивной логики, вербализации устанавливаемых учениками взаимосвязей, закономерностей, стимулирование интереса и мотивации учебной деятельности.

Такая игра дает толчок для творчества в различных видах деятельности. Ученики выполняют работу более уверенно, без сомнений, находят более интересные варианты (для сочинений).

Литература:

  1. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Современный урок» ч.1. Издательство «Учитель» 2005
  2. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Современный урок» ч.2 . Издательство «Учитель» 2005
  3. Н.Н. Соловьева «Игры на уроках русского языка 5-9 классы». Материк-Альфа Москва 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

Программа промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по дисциплине Иностранный (английский) язык, специальность Сестринское дело (базовая подготовка) очно-заочная форма обучения, 1 курс

Форма проведения дифференцированного зачета - письменная. Для подготовки к зачету студентам предлагается краткое содержание учебной информации, банк заданий в тестовой форме без эталонов ответов. Соде...

Дистанционное обучение школьников Принципы и средства дистанционного обучения Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

Дистанционное обучение школьников в последние годы становится одним из перспективных направлений модернизации общего образования, с которым связано развитие системы открытого образования, расширение д...

Использование онлайн-сервиса Google Формы для создания обобщающего урока в формате, пригодном для очной и дистанционной форм обучения

Представленная статья посвящена актуальной в период пандемии и в угрожаемый период проблеме - созданию и организации урока, в равной мере пригодного как для проведения при очной форме обучения, так и ...

Календарно-тематическое планирование по ИСКУССТВУ (МХК) 10-12 классы (очно-заочная форма обучения, заочная форма обучения) на 2020-2021 учебный год

Календарно-тематическое планирование по ИСКУССТВУ (МХК) 10-12 классы (очно-заочная форма обучения, заочная форма обучения) на 2020-2021 учебный год.Учебник: Искусство. 10 класс. Базовый уровень: учебн...